Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Похоронные плачи



В традиционной культуре существуют специальные термины, с помощью которых обозначается процесс причитывания и сам плач: выть, завывать, вопить, реветь, голосить, гукать, плакать голосом, а также воль, вытьё, вой, заплачка, плакание, приплакиванье, голошение, жаль, причеть, причет. Народные определения указывают на особые формы интонирования, на характерное голосовое поведение, присущие ритуальному плачу — единственной форме речи, равно слышимой и миру живых, и миру мертвых.

Причитания у русских — традиционно женский жанр. Плакать по умершему полагалось в первую очередь его близким родственницам, но могли плакать также и те, «кому больно жалко». В традиции постоянно поддерживалось владение навыками причитывания основной частью взрослого женского населения. Обычно над покойным женщины плакали по очереди (сольный плач), но в узловые моменты похоронного обряда поднимался всеобщий плач, способный достигать высокой степени экспрессии. Вместе с тем в ряде севернорусских областей и в Карелии, а также в старообрядческих районах Заволжья был распространен обычай приглашать на похороны (и на свадьбы) профессиональных плачей (причитальниц, подголосниц), которые могли исполнять причитания на протяжении всего обряда от имени родственников. Благодаря творчеству профессиональных плакальщиц, жанр плача достиг в этих регионах высокого уровня поэтического искусства. Практиковались также формы группового (свадебного) причитывания, где основной причет вела главная плачея, ей помогал хор подголосниц.

В народной культуре действовали устойчивые запреты и установления, регламентирующие исполнение причитаний. Один из главнейших - временной: считалось, что причитать можно только в светлое время суток. В традиции ограничивается и чрезмерный плач по умершим, так как безутешные рыдания «затапливают» покойников на «том» свете, а также могут вызвать их нежелательные появления. Поэтому в ходе погребального ритуала останавливали и успокаивали не в меру голосящих родных. Было запрещено исполнение похоронных причитаний детьми и незамужними девушками (за исключением дочерей покойного). В некоторых местностях существовал запрет причитать на улице в зимнее время (пока земля покрыта снегом): чтоб «не тревожить землю-матушку».

Общепринятыми были и особые черты «внешнего» поведения, определяющие местоположение причитающих, их позы и движения корпуса, головы, рук. Так, причитания в доме исполняли обычно сидя возле покойного, глядя на него; плакальщица обнимала рукой за шею того, от чьего имени она причитала (сына или дочь на похоронах, невесту - на свадьбе). В причетной традиции междуречья Сухоны и Юга (Вологодская обл. ) узаконенной формой поведения при плаче являлось хлестанье: в моменты повышенного эмоционального напряжения причитальщица бросалась с воплем на пол, на лавку, на стол. Хлестанью обучали с детства, так как требуется большое умение, чтобы избежать при этом травм. Хлестались не только дома, но и на улице, на кладбище.

Причитальщица должна была своим плачем «расслезить» присутствующих, поскольку обрядовый плач являлся специфической формой совместного переживания определенного психологического состояния.

Для обучения обрядовому плачу существовали свои способы. Деревенские девушки учились причетам впериод подготовки к свадьбе от старших родственниц. С их голоса девушки повторяли и запоминали наиболее важные в свадебном ритуале сюжетно-текстовые построения. Свадьба становилась как бы экзаменом на умение причитывать. Выйдя замуж, девушка получала право наравне с другими женщинами участвовать в обрядовом оплакивании на похоронах.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.