Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На Литурги́и



Блаже́ нны апо́ стола от кано́ на, пе́ сни 3-я и 6-я. Проки́ мен, глас 8: Во всю зе́ млю изы́ де веща́ ние их/ и в концы́ вселе́ нныя глаго́ лы их. Стих: Небеса́ пове́ дают сла́ ву Бо́ жию, творе́ ние же руку́ Его́ возвеща́ ет твердь. Апо́ стол к Кори́ нфяном, зача́ ло 131. Аллилу́ ия, глас 1: Испове́ дят небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́ споди, и́ бо и́ стину Твою́ в це́ ркви святы́ х.   Ева́ нгелие от Матфе́ я, зача́ ло 30. Прича́ стен: Во всю зе́ млю изы́ де веща́ ние их/ и в концы́ вселе́ нныя глаго́ лы их.

Святой апостол Матфей ― один из четырех авторов Евангелия Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

Евангелие, или «Благовестие», это Божественное откровение о спасении, о великом деле искупления падшего человечества от власти греха Крестной Жертвой Сына Божия, об основанной Им на земле Святой Церкви, открывающей путь к вечной жизни в Царстве Божием.

Самим Спасителем это откровение наименовано «Новым Заветом» Бога с человеком (Мф.   26: 28).

Под водительством Духа Божия святые апостолы и Евангелисты Христовы, эти «самовидцы Слова» (Ин.   1: 2), изложили письменно историю земной жизни и учение Спасителя, чему они были свидетелями, чтобы передать это Церкви на все времена.

В лице Иисуса Христа явилось в мир Слово Жизни (1Ин.   1: 1), а потому и Благовестие Христово есть не только учение или новый Закон Божий, но прежде всего – «сила Божия во спасение» (Рим.   1: 16).

Церковное предание говорит, что четыре святых Евангелиста писали самостоятельно, каждый для своей паствы, сообразуясь с историческими обстоятельствами своей проповеди, поэтому Евангелия углубляют и дополняют друг друга, раскрывая различные стороны Искупительного подвига и учения Спасителя. Древняя иконографическая традиция усвоила святым Евангелистам символы четырех существ, заимствованных из видения Иоанна Богослова (Откр.   4: 7; Иез.   1: 10). Святой Евангелист Матфей изображается с Ангелом, что символизирует мессианское служение Сына Божия, предвозвещенного пророками.

Евангелист Матфей описывает жизнь Иисуса Христа главным образом как Эммануила – воплотившегося и вочеловечившегося Бога, Небесного Учителя и нового Законодателя (Мф.   17: 5; Втор.   18: 15–18; Деян.   3: 22–33), поэтому в Евангелии подробно излагаются беседы Господа о нравственной жизни (гл. 5–7). Святой апостол Матфей писал Евангелие для христиан из евреев, к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.   10: 6). Он убедительно доказывает. что Иисус Христос есть подлинный Мессия, – «Тот, Который должен прийти» (Мф.   11: 3), и другого не будет.

Начинается Евангелие родословием Иисуса Христа, показывающим, что Он есть То обещанное «Семя», или Потомок, Который должен был произойти от известных праотцев избранного народа (Быт.   3: 15;   22,   18; 2Цар.   7: 12–16).

Святой Евангелист Матфей пришествие и учение Спасителя постоянно согласует с пророчествами о Нем Ветхого Завета, и показывает исполнение всех важнейших пророчеств о Мессии: «Произошло..., да сбудется реченное Господом через пророка... » (Мф.   1: 22,   2: 5,   6,   15,   17–18,   23,   3: 3,   4,   15–16,   5: 17–18,   8: 17,   11: 3–6,   10,   13: 17–18,   12: 17,   13: 14,   35,   21: 4,   26: 54). В противоположность мнению иудеев о Мессии как Спасителе только народа еврейского, Евангелист с особенной силой указывает на язычников, как равноправных членов Царства Единого Бога, пришедшего на землю спасти все человечество (Мф. 4: 15–16,   24–25,   8: 11–12).

Евангелист Матфей не следует строго хронологической последовательности, особенно в первой половине Евангелия. Сразу же после повествования о Рождестве, Крещении и искушении Спасителя он излагает Нагорную проповедь, хотя она была произнесена на втором году служения Господа. Самой последовательностью событий Евангелист Матфей открывает их логическую связь с учением Спасителя.

Евангелие от Матфея включает также учение о Царстве Божием и Церкви, о внутренней готовности вхождения в это Царство (гл. 5–7), о достоинстве служителей Царства Божия в мире (гл. 10–11), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (гл. 13), о смирении и простоте наследников Царства (18: 1–35; 19: 13–30; 20: 1–16, 25–27; 23: 1–28); об эсхатологическом раскрытии грядущего Царства Божия во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (гл. 24–25); о тесной сопряженности Царства Небесного и Церкви в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологическом совершенстве (16: 18–19; 28).

Многие подробности событий и изречений Спасителя сохранены только в Евангелии от Матфея, например, только в этом Евангелии приводятся слова Господа об отношении Его учения к Ветхозаветному Закону (5 гл. ), об уклонении книжников и фарисеев от смысла и духа Ветхого Закона (23 гл. ) и о судьбе народа израильского – их ожесточении и отвержении (20: 1–16; 22: 1–14), откровение праведному Иосифу о Боговоплощении (1: 18–25); поклонение волхвов, бегство святого семейства в Египет, избиение младенцев в Вифлееме (2: 1–12, 13–15, 16–18); призыв к труждающимся и обремененным (11: 27–30); притча о работавших в винограднике (20: 1–16); свидетельство о землетрясении и Ангеле, отвалившем камень от гроба Господня (28: 2–4), и другие.

Глубины Богопознания, запечатленные в Евангелии от Матфея, были открыты Господом не законнику, не праведнику, а всеми презираемому грешнику. Сама жизнь святого апостола и Евангелиста Матфея свидетельствует, что Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (9: 13).

Святой апостол Матфей, именуемый также Левием (Мк.   2: 14; Лк.   5: 27), брат апостола Иакова Алфеева (Мк.   2: 14), был начальником мытарей, сборщиков податей для Рима. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев предателями, изменниками родины и религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же, как «грешник» или «идолопоклонник». Говорить со сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним – осквернением.

И вот Господь остановил Свой взор на презренном мытаре и сказал ему: «Следуй за Мной» (9: 9). Всем сердцем внял Матфей зову Христа, принес глубокое покаяние и стал с тех пор верным учеником Господа. Он раздал свое имение нищим и всюду следовал за Христом по Галилее и Иудее, был вскоре причислен к лику 12-ти апостолов (Мк.   3: 18; Лк.   6: 45; Деян.   1: 13), был свидетелем Крестных страданий Господа и Его славного Вознесения.

После Сошествия Святого Духа на апостолов святой Матфей оставался в Палестине, проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. В 42 году по просьбе иерусалимских христиан апостол Матфей изложил письменно дела и учение Христовы. Святое Евангелие было написано на еврейском языке, а затем переведено на греческий.

Вдохновленный повелением Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (28: 19–20) святой апостол Матфей обошел Сирию, Мидию, Персию, Парфию, закончив свое служение мученической кончиной в Эфиопии.

Эта страна была населена племенами с грубыми обычаями и верованиями. Своей проповедью святой апостол Матфей обращал язычников к вере Христовой, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставив епископом своего спутника Платона. Святой Матфей усердно просил Бога об обращении всех эфиопов к истинной вере. Во время молитвы явился Сам Господь в образе юноши и вручил ему жезл, повелев водрузить у дверей храма. Господь сказал, что из жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а из-под его корня будет истекать источник. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой нрав. Этим видением Господь еще раз заверил ученика Своего в том, что его праведное делание принесет плоды. Укрепленный этим знамением, Матфей многих эфиопов привел на путь спасения.

Однако правитель Эфиопии Фульвиан обвинил святого апостола в колдовстве и приказал казнить его. В 60 году святой апостол Матфей принял мученическую смерть на костре. Тело его, оставшееся невредимым в пламени, было положено в железный гроб и брошено в море, но его не поглотила и морская пучина. Ночью епископу Платону в сонном видении явился святой апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег и обрести там его тело. Выброшенный волнами гроб был с честью перенесен в храм, построенный самим апостолом Матфеем. Пораженный великим чудом, правитель Фульвиан раскаялся, принял Крещение с именем Матфей, отошел от мирской жизни и стал пресвитером. По смерти епископа Платона праведный Фульвиан возглавил Христианскую Церковь Эфиопии и много потрудился, продолжая дело святого апостола Матфея, во исполнение слов Спасителя: «Проповедано будет Евангелие Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (24: 14), и «Се, Я с вами во все дни до скончания века, Аминь» (28: 20).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.