|
|||
«Первое восхождение, вдоль идя, не обрати вспять».Слышал от живущего неродиво в миру, обратившегося ко мне: «Как можем с женой живуще, и мирских потребностей прилежаще, сохранить житие чернецов, монашескую? » К ним же отвечахом: «Всё как можете добра створить, створите, никого же не укорите, ни у кого же не украдите, никому же не солгите, ни над кем не возвысьтесь, никого не возненавидьте, схождения друг с другом отлучайтесь, просящим дайте, никого не соблазните, к чужой части не приближайтесь, и довольно, и будет в благоразумие женитьба ваша (урок ваш). Если так створите, недалече будете Царства Небесного». «Притечём с радостью, и бой держа к доброму труду, нестрашась врагов наших, в лице души нашей которые зрят, и не видят. А если узрят, то от страха нашего, и переменятся, и на нас люто вооружатся. Вооружаются сразумевая лукавое твоё. Сразумев лукавое наше, добродушно против этого, им вооружимся, борющемуся с усердием никто же супротивится». Пока человек безстрашен, пока не страшится, и не трепещет, он не заметен для лукавых духов. Но как только проявляется грех, лукавые видят своё, и к нему тянутся, и могут рать собрать. " Страх смерти есть свойства естества от преслушания, от нераскаянных грехов, и этот трепет есть знамение", пишет преподобный Иоанн Лествичник, и учит нас не страшиться, а страховаться как Христос показал, " Христос боитьсиа смерти, но не трепещет" (Слово 6, О памяти смертной" ) Бой держать смерти! Требуется держать бой. Ежели трепещешь, иди кайся, и снова вставай в строй. Трусливые люди слово" боиазнь" превратили в " страх", а у отцов это разные понятия, два разных свойства одного естества, и АЗЪ БОЙ держит, а грех, как и бесы от Бога трепещут. Грех сам по себе трепещет, об этом в других повествованиях уже более подробно. «Новоприступившим в строительстве Господь рать облегчает, иначе и не начав в мир воспятится, и быстро. Тем же и радуйтесь о Господе все рабы его, это и есть первое знамение любви познания о себе Господом, - как нас позвал, и се творя, Бог познавается. Многожды, видев о доброй душе, от начатка собирания тем и послабляет, венчать вскоре желая. Скрыл Господь от мирских бедность похорон, снова же удобство ещё познали, иначе с мира не отходила бы никакая плоть». Есть в народе такое поверье, всё по начатку смотреть, как дело начинается, таков и знак, так оно и пойдёт. «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Отцы часто говорят, что Бог вначале с преизбытком даёт благодать, но потом её потребуется добывать с потом, и кровью. Но главное на что указывает преподобный, что начинается личное Богообщение, и это главнее всего. А как оно впоследствии будет, это уже второй вопрос, главное «Богжелаетвенчать». «Дай труд юности твоей с усердием Христовым, и порадуешься на старость о богатстве имеющегося бестрастия». Последние ступени повествуют о дивном и чудном богатстве безвредия, если бестрастие лишь вход в иной мир, то безвредие, его изобилие. «В юности собираемое на старость от немогущего кормить, и пока в теле, пока сильны, будем трудится, и тепло течём, ибо смерть трезвит, и безвестна». Смерть буквально трезвит, охлаждает душу до конца. Слово «мера», и глубина падения, её «мера», это именно то слово, которое заменили на «смирение». Но это самый главный практический момент на начале пути, чем глубже мера падения, тем серьёзней требуется аскеза, и этому вопросу в главе 6 уделяется пристальное внимание. «В реальности лукавые люты весьма, льстивы проказой, мощны бесы, безвещественны тонким действием, и невидимы, и именно таких врагов имеем мы. Никто же врагов своих приемлет глаголющих: «Нескруши тела, и да не воиАЗя, ибо в немощи падеши» , (Не слушай слов врагов, ибо он тебе скажет: «Не сокрушай тело, да не воинствуй, не уязвляй, ибо в немощь падёшь». У отца учение о АЗЪ ЕСМЬ БОГ рассыпан по всей книге, и порой слова мало понятны на сегодняшний день, как и это слово. Дословно оно не понимаемо. Но по смыслу «не уязвляй сам себя». По дословности можно предположить: «да не вытягивает из АЗЪ «я», не уязвляет эти малые «Я», ибо в немощью падёшь». Но учение отца о внутренней восьмёрке требует отдельного разбора, и оно рассыпано по всей книге. Сам же лукавый этой фразой лукавит, ибо через эти малые «я» он и животворит своё, буквально вгрызается грехами в тело души. ) «И едва бо некто в настоящих начинающего рода, уморить это из воли возможет, еще и многих и сладких существований, пьянящих себя сам лишит, разум бо его бесу соединён, который в нём самом празник по покойнику из наших слабостей творит, и конец тому началу ключа иемо». «Не уязвляй» себя учит бес, и он, никогда не отпустит эту жажду, ибо она противоречит всей телесности, всего нашего вещественного тела, которое состоит из многих сладких, и пьянящих потребностей, этих малых «я», семь «я», семь грехов если буквально. Преподобный указывает, что ум порабощен лукавому бесу, и со всеми вытекающими. В Писании писано, что человек нанизан на серебрянную нить, которую Бог обрывает, и жизнь прекращается. И речь в данном тексте идет о том, чтобы прекратить медленное затухание тела, через его выгорания, от рождения к смерти, как происходит с обычными людьми греха, но стать новым родом, родом Христа, и для этого надо «раздеть» свою душу до этой самой серебрянной нити, до этого «Азъесмь», и Бога, и Господь собирет человека заново. Как писано в слове 29 соберёт «из множества в семь, и з семи в иединицу», в деницу, в зарю, если быть буквальным по тексту. То есть, как белый свет разворачивается в радугу, так и человек собирается в деницу, в свет. Ключ, источник собирания, как указано преподобным, в том, в чём и смерть происходит, отказу псу в его аргументах. «Прежде чем года взыщут, и створять, и Христу непрерывно работать хотяще, духовными отцами, и своим ведением, необходимо свой источник избрать, свой образ приложения (седалища) и ухищрений. Не ради ласки монастыри, не ради гнева беззмолвие, каждый рассмотрит свои источники». «В трёх крепких устроениях, и седениях, всё чернецкое житие держится, 1. уединенное терпение страстного шествия, терпение страстного движения, 2. вдвоём многого безмолвия молчати, или 3. в монастыре терпением сидеть». «Не кланяйся ни левым, ни правым, Царём гряди» говорит сборник (Притч. 4: 27), «царским путём гряди, не склоняйся ни влево, ни в право», средний же предрекает мно'гого источника, и в гору иединому изрекает, как впадёт во скорби, или в сны, иль в лености, иль в отчаянье, нет воставливающего(поднимающего) в человеках, «где же собраны два, или три имеются имеющие Мени, там имеется посреди их» рече Господь (Мф. 18: 20). ) То есть, преподобный отец указывает, что есть путь царский, прямой путь, путь личного, уединённого терпения страстей, и всяких таких трудных внутренних движений. И когда человек падает, впадает влево, вправо, то ему следует прибегнуть к помощи братьев, которые имеют в себе Бога, и молитва с которыми даст результат, даст то «нечто» от Бога, что поднимет человека на духовные ножки. «Инок имеющий, тот верный и мудр, и теплоту свою схранилнеугасшую, и до исхода своего, по всем дням прилагая огнь к огню, и теплоту к теплоте, и любовь к любви, и непрестанный спех к спеху». «Первое восхождение, вдоль идя, не обрати вспять».
|
|||
|