Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Похоронно-поминальный обрядовый комплекс.



Похоронно-поминальный обрядовый комплекс.

Традиция причитаний.

 

Земной путь человека завершается смертью. Она ставит традиционный социум перед иной реальностью бытия - перед вечным потусторонним миром, населенным душами умерших, которые могут воздействовать на ход жизни «здесь». В народной традиции окончание жизни становится началом перехода в почетный статус предка. Только те, кто удостоился «законной» (естественной) смерти и погребения по установленному обряду, попадали в сообщество родителей. На обеспечение умершему благополучного перехода из области жизни в область смерти и «правильного» посмертного существования и направлен похоронно-поминальный обрядовый комплекс.

Похоронный ритуал развернут одновременно в двух направлениях:

1. Перемещение тела умершего на место упокоения, а также вселение его души «на вечное живленьице» на «том» свете. Здесь же происходит восстановление границы между мирами, нарушенной фактом смерти.

2. Обрядовые практики, направленные на воссоздание равновесия в земном социуме, понесшем утрату своего члена, что требует утверждения новых отношений между живыми. Специальные обрядовые действия обеспечивают защиту семьи, рода, общины от негативных последствий соприкосновения со смертью.

Похоронный обряд включает в себя три этапа:

1. отделение, когда умерший утрачивает черты и свойства, присущие живым людям;

2. переход

3. присоединение умершего к сонму предков.

 Четких границ, разделяющих эти фазы переходного ритуала, не существует, они могут частично пересекаться. Наиболее краткую его часть составляет переход физический: тело умершего удаляется из жилого пространства и предается земле. Гораздо более долог и труден переход нематериальный: душа разлучается с пространством своего прежнего обитания и вселяется в незримую потустороннюю область. Этот переход завершается лишь на сороковой день после смерти, хотя и в дальнейшем душа сохраняет особое положение до истечения того срока, на который в местной традиции продлевается действие траура.

Во всех ситуациях контактов с потусторонним миром в погребальном ритуале актуализируются формы «движения наоборот». Так, подушку для покойника шили, направляя иглу от себя (иногда — левой рукой), гроб обсевали, бросая зерно за спину, после погребения с кладбища выходили спиной вперед. Вверх дном, наизнанку, нижней стороной кверху располагали предметы, соприкасавшиеся с мертвым телом. Эти меры имели целью защитить человека от негативного воздействия «того» мира, преградить смерти доступ в жизненное пространство.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.