Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2.3. Хордофоны.



Вторая группа музыкальных инструментов – хордофоны (струнные). К ней относятся: брунган, сигудö к, сигудö к-балалайка.

Брунган (Вычегда) - от слова брунгӧ м - гудение, брунӧ дны - извлекать гулкие звуки. Относится к подгруппе простых цитровидныххордофонов, к разновидности цитр и представляет собой трех- и шестиструнный ударный инструмент с приспособленным резонаторным ящиком больших размеров (деревянная пристройка к кухонной печи- голбец). Идея возникновения брунгана исходит от " летчанвудж" (шерстобитный смычок) - гудящего приспособления для трепания шерсти в виде длинного (190 см) ключеобразного деревянного шеста с " бородками", с туго натянутой толстой жильной струной.

Воспроизведение звука на брунгане производится ударом деревянного молотка с валяной набойкой или другой его стороной, без набойки; при этом тембр звука изменяется от более мягкого к открытому, звонкому.

Брунган — технически малоподвижный струнный ударный инструмент; на нем играют одним молоточком, который к тому же отталкивается от упругих струн и несколько задерживает движение руки исполнителя.

Брунган употреблялся в домашнем быту как сольный и аккомпанирующий инструмент. На нем исполнялись инструментальные импровизационные наигрыши, а также знакомые мелодии для сопровождения песни и пляски. Все наигрыши, исполненные экспромтом, имеют определенную мысль. В музыке на брунгане преобладает вариантно-вариационный принцип развития построений. Особенно характерно то, что основная тема - в виде небольшой фразы, предложения — непрерывно видоизменяется, нередко дополняется новым материалом.  Иногда наигрыши объединяются исполнителями в своеобразный цикл.

Сигудö к — волосяной гудок, музыкальный инструмент с волосяными струнами. Относится к составным лютневиднымхордофонам типа шейковых лютней и представляет собой трех-четырехструнный смычковый инструмент.

Сигудки имеют разнообразные внешние формы — от плоской досчатой до фигурной скрипичной, — это свидетельствует о различных исторических периодах их возникновения и изготовления по различным прототипам. Простейший из всех видов сигудков — щипковый дощатый сигудӧ к пӧ в, возможно, дал основу для развития дальнейших его видов и форм, ибо на нем уже пытались употреблять дугообразный смычок. Со временем сигудки приняли более совершенные инструментальные формы: корпус—резонатор с боковыми вырезами, удлиненную шейку с головкой (колковой коробкой), деку с резонаторным отверстием. По способу производства сигудки подразделяются на инструменты с долбленым корпусом и врезанной шейкой-рукояткой; с составленным корпусом и посаженной шейкой; с жестяным корпусом, встроенным в деревянный остов. Наиболее распространенными у коми были сигудки с долбленым корпусом (кӧ рӧ б), который вместе с шейкой (гӧ ля) и головкой (юр) вытесывался из одного цельного куска дерева мягкой породы: осины, ольхи, пихты, сосны.

Л. А. Бачинский, побывавший в 1938 г. вХанты-Мансийском автономном округе, был очевидцем изготовления сигудка — выструганного из полена остова с вставной пороховой банкой и волосяными струнами. Мастер П. Н. Катаев, осевший коми-зырянин с Печоры, также сообщил, что у них в Няксимволе и в двух-трех домах на р. Манья имеется щи гудӧ к. Мансийцы называют его щильягудӧ к — от " лувшильян" — лошадиный хвост  . Как видно, коми сигудӧ к мансийцы переименовали на свой лад. Собственный инструмент, выдобленный из одного куска дерева (и, заметим, родственный цельнодолбленномукомисигудку), по словам Л. Бачинского, они называли нернэйив — играющее дерево. Сигудки с жестяным корпусом значительно проще в изготовлении.

В некоторых образцах сигудков удлиненная шейка-рукоятка насквозь пронизывает коробку-резонатор (разновидность пиковых лютней).  Смышленые мастера-музыканты стремились употребить любой подсобный материал, который мог бы служить составной частью самодельного музыкального инструмента; форма материала наталкивала мастеров на метод (" самовыдумку" ) лучшего его использования. Сигудки из-за слабого натягивания волосяных струн обладают несильным звуком и мягким глуховатым тембром. При игре щипком — звук отрывистый, суховатый. В народе сложились музыкальные присловья, способствующие запоминанию и передаче строя сигудков следующим поколениям сигудӧ шников: " Синтӧ мпон" (Безглазый пес), " Пельтӧ м поп" (Глухой поп), " Кузь Антон" (Длинный Антон) и др. Самым распространенным был строй с мажорным трезвучием, или квартсекстаккордом (указывается в порядке настройки — с первой струны). Существовали и другие типы строя: квартовый (сообщение П. А. Анисимова, 1939) и квинто- квартовый, зафиксированный нами в 1961 г.; четырехструнныесигудки имели смешанный строй. Неодинаковая настройка сигудков связана с разными стилями игры, с поисками новых исполнительских возможностей инструментов.

В процессе многолетней музыкально-исполнительской практики сложились два стиля игры на сигудке. Первый стиль можно условно назвать аккордово-гармоническим, второй — мелодическим. Из всех коми народных музыкальных инструментов сигудки претерпели наибольшие изменения не только в своей конструкции (особенно внешней формы), но и в исполнительстве.

Сигудки используются и в вокально-инструментальных ансамблях; чаще всего сигудӧ шник сопровождает свое собственное пение, иногда к нему примыкают присутствующие дома певицы-женщины. Форма сопровождения зависит от строя инструмента и исполнительской школы и может иметь аккордовый, функционально-гармонический или мелодический стиль и фактуру изложения; в аккомпанементе преобладают остинатные мелодико-ритмические фигурации.

Возникновение и первоначальное использование многих инструментов также прямо или косвенно связано с хозяйственно-производственной деятельностью коми крестьян в прошлом, в частности, охотничьим промыслом, рыболовством, лесными разработками. Охотники и, отчасти, рыбаки по роду своего промысла проживали в лесных избушках и надолго отрывались от привычного домашнего быта. Чтобы скоротать свободное время и украсить свое одиночество, умелые мастера изготовляли сигудки и другие инструменты и играли на них.

Сигудӧ кв прошлом был самым распространенным и любимым национальным инструментом народа коми. Еще в 20-х годах звучание его струн можно было нередко услышать не только дома, но и на сцене. Но постепенно, с внедрением в быт гармоники и других более современных инструментов, сигудок утрачивал свое значение. Ныне он бытует лишь в семьях старых сигудошников.

Сигудок-балалайка - волосяной гудок-балалайка. Относится к лютневиднымхордофонам вида шейковых лютней и представляет собой трехструнный щипковый инструмент с долбленым корпусом и врезанной шейкой- рукояткой.

Сигудӧ к-балалайка вобрал в себя элементы традиционного комисигудка (долбление, волосяные струны) и русской балалайки (удлиненная шейка гриф, лады, приемы игры), поэтому и получил в народе такое синтетическое название. Взаимовлияние инструментальных культур прослеживается и в обратной связи.

В музыкальной практике в основном употреблялся так называемый гитарный строй (типа соль -ми -до первой октавы) с аккордово-гармоническим стилем изложения простейших мелодий, ограниченных четырьмя-пятью позициями — " ладами". Балалаечный строй (типа соль -ре -ре первой октавы) по своему принципу исполнения представлял большие возможности для мелодического развития, но толстая шейка и грубые деревянные или железные лады долбленого сигудка- балалайки затрудняли техническую сторону использования, и такой строй чаще применялся на самодельных, а еще лучше — на фабричных балалайках.

2. 4. Аэрофоны.

Третья группа музыкальных инструментов – аэрофоны (духовые): пö ляннэз, пупö лян, куимачипсан, сёйпö лян, сюмö дбуксан, гудö к.

Аэрофоны у коми являются древнейшими инструментами. Некоторые из них представляют реликты финно-угорской языковой общности. Очевидное родство имеют многие коми и удмуртские музыкальные инструменты, восходящие по своей стадии возникновения к периоду совместного пребывания предков коми и удмуртов в пермской этнической группе. Об этом свидетельствует терминологическое родство (чипсан-коми, чипсон- удм. ), сходство конструкций и приемов звукоизвлечения (натуральные продольные трубы без мундштука: юсьпӧ лян-коми и чипчирган-удм. ), архаичность инструментальной музыки.

В прошлом в народном музыкальном быту коми духовые инструменты играли ведущую роль. В настоящее время они утратили свое значение и сохраняются в реальном звучании, в основном, среди народных музыкантов старшего поколения и в детском игровом быту. Коми народные духовые инструменты характеризуются целым рядом особенностей их изготовления и бытования.

1) Духовые инструменты являются сезонными инструментами — изготовляются и в основном используются в определенное время года.

2) Материал для их изготовления — листья травы и деревьев, бересту, кору и стволы веток деревьев, пустотелые стебли растений — поставляет сама природа.

3) Многие из инструментов делаются без предварительной обработки материала и специальных рабочих инструментов (" походя", - как говорят народные мастера). Создание подобных инструментов нередко связано с конкретной хозяйственно- бытовой потребностью, например, изготовлением пастушеской дудки - бадьпупӧ ляна, охотничьего сигнального рожка -сюмодпӧ ляна; помимо того, к жизни вызывает их, - например, многоствольные флейты - куимачипсан и пӧ ляннэз - и эстетическая потребность. Соответственно с этим каждый инструмент имеет свои характерные особенности.

Пö ляннэз (коми-перм. ) - дудки - относятся к типу флейт Пана и представляют собой двухствольные закрытые продольные флейты. Комплект инструмента составляется из двух пар, предназначенных для ансамблевой - дуэтной игры. Терминология пар связана с характером звукоизвлечения и ролью (местом) пар в построении наигрышей. Первая - большая пара – пӧ льтан- это, по определению исполнителей, низкоголосая (кызгӧ лӧ са) ведущая пара; вторая -меньшая пара - пӧ лялан -высокоголосая (вӧ снитгӧ лӧ са), подхватывающая, подпевающая пара.

Необходимо отметить характерную особенность, присущую всем разновидностям коми многоствольных флейт. Составляющие их стволы (дудки) ничем не связываются между собой; они, как заготовки для будущего инструмента, хранятся в общей массе - связке. Сами инструменты изготовляются, а точнее - собираются из подобранных в принятом порядке строя дудок только перед непосредственной игрой и всякий раз заново.

Пу пö лян- деревянная дудка. Вид комбинированной (открытой и закрытой) флейты со свистковым вырезом и щелью. На пупӧ ляне обычно извлекаются два звука: при открытом и закрытом ладонью руки положении. При постепенном прикрытии отверстия наблюдается скольжение звука. Тембр звука пупӧ ляна в низком регистре мягкий, матовый, густой; в верхнем - несколько обесцвеченный, шипящий.

Куимачипсан-букв. трехствольный свисток. Часто этот инструмент именуется просто чипсан, без указания его особенностей (коми­перм. ). Куимачипсан относятся к типу флейт Пана и представляют собой трехствольные закрытые продольные флейты. Инструментальный комплект состоит из двух пар (гоз): большой (ыджыд) и маленькой (ичӧ т). Куим (три) определяет число трубок в одной паре. В некоторых местах (с. Объячево) сохранилась древняя традиция каждой паре придавать особые знаки, пометки (пас).

Характерно, что у многих финно­угорских народов названия, связанные со словами мам и бать (отец), указывают на величину объекта и обозначают " большой, " главный" .

Изготовление и настройка инструментов чипсанистками основаны на зрительном метрическом сопоставлении и сравнительной слуховой коррекции. При этом мастера не придерживаются определенных стандартных размеров и абсолютного тона в настройке инструментов: размеры и строй куимачипсанов колеблются. Границы допускаемых максимальных и минимальных размеров чипсанов определяются акустическими свойствами дудок­трубок, из которых составляется инструмент.

Сёйпӧ лян- глиняная дудка, вид окарины в форме птицы (петушка, утки) с продолговатой щелью, свистковым и двумя боковыми отверстиями. Игра на сёйпӧ ляне требует большого дыхания: " сьӧ кыдворсны" (тяжело играть). Звучание его яркое, сильное, но не резкое, а несколько округленное, смягченное сосудистой оболочкой. Основной звукоряд сёйпӧ ляна расположен по ступеням мажорного трезвучия, расширенный звукоряд за счет комбинации грифных отверстий (вилочной аппликатуры) - в объеме квинты, например, ре ­ ми -фа­диез- соль ­ ля второй октавы. На изменение высоты звука и точность его интонирования влияет также и положение инструмента: " задирание" головки сёйпӧ ляна вызывает небольшое повышение высоты звука и - наоборот.

Сей пӧ лян- инструмент технически подвижный, на нем хорошо удаются такие исполнительские приемы, как легато, стаккато, портаменто, скользящее арпеджио; часто употребляется двойной форшлаг. Сёйпӧ лян- веселый, озорной инструмент.

Сюмӧ дбуксан, сюмӧ дпӧ лян-берестяной рожок, берестяная дудка. Сюмӧ дбуксан- гобой - аэрофон с бьющим язычком представляет собой берестяную дудку в форме изогнутого рога или прямого раструба конической формы. Существуют несколько разновидностей этого инструмента, по его форме изготовления. Наиболее распространенным является роговой сюмӧ дбуксан.

В селе ПажгаСыктывдинского района (Сысола) бытует сюмӧ дсюрчипсан- берестяной роговой свисток, звукообразователь которого - тонкая берестяная ленточка, помещенная внутри берестяной оболочки. Такой инструмент по классификации представляет вид ленточных язычков из подгруппы аэрофонов с прерывателями, но не свободных, а замкнутых берестяным раструбом. В народе же этот инструмент относят к виду берестяных рожков, исходя из материала, формы и бытовой функции инструмента.

Сюмӧ дбуксан- инструмент технически малоподвижный, вследствие трудности извлечения звука и большого расхода дыхания. Мастера- пастухи и охотники и не стремятся к исполнению каких­- либо мелодий. Их задача - извлечь сильный ритмически организованный звук­сигнал. Поэтому на берестяных рожках исполнялись специфические пастушеские и охотничьи сигналы " буксӧ м". Берестяные рожки -одни из древнейших инструментов. Так, X. Валонен указывает, что берестяные рожки относятся к древне­финскому возрасту. Они употреблялись по специальному назначению - для подачи сигналов. Берестяной рожок использовался и как средство отпугивания животных: сильное звучание инструмента, по­видимому, имело на них устрашающее воздействие. В наши дни этот сигнальный инструмент используется все реже и реже.

Гудӧ к- гармонь. Относится к подгруппе свободных аэрофонов вида инструментов с набором проскакивающих язычков. Фабричная гармонь начала проникать в среду коми со второй половины XIX в. и вскоре получила всеобщее распространение. Бытовали однорядные и двухрядные гармони различных конструкций, которые в народе назывались: " черепанка­гудӧ к" или " черепашка", " ливенка­гудӧ к", " саратовка­гудӧ к", " тальянскӧ йгудӧ к" или " тальянка", " русскӧ йгудӧ к", " немецкӧ йгудӧ к" (" Венка" ), " Хромка". Двухрядные гармоники в обиходе именовались как " двухрядка". Гармони привозились крестьянами - " отходниками", " зимогорами", возвращавшимися с промыслов с Уральских заводов, из Архангельской, Вятской, Вологодской и других губерний царской России.

В песнях упоминается " двенадцатипуговичная гармонь", по­видимому, тальянка, которая была особенно распространена среди коми музыкантов. Помимо фабричных гармоник были в ходу и " своедельные" гармоники и даже фисгармонии, изготовлявшиеся местными музыкальными мастерами. В одном из отчетов Выльгортской волости за 1889 г. сообщалось: " В свободное от полевых работ время занимаются изготовлением фисгармонии до 10 крестьянских семей. Довели свое мастерство до значительной степени совершенства ручными, весьма несовершенными средствами" 15. Из мастеров, работавших в начале XX в. и позже, нам известны А. Цыпанов (Визинга), М. Ватаманов и Я. Оплеснин (Выльгорт), А. Бараксанов (Шошка), братья Ильчуковы (Пажга), Н. Никифоров (Большелуг). На смену тальянке пришли двухрядные гармоники немецкого (венского) и русского строя, которые в 20­-30-х годах уступили место двухрядной гармони с одинаковым звуком на сжим и разжим - хромке. Некоторые мастера даже перестраивали (переклепывали голоса) венки и русские гармоники на хромки. В 30­-40­х годах начали распространяться баяны, которые в настоящее время являются самыми обиходными народными музыкальными инструментами в художественной самодеятельности. Гармоника, с ее более совершенными технико­-исполнительскими возможностями, способствовала развитию песенно-­инструментальной музыки. В сольных песенных и танцевально­-плясовых наигрышах значительно возросло инструментальное варьирование. Оно проявляется в остроумных и изобретательных мелодических видоизменениях — " переборах", в гармонической и ритмической фигурациях, в контрастной смене регистров и фактуры изложения.

Гармонистами умело употребляются различные штрихи: портаменто, стаккато, перемена меха и акцентировка звука, украшения, специфические гармошечные триоли, гаммообразное мелодическое движение. Обогатило музыку и гармоническое сопровождение мелодии готовыми бас­аккордами с чередованием главных и побочных функций.

Репертуар и исполнительский стиль гармонистов коми сел и деревень складывался на основе местных традиций. Кадрильные наигрыши в большинстве своем являются переработанными вариантами русских танцевальных и плясовых мелодий: " Во саду ли... ", " Коробушка", " Береза", " Выйду ль я на реченьку" и др.

 В процессе развития народной музыки определились и известные инструментальные музыкальные формы. В основном это строфическая форма со сквозным мелодическим вариантным развитием. Некоторые плясовые и танцевальные наигрыши имеют форму двух­ и трехчастных построений типа А­В, А­В­А. Весьма своеобразна структурная взаимосвязь напева и инструментального сопровождения в песенно­-инструментальных ансамблях.

В настоящее время тальянка фактически вышла из употребления и только в редких случаях удается найти ее у старых музыкантов. Двухрядная гармонь­ хромка распространена в основном среди сельского населения, баян — повсеместно. В художественной самодеятельности практикуется организация ансамблей гармонистов, оркестров баянистов. В последние годы наблюдаются новые формы бытования традиционных инструментов и инструментальной музыки - привлечение народных музыкантов в сферу художественной самодеятельности, выступление их на этнографических концертах.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.