Казакевич В. М. 2 страница
труда. Проведение наблюдений. Экскурсии на производство. Подготовка рефератов.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической дисциплине. Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов, чертежей. Чтение и составление технологических карт.
Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.
Упражнения, практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрного и цветного металла. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.
Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения тепловой энергии. Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.
Чтение и запись информации различными средствами отображения информации.
Классификация дикорастущих растений по группам. Выполнение технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Овладение основными методами переработки сырья дикорастущих растений.
Реферативное описание технологии разведения комнатных домашних животных на основе личного опыта, опыта друзей и знакомых, справочной литературы и информации в Интернете.
Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях. Разработка сценариев проведения семейных и общественных мероприятий.
Ознакомление с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию инструментами.
Практические работы по изготовлению проектных изделий из фольги. Изготовление изделий из папье-маше.
Разметка и сверление отверстий в образцах из дерева, металла, пластмасс. Практические работы по обработке текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Изготовление проектных изделий из ткани и кожи.
Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества.
Классификация дикорастущих растений по группам. Освоение технологий заготовки сырья дикорастущих растений в природной среде на примере растений своего региона. Выполнение по ГОСТу технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Владение методами переработки сырья дикорастущих растений.
Реферативное описание технологии разведения домашних и сельскохозяйственных животных на основе опыта своей семьи, семей своих друзей.
|
Теоретические сведения. Создание новых идей методом фокальных объектов. Техническая документация в проекте. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте.
Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии.
Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда.
Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели.
Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Физико-химические и термические технологии обработки материалов.
Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления.
Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы.
Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля.
Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации.
Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов.
Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным.
Назначение социологических исследований. Технология опроса: анкетирование. Технология опроса: интервью.
Практические работы. Чтение различных видов проектной документации. Выполнение эскизов и чертежей. Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками. Разработка инновационного объекта или услуги методом фокальных объектов.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о современных средствах труда. Экскурсии. Подготовка рефератов о современных технологических машинах и аппаратах.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической культуре и культуре труда. Составление инструк-
|
ций по технологической культуре работника. Самооценка личной культуры труда.
Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей. Ознакомление с конструкциями и работой различных передаточных механизмов.
Проектные работы по изготовлению изделий на основе обработки конструкционных и текстильных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, машин. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями НПО, СПО соответствующего профиля.
Определение доброкачественности рыбы и морепродуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения магнитной, электрической и электромагнитной энергии.
Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов. Проведение хронометража учебной деятельности.
Определение по внешнему виду групп одноклеточных и многоклеточных грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания культивируемых грибов. Владение безопасными способами сбора и заготовки грибов.
Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей. Проектирование и изготовление простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др. Выявление проблем бездомных животных для своего микрорайона, села, посёлка.
Составление вопросников, анкет и тестов для учебных предметов. Проведение анкетирования и обработка результатов.
Ознакомление с устройством и работой станков. Упражнения по управлению станками. Учебно-практические работы на станках.
Приготовление десертов, кулинарных блюд из теста и органолептическая оценка их качества. Механическая обработка рыбы и морепродуктов. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.
Определение по внешнему виду групп одноклеточных и многоклеточных грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания культивируемых грибов. Владение безопасными способами сбора и заготовки грибов. Опыты по осуществлению технологических процессов промышленного производства культивируемых грибов (в условиях своего региона).
8 класс
Теоретические сведения. Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности. Метод мозгового штурма при создании инноваций.
Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля качества продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда.
| 
|
Классификация технологий. Технологии материального производства. Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация информационных технологий.
Органы управления технологическими машинами. Системы управления. Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация производства.
Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка материалов. Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка металлов. Ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологий обработки жидкостей и газов.
Мясо птицы. Мясо животных.
Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получение новых веществ.
Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи информации. Современные технологии записи и хранения информации.
Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зелёных водорослей. Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях.
Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность.
Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка.
Практические работы. Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода морфологической матрицы.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о характеристиках выбранных продуктов труда. Проведение наблюдений. Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин. Экскурсии.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о конкретных видах отраслевых технологий. Составление технологических карт для изготовления возможных проектных изделий или организации услуг.
Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора.
Практические работы по изготовлению проектных изделий посредством технологий плавления и литья (новогодние свечи из парафина или воска). Закалка и испытание твёрдости металла. Пайка оловом. Сварка пластмасс. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.
Определение доброкачественности мяса птицы и других пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения химической энергии.
| 
Определение микроорганизмов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания одноклеточных зелёных водорослей. Овладение биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей. Овладение биотехнологиями использования кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др. ).
Составление рационов для домашних животных, организация их кормления. Сбор информации и проведение исследования о влиянии на здоровье животных натуральных кормов.
Составление вопросников для выявления потребностей людей в конкретном товаре. Оценка качества рекламы в средствах массовой информации.
9 класс
Теоретические сведения. Экономическая оценка проекта. Разработка бизнес-плана.
Транспортные средства в процессе производства. Особенности средств транспортировки газов, жидкостей и сыпучих веществ.
Новые технологии современного производства. Перспективные технологии и материалы XXI века.
Роботы и робототехника. Классификация роботов. Направления современных разработок в области робототехники.
Технология производства синтетических волокон. Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. Технологии производства искусственной кожи и её свойства. Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды.
Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. Рациональное питание современного человека.
Ядерная и термоядерная реакции. Ядерная энергия. Термоядерная энергия.
Сущность коммуникации. Структура процесса коммуникации. Каналы связи при коммуникации.
Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. Технология клонального микроразмножения растений. Технологии генной инженерии.
Заболевания животных и их предупреждение.
Что такое организация. Управление организацией. Менеджмент. Менеджер и его работа. Методы управления в менеджменте. Трудовой договор как средство управления в менеджменте.
Практические работы. Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с помощью Microsoft PowerPoint.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о транспорте. Сравнение характеристик транспортных средств. Подготовка рефератов о видах транспортных средств.
Сборка из деталей конструктора роботизированных устройств. Управление моделями роботизированных устройств.
Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
| 
|
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения ядерной и термоядерной энергии. Подготовка иллюстрированных рефератов по ядерной и термоядерной энергетике. Ознакомление с работой радиометра и дозиметра.
Представление информации вербальными и невербальными средствами. Деловые игры по различным сюжетам коммуникации.
Создание условий для клонального микроразмножения растений.
Сбор информации и описание работы по улучшению пород кошек, собак в клубах. Описание признаков основных заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам.
Деловая игра «Приём на работу». Анализ позиций типового трудового контракта.
Мыловарение. Практические работы по изготовлению деталей и проектных изделий посредством пластического формования.
|
Тематическое планирование в 5—9 классах
5 класс (68 ч)
| Темы, входящие в разделы программы2
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
|
| Проектная деятельность.
Что такое творчество
| Пониматьзначимость творчества в жизни и деятельности человека и проекта как формы представления результатов творчества. Определятьособенности рекламы новых товаров. Осуществлятьсамооценку интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности
| 2. Производство
|
| Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства
| Осваиватьновые понятия: техносфера и потребительские блага. Знакомитьсяс производствами потребительских благ и их характеристикой.
Различатьобъекты природы и техносферы.
Собиратьи анализироватьдополнительную информацию о материальных благах. Наблюдатьи составлятьперечень необходимых потребительских благ для современного человека. Разделятьпотребительские блага на материальные и нематериальные. Различатьвиды производств материальных и нематериальных благ. Участвоватьв экскурсии на предприятие, производящее
|
|
|
| потребительские блага. Проанализироватьсобственные наблюдения и создатьреферат о техносфере и производствах потребительских благ
| 3. Технология
|
| Что такое технология. Классификация производств и технологий
| Осознаватьроль технологии в производстве потребительских благ. Знакомитьсяс видами технологий в разных сферах производства. Определять, что является технологией в той или иной созидательной деятельности.
Собиратьи анализироватьдополнительную информацию о видах технологий. Участвоватьв экскурсии на производство и делатьобзор своих наблюдений
| 4. Техника
|
| Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства
| Осознаватьи пониматьроль техники. Знакомитьсяс разновидностями техники и её классификацией. Пользоватьсяпростыми ручными инструментами. Управлятьпростыми механизмами и машинами. Составлятьиллюстрированные проектные обзоры техники по отдельным отраслям производства
| 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
|
| Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы.
| Знакомитьсяс разновидностями производственного сырья и материалов.
| 2 Название глав в учебниках отличаются от названий тем программы, но полностью соответствуют их содержанию.
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
|
|
| Конструкционные материалы. Текстильные материалы. Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон.
Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета
| Формироватьпредставление о получении различных видов сырья и материалов.
Знакомитьсяс понятием «конструкционные материалы». Формироватьпредставление о технологии получения конструкционных материалов, их механических свойствах. Анализироватьсвойства и предназначение конструкционных и текстильных материалов. Выполнятьнекоторые операции по обработке конструкционных материалов.
Овладеватьсредствами и формами графического отображения объектов. Знакомитьсяс особенностями технологий обработки текстильных материалов.
Проводитьлабораторные исследования свойств различных материалов. Составлятьколлекции сырья и материалов. Осваиватьумение читать и выполнять технические рисунки и эскизы деталей.
Изготавливатьпростые изделия из конструкционных материалов.
Выполнятьнекоторые операции по обработке текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с
| 
помощью ручных инструментов,
приспособлений, машин.
Создавать проекты изделий из
текстильных материалов
| 6. Технологии обработки пи- щевых продуктов
| Кулинария. Основы рацио- нального питания. Вита- мины и их значение в пи- тании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.
Овощи в питании чело- века. Технологии механи- ческой кулинарной обра- ботки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепло- вой обработки овощей
| Осваивать новые понятия: ра- циональное питание, пищевой рацион, режим питания.
Знакомиться с особенностями механической кулинарной об- работки овощей и видами их нарезки.
Получать представление об основных и вспомогательных видах тепловой обработки про- дуктов (варка, жарка, тушение, запекание, припускание; пассе- рование, бланширование).
Составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни. Поль- зоваться пирамидой питания при составлении рациона питания. Проводить опыты и анализи- ровать способы определения качества мытья столовой посу- ды экспресс-методом химиче- ского анализа.
Осваивать способы определения доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом хи- мического анализа.
Приготавливать и украшать блюда из овощей.
Заготавливать зелень, овощи и фрукты с помощью сушки и за- мораживания. Соблюдать пра- вила санитарии и гигиены при обработке и хранении пищевых продуктов
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
|
| Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии
| Осваиватьновые понятия: работа, энергия, виды энергии. Получать представлениео механической энергии, методах и средствах её получения, взаимном преобразовании потенциальной и кинетической энергии, аккумуляторах механической энергии.
Знакомитьсяс применением кинетической и потенциальной энергии на практике. Проводитьопыты по преобразованию механической энергии.
Собиратьдополнительную информацию об областях получения и применения механической энергии. Знакомитьсяс устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Изготавливатьигрушку йо-йо
| 8. Технологии получения, обработки и использования информации
|
| Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации
| Осознаватьи пониматьзначение информации и её видов. Усваиватьпонятия объективной и субъективной информации. Получать представлениео зависимости видов информации от органов чувств. Сравниватьскорость и качество восприятия информации различными органами чувств.
|
|
|
| Оцениватьэффективность восприятия и усвоения информации по разным каналам её получения
| 9. Технологии растениеводства
|
| Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними
| Осваиватьновые понятия: культурные растения, растениеводство и агротехнология. Получать представлениеоб основных агротехнологических приёмах выращивания культурных растений. Осознаватьзначение культурных растений в жизнедеятельности человека. Знакомитьсяс классификацией культурных растений и видами исследований культурных растений.
Проводитьописание основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений. Выполнятьклассифицирование культурных растений по группам. Проводитьисследования культурных растений.
Выполнятьосновные агротех- нологические приёмы выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определятьполезные свойства культурных растений, выращенных на пришкольном участке
| 10. Технологии животноводства
|
| Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и
| Получать представлениео животных как об объектах технологий и о классификации животных. Определять, в чём заключаются потребности чело-
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
|
|
| животноводство. Животные — помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки
| века, которые удовлетворяют животные.
Собиратьдополнительную информацию о животных организмах. Описыватьпримеры использования животных на службе безопасности жизни человека. Собиратьинформацию и проводитьописание основных видов сельскохозяйственных животных своего села и соответствующих направлений животноводства
| 11. Социальные технологии
|
| Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий
| Получать представлениео сущности социальных технологий, о человеке как об объекте социальных технологий, об основных свойствах личности человека. Выполнятьтест по оценке свойств личности. Разбиратьсяв том, как свойства личности влияют на поступки человека
| Итоговое занятие
|
| Обобщающая беседа по изученному курсу
|
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
|
| Введение в творческий проект. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап. Этап изготовления изделия. Заключительный этап
| Осваиватьосновные этапы проектной деятельности и их характеристики.
Составлятьперечень и краткую характеристику этапов проектирования конкретного продукта труда
| 2. Производство
|
| Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда. Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и
растительное сырьё. Вторичное сырьё и полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда
| Получать представлениео труде как основе производства. Знакомитьсяс различными видами предметов труда.
Наблюдатьи собиратьдополнительную информацию о предметах труда. Участвоватьв экскурсии. Выбиратьтемы и выполнятьрефераты
| 3. Технология
|
| Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина. Техническая и технологическая документация
| Получать представлениеоб основных признаках технологии. Осваиватьновые понятия: технологическая дисциплина; техническая и технологическая документация.
Собиратьдополнительную информацию о технологической документации. Осваиватьчтение графических объектов и составление технологических карт
|
Темы, входящие в разделы программы
| Количество занятий
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| 4. Техника
|
| Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия
в технических системах. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах
| Получать представлениеоб основных конструктивных элементах техники. Осваиватьновое понятие: рабочий орган машин. Ознакомитьсяс разновидностями рабочих органов в зависимости от их назначения. Разбиратьсяв видах и предназначении двигателей.
Ознакомитьсяс устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Выполнятьупражнения по пользованию инструментами
| 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
|
| Технологии резания. Технологии пластического
формования материалов.
Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами.
Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами.
Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами.
Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов. Технологии соединения деталей с помощью
| Осваиватьразновидности технологий механической обработки материалов. Анализироватьсвойства материалов, пригодных к пластическому формованию. Получать представлениео многообразии ручных инструментов для ручной обработки материалов.
Сформировать представлениео способах соединения деталей из разных материалов. Познакомитьсяс методами и средствами отделки изделий.
Анализировать особенности
соединения деталей из текстильных материалов и кожи при изготовлении одежды.
|
|