Казакевич В. М. 3 страница
|
| клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов.
Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи.
Технологии наклеивания покрытий. Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов
| Выполнятьпрактические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрного и цветного металлов
| б. Технологии обработки пищевых продуктов
|
| Основы рационального
(здорового) питания. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технология производства
кисломолочных продуктов и приготовления блюд из них. Технология производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технология приготовления блюд из круп и бобовых культур. Технология производства макаронных изделий и приготовления кулинарных блюд из них
| Получать представлениео технологии обработки молока, получения кисломолочных продуктов и их переработки.
Осваиватьтехнологии кулинарной обработки круп, бобовых и макаронных изделий.
Определятьколичество и состав продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека минеральными веществами.
Исследоватьи определятьдоброкачественность молочных продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
Готовитькулинарные блюда из молочных и кисломолочных продуктов, из круп, бобовых и макаронных изделий
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
|
| Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии
| Получать представлениео тепловой энергии, методах и средствах её получения, о преобразовании тепловой энергии в другие виды энергии и работу, об аккумулировании тепловой энергии.
Собиратьдополнительную информацию о получении и применении тепловой энергии. Ознакомитьсяс бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытанием
| 8. Технологии получения, обработки и использования информации
|
| Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений. Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации
| Осваиватьспособы отображения информации. Получать представлениео многообразии знаков, символов, образов, пригодных для отображения информации.
Выполнить заданияпо записыванию кратких текстов с помощью различных средств отображения информации
| 9. Технологии растениеводства
|
| Дикорастущие растения,
используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факто-
| Получать представлениеоб основных группах используемых человеком дикорастущих растений и способах их применения. Знакомитьсяс особенностями технологий сбора, заготовки, хранения и перера-
|
|
| ров на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды
| ботки дикорастущих растений и условиями их произрастания. Анализироватьвлияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений, а также условия и методы сохранения природной среды. Выполнятьтехнологии подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Овладеватьосновными методами переработки сырья дикорастущих растений (при изготовлении чая, настоев, отваров и др. )
| 10. Технологии животноводства
|
| Технологии получения животноводческой продукции и их основные элементы. Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции
| Получать представлениео технологиях преобразования животных организмов в интересах человека и их основных элементах.
Выполнятьрефераты, посвящённые технологии разведения домашних животных, на примере наблюдений за животными своего подсобного хозяйства, подсобного хозяйства друзей, животными зоопарка
| 11. Социальные технологии
|
| Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации
| Анализироватьвиды социальных технологий. Разрабатыватьварианты технологии общения
| 12. Итоговое занятие
|
| Обобщающая беседа по изученному курсу
|
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
|
| Создание новых идей при помощи метода фокальных объектов. Техническая документация в проекте. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте
| Получать представлениео методе фокальных объектов при создании инновации. Знакомитьсяс видами технической, конструкторской и технологической документации.
Проектироватьизделия при помощи метода фокальных объектов
| 2. Производство
|
| Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии
| Получать представлениео современных средствах труда, агрегатах и производственных линиях.
Наблюдатьза средствами труда, собиратьо них дополнительную информацию и выполнятьреферат по соответствующей теме. Участвоватьв экскурсии на предприятие
| 3. Технология
|
| Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда
| Осваиватьновые понятия: культура производства, технологическая культура и культура труда. Делатьвыводы о необходимости применения культуры труда, культуры производства и технологической культуры на производстве и в общеобразовательном учреждении.
Собиратьдополнительную информацию о технологической культуре работника производства
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Техника
|
| Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели
| Получать представлениео двигателях и их видах.
Ознакомитьсяс различиями конструкций двигателей. Выполнятьработы на станках
| 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
|
| Производство металлов.
Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Физико-химические и термические технологии обработки материалов
| Получать представлениео производстве различных материалов и их свойствах. Знакомитьсяс видами машинной обработки конструкционных и текстильных материалов, делатьвыводы об их сходстве и различиях.
Выполнитьпрактические работы по изготовлению проектных изделий на основе обработки конструкционных и текстильных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, машин
| б. Технологии обработки пищевых продуктов
|
| Характеристики основ
ных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления.
Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность
| Получать представлениео технологиях приготовления мучных кондитерских изделий и освоитьих.
Знакомитьсяс технологиями обработки рыбы, морепродуктов и их кулинарным использованием.
Получать представление, анализироватьполученную информацию и делатьвыводы о сходстве и различиях изготовления
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
|
|
| рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы
| рыбных консервов и пресервов. Осваиватьметоды определения доброкачественности мучных и рыбных продуктов.
Готовитькулинарные блюда из теста, рыбы и морепродуктов
| 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
|
| Энергия магнитного поля. Энергия электрического
тока. Энергия электромагнитного поля
| Получать представлениео новых понятиях: энергия магнитного поля, энергия электрического тока, энергия электромагнитного поля.
Собиратьдополнительную информацию об областях получения и применения магнитной, электрической и электромагнитной энергии. Анализироватьполученные знания и выполнятьреферат. Выполнитьопыты
| 8. Технологии получения, обработки и использования информации
|
| Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации
| Знакомиться, анализироватьи осваиватьтехнологии получения информации, методы и средства наблюдений. Проводитьисследования о методах и средствах наблюдений за реальными процессами и формировать представлениео них
| 9. Технологии растениеводства
|
| Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно
| Ознакомитьсяс особенностями строения одноклеточных и многоклеточных грибов, с ис-
|
|
| выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вешенок. Безопасные технологии сбора и заготовки грибов
| пользованием одноклеточных и многоклеточных грибов в технологических процессах и технологиях, с технологиями искусственного выращивания грибов. Усваиватьособенности внешнего строения съедобных и ядовитых грибов. Осваиватьбезопасные технологии сбора грибов. Собиратьдополнительную информацию о технологиях заготовки и хранения грибов
| 10. Технологии животноводства
|
| Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача их животным
| Получать представлениео содержании животных как элементе технологии преобразования животных организмов в интересах человека. Знакомитьсяс технологиями составления рационов кормления различных животных и правилами раздачи кормов
| 11. Социально-экономические технологии
|
| Назначение социологических исследований. Технология опроса: анкетирование. Технология опроса: интервью
| Осваиватьметоды и средства применения социальных технологий для получения информации.
Составлятьвопросники, анкеты и тесты для учебных предметов. Проводитьанкетирование и обработку результатов
| Итоговое занятие
|
| Обобщающая беседа по изученному курсу
|
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
|
| Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности. Метод мозгового штурма при создании инноваций
| Знакомитьсяс возможностями дизайна продукта труда. Осваиватьметоды творчества в проектной деятельности.
Участвоватьв деловой игре «Мозговой штурм». Разрабатыватьконструкции изделия на основе морфологического анализа
| 2. Производство
|
| Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля качества продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда
| Получать представлениео продуктах труда и необходимости использования стандартов для их производства.
Усваиватьвлияние частоты проведения контрольных измерений с помощью различных инструментов и эталонов на качество продуктов труда.
Собиратьдополнительную информацию о современных измерительных приборах, их отличиях от ранее существовавших моделей. Участвоватьв экскурсии на промышленное предприятие. Подготовитьреферат о качестве современных продуктов труда разных производств
| 3. Технология
|
| Классификация технологий. Технологии материального производства. Технологии сельскохозяйственного
| Получать более полное представлениео различных видах технологий разных производств.
|
|
| производства и земледелия. Югассификация информационных технологий
| Собирать дополнительную информацию о видах отраслевых технологий
| 4. Техника
|
| Органы управления технологическими машинами.
Системы управления. Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация производства
| Получать представлениеоб органах управления техникой, о системе управления, об особенностях автоматизированной техники, автоматических устройств и машин, станков с ЧПУ.
Знакомитьсяс конструкцией и принципами работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники. Выполнитьсборку простых автоматических устройств из деталей специального конструктора
| 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
|
| Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка материалов. Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка металлов. Ультразвуковая обработка
материалов. Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологий обработки жидкостей и газов
| Получать представлениео технологиях термической обработки материалов, плавления материалов и литье, закалке, пайке, сварке.
Выполнятьпрактические работы по изготовлению проектных изделий посредством технологий плавления и литья (новогодние свечи из парафина или воска) и др.
| 6. Технологии обработки пищевых продуктов
|
| Мясо птицы. Мясо животных
| Знакомитьсяс видами птиц и животных, мясо которых используется в кулинарии. Осваиватьправила механической кулинарной обработки мяса птиц и животных. Получать представлениео влиянии на
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
|
|
|
| здоровье человека полезных веществ и витаминов, содержащихся в мясе птиц и животных. Осваиватьорганолептический способ оценки качества мяса птиц и животных
| 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
|
| Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получение новых веществ
| Знакомитьсяс новым понятием: химическая энергия. Получать представлениео превращении химической энергии в тепловую: выделение тепла, поглощение тепла. Собиратьдополнительную информацию об областях получения и применения химической энергии, анализировать полученные
сведения. Подготовитьреферат
| 8. Технологии получения, обработки и использования информации
|
| Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи информации. Современные технологии записи и хранения информации
| Ознакомитьсяс формами хранения информации. Получать представлениео характеристиках средств записи и хранения информации и анализироватьполученные сведения. Анализироватьпредставление о компьютере как средстве получения, обработки и записи информации.
Подготовитьи снятьфильм о своём классе с применением различных технологий записи и хранения информации
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Технологии растениеводства
|
| Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зелёных водорослей. Использование одноклеточных
грибов в биотехнологиях
| Получать представлениеоб особенностях строения микроорганизмов (бактерий, вирусов, одноклеточных водорослей и одноклеточных грибов). Получать информациюоб использовании микроорганизмов в биотехнологических процессах и биотехнологиях. Узнаватьтехнологии искусственного выращивания одноклеточных зелёных водорослей. Собирать дополнительную информациюоб использовании кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др. )
| 10. Технологии животноводства
|
| Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность
| Узнаватьо получении продукции животноводства в птицеводстве, овцеводстве, скотоводстве. Ознакомитьсяс необходимостью постоянного обновления и пополнения стада. Усвоить представленияоб основных качествах сельскохозяйственных животных: породе, продуктивности, хозяйственно полезных признаках, экстерьере. Анализироватьправила разведения животных с учётом того, что все породы животных были созданы и совершенствуются путём отбора и подбора. Выполнятьпрактические работы по ознакомлению с породами животных (кошек, собак и др. ) и оценке их экстерьера
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 11. Социальные технологии
|
| Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка
| Получать представлениео рынке и рыночной экономике, методах и средствах стимулирования сбыта. Осваиватьхарактеристики и особенности маркетинга. Ознакомитьсяс понятиями: потребительная стоимость и цена товара, деньги. Получать представлениео качестве и характеристиках рекламы. Подготовитьрекламу изделия или услуги творческого проекта
| Итоговое занятие
|
| Обобщающая беседа по изученному курсу
|
| Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
|
| Экономическая оценка проекта. Разработка бизнес- плана
| Получать представлениео подготовке и проведении экономической оценки проекта и его презентации: сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта; расчёт себестоимости проекта. Собиратьинформацию о примерах бизнес-планов. Составлять
бизнес-план для своего проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Основы производства
|
| Транспортные средства в процессе производства.
Особенности транспортировки газов, жидкостей и сыпучих веществ
| Анализироватьинформацию о транспортных средствах. Получать информациюоб особенностях и способах транспортировки жидкостей и газов.
Собиратьдополнительную информацию о транспорте. Анализироватьи сравниватьхарактеристики транспортных средств. Участвоватьв экскурсии на соответствующие производства и подготовитьреферат об увиденных транспортных средствах
| 3. Технология
|
| Новые технологии современного производства.
Перспективные технологии и материалы XXI века
| Получить информациюо перспективных технологиях XXI века: объёмное моделирование, нанотехнологии, их особенности и области применения.
Собиратьдополнительную информацию о перспективных технологиях. Подготовитьреферат (или провести дискуссию с одноклассниками) на тему сходства и различий существующих и перспективных видов технологий
| 4. Техника
|
| Роботы и робототехника. Классификация роботов. Направления современных разработок в области робототехники
| Получать представлениео современной механизации ручных работ, автоматизации производственных процессов, роботах и их роли в современном производстве. Анализироватьполученную информацию, проводитьдискуссии на темы робототехники. Собиратьизделия (роботы, манипуляторы), используя специальные конструкторы
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
|
| Технология производст
ва синтетических волокон. Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. Технологии производства искусственной кожи и её свойства. Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды
| Осваиватьпредставления о производстве синтетических волокон современных конструкционных материалов. Анализироватьинформацию об ассортименте и свойствах тканей из синтетических волокон
| б. Технологии обработки пищевых продуктов
|
| Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. Рациональное питание современного человека
| Получать информациюо системах питания (вегетарианство, сыроедение, раздельное питание и др. ). Осваиватьтехнологии тепловой кулинарной обработки мяса и субпродуктов.
Приготавливатьблюда из птицы, мяса и субпродуктов. Определять органолептиче
ским способом доброкачественность пищевых продуктов и приготовленных блюд из мяса и субпродуктов
| 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
|
| Ядерная и термоядерная реакции. Ядерная энергия. Термоядерная энергия
| Получать представлениео новых понятиях: ядерная энергия, термоядерная энергия. Собиратьдополнительную информацию о ядерной и термоядерной энергии. Подготовитьиллюстрированные рефераты о ядерной и термоядерной энергетике
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Технологии получения, обработки и использования информации
|
| Сущность коммуникации. Структура процесса коммуникации. Каналы связи при коммуникации
| Получать представлениео коммуникационных формах
общения. Анализироватьпроцессы коммуникации и каналы связи. Принять участиев деловой игре «Телекоммуникация с помощью телефона»
| 9. Технологии растениеводства
|
| Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. Технология клонального микроразмножения растений. Технологии генной инженерии
| Получать представлениео новых понятиях: биотехнологии, клеточная инженерия, технологии клонального микроразмножения растений, технологии генной инженерии.
Собирать дополнительную
информациюна темы биотехнологии, клеточной инженерии, технологии клонального микроразмножения растений, технологии генной инженерии. Анализировать полученную
информацию и подготовитьрефераты на интересующие учащихся темы
| 10. Технологии животноводства
|
| Заболевания животных и их предупреждение
| Получать представлениео возможных заболеваниях у животных и способах их предотвращения. Знакомитьсяс представлением о ветеринарии. Проводитьмероприятия по профилактике и лечению заболеваний и травм животных. Осуществлятьдезинфекцию оборудования для содержания животных
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 11. Социальные технологии
|
| Что такое организация. Управление организацией. Менеджмент. Менеджер и его работа. Методы управления в менеджменте. Трудовой договор как средство управления в менеджменте
| Получать представлениео технологии менеджмента, средствах и методах управления людьми, контракте как средстве регулирования трудовых отношений. Принятьучастие в деловой игре «Приём на работу»
| Итоговое занятие
|
| Обобщающая беседа по изученному курсу
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Общая характеристика кабинета технологии. Получение от преподавателя предметно-информационных сведений должно занимать на уроках не более 25—30 % учебного времени. Это могут быть пояснения к сложному материалу или тематические обобщения.
Теоретический материал учащиеся будут изучать по учебнику или другим источникам. Желательно наличие у школьников компьютеров, подключённых к Интернету.
В классе, кабинете, мастерской или на пришкольном участке должны проходить практические занятия: лабораторные, проектные и учебно-практические работы.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовывать дополнительные внеурочные занятия и летнюю (или осеннюю) технологическую практику. Летняя практика особенно целесообразна для изучения технологий растениеводства и животноводства. Время на такие занятия может быть получено за счёт времени из регионального компонента учебного плана образовательной организации.
Кабинет или мастерские могут размещаться на любом этаже школьного здания, кроме полуподвальных и подвальных помещений. По санитарным нормам площадь рабочих помещений должна быть не менее 4, 5 м2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии и 5, 4 м2 — для комбинированной мастерской. Рабочие места учащихся необходимо укомплектовать соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете и мастерских должны быть умывальник и полотенце (бумажное или электрическое). Температуру в мастерских в холодное время года нужно поддерживать не ниже 18 °С при относительной влажности 40—60 %. Электрическая проводка к рабочим столам должна быть стационарной. Включение и выключение всей электросети кабинета или мастерских осуществляется с рабочего места учителя одним общим рубильником.
Учебно-материальная база по технологии должна иметь рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор инструментов, электроприборов, машин, оборудования и т. д. согласно утверждённому Перечню средств обучения и учебного оборудования.
В учебно-методический комплекс для образовательной области «Технология» входят учебники в бумажной и электронной форме, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, электронные наглядные пособия и образовательные ресурсы, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения.
Государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения рекомендуются следующие технические средства обучения для оснащения кабинета технологии: компьютеры с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет; планшеты; интерактивная доска или интерактивная панель, принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер, документ-камера, цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.
|
|
|