Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Во благо всех существ 1 страница



 

Джозеф Голдстейн

ОПЫТ ПРОЗРЕНИЯ

 


Во благо всех существ

Моим учителям — с величайшей любовью и уважением

Анагарике Шри Муниндра

Шри Сатъя Нараяну Гоенка

Госпоже Пани Бала Бару а

и моей матери, Эвелин,

чье благорасположение и поддержка

были неоценимой опорой в этом труде


Джозеф Годдстейн

ОПЫТ ПРОЗРЕНИЯ

Простое практическое руководство к буддийской медитации


УДК 133. 2: 24-583 ББК 86. 35+86. 42 Г60

Печатается по:

Joseph Goldstein

The Experience of Insight

A Simple & Direct Guide t Buddhist Meditation

Shambhala Dragon Editions, 1976

Перевод с английского 3. Э. Мининга

Корнфилд, Джек.

Г60         Опыт прозрения: простое практ. рук. к буд. медитации / Джозеф Голд-

стейн; [пер. с англ. 3. Э. Мининга]. — М.: Беловодье, 2007. — 192 с. — (Мир Востока. ) — ISBN 978-5-93454-079-3.

Книга известного американского востоковеда, философа, мастера ме­дитации Джозефа Голдстейна «Опыт прозрения» посвящена теме самопозна­ния, самосовершенствования и духовной самореализации человека с помо­щью традиционной буддийской медитации. Основное внимание автор уде­ляет практическим методам работы над очищением собственного внутрен­него мира, ведущим к просветлению и освобождению человека от несовер­шенства. Глубокое знание психологических проблем духовных искателей помогает автору адаптировать согласно современной картине мира древнее учение Будды Готамы.

Популярная форма изложения, доступный стиль, глубина проникнове­ния в предмет - все это позволяет сделать вывод, что книга будет с интересом воспринята самым широким кругом читателей.

УДК 133. 2: 24-583 ББК 86. 35+86. 42

© Joseph Goldstein, 1975.
ISBN 978-5-93454-079-3                                 © НПЦТ «Беловодье», оформление, 2007.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................ 9

ВВОДНОЕ СЛОВО.................................................................................................................... 11

Первый вечер

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО И ПЕРВЫЕ ИНСТРУКЦИИ......................................... 13

Второй вечер

БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ................................................................. 20

Третье утро

ИНСТРУКТАЖ О ЧУВСТВАХ......................................................................................... 30

Четвертый вечер

КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ВНИМАНИЕ.............................................................................. 32

Пятое утро

ИНСТРУКТАЖ О МЫСЛЯХ............................................................................................ 42

Пятый вечер

МИР ПОНЯТИЙ И РЕАЛЬНОСТЬ................................................................................... 45

Шестое утро

ИНСТРУКТАЖ ПО ПОВОДУ ЧУВСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ................................. 59

Седьмое пополудни

ИСТОРИИ............................................................................................................................... 60

Восьмое утро

ИНСТРУКТАЖ ОБ ИНТЕНЦИЯХ.................................................................................. 65

Девятое утро

ИНСТРУКЦИИ ПО ПОВОДУ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ..................................................... 67

Девятый вечер

БАРЬЕРЫ................................................................................................................................ 69


Опыт прозрения

Десятое утро

ИНСТРУКТАЖ О СОЗНАНИИ......................................................................................... 78

Десятый вечер

ВОИН....................................................................................................................................... 80

Одиннадцатое утро

ИГРА В КОНЦЕНТРАЦИЮ............................................................................................... 89

Двенадцатый вечер

ТРИ СТОЛПА ДХАРМЫ: ПАРАМИ................................................................................ 90

Тринадцатый вечер

СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТА,

СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ........................................................................... 101

Четырнадцатый вечер

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ............................................................................ 103

Пятнадцатое пополудни

ПОЛОВИНА'ПУТИ. ОГЛЯНУЛИСЬ. ВПЕРЕД! ........................................................ 111

Шестнадцатый вечер

КАРМА.................................................................................................................................. 115

Семнадцатое пополудни

ИНСТРУКТАЖ: «РАССЛАБЛЕНИЕ — УТОПАЮЩИЙ УМ»............................... 123

Восемнадцатый вечер

ЧИСТОТА И СЧАСТЬЕ..................................................................................................... 125

Девятнадцатое пополудни

ПРЕДАННОСТЬ ИСТИНЕ............................................................................................... 133

Двадцать первый вечер

ЗАВИСИМОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.............................................................................. 135

Двадцать второй вечер

СМЕРТЬ И ЛЮБЯЩАЯ ДОБРОТА............................................................................... 141

Двадцать пятый вечер

ДАО......................................................................................................................................... 149

Двадцать шестой вечер

ФАКТОРЫ ПРОСВЕТЛЕНИЯ......................................................................................... 160

Двадцать девятый вечер

БУДДИЙСКИЕ ТРОПЫ..................................................................................................... 171

Тридцатое утро

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................... 184


ПРЕДИСЛОВИЕ

Не так уж часто появляется на литературном небосклоне книга, представля­ющая особую ценность для людей, занятых поиском ответов на вопросы бытия. В этой связи я думаю о таких книгах, как принадлежащая перу Судзуки-роси «Со­знание Дзэн — сознание начинающего», и все, написанное Карлосом Кастанедой но поводу учений Дона Хуана. Сегодня мы приветствуем еще одну в этом ряду.

Она принадлежит учителю медитации, который при всей своей молодости и американском происхождении нашел свой духовный дом и призвание проповед­ника в том мирном и лишенном идеи эго пространстве, царство которого связы­вают в основном с мыслителями старыми и мудрыми — детьми иных культур.

Джозеф Голдстейн — учитель редчайший. Подобно всем хорошим учителям буддизма, он исполняет миссию животворного ручья, через который в наш запу­ганный и смятенный сегодняшний мир вливается воскрешаемая древняя мудрость. Его слова ясны, ибо за ними стоит его собственный опыт. Во время своего пребы­вания в Индии он многие годы изучал феномен медитации, практику которой сделал своей повседневной жизнью. Теперь, снова живя в Америке, он несет этой стране глубину понимания, которая только и могла стать результатом тех дра­гоценных лет практики.

Он преподает медитацию как метод приобретения способности видеть вещи в их собственном царстве — не искаженными умом смотрящего. Его беседы суть практические инструкции, направленные на постижение учениками искусства жить с отрешенностью от загрязняющей истину суеты мира, но в сострадании к его страждущим обитателям. При этом стилю его работы свойственно одно качество, весьма существенное для истинного учителя. Это — чувство юмора.

Это очень стоящая и добрая книга. По неизбежности, она как бы и портрет самого Джозефа в работе; фактически же она представляет собой регистрацию хода занятий но курсу медитации. Подобные описанному здесь курсы, которые ведут-


Опыт прозрения

ся Джозефом и его сотрудниками, являются интенсивным опытом практики ин-сайт-медитации. Занятия проводятся в полной тишине, не считая лекций и опре­деленных отрезков времени, посвященных вопросам и ответам. Режим занятий предусматривает подъем в 5 часов утра, и каждый день заполнен перемежающи­мися сеансами медитации сидя и шагая (сидячей и ходячей медитацией); день та­кой практики формально заканчивается поздним вечером, но для желающих — особенно серьезных учеников — нет никаких ограничений времени. Число уча­щихся, которые для этой цели собираются вместе, колеблется в основном от 50 до 200. Общий для всех процесс чреват неожиданными состояниями, неся в себе взле­ты и падения, ужас и блаженство — любые переживания, подспудно таящиеся в сознании каждого.

Для меня, чья работа лежит за рамками ортодоксальных теорий моей про­фессии психиатра, Джозеф явился прекрасным вдохновляющим фактором, а как человек — замечательным другом. Его понимание феномена сознания проистека­ет из непосредственного контакта с объектами ума, оставляя в стороне интеллек­туальные построения. То, чему он учит, созвучно духовному миру всех неравно­душных к свободе и полезно тем, что несет освобождение, которое можно обрести лишь на тропе проникновения в суть вещей.

Я надеюсь, что многие из моих коллег по профессии, связанной с оказанием помощи людям, раскроют эту книгу в своих руках. Она могла бы подарить им новую свежесть видения своей работы, — точно так же, как мое знакомство с Джо­зефом и его сотрудниками сделало это для меня.

Роберт К. Холл, доктор медицины

Ломи Скул, Сан-Франциско

Декабрь, 1975


ВВОДНОЕ СЛОВО

В годы моего обучения в Индии среди учителей особо выделялся Анагарика Муниндра, наиболее совершенно воплотивший в самом себе суть преподаваемой им доктрины. Эфемерную природу феноменов, включая феномен «Я», нельзя было проиллюстрировать лучше, чем самим присутствием этого учителя, которое как бы отрицало себя. Будучи первоначально кришнаитом и учеником Ананды Майя Ма, он был приглашен в Бирму для обучения там по курсу дисциплины буддис­тов тхеравады — садхана. За многие годы Муниндра столь успешно усвоил па-лийский канон буддизма, точно отражающий сложную картину ума, свободную от нелепостей обыденного мышления, и столь глубоко проникся пониманием ди­намики иллюзий, — возникающих ярко, уходящих бесследно, — что когда я встре­тил его и познакомился с ним в Бодхгайе, то нашел, что он и его учение суть две пещи, трудно отличимые одна от другой.

Муниндра-джи занимал несколько ответственных административных постов в том священном городе, где Будда пришел к просветленности; но невзирая на свою занятость, он взялся и за преподавательскую деятельность. Среди студентов этого учителя, человека физически весьма миниатюрного, был и Джозеф — очень нысокий молодой человек с Запада, сразу же поразивший меня внутренней силой, простотой и спокойным достоинством. Как и я, он сохранял все признаки запад­ной культуры, но при этом всей глубиной своего существа благодарно впитывал оригинальное понимание свободы от мудрого источника новой для себя культу­ры, полностью осознавая универсальность духовного начала.

Прошли требующие огромного терпения годы занятий. И вот, вернувшись на родину, Джозеф со свойственными ему простотой и скромностью начал про­водить недорогие по оплате медитационные ретриты, колеся по всей стране (про­должительность этих ретритов колебалась от 10 дней до 3 месяцев). Я испытывал глубокое уважение к нему и потому был искренне обрадован тем, что именно та-

 

Опыт прозрения

кой человек будет нести Западу благо великой доктрины. Я чувствовал в нем то же, чем прежде поразил меня его учитель: полное слияние человека с миром идей, которые он несет людям своим словом.

Живая подача фиксированного в формальных положениях учения — дело очень тонкое. Это хорошо иллюстрирует запись лекций, предлагаемых данной книгой. Ибо Джозеф — очередной в немногочисленном ряду тех, кого можно было бы назвать (заимствуя удачную характеристику, данную Юнгом Рихарду Виль­гельму) «гностическим посредником», т. е. человеком-проводником между куль­турами и веками, Его рабочим материалом становится не столько вербальный интеллект, сколько собственная плоть и кровь, так что учитель как бы сам делает­ся воплощенным учением!

Подобная воплощенность, «супружеский союз», тождественность предпола­гает полный отказ от себя — то есть такую вершину преданности, в которой ду­ховные учения видят идеал. И подобный человек, самой жизнью своей образовав­ший мост для передачи того или иного учения, предстает перед нами как несом­ненное утверждение веры и самоотречения, абсолютно необходимых для того, чтобы люди восприняли истинный смысл его слов.

Теперь, после столь распространенного цинизма конца 50-х и начала 60-х годов, особенно очевидно, что разнообразное экспериментаторство поздних 60-х развилось в искренние и глубокие духовные искания, охватившие буквально сот­ни тысяч представителей западного полушария. Я понимаю эти последние годы как процесс настройки умов на феномен дхармы, причем таким образом, при ко­тором не нарушается единство естественного развития нашего сознания.

Сейчас многие из нас ищут истинно глубоких, чистых и более эзотерических учений. И мы признаем, что для серьезного приятия этих учений необходима ме­дитативная установка. Таким образом, существует возрастающая потребность в специальном обучении медитации, которая представляет собой одновременно и средство, и цель. Медитационный курс, отражением которого является эта книга, есть вклад существеннейший, и очень своевременный, в упомянутый процесс на­шего духовного роста.

Подобная книга для нас великое благо, и я, со своей стороны, от души ее благословляю.

Лама Рам Дасс, Нью-Мексико Июль, 1975 г.


Первый вечер

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО И ПЕРВЫЕ ИНСТРУКЦИИ

По старой традиции медитационный ретрит начинается с того, что все его участники проникаются чувством прибежища в Будде, Дхарме и Санг-хе. Найти прибежище в Будде значит признать существование в себе жи­вого зерна просветленности — потенциальной свободы. Это означает так­же найти прибежище в качествах, воплощаемых Буддой, — таких, как бес­страшие, мудрость, любовь и сострадание. Принятие прибежища в Дхарме означает принятие прибежища в законе, то есть в универсальном порядке вещей; это означает полное раскрытие себя пред ликом истины, предоста­вив Дхарме свободу прорастать внутри нас. Принятие прибежища в Санг-хе означает приятие поддержки в лице общины — в лице нас всех, помога­ющих друг другу двигаться по пути просветления и свободы.

Обязательным условием для медитационной практики является сле­дование определенным нравственным принципам. Это стратегия поддер­жания фундаментальной чистоты тела, речи и ума. Вот пять основопола­гающих правил, которым необходимо следовать: воздержание от любого убийства, что означает абсолютный отказ от преднамеренного лишения жизни кого бы то ни было — даже от шлепка ладонью по комару или осознаваемого наступания ногой на муравья; воздержание от кражи, т. е. присвоения того, что не было специально дано; воздержание от непра­вильного полового поведения, наносящего ущерб другому (в условиях нашего ретрита это означает строгий целибат); воздержание от лжи и речи неискренней или грубой; и, наконец, отказ от наркотиков, что в контексте нашего медитационного курса означает их полное избегание (включая, естественно, и алкоголь). Следование этим принципам создает мощную


Опыт прозрения

основу для развития сосредоточенности и делает возможным нарастание феномена прозрения (инсайта).

Мы все взаимно обретаем нечто особенное, получив редкую возмож­ность — собраться здесь вместе и в тихой, уединенной обстановке загля­нуть в себя. Это действительно драгоценная редкость — получить в свое распоряжение целый месяц, посвященный только медитации, только тру­ду постижения самих себя и поиску ответа на вопрос: кто же мы, в сущно­сти, есть? Существует несколько тактик, способствующих поддержанию серьезного и сбалансированного усилия. Первая из них — терпение. Быва­ют периоды, когда этот месяц практики начинает казаться убийственно бесконечным, и каждый недоуменно спрашивает себя — особенно зябким утром в момент обязательного подъема в полпятого: «Полно, чем я тут вообще занимаюсь-то?! » В ходе ретрита много будет взлетов и падений. По временам медитация будет успешной, полной прекрасных переживаний и чудесных моментов прозрения; а временами она будет сопряжена со ску­кой, мучительными ощущениями, терзающим беспокойством и обескура­живающим сомнением. Но тактика сознательной установки на терпение в продолжение всех предстоящих испытаний поможет удержать психику в равновесии. Однажды кто-то спросил у Трунгпа Ринпоче, как можно соот­нести с традицией буддизма такое случайно пришедшее в голову качество, как изящество? И ответ был: «Изящество — дитя терпения! » И действи­тельно, если наш ум терпелив, то все разворачивается естественным и орга­ническим образом. Терпение награждает способностью сохранять благо­родное равновесие в любой ситуации, быть непринужденным, спокойным и бдительным.

Миларепа, знаменитый тибетский йог, советовал своим ученикам «по­спешать медленно». Делать дело без промедлений в том смысле, который означает непрерывность и неослабность усилия, однако сохраняя при этом достоинство осанки и невозмутимость мысли. Быть неукротимым в раз­витии усилий, не напрягаясь при этом и не теряя самообладания.

Другим фактором, способствующим углублению медитативного со­стояния, является полное воздержание от речи. Мы постоянно лишаем себя возможности вглядеться в то, что происходит у нас в уме, ибо в непрерыв­ных разговорах, в которых проходит наша жизнь, внимание отвлечено и энергия распыляется. А между тем значительная часть этой энергии, буду­чи сохраненной благодаря нашему отказу от ненужных слов, может быть


Первый вечер. Вступительное слово и первые инструкции

использована для развития в себе состояний осознанности и полного-бод­рствования-мысли (п-б-м). Причем в этом отказе не должно быть никако­го надрыва: в той же мере, в какой это касается самой медитационной прак­тики, и молчание может быть легким, ненапряженным. Это, конечно, не значит, что можно и поговорить, когда возникнет желание; речь идет о не­принужденном приятии тишины, о том, чтобы безмятежно пройти через опыты очередного дня в безмолвной осознанности всех его деталей. Храня молчание, мы достигаем того, что весь спектр ментальной и физической активности приобретает поразительную чистоту и ясность. Так тишина словесная способствует углублению плодотворнейшей тишины ума.

Взаимоотношения между друзьями или внутри пар нежелательны. Постарайтесь создать в себе чувство полной уединенности. Достижению этого очень помогает отказ — пусть временный — от привычных мнений о себе самих, о тех или иных отношениях между людьми, о других людях. Без спешки используйте это время для глубокого исследования самих себя.

Каждому из нас придется умирать во внутреннем одиночестве. По­этому нам очень важно прийти к пониманию с нашим вечным (хоть и не всегда слышным) собеседником, имя которому— наша фундаментальная одинокость. Мы должны научиться чувствовать себя с нею удобно. В этом груде понимания ум приобретает силу и спокойствие, увеличивая простор возможности для прекрасных отношений с другими людьми. Ибо когда мы понимаем самих себя, тогда и отношения наши с другими становятся простыми и полными значения.

Кроме всего сказанного, важно еще отказаться от смешения различ­ных видов практики. Многие из присутствующих здесь уже имели дело с разными другими методами медитирования. Однако в течение этого рет-рита весьма желательно сосредоточиться только на развитии випассаны, т. е. инсайта (феномена прозрения). Именно методическое культивирование в себе состояния полного-бодрствования-мысли есть тот единственный путь, который ведет к развитию феномена проникновения в суть вещей (инсайта). Сосредоточение всех усилий в течение этого месяца на построе­нии в себе состояния полного-бодрствования-мысли, которое как бы сколь­зит немигающим лучом прожектора из одного момента в другой, — толь­ко такая стратегия может гарантировать, что практика не пойдет по пути чисто внешнего следования инструкциям. Когда все усилия направлены к одной цели, ум становится сильным и очень глубоко проникающим.


Опыт прозрения

Велика также ценность полного отказа от всякой спешки, и более того — нарочитого замедления всех действий. Нам некуда торопиться, у нас нет иных дел; наша единственная задача — просто погрузиться в настоящий момент. Будьте во всех деятельностях и действиях текущего дня в высшем тонусе всеосознанности, тщательно замечайте и отмечайте каждое свое наи­малейшее движение. Глубина медитативного состояния прямо зависит от того, как долго нам удалось сохранять непрерывность осознанности.

Мы начнем практику сидячей медитации с очень простого объекта осознанности, а именно — с дыхания. Примите удобную для себя позу, с выпрямленной спиной, но без напряженной оцепенелости. Если вы ско­ванны или избрали для себя согнутое положение, вы быстрее почувствуете неудобство долгой неподвижности. При желании можно сидеть и на сту­ле. Очень важно не менять часто позу и не двигаться так или иначе. Глаза лучше держать закрытыми, если вы не имеете опыта медитирования с по­луоткрытыми глазами и не предпочитаете именно этот способ. Когда гла­за не закрыты, луч зрения направляют на любую деталь обстановки и за­тем забывают о них. Как правило, легче, пожалуй, сидеть с закрытыми гла­зами и не напрягая век. Впрочем, эта проблема не столь существенна.

Осознанность дыхания можно практиковать одним из двух способов. Когда вы делаете вдох, живот естественным образом выдвигается вперед, мышцы его растягиваются; при выдохе он опадает. Внимание удерживает­ся на движениях живота; при этом не следует предаваться зовам воображе­ния или визуализации тех или иных вещей, старайтесь просто ограничиться ощущениями движения. Не контролируйте работу дыхания, не навязывайте ему иного режима, а старайтесь всего-навсего не отрывать внимания от этих движений живота — выпячивания и опадания.

Другой способ — осознавать дыхание в ощущении движений воздуха через ноздри, внутрь и наружу, удерживая внимание в области кончика носа или верхней губы. Удерживайте внимание на дыхании подобно тому, как стоящий у ворот часовой следит за входящими и выходящими людь­ми. Не старайтесь прослеживать вдох и выдох от начала до конца; не уп­равляйте дыханием и не форсируйте его! Просто осознавайте втекание воз­духа внутрь и вытекание его наружу в его прохождении: через ноздри. В начале практики очень помогают ментальные отметки типа: «подъем — опадание» или «внутрь — наружу», «вдох — выдох». Этот прием помогает удерживать ум на объекте.


Первый вечер. Вступительное слово и первые инструкции

В течение нескольких первых минут определите для себя, какой из двух объектов внимания выражен ясней: «подъем — опадание» или «внутрь — наружу». Затем выберите именно этот пункт внимания для работы — и с ним оставайтесь, не переходите с одного на другой. Если в какой-то момент выбранный вами пункт утратит свою четкость, не пере­ключайтесь на другой, думая, что там будет проще. Решив однажды, где вы будете наращивать свое внимание, там и останьтесь, невзирая на лю­бые изменения. Дыхание будет то ясным, то нет, то глубоким, то поверх­ностным, то длинным, то коротким. Помните, это не упражнение для дыхания, а начальное упражнение для развития полного-бодрствования-мысли.

Ходячая медитация осуществляется методом фиксации внимания на отрезках движения стопы при каждом шаге: подъем стопы, ее поступатель­ное движение вперед, касание ею земли и принятие на себя тяжести тела при опускании. Задача внимания облегчается, если подъем следующей сто­пы идет лишь после полного завершения предыдущего шага. Итак: «под­нятие — движение вперед — опускание — поднятие — движение вперед — опускание... ». Это очень просто. Однако и в этом случае наша цель не упражнение в самом движении, а упражнение в осознанности его, в дости­жении и удерживании полного-бодрствования-мысли.

Сделайте эту ходьбу средством развития скрупулезной осознанности. В ходе дня сами собой будут напрашиваться разные варианты. Иногда вам может захотеться шагать быстрей, а иногда — предельно медленно. Порой свои шаги вы будете воспринимать как нерасчленимые единства: «ступа­ние, ступание, ступание». Или, скажем, начнете медитацию с быстрого шагания, а затем шаг замедлите и вернетесь к четкому делению его на обыч­ные три части. Экспериментируйте! Главное здесь — полное-бодрствова-ние-мысли, стремление неотступно находиться в этом состоянии, осозна­вать все с вами происходящее.

В этом хождении руки пребывают в неподвижности и находятся либо за спиной, либо спереди, либо висят по сторонам. Желательно смотреть немного вперед, а не под ноги, чтобы удержать восприятие от вовлеченно­сти во внешние представления о так называемой «стопе», которые возни­кают при визуальных контактах. Все внимание должно быть целиком сосредоточено на переживании движения, на ощущениях поднятия, про­движения вперед, опускания на опору.


Опыт прозрения

Ниже приведем расписание дня, чтобы дать вам представление о том, как должна идти жизнь в ретрите.

4. 30 — подъем (пробуждение)

5. 00 — 6. 30 — хождение и сидение в медитации

6. 30 — 7. 30 — завтрак

7. 30 — 8. 00 — ходячая медитация

8. 00 — 9. 00 — групповая сидячая медитация

9. 00 — 9. 45 — ходячая медитация

9. 45 — 10. 45 — групповая сидячая медитация

10. 45 — 11. 30 — ходячая медитация

11. 30 — 13. 15 — обед и отдых

13. 15 — 14. 00 — групповая сидячая медитация

14. 00 — 14. 45 — ходячая медитация

14. 45 — 15. 45 — групповая сидячая медитация

15. 45 — 17. 00 — хождение и сидение в медитации

17. 00—17. 30 —чай

17. 30 — 18. 00 — ходячая медитация

18. 00 — 19. 00 — групповая сидячая медитация

19. 00 — 20. 00 —лекция о Дхарме

20. 00 — 20. 45 — ходячая медитация

20. 45 — 21. 45 — групповая сидячая медитация

21. 45 —22. 00 —чай

22. 00 — продолжение практики или сон

Это расписание будет висеть на видном месте. В первые несколько дней или с неделю старайтесь ему следовать как можно строже. Затем, когда при­дет чувство легкости в этом медитативном существовании и в постоянных усилиях пребывать в состоянии полного-бодрствования-мысли, вы най­дете свой собственный ритм. Вся задача состоит в том, чтобы сидеть и хо­дить по возможности непрерывно. Принимайте пищу и совершайте все прочие действия с полной осознанностью каждого момента. Через какое-то время вы можете почувствовать склонность удлинять срок медитатив­ной ходьбы, доводя его до часа или полутора часов, а затем возвращаясь к медитативному сидению. Некоторым нравится сидеть подольше, по два или три часа в один прием; вероятно, кто-то из вас захочет не ложиться спать до очень поздних часов. Когда я начинал в Индии свою практику,


Первый вечер. Вступительное слово и первые инструкции

ночь была для меня излюбленным временем: период между полночью и тремя часами утра я нашел очень удобным и эффективным по причине полной тишины и спокойствия. Вообще по мере усиления медитативных состояний потребность в сне действительно уменьшается. Поэтому я вам советую ложиться спать лишь тогда, когда вы по-настоящему устанете, а не по привычке ложиться в определенный час. Не исключено даже, что для кого-то из вас может настать момент, когда усталость вообще перестанет появляться, и вы сможете продолжать практику круглые сутки. Исследуя, постарайтесь определить, что именно для вас удобно и что увеличивает энергию усилий без напряжения с вашей стороны. Святой Франциск де Салез писал:

«Проявляйте терпение по отношению ко всем, но главное — будьте терпеливы с самими собой. То есть вы не должны впадать в уныние, убеждаясь очередной раз в своих несовершенствах, но должны всегда вставать после очередного падения и с новой бод­ростью устремляться вперед. Нет лучшего способа достигнуть высот духовной жизни, чем вопреки всему начинать сначала, ни­когда не допуская мысли, что сделано уже достаточно. Можем ли мы возвыситься до терпения, столкнувшись с досадными каче­ствами соседа, когда мы столь нетерпимы к своим собственным? Человек, раздраженный своими слабостями и огрехами, не мо­жет преодолеть первые и исправить вторые. Эффективное исправ­ление ошибок всегда становится возможным только при условии спокойного и мирно настроенного ума».


Второй вечер

БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ

Итак, мы начали путешествие. Оно необычно, ибо ведет в недра на­шего сознания и целью своей имеет открытие и исследование сферы фено­менов, которые отвечают на вопрос: кто мы и что мы? Труден первый шаг, первые дни практики чреваты нередким беспокойством или сонливостью, скукой, нежеланием делать усилия, сомнением, а то и сожалением, что мы вообще впутались в это дело. Первый шаг труден для всех. Спиноза в кон­це одного из своих ключевых философских трудов написал: «Все благо­родные вещи столь же трудны, сколь и редки». Тот духовный поиск, на путь которого мы встали, есть начинание редкое и драгоценное; но вместе с кротостью перед величием цели будем тверды и упорны, ибо предстоят трудности — особенно вначале.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.