Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третья эпоха 54 страница



43 Предтечами этих настроений во времена высокого средневековья были некоторые воззрения катаров, альбигойцев, вальденсов, в частности Иоахима Флорского (§56, 62) и fraticelli (§58), а в позднем средневековье— таборитов и богемских братьев (§67).

44 Или по причине недостаточного усердия насельников, или как следствие римских привилегий.

45 Характерно, что Изабелла и Фердинанд добились от папы открыто сформулиро ванного отказа от права на рассмотрение апелляций; папская юриспруденция высказывалась иногда против испанского ригоризма.

46 Одной из основных причин раскола было роковое учреждение собственной Церкви (§ 34).

47 Среди многих предложений, которые должны были, наконец, гарантировать подготовку надежного, т. е. выдержавшего экзамены клира, имеется такое: никто не должен получать повышения в сане прежде, чем прочтет один раз всю Библию; для мирян (! ) ее следовало перевести на национальный язык. Джустиниани, который был знатоком греческого, вообще придавал чрезвычайно важное значение использованию национального языка.

48 Это было до его перехода в католичество.

49 Однако важно помнить, что в Эрфурте в учении Церкви оккамизм не был представлен и концилиаризм не проповедовался.

50 И будет прав, так как прививаемое в Эрфурте формально-логическое мышление приводило к религиозному убожеству (§ 68).

51 В своей основе такая оценка остается верной вплоть до начала церковной борьбы.

52 Название происходит от кельи Лютера, располагавшейся в башнеобразной пристройке монастыря.

53 По всей вероятности, Лютер не прибивал свои тезисы к дверям церкви (E. Iserloh).

54 См. прим. 14.

55 Он (или студенты? ) хотел заодно сжечь и «Сумму теологии» св. Фомы Аквинского, но никто не пожелал пожертвовать для этой цели дорогой книгой.

56 Еще раньше папа Павел III (1534_1549) выражал французскому посланнику свое удовлетворение в связи с успехами протестантского курфюрста Саксонского, выступившего против общего врага Карла V.

57 Дополнения и оговорки к этому исходному моменту, не исчерпывающему целое, см. ниже, ос. § 84, II в слл.

58 Говоря «в большинстве случаев», мы имеем в виду некое исключение, что ведет к проблеме лжи у Лютера. Ее можно лишь слегка коснуться. Один или два раза возвращение к упомянутому выше ориентиру произошло не по прямой линии, но потребова ло призвать на помощь «добрую крепкую ложь», как выразился Лютер по поводу двоеженства Филиппа Гессенского; случалось ему и попадать в двусмысленное положение. Но в общем он всю свою жизнь был безусловно правдивым человеком.

59 Более поздняя и отнюдь не последовательная борьба Лютера против философии в границах богословия берет свое начало именно здесь; но эта борьба первично имела религиозную причину и в силу этого даже непосредственно была направлена против богословия Оккама, сведенного к логике.

60 Этот термин берется в логическом смысле.

61 Здесь мы напомним тезис (§ 80, 1) о том, что определения «реформаторский» и «еретический» не являются синонимами.

62 Явным доказательством изложенного является евангелическое лютероведение; до сего дня в работах этого направления один образ Лютера многократно противопоставляется другому.

63 Что никак не исключает страха перед совершением греха.

64 Чему, разумеется, не противоречит его студенческое прозвище «расторопный».

65 Однажды Лютер отозвался о своем наставнике в свойственной ему экзальтирован ной манере: «Ты вывел нас из грязи свинарника на пастбище вечной жизни»; в том же духе составлено благодарное письмо Лютера Штаупитцу от 17. 09. 1523г.

66 См. выше § 81, II.

67 Denifle показал это на примере средневековых экзегетов. Пример Фомы Аквинского служит наилучшим доказательством того, как мало противоречит материал систематического богословия тому, для кого важна суть вещей; у Фомы Аквинского даже карающая справедливость находит свое последнее исполнение в благодати Господней, не говоря уже о том, что благодать — вообще центральное понятие его сочинений.

68 В предисловии к первому тому полного собрания своих латинских сочинений, вышедшему в свет в 1545г.

69 Особенно см. разд. II, 3.

70 Из-за этого и из-за излишнего акцентирования страстности веры отдельного человека (fides qua) истинность учений веры (fides quae) опасным и неадекватным содержанию Библии образом отдвигается на задний план. Но и здесь Лютер не всегда последователен. Вопреки поверхностным толкователям-экзистенциалистам, которые претендуют сегодня на исключительное право аутентичной интерпретации Лютера, следует сказать, что Лютер никогда не отрицал истинности учений веры и объективности фактов спасения.

71 А именно, таинства в том их аспекте, который существенным образом отличает их от других выражений и провозвестий веры.

72 Насколько точно это суждение соответствует определенным современным группам так называемого культурпротестантизма в начале нашего века или движениям, которые фактически оставляют за бортом сверхприродное содержание христианской веры и благовестия, продолжая, однако, причислять себя к протестантизму, — это другой вопрос. Исторически неопровержимо — и достойно удивления — то, как часто в ходе столетий, всякий раз собираясь и обновляясь, действовал обезбоженный образ Господа.

73 Андреас Осиандер, 1498_1552, был священником и профессором гебраистики; с 1522г. он вместе с городским писцом Лазарусом Шпенглером возглавлял протестант ское движение в Нюрнберге, с 1551г. — в Пруссии.

74 Этот термин возник в XVIIв. и относился к «истинным лютеранам по рождению», которые таким образом отделяли себя от прочих.

75 Адиафора означает по-гречески «то, что не является решающим».

76 Это указывает на формальное родство кальвинизма с девизом Лойолы (§88).

77 Хотя следует иметь в виду, что «Institutio» рассматривает этот вопрос только в одной части третьей книги, включая и разрозненные упоминания в отдельных разделах.

78 Фундамент такого подхода был заложен в Женеве. В 1541г. был издан церковный устав «Ordonnances ecclйsiastiques», который после успешной борьбы с оппозицией был принят в 1555г. в новой форме городским советом, еще в 1552г. официально одобрившим учение о предопределении.

79 Мартин Буцер, чье влияние на молодого Кальвина было весьма сильным, считал, например, что «sacra doctrina» есть не что иное, как «proprie Moralis» и искусство праведной жизни.

80 В Гейдельбергском катехизисе 1563г. по сей день месса толкуется как «проклятое идолопоклонство», хотя такое толкование представляется в наши дни совершенно нетерпимым.

81 Широко известная с тех пор поговорка «лучше папа, чем кальвинист» имела отнюдь не теоретический смысл.

82 Параллельно с этим начались схватки конфессиональных союзов в Германии, включая и тайные религиозные товарищества, что явилось предзнаменованием и подготовкой гражданского противостояния.

83 После падения кардинала Уолси. Бывший секретарь Уолси Томас Кромвель (казненный в 1540г. ) в 1534г. подготовил парламентскую реформу, заменявшую папскую власть в Англии королевской властью (супремат).

84 В католической борьбе против Елизаветы, к сожалению, вынашивались планы ее насильственного устранения, причем богословское оправдание этих планов, мягко говоря, не особенно считалось с моральными соображениями.

85 Пиком этих преследований был штурм Дрогеды, за которым последовала конфискация собственности у ирландских землевладельцев и крестьян (1649_1659).

86 Богатым иллюстративным материалом здесь может служить работа Серипандо в первый период Тридентского собора.

87 Кантимори приписывает пацифистской, рационалистической, индифферентист ской и моральной позиции антитринитаризма большое влияние на английский либерализм.

88 Хотя в этом богословии имеются и примеры разрыва со всем реформаторским наследием.

89 В этом пункте очевидно родство Лютера с Кальвином и Игнатием.

90 Усилия подобного рода были приложены на Тридентском соборе (§89), а в наше время они были впечатляюще возобновлены на II Ватиканском соборе.

91 Оно было свойственно ему особенно в решающие годы его собственного развития. Потом оно все больше оставляло его, так как упоение внешним успехом и стремление удержаться на его гребне не остались без последствий.

92 Такова правда истории. А то, что многим последователям протестантизма много раз, и в наши дни тоже, удавалось избежать антихристианской участи, есть величественное доказательство имманентной силы Откровения Христова, и это должен с благодарностью признать всякий христианин. Но принципиальная опасность остается. И о ней с поистине потрясающей полнотой говорят также и современные исследования по истории Реформации.

93 Хотя многие протестантские богословы по сей день считают эту «ненадежность» особым преимуществом знатоков Писания.

94 Позволю себе напомнить читателю, что этот тезис был сформулирован мною еще в первом издании книги: Munster 1931, 3. Heft, S. 71.

95 См. §75, III.

96 Позже чувство опасности некоторые воспринимали острее: кардиналу Карпи в 1563г. даже казалось, что он видит, как к Риму приближается процессия мертвецов.

97 При детальном рассмотрении следует, вероятно, различать, сам ли гуманизм обнаруживает церковно реформирующую силу, или же мы имеем дело с бескомпромисс ными сторонниками реформы, проявлявшими гуманистические интересы: к их числу принадлежали кардиналы Поль и Серипандо, а также кардинал Червини; последний, впрочем, был только одним из сочувствующих.

98 Этот ренессансный дух привел к тому, что поначалу вообще не заметили никакой опасности.

99 Говоря о «благочестии мирян», мы, однако, не исчерпываем весь диапазон духовности строгого, в чем-то даже ригористичного Гроота, который в своих проповедях призывал каяться и избегать брака.

100 Он начал карьеру как чиновник курии: был тайным секретарем Юлия II и протонотариусом; в 1526г. принял сан священника.

101 Их число невозможно установить с точностью, так как многие имена не имеют указания на профессию.

102 Это предписание, о котором сообщают уставы, позже приобрело всеобщее значение, оно было перенято всеми религиозными объединениями, основанными во времена барокко.

103 Вряд ли стоит специально подчеркивать, что не всегда и не все члены братства бескомпромиссно выполняли эту программу. Например, говоря о Макиавелли, который написал и публично прочел трактат о «Miserere», можно с полным правом допустить заметные расхождения между его образом мыслей и программой братства, к которому он принадлежал.

104 Название ордена происходит от старинного названия епископства Карафы _ Кьети Теате.

105 Впрочем, и до Джустиниани были религиозные гуманисты, которые не признавали ни Аристотеля, ни Аверроэса, зато подчас готовы были в угоду Платону отменить Писание и Отцов Церкви.

106 Разбой длился восемь дней подряд; число убитых составляло около 10000.

107 Из ордена театинцев вышло 200 епископов (см. также выше, п. 5).

108 Он четко и ясно высказался в том смысле, что болезнь началась с головы, со святого престола, и перекинулась на прелатов и низший клир.

109 Немецкие князья-епископы не могли покинуть свои земли и диоцезы из-за напряженного положения в стране, и это нельзя поставить им в вину. Но то, что Немецкая Церковь почти не была представлена в Триденте, произошло по вине папских легатов; так как они вообще уделяли слишком мало внимания положению Церкви в Германии (Jedin), они и не воспользовались предоставленной папой возможностью обеспечить реформе голоса немецких епископов.

110 Как XVIIв. для Франции, так XVIв. для Испании стал классическим временем: первый современный роман, современная драма; ренессанс схоластики в Саламанке; политические и экономические достижения благодаря открытию новых земель, завоевание которых сделало Испанию мировой державой; господствующее положение в Европе.

111 Но все же именно о славе; он сохранил это стремление даже позже, когда погрузился в строгие аскетические упражнения. Однако к аскезе он стремился не столько ради того, чтобы замолить свои грехи, сколько во славу Божию; так что слава, о которой идет речь, была в значительной степени объективирована.

112 Рыцарский план возвращения Палестины через молитву и праведную жизнь. Паломничество в Палестину Игнатий совершил в 1523/1524г.

113 Игнатий до самой старости являет собой пример того, насколько жива была еще идея крестового похода.

114 Солдатский термин, который слышался в этом именовании, не имелся в виду изначально. Как было принято в средние века, Игнатий применяет его ко всем орденам в смысле их единства.

115 Уже вторая подтверждающая булла папы Юлия III (1550г. ) ставит на первое место— до perfectio animarum [совершенствования душ]— защиту и распространение веры.

116 Хотя трудно найти исчерпывающие формулировки для объяснения того, какими критериями руководствовался при выборе святой Игнатий— великолепный знаток человеческой природы, учитель и воспитатель: например, он далеко не всегда привлекал в орден людей, обладавших незаурядными способностями. Одна из загадок его успеха как раз и состоит в том, что он достиг его с использованием сил среднего уровня.

117 Игнатий использует образ воскового шарика: подчиненный, утверждает он, должен быть подобен кусочку мягкого воска в руках начальника. — Некоторые из его крайних формулировок, например о «слепом послушании» начальнику как наместнику Бога, таят в себе особые трудности. Требование послушания, сформулированное таким образом, похоже, не исключало совершения явного смертного греха по приказу начальника. Обращенное к учителям требование «не говорить ничего против прелатов и князей» имело большое значение в атмосфере безудержной критики со стороны гуманистов и сторонников Реформации. Но ведь и правдивость и свобода христианина подвергались тем самым опасности.

118 Эта ясность не есть результат скоропалительного решения, но плод долгих испытаний, наблюдений и колебаний вплоть до 50-хгг.

119 Именно страх за душу отдельного человека отчетливо звучит в формулировках Игнатия и его первых соратников, а также у Канизия.

120 Все сказанное не имеет ничего общего с упреком, который сто раз опровергался и тысячу раз снова предъявлялся иезуитам: будто бы, согласно их доктрине, цель освящает средства. Несмотря на характерное отсутствие системы во многих сочинениях XVIIв., посвященных вопросам морали, было бы неправомерным видеть основной принцип там, где имеет место только определенный недостаток. Точно так же обстоит дело и с упомянутым выше упреком (ср. §104).

121 В частности, в вопросе о школах особенно сказывалась напряженность в отношениях со старыми орденами, пытавшимися противостоять «монополии иезуитов на школьное образование». Позже орден особенно сожалел о потере господствующего положения в школах.

122 Педагогическая инструкция — сформулированная в 1599г. «ratio studiorum» [Руководство по школьному образованию «Ratio attune instituto studiorum societatis Jesu» было выработано в 1584г. специальной комиссией под наблюдением Клаудио Аквавивы, пятого генерала ордена. — Прим. ред. ] — почти полностью гуманистична. В области богословия картина выглядит иначе. Схоластика, обновленная в эпоху барокко, выступила на первый план уже на третьем этапе Тридентского собора и достигла вершины своего развития в сочинениях Суареса († 1617 г. ) и Беллармина († 1621 г. ). Она уже имеет мало общего с открытой, сформированной на гуманистических ценностях позицией богословов первого этапа Собора, таких как Червини. Серипандо, например, несмотря на свое высокое поначалу положение в Соборе, уже не оказывает влияния на характер мышления.

123 Соответственно развиваются принципы и композиция упражнений, опирающих ся на исторический наглядный догмат, согласно которому Христос есть центр, цель и владыка Вселенной, что получает конкретное выражение в грехопадении прародите лей и в жизни Христа с Его борьбой против самого сатаны.

124 Только в XVIIIв. орден постепенно стал приходить в упадок.

125 Правда и то, что сами иезуиты подчас так восхваляли свой орден, что это могло быть воспринято как дерзкий вызов. В торжественном манифесте к столетнему юбилею орден превозносился как «вечное чудо» и «величайшее чудо».

126 Произошел спор между папой и императором: император в торжественном обращении к участникам Собора в Болонье настаивал на его продолжении.

127 Как и в случаях прежних соборов, в аутентичной форме мы располагаем только решениями Собора или, например, описаниями отдельных торжественных мероприятий или проповедей.

128 За императорское Interim 1548г. высказался в конце концов даже Меланхтон; папа также признал отмену целибата и рукоположения.

129 Отдаленным результатом этой тщательности стал расцвет церковной экзегетики во второй половине XVI и в XVIIв. Установка на отношение к латинской Вульгате как к аутентичному тексту Церкви не означал, конечно, отказа от изучения текста на древних языках; Собор скорее высказывался за их изучение.

130 Адольф фон Гарнак утверждал, что если бы он появился на 50 лет раньше и вошел бы в плоть и кровь Церкви, не понадобилось бы никакой Реформации.

131 Воззрение, согласно которому без благодати Божией ничто не может служить ко спасению души, никоим образом не оспаривалось в декретах и канонах. Но в ходе предварительных, т. е. не обязательных дискуссий были высказаны и весьма спорные воззрения (не принятые Собором). Кроме того, пришлось защищать веру против настолько философских формулировок, что обсуждение их стало лишним доказатель ством тогдашней богословской путаницы, которая через некоторое время снова возникнет в церковной истории. Доминиканец кардинал Год при папе Пие IX высказался в том смысле, что в протоколах и юридических документах Тридентского собора встречается множество догматически сомнительных или неприемлемых вещей, выражаются взгляды, близкие к протестантским, которые в некоторых случаях доходят до тезиса «sola fide».

132 Это была попытка противопоставления августинизма томизму; в XVIIв. во враждебной Церкви форме ее повторит янсенизм.

133 Эта позиция была типичным примером участившихся позже попыток сгладить догматические противоречия.

134 Исследования, положившие конец этой односторонности, были предприняты католиками Николаем Паулем († 1930г. ) и Йозефом Гревингом(† 1919г. ).

135 Правда, и на стороне католиков выступал один непревзойденный в своем роде представитель этого жанра: Томас Мурнер, написавший «Заклинание дураков» и «Овеликой лютеранской глупости».

136 Изданный этим папой «Индекс запрещенных книг» был необычайно суровым. После его смерти «Индекс» был отменен.

137 Он, кстати, не принадлежал к членам знаменитого флорентийского семейства.

138 Он жил в Ватикане: «Академия ватиканских вечеров» (Notti Vaticane).

139 И его непотизм также удерживался в скромных границах; однако он проявлял излишнюю снисходительность по отношению к своему сыну, который вел распутную жизнь.

140 Вероятно, свою роль в этом промедлении сыграла надежда на вмешательство Марии Стюарт. Только казнь Марии в 1587г. показала, что задуманная комбинация не имела под собой почвы.

141 При Сиксте было завершено строительство собора св. Петра.

142 В известной мере аналогичные явления происходят при выселениях из Генфа при Кальвине (§ 83).

143 Там уже в 1547г. от протестантства отпал архиепископ и курфюрст Герман фон Вид.

144 Как несколько в другом роде Бернард Клервоский, § 50, IV.

145 Самый древний, очень жесткий устав этого ордена датируется 1156г. В то время орден представлял собой общину мужчин-отшельников, поселившихся на горе Кармель (§57, II).

146 После введения григорианского календаря следующим днем стало считаться 15 октября. Это и есть день св. Терезы Авильской.

147 В качестве прямо противоположного примера можно привести реакцию Савонаролы на подобный же запрет, §77; не стоит, однако, расценивать позиции Терезы и Савонаролы как антагонистические.

148 Причем умерщвление плоти не было для нее главным делом.

149 К их числу принадлежат: Книга о милосердии Божием (автобиография); Книга об учреждении монастырей; Путь к совершенству; Крепость души; Духовные песни (на этом сочинении сильно сказалось влияние ап. Павла, в частности, его Послания к Галатам 2, 20: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня»); переписка.

150 Ср., например, что писал об этом Бернард Клервоский: т. 1.

151 «Дай мне отпущение, Господи, дай мне отпущение, Господи! Пощади, или я умру».

152 И соответственно он настаивал на том, чтобы регулярно служить литургию и причащаться Святых Таин.

153 Высокое барокко, сформировавшееся после Микеланджело, завоевывает и Германию, где с середины XVIIв. шедеврами зодчества прославились Мельк, Айнзидельн, Вайнгартен, Санкт-Галлен, Бирнау, Фирценхайлиген, Цвифальтен, Нересхайм, Оттобойрен, Виз. Что же касается живописи, то здесь лидировали Испания и Фландрия с Эль Греко и Рубенсом.

154 Так, например, монастырская церковь в Эталле— пример чистого барокко— возведена по готическому проекту с сохранением старых опорных колонн.

155 Припомним резкие инвективы Савонаролы в адрес тогдашних художников: «Вы рисуете не Пречистую Деву, а ваших шлюх! ».

156 Богатство и аристократичность характерны как для исповедален и библиотек, так и для роскошных соборов и аббатств; таковы великолепные сооружения на берегах Дуная: церковь св. Флориана под Линцем, Кремсмюнстер, Мельк, Гётвейг, Санкт-Пёльтен, Клостернойбург под Веной.

157 У него была любимая молитва: «Да воспламенится моя любовь от такой любви! » Он не сочинил ее, но перевел на латынь с испанского.

158 Несмотря на сомнения некоторых историков, часослов на китайском, кажется, действительно был составлен и послан в Китай.

159 Учреждение собственной миссионерской семинарии в Риме при папе Урбане VIII (1627г. ), а также упомянутая выше миссионерская семинария в Париже, основанная в 1663 г., имели целью обеспечить необходимую подготовку кадров и методическое единство работы.

160 О Пие X там было сказано «ignis ardens» [огнь пылающий], о Бенедикте XV (первая мировая война)— «religio depopulata» [обезлюдевшая религия], о Пие XI (энциклика против национал-социализма)— «fides intrepida» [неустрашимая вера], о Пие XII— «pastor bonus» [добрый пастырь], об Иоанне XXIII— «pastor et nauta» [пастырь и моряк], о Павле VI— «flos florum» [цвет цветов]. И еще оставалось бы четыре папы.

161 Эдикт предусматривал повторную рекатолизацию всех областей, которые стали католическими после Пассауского договора и вопреки его условиям (как, например, епископство и город Магдебург).

162 Ришелье тогда согласился уступить Швеции епископства Майнцское и Вормсское, а сверх того обещал, что, например, в Богемии чисто католические области перейдут под власть протестантов.

163 Поссевино имеет значительные заслуги и как дипломат, стремившийся к единству христианства, и как автор многочисленных богословских сочинений. В 1577/1578г. в качестве папского посланника в Швеции он добился обращения короля Иоганна III, но страна осталась протестантской. Его попытка заключить унию с Россией также потерпела неудачу (О рутенской [«русской»] унии и Брестском соборе 1596 см. §123).

164 Речь идет о гуманизме в смысле (а) классического литературного образования и (б) мистической devotio moderna. Если, например, провести параллель между Жерсоном д'Айи, с одной стороны, и немецкими мистиками, с другой, то окажется, что пос-ледних, несмотря на их чувствительность, отличает известная терпкая сила, духовная напряженность; французский же мистик более сентиментален, он истинное дитя субъективно ориентированного века. Однако из гуманистического морализма (§76, III) здесь снова родилось церковное христианство, религия и даже theologia crucis (ср. §99).

165 «Если уж мне не дозволено любить моего Господа в вечности, я буду любить Его по мере сил хотя бы на земле».

166 Вторая поездка в Париж была вызвана христианской заботой в отношении А. Арно (§98) и состоялась в 1618г.

167 «Раньше рассуждения о набожности почти всегда адресовались людям, удалившимся от мирской суеты; или же они учили благочестию, ведущему к полному отказу от мира. Мое же намерение состоит в том, чтобы наставлять тех, кто живет в городе, ведет домашнее хозяйство, вращается при дворе» (Филотея. Введение).

168 Аналогичные примеры дает пиетизм; Ф. К. фон Мозер пишет о них в трактате «Характер христианства при дворе» (1751г. ).

169 Возможно, это суждение требует небольшой оговорки касательно пассажей о супружеских отношениях («Филотея», 3, гл. 39, посл. абз. ). Во всяком случае, трудно привести к одному знаменателю с обычно весьма возвышенными высказываниями святого на эту тему (ч. 2, гл. 20 и в упомянутой ч. 3 гл. 38, а также абзацы гл. 39, предшествующие заключительному).

170 Того же золотого правила он придерживался в обращении с протестантами: «Когда с человеком споришь, он сразу замечает по ходу аргументации, что ты хочешь оставить последнее слово за собой. И тогда он готовится к противостоянию как к исповеданию истины». Напротив, с янсенистами он был довольно суров, хотя и дружил с Дювержье (§ 98).

171 В этой связи следовало бы упомянуть также знаменитого ученого и стилиста Боссюэ, но новейшие исследования ставят под сомнение правомерность этого упоминания (§ 99).

172 Схоластика эпохи барокко была не только закономерным продолжением высокой схоластики, но— с философской точки зрения— развивалась в направлении опасной рационализации, хотя еще и не являлась рационализмом.

173 В Голландии дело дошло до создания схизматической церкви в Утрехте (1723г. ). В Италии янсенизм был представлен в 1786г. на Пистойском синоде; ср. § 105.

174 Правда, когда ораторианцы в связи с его янсенизмом потребовали от него отречения, он бежал.

175 Это, разумеется, не означает, что столь значительные в религиозном смысле вожди и элитные слои янсенизма были апатичными или бездеятельными. Но воздействие системы вело именно в таком направлении и усиливало аморальность, все более проникавшую во все сферы жизни общества.

176 Здесь перед нами специфически церковный элемент в некоторой части янсенизма.

177 Генеральные собрания играли значительную роль во Франции в этот период, являясь решающим органом в государственном налогообложении клира.

178 «Заявление галликанского клира о церковной власти»: 1. Папы получили от Бога только духовную власть... 2. Полнота папской власти ограничивается декретами Констанцского собора об авторитете вселенских соборов, которые действуют постоянно, а не только для тогдашнего (трудного) времени (=верховенство вселенских соборов над папой). 3. Осуществление папской власти регулируется канонами. Наряду с этим остаются в силе существующие издревле принципы и обыкновения галликанской Церкви. 4. В решении вопросов веры главное участие принадлежит папе, но его решение не считается окончательным без одобрения и согласия всей Церкви.

179 Ср. § 83, II, 3 «и» слл.

180 Главная истина: «Мыслю, следовательно, существую» (мыслю=сомневаюсь).

181 (1) Бог существует; (2) Бога следует почитать; (3) главнейшим элементом богопочитания являются добродетель и благочестие; (4) в грехах должно раскаиваться; (5) в этом и ином мире существует воздаяние.

182 «Догма порождает фанатизм и войны, мораль же повсюду приводит к единству» (Вольтер в «Essai sur les moeurs», 1754_1758).

183 Классическое определение дал Августин: «То, что сейчас носит название христианской религии, возникло еще в древние времена и существовало, не переставая, с самого начала рода человеческого до тех пор, пока Иисус Христос не воплотился, после чего уже существовавшая религия стала называться христианской» (Retractationes, Lib. I Cap. XIII, 3 [PL 32, 603]).

184 Конечно же, это понятие в XIX в. означает не то же самое, что в XVIII в. Но главным остается стремление государства распространить свое влияние и на Церковь или, другими словами, стремление государства подчинить себе Церковь. См., например, «культуркампф », § 115, III.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.