Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





по мотивам рассказа Шукшина В.М. «Осенью»



 

Нина Запотылько

ПАРОМЩИК

по мотивам рассказа Шукшина В. М. «Осенью»

Инсценировка в двух действиях

Черновик

Действующие лица:

Филипп Тюрин, парень лет23-х

Он же, уже пожилой человек

Марья Ермилова, девушка 20 лет, красавица, круглоликая, румяная, приветливая

Федор, друг Филиппа, комсомолец в возрасте 23-х лет

Он же, уже пожилой человек

Фекла Кузовникова, жена Филиппа, высокая старуха с мужскими руками и мужским басовитым голосом

Павел, муж Марьи, парень в возрасте 25 лет

Он же, уже пожилой человек

Лектор, мужчина 40 лет

Жители деревни

 

    Тридцатые годы прошлого века. Большая деревня где-то на Алтае, неказистые дома по обе стороны улицы, петляющей вдоль широкой реки, на взгорке. Возле домов цветов и деревьев нет, только большие взвозные сараи да притулившиеся к ним курятники. Вдоль реки – бани, кое-где покачиваются на волнах утлые лодчонки. Вдали виднеется роща. Посередине улицы – сельмаг, из репродуктора, установленного на нем, звучит физзарядка, ветер треплет обрывки музыки и бодрого московского голоса. На сельмаге прибита доска с надписью «Сегодня в клубе», на ней – большое объявление, видно только крупно написанное слово «ЛЕКЦИЯ». Устойчивый, пронзительный свинячий визг по селу и крик петухов перекрывают голос мальчишки, бегущего по улице: «Лектор из Москвы приехал! Приходите в клуб! »

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картинапервая

Сельский клуб. На возвышении – длинный стол, покрытый кумачовой тканью. На нем графин и два граненых стакана. За столом сидят двое: лектор и Федор. В клубе длинными рядами поставлены лавки, впереди сидит ребятня, девушки в красных косынках расположились за ними, смеются. Следом вперемешку сидят мужики и бабы в неказистых одежках, тихо разговаривают, то и дело поглядывая на московского гостя. Среди них выделяется Марья, светловолосая и синеглазая красавица.  Парни стоят вдоль стен и лузгают семечки, шелуху сплевывают на пол. С ними Филипп. Над столом висит кумачовый плакат, на котором белой краской написано: «Советское правительство снимет бремя материнства с женских плеч и переложит его на государство! А. М. Коллонтай». На стенах тоже плакаты, написанные углем на старых газетах: «Долой брак! », «Долой стыд! », «Долой семью! Семья создает людей, которые будут индивидуалистами! Нарком просвещения А. В. Луначарский», «Семья в ее буржуазном понимании вымрет! А. М. Коллонтай».

Федор. Тише, товарищи! Тише! В нашу деревню приехал гость из самой Москвы! Да-да, из столицы, так сказать, нашей Родины! И он нам расскажет, что такое семья в нашем социалистическом государстве и какое будущее, так сказать, ее ждет!

Голос из зала. А чаво про нее сказывать? Уж лучше б нам в сельпо водки привез! Как девок брюхатить – мы и без него знаем!

Федор. Молчи! Как тебе не стыдно? Человек, так сказать, вот за десять тыщ верст приехал, чтобы мозги тебе вправить, а тебе все водочку подавай!

Лектор. Здравствуйте, товарищи! Да. Я приехал из Москвы, несу культуру в массы. Советское государство остро нуждается в просвещении своих граждан! Вот что такое, товарищи, семья?

Голос из зала. Нехай ты не знаешь? Мужик с бабой живет – вот и семья!

Лектор. Правильно товарищ говорит! А как живет? Мужик бабой понукает, горбатится она на него, свету белого не видит, работает от зари до зари. Семья, товарищи, как пережиток буржуазного прошлого, способствовала эксплуатации женщин, развивая при этом чувство собственности у мужчин!

Голос из зала. Ну-ка, ну-ка с этого места поподробнее!

Лектор. В социалистической России правила приличия семейной жизни, принятые до революции, высмеиваются как мещанство и обывательщина! Знаете ли вы, что такое Кодекс о браке и семье, принятый в 1926 году?

Голоса из зала. Нет! Не знаем! Расскажите!

Лектор. Ну так знайте, что вы теперь можете жить с кем хотите!

Голос из зала. Что, и в церкву иттить не надо?

Лектор.  Ну, если вам так хочется перед попом поклоны бить, то можете и идти. Но знайте, что семья – это буржуазный институт и его необходимо упразднить! Коммунистическое общество упраздняет семью, семья утрачивает значение хозяйственной ячейки с момента перехода народного хозяйства в эпоху диктатуры пролетариата!

Голос из зала. Так что, и жениться теперь нельзя, что ли?

Лектор (менторским голосом). Жениться-то можно. Но женитьба – это обрастание целым рядом мещанских наслоений, обзаведение хозяйством, кухней, тестем, тещей, новыми родственниками – оно тебе надо? (Обращается к парню в синей косоворотке).

Парень. Теща, конечно, всегда в убыток. Да девку-то хочется зажать в уголке да пощупать!

Лектор. Ну и щупай себе на здоровье! Если, конечно, девка не будет противиться. Теперь любое совместное проживание считается семьей. Сошлись – и живите на здоровье! А если ребятишек нарожаете, то у них будут все те же права, что и у рожденных в церковном браке.

Голос из зала. А коль девка надоест?

Лектор. Ну, тогда развод ты можешь получить на основании простого заявления, причем девкино, ну, то есть, женки твоей согласия и не требуется, достаточно простого заявления.

Голос из зала. Это что ж, все Ленин придумал?

Лектор. Да, товарищи, Владимир Ильич Ленин в своей работе писал, что «Советская власть первая и единственная в мире уничтожила полностью все старые буржуазные подлые законы, ставящие женщину в неравное положение с мужчиной, например, в области брачного права или в области отношения к детям». Цель политики советского государства – «разрушить все до основания, а затем построить на развалинах новое общество! »

    На сцену выскакивает Филипп, высокий светловолосый парень с горящими от возбуждения глазами. Он, по собственному убеждению, включился в новую жизнь, активничал с колхозами. Не раскулачивал, правда, но спорил и кричал много – убеждал недоверчивых, волновался. В комсомол не вступал, но общественные интересы принимал близко к сердцу.

Филипп. (Взволнованный и вдохновленный речью лектора). Уходят в прошлое старые обычаи, товарищи, которые веками насаждались церковью! Советский образ жизни порождает новые обычаи и привычки, соответствующие характеру наших людей – строителей нового общества! Долой церковные браки! Мы будем жить в новом социалистическом государстве, где мужчина и женщины будут равны!

    Зал гудит, парни громко аплодируют, глядя на них, зааплодировали и Федор с лектором. Мужики и бабы плюются, вскакивают со скамеек и уходят. Девушки хихикают. Одна из них, подбоченясь и глядя вслед уходящим пожилым односельчанам, поет частушку.

Девушка . «Эх, била меня мать и поучала,

С комсомольцами гулять запрещала.

Лучше б дома, говорит, ты сидела,

Поучилась щи варить, хлебы делать.

Нет, мамаша, все ты зря, эти вещи

Спокон века кабалят бедных женщин! »

    Другая девушка, в красной косынке, видимо, комсомолка, подхватывает:

«Советская власть,

Мужа не бою-ю-ся –

Если плохо будем жить,

Возьму и раз-ве-ду-у-у-ся! »

Федор. Ну, так сказать, если вопросов и выступлений больше нет, давайте поаплодируем нашему дорогому гостю!

    Присутствующие громко аплодируют, смеются. Лектор раскланивается и уходит.

Федор. А теперь, так сказать, обещанные танцы! Заводи шарманку!

Музыка. Занавес



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.