Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II. Основная часть



2. 1. Традиционными музыкальными инструментами народа коми являются как простейшие приспособления предметов окружающей природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции музыкальные инструменты специального изготовления.

Большой научный и практический вклад в обнаружение неизвестных ранее коми национальных музыкальных инструментов, их пропаганду внёс коми композитор Прометей Ионович Чисталёв.

Коми инструменты прикладного назначения со временем стали уходить в прошлое, а вот национальные музыкальные инструменты принимают новый вид. Усовершенствование и модернизация коми народных музыкальных инструментов идёт с сохранением специфических данных, от которых зависит их звучание. Народные коми инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев.

2. 2. Идиофоны.

Существует классификация коми народных музыкальных инструментов. Первая группа – идиофоны, или ударные музыкальные инструменты. К ним относятся: пу барабан, тотшкö дчан, торган, сярган, жыннян, гырничьяс, пупаньяс.

Пу барабан- (Коми-Пермяцкий автономный округ; верх. Вычегда) - деревянный барабан; его диалектное название пупӧ в (Прилузье) - деревянная дощечка. Относится к виду ударяемыхидиофонов и представляет собой деревянную подвеску-дощечку прямоугольной формы с закруглениями в верхней части.

В отдельных районах бытовали барабаны другого вида. Для их изготовления использовалось деревянное сито - " пож", поверх которого прибивали тонкую еловую или фанерную дощечку и ударяли по ней двумя палочками. Возможно, такие барабаны возникли позже, в частности, в 20-х годах, в период увлечения " шумовыми оркестрами". Пу барабан употреблялся в быту в основном как инструмент сигнально-оповещательной и охранительной функции. Существует несколько типов сигналов-наигрышей на барабанах: " нуӧ тӧ м-ваетӧ м" -на выгон и пригон, " корсьӧ м" - на поиск, " ӧ ктӧ м-грудитӧ м" - на сбор в груду.

Тотшкö дчан - колотушка, относится к виду соударяемыхидиофонов. Колотушка выполняла оповещательно-собирательскую и охранительную роль: ею подавали сигнал-сбор на обед людей, работавших артельно, в компании. Деревянные колотушки (палки) имели также и охранительное назначение.

Торган (Вычегда, Вымь), бракольчи (верх. Вычегда), бракала (Ижма), боргей, тильгей (Удора), тургун (Вымь, Прилузье), борганок (коми-перм. ) — бубенчики, бубенцы относятся к встряхиваемым идиофонам (погремушкам). Имеют различную форму соединений в комплект из нескольких бубенчиков. Шумящие и звенящие предметы, как подвесные колокола, бубенчики, побрякушки и другие, применялись с магическо-охранительной целью отпугивания диких зверей от пасущихся домашних животных.

 А. С. Сидоров писал: " Шумящие подвески, получившие такое развитие и широкое применение в финском мире с X и XI веков, основаны, по-видимому, на представлении о магической роли металлического звука... ".

Указанные инструменты, вероятно, выполняли конкретную хозяйственно- бытовую функцию - своим шумом отпугивать диких зверей. Конечно, положительные результаты этих факторов впоследствии могли быть мистифицированы и в народе могло создаться впечатление о магической роли звука. Представление о магической силе звука, утратившее социально- мировоззренческие корни, отмерло. Но некоторые элементы этой функции в трансформированном прикладном значении сохранились до сих пор. Так, например, звон колокольцев служит средством распознания местонахождения пасущихся в лесу и на пастбищах коров и лошадей. Причем по высоте и тембру звука колокольца хозяин угадывает именно свою корову. Деревянные палки впоследствии стали орудием охранительного назначения, подвески-эстетическим предметом быта.

Сярган (Вычегда, Сысола, Ижма, Печора, Прилузье, коми-перм. ) - трещотка, относится к виду скребковыхидиофонов. Сярган представляет собой ребристый валик с рукояткой и скользящий по нему (при вращении) деревянный язычок внутри рамки. Звучание сяргана очень сильное, трескучее. Такое звучание трещотки соответствовало его функции - устрашения лошадей (" вӧ в повзьӧ длан" ), забравшихся на посевы.

Жыннян (Вычегда, Сысола, Ижма, Печора, Вымь, Прилузье)- колокол - ударный идиофон вида подвесных колоколов. По материалу и способу изготовления были два вида колоколов: деревянный, долбленый из куска твердого дерева (березы) и жестяной, клепаный. Колокол подвешивался на шею домашних животных. При движении язычок ударяется о стенки колокола, издается звук; каждый колокол имеет свою звуковысотную и тембровую окраску (яркий, звонкий, тусклый, надломанно-трескучий и т. п.

Гырничьяс (коми-перм. ) — глиняные горшки представляют набор ударяемых сосудов, состоящий из трех-пяти горшков различных по величине и высоте звука. Один из старейших кудымкарских музыкантов Г. И. Кудрин рассказывает: — У нас в деревне Гырчиговый жил Гырнич Иван. Еще от старых людей у него остались три горшочка: маленький, побольше и еще больше. Они были вылеплены вручную. Мелодия выбивалась в виде барабанной дроби, двумя молоточками из дерева то по одному, то по другому, то по третьему — получались разные звуки, дроби. Под эту дробь можно было плясать, и когда-то в старину деревенские девушки плясали. Этнограф Л. С. Грибова отметила другой способ игры на горшках: брали хорошо звучащий горшок в руки и отбивали ладонями рук по стенкам горшка различные ритмы. В наше время гырничьяс, как музыкальные инструменты, в повседневном быту не употребляются.

Пупаньяс - деревянные ложки - вид соударяемыхидиофонов. В бытовом обиходе раньше были деревянные ложки местного изготовления, а позже — металлические кустарно-заводского производства. В народе играли так: музыкант, взяв в правую руку две перевернутые ложки, ударял ими о колено и ладонь левой руки. Получалось чередование сильного - акцентированного и слабого звука с ритмической структурой, соответствующей характеру исполняемого произведения. Варьирование " фигур" на ложках вносило ритмическое разнообразие в исполняемые мелодии. Ложки, как ударные инструменты, особенно широкое распространение получили в 20-е годы XX в., когда создавались различные по составу ансамбли и оркестры народных инструментов. В настоящее время в музыкальном быту ложки употребляются редко.

В заключение обзора ударных инструментов следует отметить, что в домашних ансамблях использовались различные предметы хозяйственного обихода в натуральном неомузыкаленном виде: пачпӧ дан (заслонки), гырничьяс (горшки), пупаньяс (деревянные ложки), си пож (волосяное сито) и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.