Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третья эпоха 55 страница



185 Уже в 1761 г. деятельность ордена была объявлена французским парламентом несовместимой с государственным законодательством, а в 1762 г. было принято решение о его роспуске. Все просьбы Франции о преобразовании ордена в церковно-госу дарственную структуру были отклонены папой Климентом XIII: Sint ut sunt, aut non sint (Пусть будут такими, как есть, или пусть не будут вовсе) Прим. переводчика

186 В связи с этим становится очевидной одна из причин возникшего в XIX в. нового папского централизма, который в большой степени основывался на тесной связи Рима с простым народом.

187 Кёльнский курфюрст Максимилиан Фридрих фон Кёнигсег-Ротенфельс (1761_1784), основав в 1777 г. Боннский университет, пригласил в него несколько преподавателей, придерживавшихся прoсветительских взглядов.

188 В 1731 г. Альфонс Лигуори основал орден редемптористов.

189 Конечно, как раз в такой «всеобщей» религиозности и скрывалась серьезная опасность. Особенно в уже упомянутом нами релятивизме Лессинга, чье догматичес кое вольнодумство он сам определял как следствие идей, высказанных Лютером.

190 К примеру в завещании Бетховена: «О божество, ты видишь... провидение, пошли мне хоть один единственный день истинного счастья».

191 Особенно заметным это влияние было при дворе трирского курфюрста-архиепис копа, что лишь усиливало ненависть радикалов по отношению к католическому духовенству.

192 Именно поэтому Французскую революцию нельзя рассматривать в качестве нового этапа в истории Церкви (совсем иначе— в истории светского общества); XIX век и век XVIII следует рассматривать как единое целое.

193 В своем отчете Пию VII относительно конкордата с Наполеоном.

194 Но в большей степени это была антихристианская по своей сути попытка в форме католической литургии превознести человечество в качестве основы единства новой Франции.

195 Согласно Толентинскому договору 1797г. территория Церковного государства была значительно сокращена, а в 1798г. она была полностью оккупирована, и на ее месте была провозглашена «Римская республика». В том же году Пий VI, заключивший после потери Авиньона союз с I антиреволюционной коалицией, был в качестве пленника препровожден в Валанс, где и умер в 1799г.

196 Постановления, принятые английской палатой общин в 1689г., хотя и содержали в себе важные элементы контролируемой народным парламентом государственной конституции, но их никак нельзя сравнить с революционной мощью Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789г.

197 О чисто прагматическом развитии значительного римского влияния см. выше.

198 Основания того, что здесь обсуждается, содержатся в § 73; то, что в нем сказано, должно послужить дополнением к вышесказанному.

199 Все монастыри были обязаны основывать и содержать школы.

200 На тесном пространстве скучиваются многие сотни тысяч людей там, где в течение веков имело место редкое расселение тысяч или в крайнем случае нескольких десятков тысяч.

201 От всего этого остается в большинстве случаев лишь вопрос оплаты.

202 В принципе, эти же самые проблемы стояли и перед протестантской Церковью, но в рамках «культурпротестантизма» они не представлялись столь серьезными, и даже получали порой позитивную оценку.

203 Поначалу это не затрагивало Церковное государство (§108).

204 При этом нельзя забывать, что отчасти в этом был виновен научно несостоятель ный схоластицизм, который внушал Церкви сомнения в ее силах.

205 На коронации присутствовал в качестве видного государственного деятеля бывший епископ Талейран, лишенный духовного сана и женившийся без разрешения.

206 Выразившаяся в форме идей Просвещения: йозефинизм и фебронианизм в Австрии и Баварии; идея о государстве Фихте († 1814г. ) и Гегеля († 1831г. ) прежде всего в Пруссии.

207 Ко времени Венского конгресса в Германии было уже только пять епископов, исполнявших свои обязанности, некоторые — в преклонном возрасте; к 1817 г. — три.

208 В сфере протестантизма ср., например, Шлейермахера с его богословием чувства.

209 При этом нельзя забывать о следующих вещах: а) о существовании сильных отличий в отношении к католической Церкви и государству в различных «кружках», например в Рейнских областях и в Баварии; б) о серьезных изменениях, вносившихся в деятельность самих кружков (в основном благодаря усилиям обратившегося от идей Просвещения к католицизму Йозефа Гёрреса); в) даже у самых видных сторонников католической реставрации можно наблюдать сильное влияние просветительской идеи о государственной Церкви (Людвиг I в Баварии).

210 1751_1832 гг.; послушник у иезуитов; профессор университета в Диллингене и Ингольштадт-Ландсхуте; епископ Регенсбургский.

211 «Я возрыдал и (посему) уверовал».

212 О возрождении в Англии католической церковной жизни см. § 118.

213 Музыкальный мотив в тональности фа-моль «In te Domine speravi, non confundar» из его сочинения «Te Deum», является основой музыки Брукнера.

214 Это было как следствием общего для того времени настроения, так и результатом влияния со стороны тогдашнего французского правительства с его прогрессивными идеями и методами.

215 См. о борьбе папы Григория XVI против индифферентизма и против «безумного духа», заключенного «в требовании безграничной свободы мышления и мнения, а также в стремлении к нововведениям» (см. об энциклике «Mirari vos» выше и § 117). Уже то, что такой верный католик, как Мандзони, принадлежал к либеральному движению, говорит о роковой неопределенности положения в стране и объясняет столь резкое осуждение его курией. Сейчас, после стольких лет, становится ясной некоторая необоснованность выносившихся тогда приговоров.

216 Конституционная монархия с двухпалатным парламентом; все министерские посты, кроме поста государственного секретаря, стали доступны недуховным лицам.

217 В новой Италии были наиболее распространены либеральные и масонские настроения, и вплоть до первой мировой войны наблюдалась неприкрытая ненависть по отношению к Церкви, духовенству и религии. О современном положении в стране см. § 125.

218 К примеру, можно вспомнить требование кардинала Маннинга на I Ватиканском соборе принять в качестве догмы следующую формулу: «Церковное государство есть воля Божия».

219 Возрождение политической концепции Росмини († 1855 г. ) и Джоберти (†1852г. ). Планы Росмини по реформированию католической Церкви были осуждены папой в 1887 г.

220 В отдельных случаях распространение действия церковных законов на область гражданских отношений (например, закон, согласно которому отрекшиеся от сана священники лишались практически любой возможности зарабатывать себе на жизнь; церковное брачное право) оборачивалось для Церкви довольно серьезными проблемами.

221 Насколько сильно с тех пор изменилось положение дел, можно увидеть прежде всего в совершенно противоположной реакции на объявленный в 1959 г. папой Иоанном XXIII созыв Вселенского собора.

222 В личном послании папа приглашал «принять участие» в соборе сначала схизматиков, а затем и протестантов (1869 г. ).

223 Хотя Гефеле и признал догмат 4 апреля 1871 г., но он с ним так до конца и не согласился. Он еще раньше решил, что, продолжая всеми способами бороться против догмата, он тем не менее не станет виновником раскола.

224 Для того чтобы понять всю важность этого, вспомним, какое значение имела богословская неопределенность в дореформационное время и на важнейших этапах эпохи Реформации.

225 Такого рода гарантированность и очевидность суть категории веры; их не следует смешивать с соответствующим юридическим понятием и рассматривать вне пределов theologia crucis.

226 Генрих Денцингер писал в 1828 г.: «Власть Верховного Понтифика вершится в прямом согласии с апостольской властью епископов, которые, являясь посланниками Святого Духа и преемниками апостолов, выполняют обязанности пастыря и учителя вверенной им паствы».

227 Например, кёльнский архиепископ Гейссель настойчиво обращал на это внимание в пастырском послании от 18 января 1861г. (в связи с имевшими место в этом месяце волнениями в Италии).

228 На заседании рейхстага Виндтхорст назвал изгнание из страны иезуитов, отдавших в войне 70-х годов все силы для спасения родины, культурным грехом Германии.

229 В этом отношении несколько лучше было положение рейнских провинций.

230 Особый статус получил и князь-архиепископ Вроцлавский, чья епархия располагалась частично на территории Австрии.

231 Подобные прецеденты не были в то время редкостью.

232 Дросте-Вишеринг, передав управление епархией Гейсселю, обосновался в Мюнстере.

233 В пункте 15 Конституции, принятой 31 января 1850г., говорится: «Церковь евангелическая и Церковь римско-католическая, так же как и другие религиозные сообщества, являются свободными в устройстве своих собственных дел и остаются владельцами и распорядителями предназначенных для культовой, преподавательской и благотворительной деятельности учреждений и фондов».

234 Это относится и к нелиберальному в вопросах догматики крылу протестантизма.

235 «Я вскрыл сотни трупов, но ни в одном не нашел душу».

236 Неприязненное отношение Бисмарка к католикам объяснялось его опасением за судьбу государства, ведь, например, в католической Баварии большинство населения выступало против присоединения к империи. Но главная причина была все же не в этом.

237 В параграфе 130а Имперского уголовного законодательства говорилось о том, что духовные лица, совершившие «вредные» для государства проступки, наказывают ся лишением свободы сроком до двух лет.

238 Эти законы регламентировали образование духовенства и занятие должностей священниками.

239 Сравнение с немецкой церковной борьбой времен национал-социализма середины 30-х годов XXв., когда реакция Церкви далеко не сразу приобрела позитивный характер, заключает в себе определенные трудности, так как нападавшей стороне долгое время удавалось скрывать свои истинные цели.

240 В XXв. это противоборство затрагивает, особенно в Германии, обе христианские конфессии, которые могут использовать только духовные средства воздействия.

241 В коммунистических странах Европы и Азии эти попытки были неоднократно повторены в недавнем прошлом. В советской оккупационной зоне в Германии коммунистический режим предпринял попытку расколоть изнутри евангелическую Церковь.

242 Убедительным доказательством является то обстоятельство, что в 1819г. основывается собрание Monumenta Germania historica, в то время как во всех остальных странах подобные собрания теряют свою актуальность.

243 После выступлений придворного проповедника Адольфа Штекера этот аспект все чаще упоминается и в рамках протестантской социальной этики.

244 Ср. с. 394.

245 Из анализа, с одной стороны, эпохи Реформации, а с другой стороны— идей гуманизма и Просвещения, становится очевидным, что значения отдельных элементов этого ряда сильно отличаются друг от друга.

246 С исторической и церковной точек зрения важно понять, что эта — только корректная — доктрина никоим образом не могла служить достаточной защитой; ее слишком небольшая библейская, историческая и философская сила служила искушением для гетеродоксов.

247 Согласно этому учению, единственным источником религиозной истины является Откровение (концепция, отвергнутая позднее на Ватиканском соборе). В сфере духовной разум совершенно бессилен. К фидеизму нередко причисляли и таких религиозных мыслителей, которые отстаивали строго мистическую суть Откровения, недоступную, по их мнению, осмыслению, и которые представляли тем самым исключительно неконцептуальное богословие.

248 Наряду с этим нельзя забывать и то утверждение Дёллингера, сделанное им ранее (1828г. ), в котором он причислял Лютера к числу «величайших личностей всех времен».

249 Свидетельством тому является официально употреблявшееся до недавнего времени выражение: «Слушать мессу с благоговением».

250 Например, в Баварии в случае с эдиктом о религиозной терпимости от 1818г., который не был отменен, несмотря на просьбу епископов, с которой они обратились в 1850г.

251 Ощутимые сдвиги в преподавании Св. Писания наметились лишь несколько десятилетий назад.

252 В 1831г. в Вюртемберге было организовано Общество противников целибата, в состав которого входило примерно 200 духовных лиц; деятельность Общества была запрещена королевским декретом в 1832г.

253 В 1844г. трирскому епископу Арнольду было направлено открытое письмо с протестом против организации паломничества к святой плащанице; Ронге был в 1845г. лишен духовного сана, он требовал созыва «независимого национального собрания», которое должно было противостоять духовной иерархии.

254 В 1847г. число сторонников Ронге достигало 60000 человек.

255 В качестве примера можно привести тот факт, что Ватикан запретил итальянским католикам участвовать в выборах и выставлять свои кандидатуры. После 1918г. Ватикан запретил деятельность католической партии дона Стурцо.

256 Этот термин надо понимать в том смысле, в котором он встречается в высокой духовной литературе.

257 Конкордат во многих важных вопросах был достаточно консервативным: в нем не предусматривались равные со всеми права для протестантов, имели место резкие выпады против евреев. Во время обсуждения вопроса об отмене конкордата политика курии не отличалась достаточной гибкостью.

258 То же характерно и для романских стран. Там, например во Франции, «Миссал» был скорее красиво переплетенным подарочным изданием, нежели средством действенного участия в церковной литургии.

259 Отказ от принуждения и телесного наказания, воспитание свободной коллектив ной ответственности через отношения доверия между воспитателем и учеником. В1859г. он основал салезианскую конгрегацию, которая продолжила его работу.

260 Об англосаксонском протестантизме ср. § 120, II.

261 Надпись не была использована.

262 Подобные высказывания у Лютера, например последние слова, написанные его пером: «Мы — нищие, это правда» (§ 82, II, 8в).

263 Выражение «миссия среди язычников» сейчас обычно и не всегда удачно передается иными словами. Однако долгое время выражение имело оттенок отчасти снисходительного, отчасти презрительного сострадания. Сегодня такой способ христианского самоутверждения не действует. Нехристианские народы, в том числе неразвитые, осознали религиозную ценность собственной традиции. Со стороны католической Церкви сегодня как никогда ясно открывается перспектива подлинного (не только теоретичес ки признанного) братского отношения ко всем народам.

264 Эта деятельность объединяет сегодня только в ФРГ более миллиона участников.

265 Иногда миссия была первым шагом к колониальной экспансии. Так, протекторат Германия_Юго-Запад исходно был основан рейнско-вестфальским миссионерским обществом.

266 Что не отталкивает, а наоборот, вызывает жадное стремление к себе, — это европейско-американская цивилизация западной науки и техники.

267 Так поступает, например, один бенедиктинский монастырь в Тумилине в Марокко, среди мусульманского населения.

268 Так могло происходить и происходит, что поверхностность и желание чем-нибудь поживиться вместе приводят к тому, что от каждой стороны стремятся получить удовольствие или выгоду: утром католическая месса, вечером проповедь протестант ского миссионера — этому в современной миссионерской истории есть немало примеров.

269 Целью последующего изложения не является исчерпывающее исследование этой огромной темы. Однако оно должно хотя бы частично восполнить для читателя-като лика пробел, имеющийся в данном очерке истории католической Церкви. Я благодарю за помощь при создании этого параграфа стипендиата нашего института Хорста Ноймана.

270 Впрочем, это дало финансовые преимущества для государства, а для протестант ских фюрстов — возможность опереться на Церковь, обладающую минимальным внешним влиянием.

271 Этот, уже упоминавшийся в другой связи (§ 119), достойный почтения, великий человек постепенно превратил эту эсхатологическую концепцию в потрясающе расплывчатое, обобщенное учение о человечности, проповедующее почтение к жизни.

272 Готфрид Томазиус (1802_1875) заменил в христологии учение о двух природах на учение о «kenosis» (отчуждении). Иог. Христиан Конрад фон Гофман (1810_1877) объединил опытное богословие (Возрождение) с мыслью об истории искупления.

273 Он основал в 1882 г. рабочую колонию Вильгельмсдорф в Сенне (Вестфалия); позже последовали еще четыре подобных учреждения, призванных улучшить убогое жилищное положение индустриальных рабочих. В 1907 г. он проводит как депутат «жилищный закон», преследующий ту же цель.

274 В Германии это движение к 30-м и 40-м годам стало мощной, но и опасной для христианства силой. Сегодня, напротив, к нему привлечены деятельные христианские силы.

275 Статья 13 исповедания веры гласит теперь: мормоны стремятся к тому, «чтобы быть честными, верными, целомудренными, полезными и добродетельными».

276 Название происходит от древнего, сегодня редко встречающегося выражения пророческого воодушевления.

277 Не следует забывать, кроме того, что крестовые походы привели к созданию Латинской Восточной империи и тем значительно ослабили Восточную Римскую империю в экономическом, политическом и военном отношении; это в свою очередь нанесло ущерб европейским жизненным интересам. Европейская история вплоть до XIXв. является тому свидетельством; в течение многих столетий османы представляли собой величайшую угрозу для христианства. Западное христианство само способствовало ослаблению державы, защищавшей его на Востоке.

То обстоятельство, что восточноримские императоры поначалу смогли использовать крестовые походы для облегчения своего бремени, имело весьма важные последствия. И то, что крестоносцы были восторженно встречены армянами и маронитами, ненавидевшими греков, и что таким образом были установлены некоторые новые связи с христианами и Церквями Востока, в конечном счете очень мало способствовало сближению Востока и Запада, но весьма усилило церковный раскол на Востоке.

278 Ведь она была направлена не только против языческих племен, но и против православных княжеств. И это происходило как раз в то время, когда монголы угрожали киевским государям. Победа монголов и их владычество над русскими князьями, продолжавшееся более 300 лет, означало дальнейшее отчуждение России и тем самым православной Церкви от Запада.

279 Мы не станем здесь возвращаться к вопросу о положительных последствиях этой неоднозначной позиции и развития для латинской папской Церкви, поскольку об этом говорилось в первом томе монографии.

280 Император Александр I считал пожар Москвы знамением, призывающим к спасению христианской Европы.

281 См. §123 и §124. — Наряду с более старыми трудами по истории Церкви, конфессий и литургии и незаменимыми, в большинстве своем превосходными, современными богословскими словарями следует упомянуть хотя бы нескольких ученых, которым я выражаю особую признательность: это незабвенный эрудит Антон Баумштарк, проложивший путь дальнейшим исследованиям; это принявший католичество (ныне покойный) русский историк Кологривов; это Фридрих Гейлер, который прежде всех прочих выступал за правильное понимание восточных Церквей; затемВ. де Фриз, Эрнст Бенц, Ганс Георг Бек, Панагиотис Братсиотис и его сотрудники, митрополит Серафим, митрополит Хризостомос Константинидис, Юлиуш Тычяк, Р. Янин, Георг Виндерле, Игорь Смолич, С. Ж. Дюмон, Робер Клеман, Р. Дюпре, Рейнгольд Пабель и особенно пастор Сергиус Хейтц. Следует назвать также важнейшие исследовательские и контактные центры бенедиктинцев в Шеветоне, доминиканцев в Париже-Булони, иезуитов в Риме, августинцев-эремитов в Вюрцбурге и их издания: «Irenikon», «Istina», «Proche Orient chrevtien», «Ostkirchliche Studien», «Kyrios» и многие другие.

282 См. ниже, §124.

283 Православными называются те Церкви, которые признают доктрину Халкидона об Иисусе Христе как о Личности Богочеловека в двух ипостасях — Прим. ред.

284 См. прим. 277.

285 После падения Константи нополя вселенскому патриарху пришлось несколько раз отстаивать свою епископскую церковь, которая затем была превращена в мечеть. Наконец в 1720г. греки получили разрешение в отдаленном от центра квартале Фанар возвести церковь св. Георгия— на этот раз в качестве патриаршего собора. Рядом располагалась резиденция вселенского пастыря и его синода. Поэтому «Фанар» для Востока означает примерно то же, что «Ватикан» для Запада.

286 Турки переняли у византийцев принцип этнархии. Согласно этому принципу и вследствие теократического устройства общества с его сакральным правом, главы неисламских конфессий являлись, так сказать, министрами культа, юстиции и внутренних дел своих единоверцев; вместе с ними они несли солидарную ответственность перед султаном и могли быть подвергнуты репрессиям. Этим во многом объясняется упомянутое стремление к грецизации национальных Церквей.

287 Были представлены (и обладали правом голоса) епископы со священниками и богословами, а также миряне (в качестве советников). Не были представлены Албанская, Финская и Русская Зарубежная Церковь. Монофизитские Церкви (Коптская, Эфиопская, Армянская, Сирийская, Малабарская) послали официальных наблюдателей.

288 «Мы верим, что местные православные Церкви-сестры, сохраняемые спасительною верою отцов наших, пребудут в том единении, прообразом которого является непостижи мое и сверхъестественное единство пресвятой, единой и на едином престоле царствующей божественной Троицы... » (Послание Панправославной конференции на Родосе).

289 «Автокефальные»— это больше, чем «независимые». Все восточные Церкви являются поместными. Соответственно мы и должны говорить о восточных Церквях во множественном числе; все они юридически независимы друг от друга, при всей общности таинств и канонического права. Автокефальные Церкви первоначально возникли в политически наиболее важных городах, откуда они распространялись на другие местности. В «независимых» Церквях, которые, разрастаясь в какой-нибудь дальней области, сплачивались вокруг небольших городов, зависимость от церковного главы города была не столь глубокой, как в автокефальных Церквях. Из-за неюридического образа мыслей (см. ниже) это различие не всегда можно провести с достаточной четкостью.

Епископы автокефальных Церквей уже со IIв. называются экзархами или патриархами. Первыми экзархами были экзархи Александрии, Антиохии, Эфеса, Кесарии Каппадокийской и Гераклии Фракийской. Когда епископ Константинопольский стал экзархом, трое последних были подчинены ему и утратили свой титул. — Однако, до сих пор не существует обязательного установления, кто и при каких условиях прокламирует автокефалию. Материнская Церковь допускает автокефалию, санкциониро ванную Вселенским собором.

290 Во всяком случае во времена раннего христианства Восток в культурном и политическом отношении был расчленен значительно сильнее, чем Запад. Формированию нивелирующей эллинистической культуры предшествовала там высокая культура, вобравшая в себя много древних праэлементов (египетский, коптский, сирийский), которые много позже снова и снова в той или иной степени заявляли о себе. Болгария, сербы, русские в течение многих столетий боролись с Византией.

291 О взаимоотношениях Москвы и Константинополя см. также т. I! «Политичес кое» обоснование преемственности— исходя из значения древнего и нового Рима, но не из наследования Петру— еще и сегодня бытует в восточной Церкви. В 1962г. патриарх Афинагорас заявлял в одном из интервью, что восточная Церковь готова признать «почетный примат» епископа Римского, поскольку его резиденция находится в первой столице мира.

292 Ср. т. 1, § 18.

293 С конца Vв. епископ Константинопольский принял титул патриарха, а с 520г. его стали называть вселенским патриархом= патриархом епископств царства.

294 Вселенские соборы созывались в Константинополе в 381, 553, 680 и 869г.; синод иконоборцев— в 815г., мирный синод— в 820г., догматические соборы проходили здесь в эпоху Комнинов, собрание в связи с Лионским собором, обсуждавшим вопрос об унии, — в 1274г.; в XIVв. здесь собирались синоды, высказывавшиеся за или против паламитской доктрины. Кроме того, в Константинополе в течение столетий заседала «эндемуса»— собрание епископов империи, постоянно живших или временно проживавших в Константинополе, ныне Св. Синод. Да и Никейский собор 787г. поначалу был созван в Константинополе.

295 Соединение православия с Церковью Запада шло бы вразрез с политическими интересами султана. См. также прим. 286.

296 Материальное положение патриарха было хорошим: он и все епископы освобождались от налогов; монастыри сохраняли или обновляли свое богатое имущество.

297 Патриарх Константинопольский до сего дня носит эмблему василевса, ведь до 1924г. он был также этнархом. В России и Сербии ему оказывали царские почести. Между прочим, царь, как и василевс, держал стремя патриарху.

298 В XVII и XVIII столетиях вселенский патриарх имел высший церковный авторитет в областях Турции, Фракии, Македонии, Албании до Скутари, Черногории, Сербии, Греции, Болгарии, Румынии, Малой Азии с ее островами и в венецианской греческой колонии (автономной с 1582г. ). К концу XVIIв. ему подчинялись 63 митрополии, в XVIIIв. существовало 150 православных диоцезов или епархий.

299 См. §124.

300 В последнее время русские богословы снова провозгласили тезис Кирилла V, а для греческих богословов вопрос даже не подлежит обсуждению (Duprey). Однако подобные тезисы коренятся в старом греческом богословии таинств, в частности в учении о несмываемом знаке крещения, конфирмации и рукоположения в сан.

301 Однако согласно пункту об обмене населения патриархат терял большую часть своих приходов в Турции. За ним оставался Крит, Восточная Греция (Афон), острова Додеканес и греческие общины в Западной Европе, США, Австралии.

302 Сегодня (1962г. ) во всей Турции живет примерно 195 000 христиан, в том числе 29 000 католиков.

303 Ярким выражением этого стремления и одновременно признания морально-цер ковного авторитета вселенского патриарха была организованная им Всемирная конференция православных Церквей на Родосе; его заместители председательствовали на ее заседаниях; чествование его памяти участниками конференции выходило далеко за рамки того, что строго предписывает литургия; подготовленная организаторами программа была в основном принята, в том числе план проведения предварительного синода и вселенского синода, которые он намеревался провести в ближайшие годы.

304 О болгарско-славянском влиянии см. ниже.

305 Даже волна покаянного отшельничества, ухода из мира, увеличение числа монахов, стремившихся на Север, привели к усилению миссионерства и образованию культурных центров.

306 Клир не подвергался налогообложению и не призывался на военную службу; церковное имущество охранялось; даже несторианская религия, как позднее и католические миссии, чувствовали себя в безопасности.

307 Конечно, тезис о ереси сохранялся в силе только до торжественного расторжения унии Константинопольским собором 1484г. Поскольку митрополит Киевский принадлежал к числу ревностных сторонников унии, ему пришлось покинуть Москву.

308 В списке патриархатов Москва стоит на пятом месте перед Болгарией и Сербией. В Риме возвышение Москвы до ранга резиденции патриарха было сразу же встречено с радостью: там питали иллюзию, что Иван IV склоняется к унии (переговоры с иезуитом Поссевино). Это было в период русско-польской войны (1579_1582).

309 Из-за этого неприятия потерпел неудачу и протестантизм, который пытались распространить немецкие торговые люди, призванные на Русь Борисом Годуновым.

310 Основоположником идеологии нестяжательства был Нил Сорский (1483_1502). Как и Иосиф Волоцкий, он был после смерти причислен к лику святых.

311 В летописи 1679г. сообщается, что произошло несколько тысяч самосожжений. Однако и в наши дни существуют старообрядческие приходы, которые «воссоедини лись» с русской православной Церковью, но сохранили свои обряды.

312 Начиная с 1735г., т. е. с правления царицы Анны Иоанновны, Россия выплачивала вселенскому патриарху официальную государственную ренту.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.