Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поминальные обряды.



В качестве поминальных в русской традиции закреплены третий, девятый, двадцатый и сороковой дни. До сорокового дня в поминах участвовали только близкие родственники. Распорядок поминок включал в себя посещение кладбища, в ряде традиций также и намогильное угощение.

Специфической чертой поминовения сорокового дня было приглашение на поминальный обед покойного причетом на кладбище:

Ой, ты вставай-ка, да мила ладушка,

Ой, да на свои-ти да на резвы ноги,

Ой, да ты пойдем-ко во любы гости,

Ой, приглашай-ко да сына-то милого,

Ой, ты своего да милого ладушку.

Потом душу с причитаниями вели с кладбища домой, где навстречу ей выходили с киселем и ложкой, зажженной свечой:

Заходи, родима матушка.

За столы да за дубовые.

Умещай родню широкую,

Ты и дедушек и бабушек.

Ты поешь да ты покушай-ко,

Для тебя всё приготовлено.

(Вологодская обл. )

Присутствующие садились за стол; для покойного в красном углу на полотенце ставили еду. В конце столованья, перед полуднем, провожали душу: выносили из дома стол с помином и кланялись в сторону кладбища с причитаниями.

Важной поминальной датой была и годовщина со дня смерти. Накануне также собирались молиться, утром посещали кладбище, делали поминальный стол.

Похоронные обряды для других категорий умерших. Наряду с «родителями» существовали и заложные покойники - умершие «не своей» смертью, чья гибель была насильственной или преждевременной. К ним причисляли также детей, умерших некрещеными, и колдунов. На заложных нормативные обряды похоронно-поминального цикла не распространялись. Особо строгие запреты относились к погребению самоубийц (утопленников, удавленников, опившихся, отравившихся). Их клали немытыми в наскоро сколоченный гроб, хоронили тайком в темное время суток на неосвященной земле за пределами кладбищенской ограды. Им отказано в церковном поминовении и в чтении над ними Псалтири. Считалось, что «поминать самоубийц и молиться за них - значит лишь увеличивать их мучение». В похоронах детей и подростков нередко обходились без священника, участвовала только близкая родня. Известен обычай, запрещавший матерям провожать умершего ребенка на кладбище (чтобы не умирали другие дети); существовали запреты на вытье по маленьким детям.

Похороны девушки у восточных славян происходили в форме свадебки невеселой; при этом погребальный обряд имитировал канун венчания. В ритуал включались элементы молодежной вечеринки и девишника: обязательным было присутствие молодежи, лидирующее положение среди которой занимала группа подружек умершей («невесты»), которым раздавали символы ее девичества (ленты, пояса).

В народной традиции выделены дни, когда можно поминать тех, кто умер не своей смертью: четверг накануне Троицы (Семик) и троицкая суббота, а также понедельник Фоминой седмицы — Навьи проводы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.