|
|||
I. ВведениеСтр 1 из 4Следующая ⇒
Министерство культуры РФ Казанская Государственная Консерватория им. Н. Г. Жиганова Кафедра татарской музыки и этномузыкологии
Бикбаева ЛейсанРаисовна Тема: « Традиционные музыкальные инструменты в культуре коми народов» Курсовая работа по этнографии и историческомуэтноинструментоведению
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В. И. Яковлев
Казань, 2017 Содержание I. Введение II. Основная часть 2. 1. Возникновение музыкальных инструментов и их связь с бытом и культурой народа коми 2. 2. Идиофоны 2. 3. Хордофоны 2. 4. Аэрофоны III. Заключение Список использованной литературы
I. Введение В истории освещения, собирания и изучения коми народных музыкальных инструментов прослеживаются определенные этапы и тенденции. Самые ранние упоминания о них можно встретить в древнепермских письменных источниках XIV- XVII веков. В. И. Лыткин в " Словарь древнепермских слов", встречающихся в памятниках письменности XIV-XVII вв., включает и слово " сюргум" (букв. роговой стебель) и расшифровывает этот термин как музыкальный инструмент -труба, рожок. Первый этап исследования коми народных музыкальных инструментов (конец XVII - середина XIX вв. ) - осведомительный, он характеризуется краткими попутными сообщениями об отдельных инструментах в связи с общим описанием культуры и быта народа. Такие сообщения были преимущественно основаны на личных наблюдениях путешественников, ученых, писателей, интересовавшихся различными сторонами жизни коми крестьян. Интересные и малоизвестные сведения о двух инструментах содержатся в книге " Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695)". Авторы " Записок... " ИзбрантИдеc и Адам Бранд приводят любопытный рассказ местного воеводы: " Однажды... к Кайгороду по Каме подплыло несколько судов с большим экипажем и распущенными знаменами, барабанным боем и дудками". Бранд уточняет дату нападения (1690 г. ) и объясняет, что это были " разбойники" из среды " зырянского" народа, " сбежавшая от своих господ голь". Функция указанных инструментов необычная. Возможно, в далеком прошлом барабаны и дудки могли принадлежать к военным атрибутам. Большое значение в изучении истории, экономики, этнографии северных окраин России имели экспедиции ученых. Академик Шёгрен, побывавший в 20-х годах XIX в. на территории нынешней Коми АССР, первым из исследователей обратил внимание на национальные музыкальные инструменты. Описывая " увеселения" коми молодежи на посиделках и игрищах (" рытъя" да " ворсӧ м" ), Шёгрен отметил, что " для музыки употребляются собственного изготовления скрипки (Uiolinen, Geigen), которые обе по-зырянски называют гудӧ к. Молодые люди между тем насвистывают - все по русским обычаям" . Достоверная запись о музыканте-сигудошнике имеется в " Дневнике" В. Латкина: " Мой пассажир слепец-шлифовальщик в то же время и музыкант; нередко он выводит смычком разные песни на инструменте, похожем на балалайку, сопровождая хриплым голосом незатейливые звуки". В этнографическом очерке " О пермяках", опубликованном в журнале " Москвитянин" за 1847 г., приводится интересное, но довольно натуралистическое описание музыкального быта коми-пермяков. " В минуты полного разгула является доморощенная музыка - гудки, сопелки, гармоника, балалайка, а за неимением их, сковороды, туесья, кадочки, словом все, что может произвести шум и треск". В примечании, кроме того, указывается, что " у пермяков есть свои два музыкальных инструмента, один несколько похожий на скрипку, а другой на гусли, в виде треугольника с 20-ю струнами, медными и железными". За отсутствием местной (коми) терминологии, сейчас, к сожалению, трудно определить типы и виды упомянутых инструментов. Отдельные зарисовки песенно-музыкального быта коми можно увидеть в опубликованных и рукописных очерках, статьях и заметках Е. Кичина, М. Истомина, С. Мельникова, К. Попова, Е. Чернова, В. Бартенева, Н. Александрова, Н. Белдыцкогои других писателей, любителей-этнографов. Но в их работах народная песня, а с нею и пляска обычно описываются вне инструментальной музыки (в лучшем случае упоминается гармоника). В путевых заметках, статистических и этнографических отчетах, очерках музыкальные инструменты упоминаются редко, случайно. И дело не только в том, что в то время народным инструментарием специально не занимались, а в том, что многие оригинальные национальные инструменты не лежали на поверхности. Они связаны с глубоким пластом охотничье-скотоводческого быта, с определенными природными и хозяйственными сезонами. Не обнаружив этого пласта, иные бытописатели, как С. Мельников, В. Янович, заявляли об отсутствии национальных инструментов, другие- Н. Рогов, К. Жаков, П. Засодимский (Вологдин), - подметив возрастающую популярность русской балалайки и гармоники, относили " свистульки, дудочки, свирели" к детскому игровому быту. Следующей ступенью собирательской работы (конец XIX-начало XX в. ) явились первые нотные записи инструментальных наигрышей (П. Вологдин), поиски предметов музыкальной культуры, в том числе музыкальных инструментов (С. Сергель ). В литературе (К. Абрамов, С. Сергель) появляются сведения о некоторых конструктивных и функциональных особенностях комисигудков. Ценные сведения о старинных инструментах содержатся в фольклорных источниках. В свадебном причитании " Дзоридзбӧ рдӧ м" (Плач-прощание с цветами) образно сравнивается голос певицы с лебединой дудкой (" юсьпӧ лян" ): Ильля-лундырсяпӧ менам да юсьпӧ лянгласӧ й, И сё майбырӧ йпӧ менам юсь пӧ лянэн пӧ лясьӧ мӧ й. И голос мой звучит как лебединая дудка в Ильин день, И радостно свистеть мне в эту дудочку.
Наиболее значительные результаты по собиранию и изучению коми народных инструментов достигнуты в советское время. Научные этнографические и музыковедческие экспедиции 1920-50 гг. способствовали выявлению некоторых инструментов, определению их роли в быту коми и коми-пермяков. Собрание и публикация материалов экспедиций в виде описания коллекций (Д. Травин, Н. Ончуков), статей (А. Сидоров, В. Белицер, С. Кондратьев), записей на фонограф (Н. Греховодов) расширили представления об инструментах народа коми. Большую научную и практическую ценность имеют работы К. Квитки " Продольная флейта у коми" и " Флейта Пана в Коми АССР", а также его историко-теоретическое исследование " О народных музыкальных инструментах коми", посвященное проблеме происхождения комисигудка. И, наконец, в специальной литературе - " Атласе музыкальных инструментов народов СССР" опубликованы краткие статьи о пяти инструментах коми (автор Г. Благодатов). Все вышеуказанные, источники и материалы -очень важные для историографии - не давали, однако, полного представления о коми национальном музыкальном инструментарии. Необходимо было сплошное полевое обследование всей коми этнической территории. Описание инструментов ведется в порядке следования в классификационной схеме и включает в себя: народные наименования, научное определение, устройство, способы изготовления и акустические особенности инструмента, характеристику его тембра, строя, звукоряда, динамических и исполнительских возможностей. При многообразии названий инструмента на первое место ставим термин, существенно определяющий данный вид инструмента. При этом учитываем и степень распространения избранного термина. Все другие названия, способствующие многосторонней характеристике инструмента, отнесены в разряд этно-лингвистической терминологии. Регионы бытования инструментов в основном обозначены по области распространения диалектов (указаны в скобках). В данной работе также ставится цель выявления связи инструментов с хозяйственно-производственной деятельностью, обычаями, музыкально- эстетическими потребностями народа, привлекаются историко-этнографические источники, работы фольклористов, музыковедов, используются высказывания народных музыкантов, дается описание конкретных инструментов. Задачи: Изучить историческую, учебную, справочную литературу о коми народных музыкальных инструментах; систематизировать полученную информацию; на примере некоторых инструментов показать, самобытность культуры коми народа, связь с природой. Предмет исследования: коми народные музыкальные инструменты, их прошлое и настоящее. Методы исследования: анализ, обобщение, классификация, сравнение. Структура исследовательскойработы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
|
|||
|