Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таким образом, можно сделать вывод, что все хоровые партии находятся в удобных тесситурных условиях, использованы преимущественно рабочие звуки голосовых диапазонов



     Произведение насыщено разнообразными сложностями. Это задачи касаются прежде всего строя (мелодического и гармонического), ритмического и темпового ансамблей, дикции, фразировки, дыхания.

 

Наличие альтераций создает сложности в интонировании и опасность потери чистоты строя.

     

 

Мы можем выявить некоторые ключевые моменты, существенно облегчающие интонирование:

 

  1. поступенное движения мелодии
  2. интонирование, основанное на ладовых тяготения;
  3. опора на октавы, унисоны хоровых партий:
  4. опора на фунциональную сторону аккорда.

 

   Хормейстеру необходимо обратить внимание хористов на особенности интонирования больших и малых секунд. (Все малые интервалы интонируются с тенденцией к одностороннему сужению, а большие – с тенденцией к одностороннему расширению):

(ПРИМЕР №7 тт. 1, 21)

 

  Обостренно следует интонировать малые интервалы в нисходящем направлении

(ПРИМЕР №8 тт 25)

 

  Интонировать чистые кварты следует устойчиво, точно:

(ПРИМЕР №9 тт 11)

 

Важными моментами, на которые также необходимо опираться для достижения интонационной чистоты, являются:

интонирование в высокой позиции с преобладанием головного резонирования; единая манера звукообразования.

Анализируя мелодический строй хоровых партий, отметим, что сущность мелодии проистекает из гармонии, подчиняется гармонической функциональной логике. Как следствие гармонического мышления – наличие в мелодических линиях партий скачков (связано со сменой функции или перемещениями по звукам аккорда), и долгого пения на одном звуке (выдержанная одна функция). При исполнении скачков певцы должны следить за вокальной ровностью их соединения, контролируя их чистоту. Оба звука, составляющие интервал, нужно петь в единой позиции.

 

На этапе разучивания для работы над вертикальным строем необходимо добиться чистого интонирования мелодической лини каждой из хоровых партий в отдельности. Также необходимо добиться того, чтобы восприятие специфики гармонической вертикали стало для певцов естественным, привычным, т. е., выработать у них некий певчески-слуховой опыт.

 

 

В ходе репетиционной работы полезно чередовать исполнение с сопровождением и a cappella, с подыгрыванием отдельных партий и всей партитуры на фортепиано. По мере надобности можно возвращаться к сольфеджированию.

Горизонтальный и вертикальный строй частей произведения необходимо рассматривать в условиях тональностей данных частей. Отсутствие постоянной привычной тональной основы (это касается некоторых разделов, в основном, 2-й части) повышает требования к слуховому самоконтролю хористов.

В отношении ритмического ансамбля представляют определенную сложность одновременность исполнения триольного ритма (10 такт), а также движение мелкими длительностями-это предполагает наличие четкой внутридолевой пульсации дирижерского жеста. Также сложность представляет контрастная сиена динамических нюансов на границах частей и внутри 2-й части хора, что требует от хормейстера большой мобильности, «предупредитеьности» жеста. (При переходе от тихого динамического нюанса к громкому применяется контрастный ауфтакт, при переходе от громкой звучности к тихой – задержанный).

Темповый ансамбль в произведении в большой степени зависит от организованности жеста дирижера и четкого ощущения в жесте внутридолевой пульсации.

Дикционный ансамбль очень важен и тесно связан с темповым и ритмическим. Большое значение имеют как одновременность, четкость произнесения текста, но и единая манера, соответствие характера дикции характеру произведения. Требования, предъявляемые к слову в рассматриваемом хоре, довольно высоки. При работе над качеством дикции в произведении, особенно, в его спокойных (p) разделах, (1 и 3 части) хормейстеру следует обратить внимание на манеру формирования гласных, которые должны звучать организованно, мягко, округло. В этом произведении используемый штрих Legato, что требует максимального удлинения гласных и укорочения согласных. Особое внимание хормейстер должен обратить на качество согласных, которые должны быть произнесены четко, одновременно, коротко. При работе над дикцией будет полезно произносить и пропевать текст нарочито утрированно, обращая особое внимание на согласные звуки в конце слов:

Серп

Гулял

Падал

Колос

В отношении динамического и тембрового ансамблей дирижеру необходимо найти баланс голосов, что зависит от правильного соотношения всех фактурных элементов. Требования к ансамблю обуславливаются ролью хоровой партии в условиях конкретного вида фактуры. Так как в этом произведении гомофонно-гармонический вид фактуры с превалирующим звучанием партии сопрано, на первый план выступает монолитность звучания аккордов с ясно выраженной мелодией.

 

 

Чистота интонирования и культура звука хора неразрывно связаны с процессом организации дыхания.

  В данном хоре дыхание обновляется на границах его частей. Внутри частей логично применить цепное дыхание (за исключением моментов пауз, разделяемых короткими цезурами). В лирической песне очень важна единая линия развития фразы, перспектива развертывания материала, что, в большой степени, зависит от качества дыхания. Владение этим процессом, способность управлять им, эффективно и экономно распределяя вдох, необыкновенно важно для сохранения цельности музыкальных фраз, верного звукообразования, интонационной чистоты и опоры звука.

 

Динамический план хора отличается тонкостью нюансировки, довольно протяженные построения, шкала динамики которых колеблется от mp до f (в частности речь идет о третьей части, в которой динамическое нарастание происходит на протяжении 8 тактов). В целом динамический план выстроен по нарастающей линии от 1-й части к 3-й, заключительный раздел которой и является яркой динамической  кульминацией произведения (не считая контрастный эпизод в начале второй части).

 

Главной задачей хормейстера при выстраивании динамического плана является грамотное и экономное распределение нюансов. Огромное значение имеет экономность в распределении нюансировки, а также относительная громкость звучания, построенная на контрасте. Очень важно избежать форсированного, «открытого» звучания хора в начале 2-й части произведения, где такой эффект может быть спровоцирован subf и штрихом marcato.

 

 Таковы основные задачи, которые должен будут решать хормейстер, приступивший к работе над данным произведением.

 

        

 

  На интересе к Родине, народу, русской культуре и традиции сосредоточены все помыслы, все чаяния свиридовского героя. И никогда его чувства не проявляются поверхностно, но всегда глубоко, целомудренно, чисто, по-русски задушевно. Тема Родины, России проходит через все произведения Свиридова самых различных жанров: в монументально-героической «Патетической оратории», в лирико-эпической «Поэме памяти Сергея Есенина», в вокальных циклах на стихи А. С. Пушкина, С. А. Есенина, А. А. Блока. Но чьи бы стихи не лежали в основе свиридовских песен и хоров, всегда они претворены в музыке по-свиридовски своеобразно, оригинально. Большое место в музыке Г. В. Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные словно крупными мазками (как в «Поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварельные» («Осенью», «Эти бедные селенья» на стихи Ф. И. Тютчева), то строгие, суровые («Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина). И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевленна, таинственно-непостижима. Такое обострённое восприятие природы идёт от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости. Народная жизнь в творчестве Свиридова это и особый жизненный уклад, и особый мир верований, обрядов; это и высокая нравственность, высокое этическое начало, которое помогло народу выстоять, сохранить свою самобытность; это, наконец, живая жизнь, не прерывающаяся на протяжении веков, тысячелетий несмотря ни на какие моры, нашествия, потрясения

 

Литература:

 

1. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ " Большая Российская энциклопедия", 1998. - 672 с.: ил. - С. 488.

 

2. Свиридов Г. В. Музыка как судьба / Сост., авт предисл. и коммент. А. С. Белоненко. - М.: Мол. гвардия, 2002. - 798 [2] с.: ил. - (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 2).

 

3. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. - М.: Сов. композитор, 1983. - 261 с.: ил.

 

4. Сохор А. Георгий Васильевич Свиридов: Критикобиографический очерк. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1956, 157 с.

 

5. Сохор А. Георгий Свиридов. - М.: Сов. композитор, 1972. - 319 с.

 

6. Георгий Свиридов: Сборник ст. и исслед. / Сост. Р. С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - 462 с.

 

7. Георгий Свиридов: Полный список произведений (Нотографический справочник). - М. - СПб: Нац. Свиридовский Фонд, 2001. - 141 с.

 

8. Романовский Н. Хоровой словарь. М., «Музыка». 2000

 

9. Фоменков М. О произношении в хоровом пении //Вопросы хорового исполнительства. Уфа-2000

 

10. http: //ru. wikipedia. org/wiki/Свиридов, _Георгий_Васильевич

 

11. http: //www. tonnel. ru/? l=gzl& uid=854 Свиридов

 

12. http: //www. tutchev. ru/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.