Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Субботники в XX веке



А как складывалась судьба русских иудаизантов в XX столетии? В Советском Союзе они разделили печальную участь всех верующих. Сохранению традиции в какой-то мере способствовали объединения иудействующих в колхозы. Наибольшую известность получила община субботников, образовавшая вскоре после революции в воронежском с. Ильинка сельхозкоммуну «Еврейский крестьянин» (с субботним выходным днём), позднее ставшую колхозом с тем же названием. Активные контакты с представителями еврейских общин привели к принятию большинством ильинских субботников ортодоксального иудаизма. В 1930-1950-х годах многие жители Ильинки называли себя евреями при оформлении документов и сборе статистических данных. В 1937 году синагога в селе была закрыта, но в 1960-х гг. воронежские субботники обрезали новорожденных мальчиков, не вступали в смешанные браки, соблюдали субботу, праздники и частично кашрут. В 1973–1991 годы большинство жителей Ильинки уехало в Израиль. Интересно, что субботников, прибывших из России, независимо от места их прежнего проживания, в Израиле порой называют ильинцами…

В других областях коллективизация, напротив, приводила к разрушению очагов субботничества; религиозная жизнь в них угасала. Многие иудействующие мигрировали в города и вливались в еврейские общины. Другие, спасаясь от голода и коллективизации, перебирались в еврейские колхозы, где выделялись своей религиозностью. Это и не случайно: идентичность иудействующих, в отличие от евреев советской эпохи, строилась на их вероисповедной принадлежности.

Несмотря на явное тяготение к Святой Земле, многие субботники продолжают жить в России. После распада СССР среди иудействующих началась новая волна миграции – выезд из Азербайджана. Субботники покидали свою некогда цветущую закавказскую столицу – с. Привольное. Они расселились по России, образовав несколько небольших общин в Ставрополье, Краснодарском крае и Ростовской области. Иудействующих можно найти и в прежних, известных ещё с XIX века центрах движения.

Численность людей «Моисеева закона» в нынешней России не поддаётся точной оценке; иногда исследователи говорят о 10-12 тыс. иудействующих. В целом, жизнь современных субботников, несмотря на неугасающий интерес к ней со стороны историков, этнологов, фольклористов, религиоведов, во многом ещё terra incognita, требующая глубокого, всестороннего и безотлагательного исследования.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.