Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Бедственная зараза»



Если проникнуть в тайну зарождения феномена «русских израильтян» пока не удаётся по причине скудости источников, относящихся к начальному этапу движения, то начиная с XIX столетия, история «секты Моисеева закона» становится гораздо прозрачней. Правительство и Церковь обратили пристальное внимание на приверженцев «ветхозаветной веры» в эпоху Александра I, когда глухое и смутное религиозное брожение стало кристаллизоваться в многочисленные общины субботников, возникавшие в различных губерниях Российской империи – Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Тульской, Орловской и других.

В первой четверти XIX в. Правительство и Святейший Синод забили тревогу по поводу «бедственной заразы» - «иудеизация» сельского населения охватившей Россию. Особенно быстро сектантство распространялось в Воронежской губернии. В это время по официальным данным в стране насчитывалось до 20 тыс. «жидовствующих». Субботниками занимались целые министерства, Синод, епархиальные архиереи на местах. Таким образом, в российских архивах отложилось множество источников, содержащих обширный материал о «жидовствующих».

Архивные документы, несмотря на их сухость и официальность, позволяют нам реконструировать портреты русских сектантов, имена которых абсолютно неизвестны российскому читателю. Перед нами вырастают живые люди с их исканиями, энергией, упорством, ревностью…

Вот, например, Антон Рогов – однодворец с. Клеповка, который в ходе расследования о воронежской секте «жидовствующих» в 1806 г. был назван самым «упорнейшим распространителем» ереси. Он «совращал» других «явным и открытым образом», за что был приговорен к отдаче в солдаты. Приговор был, однако, отменен: обвиняемый присоединился к Церкви. Но обращение оказалось формальным. Восемь лет спустя местные власти вновь обнаружили собрание сектантов, где «раскаявшийся» Рогов читал мужчинам Библию. Отступника, несмотря на преклонный возраст, присудили к несению военной службы. Отправленный в Воронежский батальон внутренней стражи, он во время отпусков домой продолжал проповедовать и руководить общиной субботников. В конце концов, его отослали в отдаленный Грузинский корпус в целях полной изоляции от единоверцев-земляков.   

Житель Каширского уезда Тульской губернии, крестьянин Иван Оскин, был также отнесен к числу распространителей «жидовства». В 1819 г. его пытались разубедить два протоиерея, из которых один был профессором богословия, и сам епископ тульский Авраам. Вождь каширских субботников оказался непреклонным «по слепоте ума и ожесточению сердца», как было замечено в донесении архиерея. Он был приговорен к ссылке в Сибирь как один из «зачинщиков … которые твердостью своей укрепляют других». Но до места своего поселения Оскин не доехал – бежал из-под стражи.  

В Саратовской губернии в отстаивании интересов субботников особенную активность проявил купец из г. Балашова Родион Милюхин. Он составлял (и довольно искусно! ) многочисленные прошения властям и даже специально приезжал в Петербург, чтобы лично встретиться с министром внутренних дел и изложить ему нужды своих единомышленников.  

Борьба Церкви и правительства с движением иудействующих оказалась затруднительной и малоэффективной. Часто попытки разубедить субботников, предпринимаемые духовенством, были безрезультатными или же заканчивались формальным присоединением сектантов к Церкви и последующим отпадением в «ересь». Решить проблему иудействующих власти пыталось также посредством создания компактных поселений сектантов на северном Кавказе и в Астраханской губернии. Указ Синода 1825 года предусматривал отправление на военную службу или на жительство в Сибирь «начальников» и «распространителей» субботничества, высылку евреев из очагов проживания «жидовствующих», запрет «наружного оказательства секты» и др. Наступившая вслед за тем эпоха Николая I оказалась для «русских израильтян» временем репрессий и массового выселения из Европейской России на Кавказ, Закавказье и Сибирь.

Впрочем, секту не удалось уничтожить: в правление Александра II наблюдается масштабное «отпадение от православия» её тайных приверженцев. Во второй половине ХIХ века общины субботников процветали в местах их компактного проживания - регионах, удаленных от центра. Сохраняются и традиционные очаги движения иудействующих - сельские районы Тамбовской, Воронежской, Саратовской губерний. Из некоторых больших сел сектанты вытеснили все православное население. Новые колонии субботников появляются также на Дальнем Востоке и на Кубани. По официальным данным, в начале XX в. численность последователей «Моисеева закона» достигала 30 тыс. человек, но, по всей вероятности, их было гораздо больше.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.