|
|||
Чтение 1 фрагмента. Чтение 2 фрагментаЧтение 1 фрагмента Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь. Ждали машину с капустой. Позднее ноябрьское утро уже наступило, но было сумрачно и хмуро. Старшая из девочек, шестилетняя Дуся, мяла в кармане замызганную десятку. Эту десятку дала Дусе старуха Ипатьева, у которой девочки жили почти год. Младшей, Ольге, она сунула в руки мешок — для капусты. — Возьмите, сколько унесете, — велела она им, — и морквы с килограмм. Было самое время ставить капусту. Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили. К тому же за то время, что девочки жили у нее, она уже привыкла, что почти всю домашнюю работу они делают сами — легко и без принуждения.
- Когда происходит действие рассказа? (в конце ноября) - Почему очередь «темная»? - Зачем автор использует еще слово «беспросветно»? - А теперь закройте глаза и перенесите себя в этот день, поставьте себя в эту очередь. Что вы испытываете? - Что мы узнаем о девочках? - Можно ли предположить, какие отношения складываются между девочками и Ипатьевой? - Какой вопрос возникает? (Почему девочки живут у какой-то старухи? Где их родители? ).
Чтение 2 фрагмента К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью. Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе: ближе родни у них не было. Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости. Наутро, разогревая на плите кашу, она бормотала — привезли, мол, на мою голову… Девочки испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами. Первую неделю девочки молчали. Казалось, что они не разговаривают даже между собой, только шуршат, почесывая головы. Старуха тоже молчала, ни о чем не спрашивала и все думала большую думу: оставлять их при себе или сдать в детдом.
- Каким же было в нашей стране время событий происходящих в рассказе? (Послевоенные годы, сорок пятый - сорок шестой год). - Охарактеризуйте это время. (Разруха, сиротство, голодное, трудное время). И вот к старухе попадают эти две деревенские сиротки. Попробуйте встать на их место. - Считаете ли вы, что отношения между Ипатьевой и девочками могут измениться?
|
|||
|