|
|||
«Где бодрый серп гулял и падал колос»«Где бодрый серп гулял и падал колос» Ранняя осень — это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о “бодром серпе”. Это все отражается и в музыке: хор вступает на sub f, и поет в октавный унисон, в мелодии появляются скачки на м3, ч4, ч5, появляется новый ритмический рисунок, который использован в этом произведении только однажды – . Словноизображая работу “бодрого серпа” мелодия скачками достигает вершины, и подобно «падающему колосу» спускается вниз. (ПРИМЕР №2. тт 10-11) «Теперь уж пусто все — простор везде» Летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отдохнуть от постоянного круговорота дел и предаться созерцанию красот природы. Именно такое состояние и передает в музыке Свиридов. Эту фразу начинает бас соло, он, словно оглядываясь вокруг, констатирует – «теперь уж пусто все», и на словах «простор везде» его мысль подхватывает весь хор, в звучании которого прослушиваются пустые квинты… (ПРИМЕР №3. тт 12-13) «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде» Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения. В музыке Свиридов это показал своеобразно, поручив исполнить эту фразу двум солистам, сопрано и баритону. Их мелодическая линия тянется подобно «волоску», который может легко порваться. Такое сочетание крайних голосов редко где можно встретить. Подобное разрежение фактуры придает особый колорит, как этой средней части, так и всему произведению. (ПРИМЕР №4. тт 14-17)
Последняя часть рисует образ окружающей природы, которая навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай…
|
|||
|