Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Казакевич В. М. 1 страница



 

 

В. М. Казакевич

Г. В. Пичугина
Г. Ю. Семенова


ТЕХНОЛОГИЯ

Рабочие программы
Предметная линия
учебников

В. М. КАЗАКЕВИЧА и др.

5-9 классы

Учебное пособие
для общеобразовательных
организаций


Москва

Просвещение
2018



 

УДК 372. 8: 62

ББК 74. 26

К14


Казакевич В. М.

К14 Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Ка- закевича и др. — 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. орга­низаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М. : Просвещение, 2018. — 58 с. — ISBN 978-5-09-052806-1.

Пособие соответствует требованиям Федерального государственного образо­вательного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по технологии. В пособии представлены рабочие программы, их реализация в УМК для 5—9 классов, тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам обучения в 5—9 классах.

УДК 372. 8: 62 ББК 74. 26


ISBN 978-5-09-052806-1


© Издательство «Просвещение», 2018
© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2018
Все права защищены



 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технологическое образование — это процесс приобщения учащихся к средствам, формам и методам реальной деятельности и развития ответ­ственности за её результаты.

Технологическое образование предусматривает организацию созида­тельной и преобразующей деятельности, направленной на удовлетворе­ние потребностей самого человека, других людей и общества в целом. Поэтому объекты учебной деятельности должны подбираться с учётом ви­дов потребностей, которые имеют для человека-труженика определённую иерархию значимости.

В процессе изучения учащимися технологии, с учётом возрастной пе­риодизации их развития, в целях общего образования должны решаться следующие задачи:

• формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудо­вых знаний, умений и навыков, обучение учащихся функциональной грамотности обращения с распространёнными техническими средства­ми труда;

• углублённое овладение способами созидательной деятельности и управ­лением техническими средствами труда по профилю или направлению профессионального труда;

• расширение научного кругозора и закрепление в практической дея­тельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук;

• воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурент­ной борьбе на рынке труда, готовности к самосовершенствованию и активной трудовой деятельности;

• развитие творческих способностей, овладение началами предпринима­тельства на основе прикладных экономических знаний;

• ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, про­фессиональное самоопределение.

Современные требования социализации в обществе в ходе технологиче­ской подготовки ставят задачу обеспечить овладение обучающимися пра­вилами эргономики и безопасного труда, способствовать экологическому и экономическому образованию и воспитанию, становлению культуры труда.

Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ори­ентированное общеобразовательное развитие учащихся:

• прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;

• выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получе­ние запланированного результата (удовлетворение конкретной потреб­




 

ности) на основе использования знаний и умений о техносфере, об­щих и прикладных знаний по основам наук;

• выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учётом имеющихся материально-технических возможностей;

• создание преобразования или эффективное использование потреби­тельных стоимостей.

В целом школьное технологическое образование придаёт формируе­мой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный преобразовательный аспект.




 

Общая характеристика курса

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применять на практике знания основ различных наук. Это школьный учебный курс, в содержании которого отражаются общие принципы преобразующей де­ятельности человека и все аспекты материальной культуры.

Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной пред- метно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития обще­ства. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода уча­щихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятель­ности.

Объектами изучения курса являются окружающая человека техно­сфера, её предназначение и влияние на преобразовательную деятельность человека.

Предметом содержания курса являются дидактически отобранные законы, закономерности создания, развития и преобразования видов и форм проявления компонентов искусственной среды (техносферы), тех­нологическая (инструментальная и процессуальная) сторона преобразова­тельной деятельности, направленной на создание продукта труда, удовлет­воряющего конкретную потребность.

Задачи технологического образования в общеобразовательных органи­зациях:

— ознакомить учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер созидательной и пре­образовательной деятельности человека;

— синергетически увязать в практической деятельности всё то, что уча­щиеся получили на уроках технологии и других предметов по предметно- преобразующей деятельности;

— включить учащихся в созидательную или преобразовательную дея­тельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода;

— сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи.

В основу методологии структурирования содержания учебного пред­мета «Технология» положен принцип блочно-модульного построения ин­формации. Основная идея блочно-модульного построения содержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически за­конченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов — блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания.

Содержание учебного предмета «Технология» строится по годам обуче­ния концентрически. В основе такого построения лежит принцип услож­нения и тематического расширения базовых компонентов, поэтому




 

в основу соответствующей учебной программы закладывается ряд поло­жений:

— постепенное увеличение объёма технологических знаний, умений и навыков;

— выполнение деятельности в разных областях;

— постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблемы (использование комплексного подхода, учёт большого количе­ства воздействующих факторов и т. п. );

— развитие умений работать в коллективе;

— возможность акцентировать внимание на местных условиях;

— формирование творческой личности, способной проектировать про­цесс и оценивать результаты своей деятельности.

В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие базовые компоненты содержания обучения технологии:

— методы и средства творческой и проектной деятельности;

— производство;

— технология;

— техника;

— технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов;

— технологии обработки текстильных материалов;

— технологии обработки пищевых продуктов;

— технологии получения, преобразования и использования энергии;

— технологии получения, обработки и использования информации;

— технологии растениеводства;

— технологии животноводства;

— социальные технологии.

Данный компонентный состав позволяет охватить все основные сферы приложения технологий. Кроме того, он обеспечивает преемственность с существовавшим ранее содержанием обучения технологии по техническо­му, обслуживающему и сельскохозяйственному труду.

Программа предусматривает широкое использование межпредметных связей:

— с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений;

— с химией при изучении свойств конструкционных материалов, пи­щевых продуктов, сельскохозяйственных технологий;

— с биологией при рассмотрении и анализе природных форм и кон­струкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических про­блем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, при изучении сельскохозяйственных технологий;

— с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов со­временных энергетических технологий.

При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.




Описание места предмета в учебном плане


Учебный предмет «Технология» является обязательным компонентом об-
щего образования школьников. Он направлен на овладение обучающими-
ся знаниями и умениями в предметно-преобразующей (а не виртуальной)
деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует
потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знаком-
ство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных
сферах общественного производства, на возможную инженерную деятель-
ность. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от
общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Общий учебный план образовательной организации на этапе основно-
го общего образования должен включать учебное время для обязательного
изучения предмета «Технология» из расчёта 2 ч в неделю в 5—7 классах,
1 ч в неделю в 8 классе. Дополнительное время может быть выделено за
счёт резерва учебного времени и внеурочной деятельности (внеклассных
занятий). Для этого желательно увеличить продолжительность занятий в
8 классе до 2 ч в неделю и выделить время для занятий в 9 классе —
2 ч в неделю, используя время учебного плана, отводимое на предпро-
фильную подготовку.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих ре-
зультатов.


Личностные результаты


У учащихся будут сформированы:

— познавательные интересы и творческая активность в области пред­метной технологической деятельности;

— желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

— трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

— умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;

— самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

— умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;

— осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

— бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

— технико-технологическое и экономическое мышление и их исполь­зование при организации своей деятельности.


Метапредметные результаты


У учащихся будут сформированы:

— умение планировать процесс созидательной и познавательной дея-


тельности;



 

— умение выбирать оптимальные способы решения учебной или тру­довой задачи на основе заданных алгоритмов;

— творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;

— самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;

— способность моделировать планируемые процессы и объекты;

— умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;

— способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;

— умение выбирать и использовать источники информации для под­крепления познавательной и созидательной деятельности;

— умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;

— умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;

— способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравст­венных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

— умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или раз­решения противоречий в выполняемой деятельности;

— понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры тру­да, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и услови­ями деятельности.

Предметные результаты

В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:

— владение алгоритмами и методами решения технических и техноло­гических задач;

— ориентирование в видах и назначении методов получения и пре­образования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях обществен­ного производства и сферы услуг;

— ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;

— использование общенаучных знаний в процессе осуществления ра­циональной технологической деятельности;

— навык рационального подбора учебной и дополнительной техниче­ской и технологической информации для изучения технологий, проекти­рования и создания объектов труда;

— владение кодами, методами чтения и способами графического пред­ставления технической, технологической и инструктивной информации;

— владение методами творческой деятельности;

— применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформи­рованы:

— способности планировать технологический процесс и процесс труда;

— умение организовывать рабочее место с учётом требований эргоно­мики и научной организации труда;




 

— умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;

— умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;

— умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;

— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать приклад­ные технические проекты;

— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать техноло­гические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;

— умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потре­бителей;

— умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;

— навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;

— навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;

— навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;

— умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

— способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;

— знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

— ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;

— умение выбирать и использовать коды и средства представления тех­нической и технологической информации и знаковых систем (текст, та­блица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др. ) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

— умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.

В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:

— готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;

— навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;

— навыки доказательного обоснования выбора профиля технологи­ческой подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

— навыки согласования своих возможностей и потребностей;

— ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

— проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;




 

— экономность и бережливость в расходовании материалов и денеж­ных средств.

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:

— умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рацио­нальную эстетическую организацию работ;

— владение методами моделирования и конструирования;

— навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;

— умение сочетать образное и логическое мышление в процессе твор­ческой деятельности;

— композиционное мышление.

В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:

— умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуни­кации, адекватные сложившейся ситуации;

— способность бесконфликтного общения;

— навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;

— способность к коллективному решению творческих задач;

— желание и готовность прийти на помощь товарищу;

— умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.

В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформиро­ваны:

— развитие моторики и координации движений рук при работе с руч­ными инструментами и приспособлениями;

— достижение необходимой точности движений и ритма при выпол­нении различных технологических операций;

— соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к ин­струменту с учётом технологических требований;

— развитие глазомера;

— развитие осязания, вкуса, обоняния.



 

Содержание курса


5 класс


Теоретические сведения. Что такое техносфера. Что такое потребитель­ские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.

Проектная деятельность. Что такое творчество.

Что такое технология. Классификация производств и технологий.

Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.

Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические мате­риалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы.

Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон.

Технология механической обработки материалов. Графическое отобра­жение формы предмета.

Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.

Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной об­работки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей.

Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.

Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации.

Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жиз­недеятельности человека. Общая характеристика и классификация куль­турных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними.

Животные и технологии XXI века. Животные и материальные по­требности человека. Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки.

Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание со­циальных технологий.

Практические работы 1. Сбор дополнительной информации в Интер­нете и справочной литературе о техносфере. Проведение наблюдений. Со­ставление рациональных перечней потребительских благ для современно­го человека. Экскурсии. Подготовка рефератов.

Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.

Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литера­туре о технологиях. Экскурсия на производство по ознакомлению с тех­нологиями конкретного производства.

Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по от­дельным отраслям и видам.

Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабора­торные исследования свойств различных материалов. Составление коллек-


1 Некоторые практические задания, практические и лабораторно-практические работы включены не в учебники, а в рабочие тетради.



 

ций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах производства.

Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность че­ловека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс- методом химического анализа. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и методом химического анализа.

Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литера­туре об областях получения и применения механической энергии. Озна­комление с устройствами, использующими кинетическую и потенциаль­ную энергию. Изготовление игрушки йо-йо.

Оценка восприятия содержания информации в зависимости от уста­новки. Сравнение скорости и качества восприятия информации различ­ными органами чувств.

Описание основных агротехнологических приёмов выращивания куль­турных растений.

Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирова­ние культурных растений по группам. Проведение исследований с куль­турными растениями в условиях школьного кабинета.

Сбор дополнительной информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, класси­фицирование этих потребностей.

Тесты по оценке свойств личности. Составление и обоснование пере­чня личных потребностей и их иерархическое построение.

Ознакомление с устройством и назначением ручных неэлектрифициро- ванных инструментов. Упражнения по пользованию инструментами.

Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Раз­метка проектных изделий и деталей. Изготовление простых изделий для быта из конструкционных материалов. Обработка текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.

Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их ка­чества. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени. Замораживание овощей и фруктов.

Выполнение основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определение полезных свойств культурных растений. Классифи­цирование культурных растений по группам. Проведение опытов с куль­турными растениями на пришкольном участке.

Сбор информации об основных видах сельскохозяйственных животных своего села, соответствующих направлениях животноводства и их описание.


6 класс


Теоретические сведения. Введение в творческий проект. Подготови­тельный этап. Конструкторский этап. Технологический этап. Этап изго­товления изделия. Заключительный этап.

Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как пред­мет труда. Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и растительное



 

сырьё. Вторичное сырьё и полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда.

Объекты сельскохозяйственных технологий как предмет труда. Объекты социальных технологий как предмет труда.

Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и произ­водственная дисциплина. Техническая и технологическая документация.

Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая транс­миссия в технических системах. Электрическая, гидравлическая и пнев­матическая трансмиссия в технических системах.

Технологии резания. Технологии пластического формования матери­алов. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами.

Технологии механического соединения деталей из древесных матери­алов и металлов. Технологии соединения деталей с помощью клея. Тех­нологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов. Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготов­лении изделий из ткани и кожи.

Технологии наклеивания покрытий. Технологии окрашивания и лаки­рования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов.

Основы рационального (здорового) питания. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технология производ­ства кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них. Технология производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технология приготовления блюд из круп и бобовых. Технология производства мака­ронных изделий и технология приготовления кулинарных блюд из них.

Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и ра­боту. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии.

Восприятие информации. Кодирование информации при передаче све­дений. Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Дикорастущие растения, используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорасту­щих растений. Условия и методы сохранения природной среды.

Технологии получения животноводческой продукции и её основные элементы. Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции.

Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации.

Практические работы. Составление перечня и краткой характеристи­ки этапов проектирования конкретного продукта труда.

Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литера­туре о составляющих производства. Ознакомление с образцами предметов




 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.