|
|||
«Из Египта Моисея излазивший, и от Содома изобешавшийи Ангела в`едущего обретая, второе ещё, уподобляется целящим душевных вредовпопечением врачевским, огнём печи. И иже суть из Египта исходящий, и второе ещё, сего ок`аянного тела нечист`оту любящую с себ«Из Египта Моисея излазивший, и от Содома изобешавшийи Ангела в`едущего обретая, второе ещё, уподобляется целящим душевных вредовпопечением врачевским, огнём печи. И иже суть из Египта исходящий, и второе ещё, сего ок`аянного тела нечист`оту любящую с себя совлекши, тем же имея Ангела рекошаравноангельного, да такова изреченного помогающего действа требуют, бо, против весьма хитровредного течения гниения вредовного, и врача требуется, сказать учителя». Преподобный учит разжигать печь души, печь утробную, который пожигает грехи, он учит созидать ризу света, аинока, обретшего ризу, именует равноангельным, но и одновременно показывает, что это и не сам по себе собственно уже будет и человек, но уже тот дух утешитель, тот учитель, которого, Христос обещал ученикам. Это некое чудо, и то, и это. В Слове 4, он «это» так и именует, «чудо», чудо преображение, чудо через исступление восхищения ума происходящее, и получающее извещение свыше. В данном Слове он лишь начинает учить об этом, но уже загадочно, уже чудо, без которого лишь прельщение. Практика разжигания внутреннего огня несёт прямой смысл, это техническая практика, которая напрямую связана и с качеством жизни, и с качеством мышления. И как понимает читатель, не имеет отношение к теплохладным обрядам современных церквей, или в лучшем случае, почти не имеет… «Нужду имея по реальности (жаждой по истине) и непрестанных болезней требуют, иже на Бога с телом взойти мыслят, прежде, и с начала, во начатокотшествия, да не лежит любострастный наш обычай, иначе, если, не родит это в имеющее в сердце, в любовь Божью, и чистоту, - плачем явленным восстанет». Отец указывает, что придётся и пострадать, и потрудиться болезненно, для тех, кто телом в Бога взойти хочет. Но для любого спортсмена, учёного, сегодняшнего дня это элементарно понятно, и для любого собственно достигающего результата подвиг необходим. «Реальный успех там, где успех в невидимом творится. Много успеха там, где узреется истинный источник. Вначале же ищется источник много горестного, более того, ленивого прилагаемого любоскачным псом ума нашего, да ещё и любогнустного. И когда это, хотя бы некоторой чистотой, затем простотой створимойприсытится, начиная с малого упования, малого питания, но ощутительноосознаваемого источника, то и познается своя мера падения, её глубина. И соответственно, малыми знаниями, малыми наполнениями происходит процесс. Состоит он, из узрения этих вредов, и они НЕ немощные, хоть они и делают человека немощным. Обнаруживая их, и исповедуя Христу духовным образом, вынув их, и сносив их, то есть востерпев их, не мощность, в мощность обретается. Помощь Христа обретается достоянием чресел, утробой жизни, и чем мера, постигаемая (с мерэньие) глубже, тем более своё и принимается». Практика динамической молитвы, и созерцательных молитв бдения дадут свои результаты, вот о чем собственно и речь. Отец указывает, что внутреннее чутие, внутренняя ощутительность здесь будет ориентиром. Именно чутьё куда исчезает сила благодати, даст возможность вычислить пса в уме нашем, определить всеваемые помысли, и как эти помысли пробуждают тело души, и как его губят. И кажущиеся мелочи, мысли, на первый взгляд совершенно не обладают мощностью, но обесточивают всё тело, и наоборот, контроль своего мыслительного процесса, гигиена ума даст свои результаты. Чресла почувствуют силу, реальную силу жизни. Здесь нет образа, здесь о факте практики пишется. Слова «смирение» отсутствует в данном тексте, но присутствует слово «мера», быть «с мерой сущих», и дана в тексте сама мера сущих - это прямое и непосредственное Богообщение. Но это когда она будет достигнута. А пока дается «мера падения», «с мэреньие», и соответственно и усилия необходимы чем глубже падение, тем и терпения будет необходимо больше. «Да ведают все, кто к сему доброму труду, но жестокому трудулегко приходящий, и думающий прескочитьлегко то, как будто к огню пришлиперескочить то (в древности на празднества принято было прыгать через огонь), ещё и огня безвещественного вселится в них ожидают, да искушает же каждый себя сам, или так от хлеба того с горестью, и от чаши той со слезами, да ест, и пьёт, да не на Суд себе воинства приемлет». Есть в молитве Иоанна Златоуста при причастии святых даров такие слова: Да не в суд и не в осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таинств, Господь, но во исцеление души и тела». В ритуале церкви каждый раз такие слова произносит за всех и для всех сам иерей. И отец Лествичник показывает опасность данного момента. И эта опасность реальна, и не надумана, и к ней надобно подходить осторожно. Если человеку откроются его грехи, и горьким будет его хлеб духовных усилий, то они, и будьте уверены, не в Суд пойдут, а наоборот, этот суд Божий растворит этой горечью, и слезами. Здесь описан процесс очищения, и перекрёсток дорог, одному в очищение, другому в осуждение. «Не всякий крестящийся спасается, про них нечего сказать, всего они отвергнутся, и веру отвергнут, всё преобидят, всему посмеются, всё отрясут приходяще имея, но на добрую основу требуется положить» И здесь мы положим текст ближе по тексту, в виду серьёзности момента: «Добра триверьсть на иа, й три стольп на иа основа, бе злобь иеалчба целомудрии е, вси й же о Христе младенищи сими да начинають, знаменьиеприиемлюще видимы иамладеэньца, ничто же бо темообрящетьсяниколижэ, ни сононэнасытэно, ни оутробанэнасытьна ни тело ражжизаиася, вси бо противу растенью пищьномупрэспевающэйражьжизаньиеприиемлють». (Сегодня стол на котором изготавливаются изделия именуют – верстак, и на нём верстается изделие. «Стольный град», «столица», всем известны такие понятия. «Ве» напрямую связано с знанием. Верста же, есть расстояние, мера длины, и трёхверстное расстояние, те три расстояния, которые требуется пройти, или трёхстолбное основание требуется выстроить, суть одна, добро новоначального младенца о Христе основано на трёх, беззлобии, алчбе (чувстве голода, иль жажды), и целомудрии. Знаменьимеется - младенцем видимо приемлется - «ничто», и этим «ничто», им обрящется, «николи же», то есть, никогда, ни сон ненасытенный, ни утроба ненасытная, ни тело ражжизаися (раж жизни растекается в пространстве, и раслабляет, или одебеливает душу, катится в смерть, в землю и прах). Всёпотому, что против этого роста ражного, растительной пищидля этой низменной троицы, где сознание спит сном ненасытным, где утробы жаждет пищьного, и тело бежит пока есть силы, этой троице противопоставляется иная троица. Конечно можно перевести сухо, и сказать, что урезание себя в хотениях, чрева, тела, и души, постепенно рождает из чувства телесного голода Божий голод, и целомудренность сохранит силы, а тренировка не толкать всё своим «лбом», и своей «злобой» бой держать родит «кротость» христианскую, и тем силу обретёт, но… Но у отца «ничто», и «николиже», проходит через весь славянский текст, и являются духовными качествами, они куда более серьёзны в своих понятиях, чем просто слова отрицания, смотреть главы Слов 27, и 29, о безмолвии, и о безвредии. ) «Ненавистно такое знамение получить –ослабеть борющемуся, это равносильно быть убитым, уже будучи в реальности. Следует использовать успех от крепкого начала, чтобы, приослаблении душа подкрепилась, и пустившись на слабость, памятью первого успеха, как от сна отряхнётся. И сего ради, и от сего многожды некоторые сами себя воскрылили, когда душа сама с себя вращающуюся теплоту блаженную и любезную погубила. Да взыщет прилежно, какой виной лишилась того, и на ту всю любовь и успех да возьмёт небеса, бо, иными вратами нельзя возвратить, которыми и изошли». Описан практический опыт, критерием которому является ощутительность благодати, это тонкое чутие используется всегда, и при первых же сигналах, о потерях благодати, начинают процесс само исследования, самосозерцания, где что, и как произошло. Положительный предыдущий опыт будет являться в помощь. «Страха ради сотворивший своё отшествие, древнему разжиганию огня подобен, и сперва от доброго дыма тления начинает, благоуханием, после дымом пламени, он как ослик которым погоняют, жерновавращает, и тем добро наказанием от шествия творят, так огонь от начатка приобретают, и в печь ввергают, прежде великого пламени возжения». Страх последствий от грехов рождает уход от этих грехов, и отец предлагает образ древнего разжигания огня, с помощью кресала, кремня, и трута, требующего и сноровки, и подготовки, и времени. Вначале запах, затем и дым, и следом огонь, так и душу урезая в грехе, и подвергая аскезе, и регулярной аскеза, и разжигает внутренний огонь. «Суть некие верху каменья гладят, и суть же на земле столпом утвердив, и другие суть малопешствовав, с тем и жилами с тем согреваясь, быстрее путь гнаше. Разумевающий да сразумеетслово сложенное». Древние не философствовали о том, что Христос есть Путь (Ин. 14: 6), но знали этот путь, и гнали этот путь своим действием. Когда используются слова «имеющий уши да услышит», или как здесь, «разумеющий, да сразумеет», означает прежде всего указание на внутреннее содержание. Тот, кто, никуда не бежит, но согревает свои жилы повседневной аскезой, здесь, и сейчас, тот и Путь гонит быстрее, чем тот, кто земными делами утверждается, или камнем науки философствует. Собственно, тут весь и смысл, «разогрев жилы молитвой, стиснутой с дыханием, сядь в созерцательную молитву бдения, так и чередуй», это описание уже из последних глав. ) «Как Богом и Царём позванные усерднее течём, так как мало времени, и в день смертный без плода обрящемся, и голодные, и умрём. Но угодим Господу, как воины Царю по результату воинственности, о спасенном с труда спрошено с нас будет. Убоимся Господа как зверей, видел мужа красть шедшего, и Бога не убоявшегося, но на месте псов услышавши, обратно возвратился, и то что страх Божий не створил, страх звериный может». Созерцательная молитва бдения даёт знакомство с всеваемыми помыслами, и с самим лукавым псом, и отец описывает именно этот внутренний момент. В дальнейших своих повествованиях он будет эти вопросы разбирать более подробно, ну а здесь идут пока образные подсказки. Человек узрев, как псы через помыслы его обкрадывают, и рвут на части его душу, из страха, к Богу потечет. Так и созидается страх Божий. «Возлюбим Бога, как других чтим, видел бо много, некоторых Бога опечаливших, и никак не имели скорби опечалившей. И видел тех, кто свою любовь к другим, и даже немного разгневавши, то всякими ухищрениями, и сами, и через других, дарами творили, дабы только прежнюю любовь возвратить. В самом начале отшествия, с трудом и горестью доброты творим, успеем же беспечалий то, и мало пекуща будем, и тогда и смертные помыслы пожраны будут обладаемым усердием, со всей радость успешно с любовью Божественным делаемым пламенем». Образ этого пламени является ощутительным критерием (знамением) правильности развития во Боге, то есть, буквально, труд над грехами созидает огнь печива, пожирающий сам грех. Ощутительность есть критерий, и тонкое чутие есть знамение. Отец отдельно будет это излагать в следующих главах. «Крайне похвальны, те, кто с первого раза всею радостью, и усердием заповеди творят, настолько окаянны, задержавшиеся, и умедливовавшиеся, и ещё с трудом то творяще, но творяще. Не возгнушаемся и не осудим блуждающих, видел бо неких бежавших, и не хотящих к Царю идти, а встретив сходяща, и пред тем и нехотящимо ходить, в палату с Ним идут, и с Тем обедоваша». «Видел семя неволею во землю падуще, и плодоносного и доброго пущаемогостворише, и как, и таковое, и снова. Видел во врачевнице (место лечения души) некого не ради вины, имеющейся пришедша, и врачебной кротостью удержанным, и сучёк его мощью своей принявшего (Мф. 7: 3), и лежащий на нём морок отложивша, и было это несамовольное самовольному, явно, более богополезно». Сущность игумена именно в этом, принять своей мощью инока, и залечив раны, отложив Суд Божий, помочь ему выверить дальнейший путь к самостоятельному труду к Богу. «Никто тем гостям, множетвом греховным не учительствует (не говорит как знающий). Не достойно чернецам имеющим заповеди наречённые, и сладковредием может о хужати знать и мнить о грехах лечения, где много гноя и врачества потребно много, да скверну отринет, и за здравием шедший к врачеству не прибегает». То есть, врач излечи прежде себя сам. Отец указывает, что не всякий чернец готов принять на себя, и тут даже дело не в мощности, но в самом благословении Божьем. «Не уклони сердце моё в звучаниелукавствия, и не примешь вины от грехов, положи хранение устам моим» как писано в Псалме 140, и «елей грешного да не намастит главы моей, но милость праведного обличит меня». Отцы лишь по молитве, и извещению Божьему брались за учительство, иначе вред будет обоюдный. «Если царю земному позваны будем, и пред его лицом лично предстать хотим, то сработаем чтобы не ожидали, неизвестно что творя, а всё оставив дошли бы. Внемлем о себе, когда и как царский Царю, господний Господу, божий Богу, зовущу нас в царский чин, от лености, и имеющющегося расслаблениямэщемося (мощь возможная, место возможное, отместиться от возможностей), и на великом Суде обрящешься без ответа. Мощно и свиваемому житийскими потребами, житейскими потребностями связанному, и железными скорбями ходить, но бедно, им же и железо носяще на ногу многожды ходят, но часто спотыкаются, и струпы от того приемлют. У связанного потребностями жизни мощность бедная, ибо спотыкаются от «железных оков», «кандалов» житейских. Безплодный холостяк в мире, лишь самой потребностью связан, и уподобляется носящему железо на руке, и на жизнь иноческую лишь этим удерживается. Оженившийся и на руке, и на ноге узы носит». Отец указывает на то, что если есть зов, и ему не последовать, то будут лишь неприятности, будет Суд Божий, рано или поздно. Традиция православия знает такую линию развития: вера, приходящая через откровение, через знание, когда Авраам поверил откровению, извещению от Бога, и это вменилось ему в праведность. В данном тексте используется слово «извещень». Затем, следуя за извещением, человек обретает крепость духовную, обретает дух. «Шанс не аванс», не используешь, не получишь. И именно об этом и учит преподобный. В данном тексте не слов «можно», или «не можно», но есть «мощно», или «не мощно» слово Божие поднять, силу духа постичь. И отец разсуждает просто, можно жить и в миру, но не мощно это, но всякие проблему, как «железные оковы» приговорённого остановят, и нанесут травмы, струпы язвенные. «О мирских.
|
|||
|