Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Субботники. Русские люди-- последователи «Моисеева закона»



Субботники. Русские люди-- последователи «Моисеева закона»

Нередко их называли иудействующими, жидовствующими, последователями «Моисеева закона». Хотя носителями «ветхозаветной веры» обычно становились представители простонародья: по преимуществу, крестьяне, отчасти – городские жители. Загадочный феномен «превращения» этнических русских православного вероисповедания в «иудеев» приковывал внимание Церкви и правительственных кругов, дразнил любопытство учёных, писателей, путешественников… Слишком уж парадоксальным и даже «решительно невозможным», по выражению известного этнографа В. Н. Майнова, казался, на первый взгляд, переход «простого русского человека» в «гебраизм». Чтобы «какой-нибудь Кузька … и по внешнему виду и даже по способу мышления» сделался точно таким же, как «какой-нибудь раби из Могилёва»?

Таинственными и неразгаданными до сих пор остаются исторические корни движения русских иудействующих. Большим соблазном для исследователей является попытка отыскать генетическую преемственность между русской средневековой ересью жидовствующих и движением иудействующих Нового времени: уже одно сходство названий наталкивает на эту мысль! Эта гипотеза, господствовавшая в дореволюционных трудах, не находит, однако, документального подтверждения, хотя и не исключается некоторыми современными авторами.

Первые свидетельства

Впервые слово «субботники» встречается в полемическом сочинении, написанном не позднее 1709 г. известным церковным писателем Димитрием Ростовским. Этим словом он называет «отщепенцев» от Церкви, «иже по-жидовски субботы постят». Ростовский митрополит предполагает, что они обновили «ветхозаветное субботствование жидовское» и учение московско-новгородских еретиков. В то же самое время в трудах русского мыслителя И. Т. Посошкова настойчиво упоминается некая «моисеевщина» (или «Моисеевский закон»), суть которой он определяет как «старозаконие» и «возновление жидовства». Наконец, в 20-х гг. XVIII в. епископ Феофилакт Лопатинский среди раскольнических сект своего времени называет «субботовщину».

По всей видимости, во всех упомянутых творениях речь идёт о не вполне ясном религиозном брожении, ориентирующемся на Ветхий завет, прежде всего, на почитание субботы. Поэтому автор данной статьи настаивает на идее раннего происхождения движения, отодвигая его нижнюю хронологическую границу, по крайней мере, к рубежу XVII–XVIII вв. Кроме того, мы предполагаем, что «Моисеево учение» либо вызрело в недрах раннего старообрядчества, либо стало следствием мощной волны, поднятой старообрядческими спорами и исканиями.

Что получается в итоге? На наш взгляд, в генезисе иудаизантства можно выделить два процесса. Во-первых, самостоятельный религиозный поиск в народной среде, направленный в сторону предпочтения Ветхого Завета. В начале XVIII в. он был, возможно, связан со старообрядческим контекстом, а позже - с движением русских «протестантствующих» - т. н. «духовных христиан». Факт генетической связи между значительной частью субботников и молоканами является несомненным. Молоканство оставило свой след в названии одного из течений иудействующих – молокан-субботников, в мировоззрении сектантов и в их литургических практиках, в некоторых документах по истории движения. Первое официальное свидетельство об иудействующих – это упоминание об общине молокан-субботников, обнаруженной в Воронежской губернии в правление Екатерины II (1765 г. ).

Во-вторых, вполне допустим и «иудейский импульс» - не только во второй половине XVIII века, но и в более ранний период. Косвенно об этом свидетельствуют и отдельные случаи «совращений» в «жидовство», зафиксированные в XVII - первой половине XVIII вв., и нарастание интереса к богословской антииудейской проблематике в эпоху царя Алексея Михайловича, и некоторые статьи «Уложения» 1649 г., предусматривающие опасность принятия христианами иудаизма. Прививка «ветхозаветной веры» могло осуществиться не только на территории Польши с её значительным еврейским населением, давшей приют многочисленным русским «диссидентам, но и в России, где количество проживающих евреев ощутимо возрастает уже с XVII столетия. Любопытно, что в XIX в., когда субботничество имело продолжительную историю, новые единичные сектантские сообщества возникали под непосредственным влиянием иудаизма…

Не исключено, что движение развивалось не из одного источника, а нескольких, появлявшихся в разное время и в разных местах. Создававшиеся очаги «еврейской веры» вступали во взаимодействие друг с другом, что способствовало обогащению и модификации религиозных представлений и практик сектантов – разнообразных и меняющихся с течением времени.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.