Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Короткая, но дивная пора —



 

Аннотация на хоровое произведение

Г. В. Свиридова «Осень»

 

 «Музыка Свиридова – исповедь русской души, когда любовь ко всему родному становится ключом к самопознанию: в музыку Свиридова Россия смотрится как в зеркало и видит абсолютно чистое и правдивое свое отражение…»

(А. Вульфов)

 

 

Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов (3 декабря 1915 года в г. Фатеж, ныне Курской области - Москва 6 января 1998)

 

 

 

- русский советский композитор и пианист, неоромантик.

 

Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.

С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой.

В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение.

Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки — Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград.

Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.

 В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.

Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.

Четко обозначилась основная линия творчества композитора — создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры — песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью.

Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Свиридова является из них самым значительным и интересным.

 Линия революционной романтики получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед! » (1977), которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.

Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.

Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя.

Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, был создан хоровой цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки.

В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность.

Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) — своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца.

      Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1974) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия.

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» — концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой — единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

В 1980 году Свиридов пишет маленькую хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории — сочинение яркое, сочное, праздничное. Та вечно живая народная стихия, без которой не мыслит себя ни один подлинно национальный художник.

Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь ее частью.

Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока — кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980). Свиридов открывает поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового.

  Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова — от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него!

В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому Свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику — за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.

 

Тютчев Фёдор Иванович (1803 год, село Овстуг Орловской губернии - 1873 год, Царское Село, близ Петербурга) - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики.

    

 

Тютчев Федор Иванович происходил из родовитой, но небогатой дворянской семьи. Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие - около 300 стихотворений). Начал печататься в 16 лет, но печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837-1847 почти не писал стихов и, вообще, мало заботился о своей репутации поэта. Впервые поэзия Тютчева обратила на себя внимание после публикации ряда его стихов в пушкинском " Современнике" в 1836-1837. Первое собрание стихов, выпустил в 1854 Тургенев. Однако прижизненная известность Тютчева ограничивалась кругом литераторов и знатоков.

Тема «Тютчев в музыке»богата и многогранна. В нее входит и то, что условно можно было бы назвать «музыкой в поэзии», и то, что существует реально: «поэзия в музыке», — имея в виду создание музыкальных произведений на основе стихотворных текстов. Примечательно, что именно с поэзией Тютчева оказалось связанным возникновение музыкально-тактовых теорий в области стихосложения впервые запись поэтического ритма при помощи музыкальных знаков была осуществлена А. Белым (под влиянием его бесед с С. И. Танеевым) на примере стихотворения Тютчева «Последняя любовь»

 Обратимся к наиболее раннему периоду «музыкальной тютчевианы» советской эпохи. У самых истоков ее находим «Три наброска на слова Тютчева» Н. Я. Мясковского (1881—1950) — непосредственного продолжателя традиций классической русской музыки, прежде всего ее московских представителей, основателя крупнейшей советской композиторской школы.

Среди сочинений 20-х годов обращает на себя внимание «Весеннее успокоение» А. Н. Александрова (1888—1982) — романс, сочетающий использование народных интонаций с колористической утонченностью, особенно свойственной раннему периоду творчества этого композитора, чье художественное становление связано с именами Танеева, Игумнова, Василенко, а долгий творческий путь посвящен, прежде всего, развитию камерных музыкальных жанров. В самом начале творческого пути несколько произведений на слова Тютчева создал В. Я. Шебалин (1902—1963).

Среди произведений «старейшин» советской музыки представляют интерес романсы А. А. Касьянова (1891—1982),. В 50—60-е годы он создает два тютчевских романса: «Море» («Как хорошо ты, о море ночное») и «Осень» («Есть в осени первоначальной»).

 

Первые попытки систематизации музыкальных произведений на слова Тютчева

принадлежат И. Глебову (псевдоним Б. В. Асафьева). В его книге " Русская

поэзия в русской музыке" (1921 г., стр. 120-124) перечислено 108 названий.

 

Мимо тютчевских стихотворений не прошел и Свиридов. До «Осени» на стихи Тютчева им было написан романс «Эти бедные селенья», в котором воплощен обобщенный образ России.

Произведение Свиридова «Осень», как и большинство его романсов и песен, относится к лучшим образцам отечественного музыкального искусства, выявляя неповторимые черты стиля композитора, теснейшим образом связанные с поэтическим наследием родного народа, в значительной мере именно им подсказанные и обусловленные.

 

Сам выбор стихотворения Тютчева «Осень» характерен для Свиридова — ведь оно воплощает образ природы родного края. В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Восхищение красотой природы — одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.

Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние, и не удивительно, что Свиридова, как истинно русского композитора, тоже тронула эта тема.

 

Хор написан в строфичной форме, в которой присутствуют черты трехчастности.

 На строфичность указывает членение формы на разделы, соответствующие поэтическим строфам. Трехчастность проявляется  в выделении среднего раздела разработочного характера, где тема меняет окраску, динамику и фактурно изменяется. (ПРИМЕР)

 

Схематически это выглядит следующим образом:

            А                                       В                         С

1 предл 2 предл              1 предл 2 предл     1 предл 2 предл       

(5т)     (4т)                     (4т)           (4т)         (7т)    (8т)

 

 Начинается стихотворение повествованием о начале осени. Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Поэтому тональный план данного произведения следует рассматривать не как рамки, в которых написан хор, а как краску. Хоть при ключе и стоит знак, определяющий основную тональность (F dur), тонический аккорд встречается лишь раз, в самом начале произведения, и если опираться на классификацию цветов и тональностей по Римскому-Корсакову, то фа мажор — зеленый цвет - краска лета. В целом тональность произведения плавающая выстраивается на протяжении всего произведения (B dur - g moll - Es dur).  Склад письма гомофонно-гармонический, с привалирующим звучанием партии Сопрано. С самого первого такта хор начинает петь без басовой партии, которая подключается уже 3м такте, этот прием объясняется тем, что именно в 3м такте заключается смысл первого четверостишья, что хотел подчеркнуть автор:

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

(ПРИМЕР №1. тт 2-4)

 

 Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием, что очень точно изображено Свиридовым в музыке - медленный темп ( = 40), динамика (pp), штрих (tenuto dolce), статичные, мягко переходящие из одного в другой, аккорды.

Преобладают следующие длительности: восьмая, четверть, половинная.

Встречаются также - четверть с точкой.

 

Поступенное движение и пение на одном звуке характерно для этого произведения.

Основная тональность произведения - F dur, но интересно то, что тоника встречается лишь однажды - в начале произведения, а на протяжении всего хора преобладают отклонения в g moll и Es dur.

 

 

Средняя часть знаменуется появлением контрастной динамики – sub f - mf, которая использована автором для того, чтобы более точно изобразить поэтический текст:

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.