Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФРАНЦ БАРДОН 11 страница



каз, с помощью воли или силой воображения, какое действие он дол-

жен вызвать. При этом следует соблюдать форму приказа в настоя-

щем времени, так как я приводил в главе о подсознании.

4. Элементалу нужно внушить действенную силу, независимо от того,

идет ли речь об элементале длительного или ограниченного действия.

Если Вы хотите успешно использовать эти четыре основных пра-

вила, их нужно обязательно соблюдать. Поясню эту методику на прак-

тическом примере.

{140}

Предположим, что маг имеет намерение с помощью элементалов

укрепить чью-то память или другие интеллектуальные способности.

Он должен выполнить следующее.

Он представляет себе огромное всеобщее море света, из световой суб-

станции которого он формирует большой световой шар, спрессовыва-

ет его как можно сильнее, то есть накапливает энергию, пока этот шар

не станет величиной в 30-50 см. Благодаря уплотнению шар становит-

ся похожим на сияющее солнце. Этот шар маг пропитывает желанием и

твердым убеждением, что он проявит те силу и способность, которые

у определенного человека должны будить, укреплять и усиливать же-

 

лаемое ментальное качество — память, умение говорить и так далее.

Как только маг создал это ментальное солнце — шар — он дает

ему подходящее имя, скажем, Луцис, или какое-либо другое. Далее он

определяет время, которое этот шар должен действовать в менталь-

ной сфере соответствующего человека, например: «Ты будешь действо-

вать до тех пор, пока этот человек полностью не овладеет такой-то

способностью и она не войдет у него в привычку». После определения

срока деятельности маг отдает приказ, что элементал после исполне-

ния приказания должен снова раствориться в световом море. Тем са-

мым определяется, выражаясь магически, рождение и смерть элемен-

тала, подобно судьбе человека или любого другого существа. Так как

элементалу неведомы ни время, ни пространство, его направляют в мен-

тальную сферу соответствующего человека. Отправка его происходит

совершенно внезапно, как будто разрывают ленту между собой и эле-

менталом. Незамедлительно обращаются к другим делам и перестают

думать о только что созданном элементале. Можно сопроводить этот

разрыв отсылающим жестом, так же, как и его создание тоже сопро-

вождают каким-то жестом.

Все это предоставляется решать самому ученику, так как он дол-

жен был быть уже настолько продвинутым на своей ступени разви-

тия, что такие сопровождения он сам может создать с помощью своей

развитой интуиции. Чем свободнее от мага будет элементал, то есть

чем меньше в течение дня маг будет думать о нем, тем активнее будет

его действие в ментальной сфере того человека, для которого он был

создан. Он может действовать самостоятельно в ментальной сфере че-

ловека, если маг не будет мешать ему своими мыслями о нем. Нужно

время от времени давать элементалу новый заряд, чтобы придать ему

более усиленную энергию распространения, для этого элементал по

имени призывается из ментальной сферы соответствующего человека,

{141}

получает новый заряд накопленной световой энергии и отправляется

назад. После выполнении своей задачи элементал растворяется сам

собой в световом море. Этого примера достаточно, чтобы дать магу

верную директиву для создания элементалов. Описанный здесь экспе-

римент много раз был использован посвященными для того, чтобы

вдохновить и укрепить нижестоящего ученика.

Обратимся теперь к другой, несколько похожей, теме, которая зна-

комит нас с так называемыми «лярвами»:

Различие между элементапом и лярвой заключается в том, что эле-

ментал осознанно создается магом, в то время как лярвы появляются

в соответствующей ментальной сфере сами по себе вследствие силь-

ных психических возбуждений, совершенно все равно какого рода. Чем

сильнее возбуждение, тем плотнее и жизнеспособнее бывает лярва,

особенно тогда, когда то же самое психическое возбуждение повторя-

ется регулярно и часто. Это спонтанное образование лярв в менталь-

ной сфере бывает у каждого человека, как у магически подготовлен-

ного, так и у людей без всякой магической подготовки, у молодого

или старого, интеллектуального или нет, невзирая на то, знает он об

этом или нет. Как только психические волнения прекращаются, т. е.

когда взволновавшему объекту перестают уделять внимание, то ляр-

ва сама по себе прекращает свое существование, полностью растворя-

ется, исчезает. Вследствие этого в ментальной сфере человека суще-

ствует длительное рождение и исчезновение лярв, вызванное его пси-

хическими переживаниями, что происходит за счет ментальной

субстанции самого человека. Причины появлений таких психических

возбуждений могут быть самые различные: страх, несчастье, ужас, за-

бота, ненависть, жадность и прочее. Форма, которую принимает ляр-

ва, зависит от причины психического волнения и всегда символична.

Тот, кто немного разбирается в символике, сможет составить себе об

этом ясное представление. Например, мысль о любви символизирует-

ся чаще всего в виде сердца, о ненависти — в виде молнии или стрелы

и так далее.

Несмотря на то что лярвы, эти нежеланные обитатели ментала,

невидимы обыкновенным человеком, они, тем не менее, существу-

ют, и хорошо подготовленный маг воспринимает их на ментальном

уровне. У чувствительных или легко возбудимых натур, являются они

магически подготовленными или нет, ментальная субстанция отде-

ляется легче и возникновение лярв вследствие этого происходит лег-

че и интенсивнее. Такие люди сами наносят себе вред, как своему

{142}

здоровью, так и нервной системе, да и в духовном отношении, а так-

же притягивают к сочувствию других людей, которые легко поддают-

ся влиянию. В этом причина всех массовых психозов. Мне вряд ли нуж-

но описывать, как действенны такие массовые психозы, здесь каждый

сделал свои наблюдения и имеет свой опыт.

Из всего этого следует вывод, что лярва становится тем сильнее,

чем больше возвращаются к причине психического волнения и чем

больше внимания ему уделяют. Если лярва сильно уплотнена, у нее

более развит инстинкт самосохранения и она стремится как можно

дольше продолжить свое существование. Поэтому при любой возмож-

ности она старается уколоть дух определенного человека, чтобы сно-

ва обратить его внимание на причину волнения и вновь оживить его.

Таким образом, откормленная лярва может для чувствительного или

легко возбудимого человека стать сущим наказанием и многие на-

рушения сознания, например, мания преследования и прочее, явля-

ются следствием именно этого. Многие люди пребывают в заблуж-

дении, что их преследуют и хотят уничтожить черные маги, а на са-

мом деле они стали жертвой собственной фантазии, вернее,

собственной лярвы, которую они сами себе создали. Обычно люди

понимают это только после того, как оставляют свою плотскую обо-

лочку. На самом деле есть только очень небольшой процент тех, кого

действительно преследуют черные маги. Достаточно вспомнить толь-

ко о тех невинных жертвах прошлого, которые закончили свою жизнь

по вине инквизиции. Для всего человечества это своего рода преиму-

щество, что с течением времени люди все меньше верят в нравствен-

ные законы. При этом произошло, правда, то, что, не пересмотрев

высших законов, «выплеснули с водой и ребенка».

Магу сейчас станет ясно, почему с самого начала практической час-

ти этого произведения такое большое значение придавалось интрос-

пекции, контролю мыслей и овладению мыслями. Если бы маг не овла-

дел своими мыслями, то неосознанно он мог бы создать себе лярв, кото-

рые рано или поздно стали бы для него сущим наказанием.

Ниже я опишу еще одну группу сущностей ментальной сферы,

а именно: призраки. Различие между лярвой и призраком состоит

в том, что лярва вследствие повторного возбуждения совершенно нео-

сознанно принимает в ментальной сфере форму, соответствующую

мотиву переживания, в то время как призрак получает определенную

форму, вытекающую из фантазии человека. Так же, как и лярва, при-

зрак усиливается, оживляется и уплотняется повторным вызыванием

{143}

образа, причем усиливается настолько, что оказывает свое влияние

не только на ментальную или астральную сферу, но и на грубомате-

риальный уровень. Я поясню эту тему на двух примерах.

Очень ярким примером может служить так называемая «мания пре-

следования», которую мне хотелось продемонстрировать в отноше-

нии призраков с двух сторон. Есть люди, которые с рождения облада-

ют мрачным взглядом или демоническими чертами лица и которые

вследствие этого имеют вид черного мага, не имея ни малейшего

представления о духовной науке или магии. Легко возбудимой, легко

внушаемой натуре достаточно встретиться с таким человеком в дело-

вом общении или в другой обстановке, как эта впечатлительная нату-

ра тут же почувствует сильную антипатию к своему собеседнику.

Может случиться и так, что этот тип, совершенно неосознанно, пове-

дет себя в этот день несколько странно. Первой мыслью этой впечат-

лительной натуры будет та, что она имеет дело с черным магом. По

какой-то причине она не будет хорошо настроена к этому человеку и

этим сделает первый шаг к самовнушению. Спустя какое-то время нашу

впечатлительную натуру будут омрачать маленькие неприятности бы-

тового плана. Причины этих неприятностей, как правило, не выясня-

ются, а просто приписываются действиям этого типа. Теперь уже вни-

мание обостряется, а образ этого типа становится все отчетливее. Его

взгляд становится все более зловещим, он является во сне, его образ

все более оживляется, иногда уже появляется и днем, и, наконец, уже

наступает чувство, что он следует по пятам. С помощью живого вооб-

ражения удается настолько уплотнить образ, что он становится види-

мым и другим восприимчивым людям. Натура в нашем опыте пони-

мает, что ее преследуют, пророчит себе все, даже самое плохое, при-

чем она постоянно видит перед собой тот же образ, ищет помощи,

молится и предпринимает все возможное, чтобы только избавиться

от этого наваждения, чтобы отогнать его от себя; испытывает нервный

стресс, возможно, сходит с ума и заканчивает жизнь самоубийством

или в клинике для душевнобольных. Призрак выполнил свою задачу.

Как велик должен быть страх, если такой призрак на ментальном уров-

не должен убедиться, что он совершил удачное магическое самоубий-

ство. И какое горькое разочарование! Наш тип, конечно, нисколько

не подозревает о том, что случилось, что он, собственно стал сред-

ством для достижения цели. Его лицо, поведение были только фор-

мой, шаблоном, по которым лицо из нашего опыта создало уничто-

жающее ее существо, призрак, и пал его жертвой. Такие и подобные

{144}

печальные случаи случаются у нас на глазах гораздо чаще, чем нам

кажется; у одних это происходит быстрее и неожиданнее, у других —

медленнее, как бы исподволь и более коварно. Если же сказать пре-

следуемому человеку правду, он ни за что в это не поверит, потому

что призрак самым изощренным способом заботится о том, чтобы не

выпустить свою жертву. Если божественное провидение отдаст это пре-

следуемое существо в руки истинного мага, Посвященного, который

сможет разгадать коварные проделки призрака, то перед Посвящен-

ным будет стоять трудная задача убедить жертву, направить человека

в иное русло и дать иной ход ее мыслям. Иногда, особенно в тех слу-

чаях, когда жертва находится в полной власти у призрака, Посвящен-

ному для того, чтобы восстановить равновесие, необходимо действо-

вать очень энергично, даже резко.

Далее приведу второй пример с описанием того же процесса, прав-

да, с другим мотивом.

Здесь речь идет об эротическом призраке: рождение такого при-

зрака (если слово «рождение» здесь вообще можно применить) — это

лицо, красивое тело живущего человека или просто фотография, пор-

нографический рисунок или что-то подобное, что возбуждает чув-

ственное желание, половое влечение, причем при этом не имеет значе-

ния, идет ли речь о женщине или мужчине. Если у влюбленного чело-

века нет возможности удовлетворить свое желание, тем больше

и сильнее становится стремление и тем сильнее и настойчивее стано-

вится призрак, так как он подпитывается мыслями об этой страсти.

Чем больше страдающая персона сопротивляется такой^еразделен-

ной любви, тем настойчивее становится призрак. Сначала он являет-

ся во сне и заставляет свою жертву переживать прекрасные любовные

чувства. Потом он разжигает половое влечение и заставляет во сне

 

вступать с собой в половые отношения. Появившиеся в их результате

полюции способствуют тому, что призрак становится все более плот-

ным и влиет на жертву все сильнее, так как как раз сперма является

концентрированной жизненной силой, которую высасывает призрак,

так же как и вампир. При этом речь идет не о семени, а о содержащей-

ся в семени накопленной животной силе. Жертва теряет почву под

ногами, она лишается воли, а призрак постепенно полностью одер-

живает над ней верх. Если судьба не очень благосклонна к этому че-

ловеку, если его некому своевременно просветить в этом вопросе и най-

ти настоящую замену или отвлечь его от этого, то призрак приобре-

тает опасные формы действия. Человек пребывает в постоянном

{145}

возбуждении, он перестает есть, его нервы перенапряжены и т. д. Лю-

бовный призрак может настолько уплотниться из-за неудовлетворен-

ной страсти, что он принимает прямо-таки телесные формы, доводит

свою жертву до онанизма и прочих половых извращений. Тысячи

жертв из-за несчастной любви, неудовлетворенной страсти пали жер-

твой призрака в результате самоубийства. Это живо напоминает о ре-

альных событиях инкубов и суккубов средневековья и о связанных

с ними процессах над ведьмами. Действительно опасное удовольствие!

На этих двух примерах маг может наблюдать образ действия при-

зраков, он может даже сам создавать такие призраки; во всяком случае

он всегда подвергается опасности рано или поздно подпасть под их

власть и влияние. Ему известно, как протекает этот процесс у обыкно-

венного человека, а также, как осознанно создавать призраки с маги-

ческой точки зрения, но он не поддастся искушению самому заняться

такой практикой и постоянно должен помнить магическое изречение,

которое гласит: «Любовь — это закон, но любовь, укрощенная волей».

Теперь остается развить еще только одну тему, а именно: тему фан-

томов.

Фантомы — это ожившие формы представления умерших. Я уде-

лю особое внимание этой теме, чтобы избежать многих заблуждений,

с тем, чтобы каждый смог отделить пшеницу от плевел. Когда чело-

век сбрасывает свою телесную оболочку, то сразу же оказывается в чет-

вертом агрегатном состоянии, что обычно обозначается потусторон-

ним миром. Без посреднической субстанции такому существу невоз-

можно действовать в нашем трехмерном пространстве, так же, как

рыбе невозможно жить без воды. То же самое относится и к существам,

которые отошли в потусторонний мир. С помощью представлений

и воспоминаний об умершем, будь то похвала, почитание, печаль и

так далее, создаются и оживляются воображаемые формы образов

умерших, которые, часто повторяясь, имеют довольно долгую жизнь.

Такие образы, созданные живущими людьми, мы называем фантома-

ми. Это и есть тот вид фантомов, которые дают о себе знать в много-

численных случаях так называемых «спиритистов», заклинателей ду-

хов и прочих. Привидения и различные духи также нечто иное, как

фантомы, которые подпитываются вниманием оставшихся так же, как

это поступают призраки, они высасывают энергию, уплотняются и со-

храняются. Это легко устанавливается тем, что в самых различных

местах в ту же самую минуту цитируется существо, которое дало о се-

бе знать во всех местах одновременно с помощью так называемых

{146}

«медиумов», что является ни чем иным, чем фантомом соответствую-

щего умершего, так как можно создать сотни подобных фантомов.

Очень печально, что спиритуалистические медиумы принимают та-

кие фантомы за действительно умерших. Очень много обмана при-

сутствует именно в спиритуалистическом знании. Можно наблюдать

такие факты, когда через одного из медиумов является великий вождь

или полководец, через второго — великий актер или святой, а через

третьего — уже фараон или тут же снова ангел. Неудивительно поэто-

му, что как раз эта область знания вследствие многократного самооб-

мана подвергается наибольшим нападкам противников спиритуалис-

тических знаний. Понятно поэтому, что такой фантом обладает ог-

ромной тягой к самосохранению и становится вампиром медиума или

всего кружка и проклятьем непосредственного окружения.

Сказанное вовсе не означает, что истинный маг, который владеет

четвертым агрегатным состоянием, не может установить связь с умер-

шим или невоплощенным сознанием. В разделе о медиальном письме

я уже приводил примеры такой методики. Кроме того, маг может так-

же создать жилище, какую-то форму, перенести ее в четвертое агре-

гатное состояние и попросить желаемое истинное существо перейти

в эту форму и явиться в таком образе. Подобная практика относится

к области некромантии или магии заклинания и ничего общего не име-

ет с общеизвестным спиритизмом. Истинный маг пользуется такой

методикой лишь в крайних случаях и обычно не вырывает сущность

из привычной ей сферы, потому что то, что может сказать ему суще-

ство из материального или астрального мира, маг может создать сам,

обладая для этого достаточной зрелостью.

 

Обобщение всех упражнений ступени VI

I. Обучение магии духа:

1. Медитация собственного духа.

2. Осознание в смысле духа.

II. Обучение магии души:

1. Подготовка к овладению принципом акаша.

{147}

2. Осознанное вызывание состояний транса при помощи акаша.

3. Овладение элементов при помощи индивидуального ритуала из

акаша.

III. Обучение магии тела:

1. Осознанное создание сущности:

а) элементов;

б) лярв;

в) призраков;

г) фантомов.

 

Конец шестой ступени.

 

Ступень VII

 

Обучение магии духа (VII)

 

На шестой ступени ученик научился воспринимать собственный дух,

осознанно действовать в теле в роли духа и осмысленно использовать

свои чувства.

На этой ступени он переходит к тому, чтобы проследить и исполь-

зовать качества духа или ментального тела. Впрочем, как везде, так

и здесь необходимо использовать аналогию элементов. Как уже было

сказано, элемент огня можно превращать в свет, и наоборот, свет —

в элемент огня. Без света невозможно восприятие цвета глазом, и мы

не смогли бы без света пользоваться нашим зрением. Вследствие это-

го смысл зрительной способности аналогичен элементу огня. Элемент

огня в духе обладает характерной особенностью — волей. Качество

духа, приданное элементу воздуха, — интеллект со всеми своими ас-

пектами —приписывается слуху. Элемент воды духа выражается в чув-

стве или в жизни. Три этих принципа элемента в духе, то есть огонь,

воздух и вода, вместе взятые, дают элемент земли духа, который вы-

ражается в характерном свойстве сознания. Принцип акаша дает о себе

знать в самом примитивном виде — в совести человека.

Насколько важна эта аналогия, мастеру сразу станет ясно, если он

уже настолько продвинулся, что благодаря предварительной деятель-

ности по интроспекции достиг магического равновесия в астральном

теле. Его следующей задачей является проанализировать свой дух и оп-

ределить, какой элемент в нем превалирует.

У людей, обладающих сильной волей, под чем понимается не толь-

ко упрямство, а действительно сильная воля, доминирует, конечно,

элемент огня. Если в духе преобладает интеллект со всеми своими ас-

пектами, то из этого можно заключить, что элемент воздуха сильнее.

Если же маг является прежде всего человеком чувства, то элемент воды

у него играет самую большую роль. Если у мага слабая память, то его

{149}

сознание оказывается под каким-то сильным влиянием, и с уверен-

ностью можно предположить, что верх взял элемент земли.

Это разделение служит для того, чтобы определить действенность

элементов в духе и направить развитие таким образом, чтобы при по-

мощи соответствующих упражнений по концентрации и глубокой ме-

дитации слабые элементы пришли в равновесие. Маг не должен до-

пускать преобладания ни элемента огня, ни воздуха, ни воды или зем-

ли и должен суметь распределить упражнения таким образом, чтобы

интенсивность его работы привела элементы в равновесие. Хочу уточ-

нить это обстоятельство одним примером.

Предположим, что у мага очень высоко развит интеллект, но сла-

бая воля, которая не соответствует зрелости его интеллекта. В таком

случае он должен стремиться к тому, чтобы усилить волю при помо-

щи упражнений по концентрации, то есть тех, которые позволяют выд-

винуть в духе на первый план элемент огня. Он должен в первую оче-

редь выбирать те упражнения по концентрации, которые развивают

зрение, то есть упражнения по оптическому воображению, так как,

как говорилось выше, элемент огня соответствует зрению.

Если же у мага сильная воля, но слабый интеллект, то из этого при-

мера следует, что он при помощи упражнений по воображению дол-

жен уделять самое большое внимание слуху, то есть он должен выб-

рать такие упражнения по концентрации и медитации, при которых

был бы полностью задействован слух.

Если же маг приходит к выводу, что обладает сильной волей и хо-

рошим интеллектом, но его чувственная жизнь оставляет желать луч-

шего, то он должен сделать свой дух более чувствительным, этого он

может достичь такими упражнениями по развитию воображения и

медитацией, которые сильно воздействуют на чувство. Если же маг

почувствует, что как его астральное, так и ментальное тело преиму-

щественно склоняются к элементу земли, например, его мысли очень

медленно появляются в духе он чрезмерно меланхоличен, то это пря-

мое указание на то, что преобладает элемент земли, и при помощи

подходящих упражнений ему нужно заняться развитием своего со-

знания.

В отношении элементов маг должен развивать свой дух совершен-

но гармонично и выполнять такие упражнения, которые соответству-

ют элементам, а также чувствам таким образом, чтобы у него равно-

мерно развивались и усиливались воля, то есть элемент огня, интел-

лект — воздуха, чувство — воды, сознание — земли.

{150}

На основе этого описания составлена следующая таблица, кото-

рую я привожу, чтобы иметь четкий обзор сказанного:

_________________________________________________________________________

Элементы: | Огонь: | Воздух: | Вода: | Земля: | Акаша:   |

_____________|_________|________|___________|_____________|______________|

Чувства | Глаза | Уши | Ощущение | Вкус, запах | Все вместе |

_____________|_________|________|___________|_____________|______________|

Основные | Воля | Ум | Чувство | Сознание | Совесть |

свойства |    |   |      |        |         |

духа    |    |   |      |        |         |

_____________|_________|________|___________|_____________|______________|

Упражнения | Оптичес-| Акусти-| Развиваю- | Расширяю- | Удовлетворя- |

по концентра-| кие | ческие | щие  | шие созна- | ющие    |

ции и медита-|    |   | чувства | ние    | настоящее |

ции     |    |   |      |        |         |

_____________|_________|________|___________|_____________|______________|

 

Принцип акаша следует в этом случае из концентрации самого себя,

так что мне нет необходимости отдельно останавливаться на этом.

Лишним было бы также перечислять упражнения по концентрации и

медитации, так как ученик сможет сам их составить в соответствии

с характерной особенностью превалирующего у него элемента. Так,

при слабой воле он, вероятно, выберет в качестве упражнения по кон-

центрации воображение предметов, образов и так далее. Он выпол-

нял уже эти упражнения на второй ступени настоящего курса. Приве-

денная здесь таблица может служить для него указателем, компасом,

чтобы выявить, какой элемент является доминирующим и какие упраж-

нения следует выполнять более интенсивно. Результатом или показате-

лем этого разделения с герметической точки зрения проявится соответ-

ствующим образом и принцип акаша.

 

Обучение магии души (VII)

 

Совершенно особая тема, которой мы займемся на этой ступени,

касается развития астральных чувств по отношению к элементам.

С помощью элементов астральные органы чувства мага подверга-

лись обучению, развитию и укреплялись в упражнениях на протяже-

{151}

нии всех приведенных до сих пор ступеней, тем не менее, в таких случа-

ях необходимо особое развитие, если в зависимости от способностей

человека то или иное качество ученика недостаточно хорошо разви-

то. Поэтому будет лучше, если я приведу здесь упражнения, с помо-

щью которых маг сможет быстро и эффективно развить чувства аст-

рального тела.

В процессе обучения магии духа шестой ступени ученик начал осоз-

навать свой дух и действовать как через астральное, так и через гру-

бом'атериальное тело. В завершение этого я рассмотрю одну из инте-

реснейших проблем, а именно: проблему ясновидения. Об этом напи-

сано множество книг, но из всех книг, которые попадали мне в руки,

не было ни одной, которая бы имела хоть какое-нибудь практическое

значение для мага. Поэтому вдвойне необходимо подробно остано-

виться на сфере ясновидения.

Под ясновидением понимается второе видение, как его называют

в народе, и понимается видение через время и пространство, идет ли

речь о прошлом, настоящем или будущем или о видении умерших и

так далее. Только очень немногие авторы описали эту способность

с психологической или с другой точки зрения, а поэтому следующей

нашей задачей является подвергнуть ясновидение подробному изуче-

нию. Прежде всего магу должно быть ясно, что существует множество

способов ясновидения. Первым видом является врожденная способ-

ность ясновидения, которая дана его носителю еще в невидимом мире

или осталась от прежних воплощений. Такое ясновидение является наи-

более оптимальным, но обладают им только очень немногие люди,

так называемые «врожденные ясновидящие», которые, не прилагая ка-

ких-то особых усилий, развили эту способность настолько сильно, что

могут ее применять практически. Вторая разновидность этой способ-

ности выражается в том, что она появляется в духе человека сама по

себе вследствие непроизвольного сдвига элементов, и поэтому ее сле-

дует считать патологической. Всякого рода потрясения или заболева-

ния также могут вызвать способность ясновидения. Обычно это вы-

ражается у людей, которые вследствие припадка, нервного стресса или

какого-то психического, физического или духовного приступа утра-

чивают свое привычное равновесие и в качестве побочного явления,

явно или неявно, в чистом виде или нет получают способность ясно-

видения. Впрочем, для практикующего мага такой способ ясновиде-

ния нежелателен, так как рано или поздно он ведет к полному краху,

который повлечет за собой не только утрату этой способности, но и

{152}

пагубно отразится на здоровье и может привести к преждевременной

кончине. Таким ясновидцам можно только посочувствовать, даже в тех



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.