Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третья эпоха 15 страница



4. Для исторического анализа особенно важно понять, что внутрицерковная реформа пробила себе дорогу несмотря на мощное сопротивление со стороны самой Церкви и многочисленные ответные удары противников. Игнатий Лойола еще в 1555г. категорически высказался о необходимости радикального реформирования папства и курии. Высказывания св. Петра Канизия и некоторых других сторонников внутрицерковной реформы даже в 70-х годах звучат так, словно никакая работа в направлении реформы еще и не начиналась. Ответные удары противников реформы суть не что иное, как очередные публичные высказывания еще не преодоленных ренессансных взглядов, политические инвективы и сведение личных счетов внутри Церкви. По ним можно судить, насколько большим был урон, нанесенный католицизму духом политики и общепризнанным прагматизмом Ренессанса.

а) Препятствовала реформе прежде всего папская династическая и светская политика. А курия возражала против созыва собора, поскольку ожидалось, что на нем пойдет речь о реформе, которой чиновники курии опасались более всего98. Вот почему страстные попытки Адриана IV расшевелить курию оказались безрезультатными, и Адриана не только не поняли, но оказали ему сопротивление; вот почему еще в 1534г. смог стать папой такой человек, как Павел III, вот почему даже самый строгий среди строгих иерархов Павел IV впал в недостойный непотизм; здесь же заложена причина того, что сомнитель ный в нравственном отношении дель Монте даже в 1550г. смог быть избран на папский престол (Юлий III), что даже Пий IV (1559_1565), столь выдающийся папа последнего периода Тридентского собора, был человеком, ведущим светский образ жизни.

б) Такое же впечатление почти неискоренимого зла производит жизнь некоторых католических дворянских соборных капитулов в Германии и огромного количества равнодушных и нравственно небезупречных епископов в Польше и во Франции еще в 60-е годы и много лет спустя. Позиция клира в некоторых местах настолько бездуховна, нравственно неустойчива, как будто никогда и не было Реформации, как будто Церковь не раскололась на две половины, как будто она не борется за свое существование и ей не угрожает гибель. Материала, который можно привести в доказательство этого тезиса, ужасающе много. И он показывает, как мало было сделано Тридентским собором, который все-таки принял спасительную принципиальную реформу, и сколько предстояло работы в последующие времена, чтобы провести ее в жизнь.

в) К сожалению, и спустя столетие, в конце XVIв., и позже эта слабость не была решительно преодолена: Урбан VIII (1623_1644) заботился прежде всего о княжеской пышности собственного дома (Барберини) и проявлял подозрительно активное участие в военных приготовлениях (строительство крепостей, оружейные фабрики, литейные мастерские). Или взять хотя бы Иннокентия X (1644_1655) с его двумя Олимпиями! Да и в епископатах князей Германии и грансеньо ров французского двора продолжал существовать тот же дух. И он переживет даже «ancien revgime»: при Наполеоне целый ряд кардиналов так активно принимали участие в придворной жизни, что никому и в голову не приходило, что их глава, папа вселенской Церкви, пленен тем самым политическим узурпатором, при чьем дворе они вращались. И даже нравственно чистый Пий VI (1755_1799) в свои лучшие годы способствовал непотизму, прежде чем стать великим страдальцем и изгнанником Валенсии.

5. Итак, внутрицерковная реставрация XVI_XVIIвв. является сложным и запутанным процессом роста. Не только ее силы поначалу переплетаются с силами Контрреформации (§90), причем таким образом, что именно решающие силы одного движения становятся самыми значительными факторами другого (иезуиты и папство), но и сам ход реформы во многом опирается на взаимопересекающиеся силы различных центров. Наиболее благоприятной и плодородной почвой была, без сомнения, Испания (§88). Испания и Италия — в разной степени — положили начало католической реформе. Но в Италии наряду с местными епископами, мирянами и священниками в эту работу энергично включились испанские силы, и произошло это значительно раньше, чем в ней принял масштабное участие религиозно -церковный центр— папство. И когда папство возглавило великое дело восстановления, оно осуществило его, опираясь в основном на испанские силы ордена иезуитов.

6. Чтобы показать соотношение сил и этапы этого строительства, мы предлагаем следующую хронологию. (1) Первый период. Самостоятельное католическое движение реформы. (2) Второй период. Контрреформация. (3) Третий период. Завершение всего дела (святые, а также искусство и миссии). Когда речь пойдет о первом периоде, т. е. о самостоятельной католической работе над реформой, мы сначала проанализируем ее силы (§86), а затем увидим, как с помощью этих сил Церковь осуществляла дело реформы (§87 слл. ).

7. Сразу же оговорим важный момент, который ограничивает ценность внутрикатолической реформы. Он заключается в том, что ее развитие, отклоняясь от существенной исходной точки (энергичное участие мирян), пошло в направлении, определяемом благочестием орденов. Свершения Филиппа Нери, капуцинов и Франциска Сальского не снимают этого ограничения.

§86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев

1. Внутренняя реформа XVIв. есть прежде всего осуществление благочестивых упований позднего средневековья и тех многочислен ных попыток провести реформу, о которых мы писали выше. Все это имело большое значение как стимул и традиция. Если нам будет позволено назвать важнейшим какой-либо один элемент общей многокрасочной картины, то таким элементом окажется тогдашнее народное благочестие; но при этом надо преимущественно иметь в виду не поверхностные вульгарно-католические его проявления вроде празднеств, паломничеств, торговли реликвиями, а возрождающееся благочестие мирян, таких, например, как Геерт Гроот (§70)99. Это благочестие сохранилось в различных кругах, о чем нам уже известно из вышесказанного. Что же касается братств, то они были в основном объединениями мирян, к ним иногда примыкали и духовные лица, но число их было весьма невелико. Например, несколько священников входило в кружок Джустиниани в Венеции или в генуэзский кружок (см. ниже, п. 2). Единственным религиозно творческим новообразованием того времени было знаменитое «Братство общей жизни»; члены братства, будучи классическими носителями devotio modernaи духовными наследниками Геерта Гроота, проявляли мирское благочестие в гуманистических формах.

Во всех ранних попытках реформы мы узнаем пробуждение простого христианского благочестия, программа этих ранних попыток укладывается в формулу «стремись к святости»; она-то и была самой глубокой основой внутреннего преображения Церкви. Еще одним впечатляющим доказательством этому служат различные итальянские братства 90-х годов XVв., дух этих братств на протяжении истории не раз являлся источником нового католического благочестия и церковности.

2. На начальном этапе оживления католического благочестия важная роль принадлежала Ораториуму божественной любви. Этот Oratorio del divino amore был совсем обычным церковным братством, одним из нескольких или многих, чьи объединенные усилия настолько укрепили церковно-религиозную жизнь, что оказали великую и длительную помощь всему церковному организму. С самого начала следует констатировать, что братства в своей деятельности руководствовались чувством здорового реализма: они весьма энергично занимались благотворительностью, т. е. требовали от своих членов братского служения ближнему. В 1494г. Джироламо из Винченцы основал у себя на родине братство, которое должно был радеть о спасении души своих членов. Там же известный народный проповедник Бернардин из Фельтре основал ораториум св. Иеронима, который привлекал участников из высших слоев общества и стремилась к праведной жизни, занимаясь благотворительностью и наставлениями в благочестии. В 1497г. один мирянин (Этторе Вернацца) основал аналогичное братство в Генуе, которое также стремилось к праведности и ставило своею целью благотворительность и богоугодные дела; число допущенных в это братство священников было ограничено. Существуют архивные документы, подтверждающие тогдашнее название братства— «Ораториум божественной любви». Объединения того же названия возникают затем в Риме, Венеции, Падуе и Брешии.

В Винченце начиная с 1518г. развивал свою деятельность тамошний уроженец Гаэтано да Тьене100 († 1547г. ). Вступив в Риме в Ораториум божественной любви, он начал работу по осуществлению реформы клира, которую провел в своем родном городе. Ему удалось основать группу в Венеции; в Вероне основателем ораториума был Джиберти, ставший позднее образцовым епископом. Сохранился список римского ораториума, датированный 1524 г.; среди членов братства мы находим епископов, папских камерариев и писцов апостольской курии, но наряду с ними фигурируют и имена мирян101; в этом же перечне значатся Гаэтано да Тьене и Джан Пьетро Карафа (п. 4).

Уставы братств (сохранились римский, генуэзский и брешийский) называют главной своей целью «сеять и насаждать любовь в наших сердцах». Это может показаться не слишком оригинальным девизом, но в действительности такой девиз чрезвычайно показателен. Ибо понятие «божественной любви» стало центральным лозунгом истинного христианства и высшего совершенства (см. выше, §85; Джустиниани даже написал трактат «Del'amor di dio» [«О божественной любви»]). В качестве средства для достижения этой цели членам братств предписывались следующие упражнения в благочестии: еженедельные собрания, на которых служили Святую мессу; ежедневные посещения мессы (или, по меньшей мере, присутствие при пресуществлении! ); ежемесячное причащение Святых Таин102. Кроме того, члены братства были обязаны раз в неделю поститься и ежедневно читать семь раз «Отче наш» и «Аве Мария». Но прежде всего они должны были ухаживать за неизлечимо больными; таким образом, ораториумы стали основателями и попечителями многочисленных больниц для тех, кто заразился новыми инфекционными болезнями, завезенными из недавно открытой Америки; такие больницы были открыты в Риме, Неаполе, Виченце, Венеции и Брешии. В римском ораториуме состояло 60 членов, и они были обязаны хранить молчание о своем братстве.

Самым главным в богословском смысле обстоятельством было примыкание к Церкви как к единственной хранительнице истины и святости, и ораториумы считали это единство с Церковью само собой разумеющимся; точно так же они не подвергали сомнению различие между личностью и священным саном. По сравнению с ниспроверга тельской, в лучшем случае неплодотворной критикой со стороны индивидуализма и субъективизма позиция ораториумов выражала первичную объективную точку зрения в рамках обязывающей церковной общины103.

3. Особым средоточием возраставших церковных сил стала, как мы уже знаем, Венеция. И снова ревностное отношение к вере проявили городские круги. Томмазо Джустиниани, который еще долгое время спустя оставался в миру, собрал вокруг себя молодых людей, чтобы приобщить их к серьезной христианской жизни. Гуманистический идеал высоконравственной общинной жизни, который позже привел его в Камальдоли к эремитам, вдохновлял участников этого братства, среди которых был и уже упомянутый выше Винченцо Квирини.

Особое историческое значение придает этому кружку Гаспаро Контарини. Контарини был как бы связным итальянских сил реформы, центром церковной работы над реформой и при папе Павле III активно контактировал с лютеранами (§87). Вообще, следует заметить, что многие личности, которые в 20-х годах в Италии участвовали в работе над обоснованием и частично над осуществлением католической реформы, поддерживали друг с другом тесную связь; таким образом, они также являли собой важную силу восстановления Церкви. Тогда уже имелись не только внутренне родственные программы действий, направленные на достижение одной и той же цели, имелись настоящие «круги», стремившиеся к общей цели церковного обновления. Разумеется, между ними возникали и напряженные, подчас весьма и весьма напряженные, отношения (например, из-за изменения позиции Карафы, §91), но так или иначе, они знали друг о друге, поддерживали дружественные отношения, подолгу гостили друг у друга (например, Джустиниани гостил у Гаэтано да Тьене в Риме), чтобы при этом «стать всецело духовным»).

4. В общественной среде того времени, отмеченного проявлениями нового благочестия, мы встречаем множество групп обычных клириков, сыгравших значительную роль в проведении реформы. Орден барнабитов, основанный в 1530г. Антонио М. Заккарией († 1539г. ), стремившийся к очищению нравов и учреждавший народные миссии, возник из одного миланского братства. В Венеции Иероним Эмильяни († 1537г. ) с помощью театинцев основал орден сомасков (1532г. ).

Самым же важным событием стало основание членами римского ораториума Гаэтано да Тьене и Джан Пьетро Карафой ордена театинцев (1524г. )104.

Эти два человека олицетворяют собой два пути развития реформы. Гаэтано придерживался мягкого францисканского образа мыслей, действовал средствами убеждения, апеллировал к душевным потребнос тям верующих. Карафа же, который позже стал папой под именем Павла IV, применял инквизиторские методы Контрреформации.

Благодаря Гаэтано орден театинцев скоро стал образцом для всех участников движения. На него ориентировались многочисленные уже имевшиеся или возникавшие в то время общины, и все вместе они образовали некое клерикальное объединение, стремившееся к общей цели.

5. Собственно цель нового католического движения была задана изначально: необходимо было восстановить то, чего более всего не хватало Церкви, — заботу о спасении душ; это само собой разумеющееся попечение необходимо было сделать задачей каждого клирика, осуществить заново. Эту цель еще сто лет назад ставили многочисленные поборники реформы; они говорили об этом на синодальных собраниях областей и диоцезов, они писали об этом трактаты и буллы, в которых шла речь о создании нового клира, озабоченного спасением душ своей паствы (испытание при рукоположении; требование религиозного образования, устранение скандальной практики диспенсаций в курии).

В сочинениях того времени неустанно доказывалось, что необходимо снова вернуться к заповеданной Отцами Церкви упорядоченной жизни священства, дабы соответствовать потребностям времени («Stimulus pastorum» Вимпфелинга). Речь шла о том, чтобы восстановить в представлении верующих образ епископа как чистого сердцем пастыря. Многие выдающиеся мужи подавали в этом смысле благой пример прочим: Контарини и епископ Веронский Джиберти († 1543г. ) весьма близки к этому идеалу.

Такова была атмосфера, в которой протекала целеустремленная работа ордена театинцев. Оба основателя ясно отдавали себе отчет в том, что из всех нестроений Церкви два были наиболее вредоносными и тесно связанными друг с другом: неправедный бездуховный клир и чрезмерное богатство. Поэтому орден ставил себе целью выкорчевать с корнем оба эти порока. Уже в венецианском кружке ни один из членов не имел бенефициев. Теперь же театинцы должны были, живя в совершенной бедности, служить образцом безупречного церковного священства, чтобы их пример способствовал обновлению всего приходского клира— сверху донизу. Те, кто в наши дни требуют от общин отказа от всяческих доходов, от недвижимости, даже от просьб о подаянии, следуют традиции, идущей от Гаэтано— этого пламенного почитателя св. Франциска Ассизского.

6. а) Обычаи упомянутых братств и устав ордена театинцев не содержали в себе никаких полемических элементов, никаких выпадов против протестантизма, они имели явно позитивную направленность. И в этом была их сила. Эти общественные образования следовали великому закону жизни, ибо жизнь возникает из малого. Чем глубже погружается она в тишину и покой обращенного внутрь становления, тем мощнее проявляется затем ее энергия.

б) Сотрудничество этих братств с гуманизмом во многих случаях непосредственно предопределялось личными контактами и мотивами. Гуманистическое благочестие, которое исповедывали эти круги, многими ложно трактовалось как протестантская крамола. В некоторых местах к нему примешивался довольно бесформенный «евангелизм», а также спиритуализм неоплатонического толка, известный нам по сочинениям Пико делла Мирандола (§76). Этот спиритуализм, который близок эразмианству в своей переоценке религиозной ценности образования, мог показаться в те времена подозрительным.

Но в кругах вышеназванных братств или других общин, в жизни которых принимали участие Микеланджело и его подруга Виттория Колонна, верность Церкви и ее учению оставалась нерушимой. (Хотя и здесь приходилось подчас преодолевать напряженные ситуации, примером чему может служить кризис в Италии вокруг Оккино. ). В данном случае инквизиция ошиблась, проявив излишнюю подозрительность, как она ошиблась и в обвинениях, выдвинутых против кардиналов Мороне и Поля.

С другой стороны, подозрения тех, кто обвинял гуманизм в церковной некорректности, далеко не всегда были беспочвенными, и мы уже достаточно подробно останавливались на этом выше. Но вопрос о том, как следует точно определять роль гуманизма в развитии католической реставрации, имеет очень большое значение. Это особенно касается Италии, а также — в различной степени— и других стран, куда проник дух Ренессанса и гуманизма: общая атмосфера духовно-религиозно-культурного перерождения была чрезвычайно неоднознач ной. Вот почему, пытаясь углубленно рассмотреть эту проблему, мы немедленно втягиваемся во все конфликты и расколы, которые таит в себе и продолжает провоцировать история гуманизма XV и XVIвв.

в) Положительная роль, которую сыграл гуманизм своим новым прочтением Священного Писания и «истинной древней философии», — очевидна. Огромным достижением было издание полных собраний сочинений Отцов Церкви, особенно в Базеле и Париже; редакцион ная работа Лоренцо Валлы над текстом Библии, который ему удалось в значительной мере очистить (хотя, разумеется, далеко не полностью); издание Лефевром пятиязычной Псалтыри; издание Хименесом в Алькале Комплутенской полиглотты; издание Эразмом греческого текста Нового завета; новые возможности в изучении греческого и еврейского языков (Алькала, Лёвен, книги Рейхлина) — работы, проводившиеся в Испании, Франции и Германии. Все это было материальным средством передать богословско-религиозные идеалы древней Церкви тем современным силам, которые были способны к обновлению и восстановлению Церкви. Таким образом состоялось возвращение к первоначальному тексту чистых источников.

Уже Фичино (§76, III) стремился к религиозной реформе. Но как раз у него мы наталкиваемся на столь характерный для критических наблюдателей синтез обновленной христианской веры и античной образованности. Для Фичино и многих других «неоплатонический» Платон был великим святым, и, восстанавливая здание веры, они слишком сильно уповали на его благословение105. Так или иначе, существенное значение сохраняет самый факт выступления за религиозное возрождение. Через Пико делла Мирандола, который был другом Фичино, помимо всего прочего, устанавливается прямая связь с Савонаролой, и это обстоятельство наряду с принятием церковной реформы высвечивает всю проблему Церковь_культура, иными словами, проблему расхождения обмирщенной ренессансной культуры с Церковью во всей ее остроте. С другой стороны, штудии ученика Фичино Джона Колета, занимавшегося наследием Павла, приводят Эразма на путь «нового богословия» Писания и Отцов Церкви. Но тем самым перед нами снова встает вопрос, сформулированный выше, когда мы говорили о гуманизме и анализировали Эразма: насколько гуманистическое движение, начатое добрыми христианами и исповедуемое преобладающей частью христиан, было религиозно-христианским в своем ядре (в смысле Откровения Распятого) и способствовало укреплению Церкви? Иначе говоря: насколько далеко простиралась его тенденция поставить в центре человека? И не было ли оно католически творческим лишь там и постольку, где и поскольку его сторонники, живущие по церковным заповедям, использовали новые богословские средства, предостав ляемые гуманизмом, для внутрицерковной реформы?

г) В самом деле, мы с самого начала обнаруживаем гуманистические силы в пределах собственно католической реформы XVIв.: в наиболее влиятельных кругах ордена театинцев (утвержденного папой Климентом VII в 1524г. ); в антипротестантском контроверсном богословии; среди участников Тридентского собора на его ранних этапах; позже гуманистический элемент настолько сильно повлиял на достижения Контрреформации, на воспитательную работу ордена иезуитов, на благочестие Филиппа Нери и французского XVIIвека, что их стало невозможно мыслить в отрыве от этого элемента. Да, на Эразма гуманизм оказал в какой-то мере разлагающее воздействие, для Цвингли и всего XVIIIв. он оказался губительным, но католическое благочестие сумело использовать его как окрыляющую силу реформы. Снова и снова подчеркнем, что речь, разумеется, идет о людях, которые исходно вдохновлялись церковным духом и чей гуманизм преодолел тот элемент, который можно назвать излишним акцентированием «humanum» [человеческого] и который как раз вводил и продолжает вводить в соблазн. Соблазн же заключается в том, чтобы считать человека мерою всех вещей, что противно или мало согласуется с церковным взглядом на вещи и на человека.

7. Sacco di Roma [римский мешок] 1527г., во время которого 20000 императорских наемников (испанцев, итальянцев и немцев), из которых многие были лютеранами, долгое время не получавшие жалованья, изголодавшиеся и озверевшие, грабили и убивали106, было началом широкого воздействия новых религиозных сил. Разрушение ренессансного Рима, в том числе доvма и церкви театинцев, послужило на пользу католическому обновлению: люди, жаждавшие реформы, рассеялись по всей стране. В Венеции они установили контакт с кругом гуманистов, выступавших за реформу и возглавляемых Гаспаро Контарини (§90). Садолето и Джиберти возвратились из Рима в свои епископства.

Пример Джиберти в Вероне, его работа, направленная на глубокое реформирование клира, стали подлинным началом «выздоровления итальянского епископата» (Pastor) и клира, предпосылкой всеохватывающей реформы. Епископ снова стал пастырем, пекущимся о спасении душ107. Дух реформы сказался на постановлениях Тридентско го собора, которые предписывали воспитание и нормы жизни клира, а также принес свои плоды в деятельности Карла Борромеуса и его Академии (§91). Что касается иезуитов, Филиппа Нери, Франциска Сальского и Винсента де Поля, то для них забота о создании нового клира стала делом всей жизни.

§87. Осуществление реформы. Папство первой половины XVIвека

I. Пролог

1. Вслед за Львом X, этим «папой-сибаритом», на папский престол взошел Адриан VI (1522_1523), последний из пап неитальянского происхождения. Он родился в Нидерландах, воспитывался у Братьев общей жизни (гуманистическая devotio moderna, § 70), был профессором богословия, учеником Эразма, воспитателем Карла V, обладателем епископства в Испании, а после смерти Фердинанда Католика был назначен наместником императора в Испании. Внем немецкая внутренняя духовность соединялась с ригористической испанской церковностью, образуя истинное благочестие и возбуждая энергичное стремление к реформированию Церкви. Он войдет в историю как великая и трагическая фигура.

а) Величие этого мужа проявляется в том, что среди всех соблазнов Ренессанса он— единственный из пап последней трети XVв. и первой половины XVIв. — занимал соответствующую его сану ответствен ную религиозную позицию, следуя в своих деяниях примеру Христа. Он нашел в себе мужество публично признать вину клира и особенно римской курии в религизно-церковном мятеже108. Это признание было сделано в январе 1523г. на рейхстаге в Нюрнберге, где от имени папы выступал легат Кьерегати. Адриан VI не только обещал провести реформу, но с жаром взялся за ее осуществление. Чтобы занять подобную позицию в те времена, в ренессансном Риме, по отношению к тогдашней курии, тогдашним кардиналам, требовалось огромное мужество и самопожертвование, особенно со стороны папы-неитальянца.

Признание папы в своей вине не вызвало в Нюрнберге ответной реакции. Предпочли возобновить по пунктам свои жалобы и отсрочить в силу его поразительной богословской неясности решение религиозного вопроса вплоть до свободного немецкого собора, который должен был состояться в течение одного года. Правда, в дальнейшем продвижении Лютеру пришлось столкнуться с препятствиями (он, однако, написал тогда среди прочего памфлеты о «монахе-тельце» и «папе-осле»), однако исполнение вормсского декрета против Лютера и его приверженцев не осуществлялось.

Все это ничуть не сказывается на подлинно христианском характере позиции Адриана; он осуществлял основное требование Евангелия, чья ценность никоим образом не может быть поставлена в зависимость от успеха.

б) С другой стороны: у папы не было понимания конкретных целей основатель ного обновления; вместо того чтобы медленно издавать целесообразные распоряжения и твердо придерживаться их, он с ними слишком поторопился. Ему, правда, и время не позволило бы перестроиться и исправить допущенные ошибки, а также вообще провести свои реформы: его понтификат длился 20 месяцев. Прежде всего просто отсутствовали предпосылки реформ. Ни общая духовная почва для сторонников улучшения — особенно в курии — не была подготовлена соответствующим образом, ни — что имело решающий характер — не было органа, который внутри себя осознал бы программу и мог бы подготовить для нее почву: клир высшего и низшего ранга не находился на должном уровне. Неудача Адриана VI доказывает значение ордена театинцев и параллельно с ним разворачиваю щихся попыток выстроить католическую реформу снизу.

Утешением в общих несчастьях считают достигнутое тогда возвращение патриарха-схизматика Феофила Александрийского в лоно римской церкви.

2. Следующим папой был Климент VII, из рода Медичи, нравственно чистый, неутомимый работник при своем легкомысленном двоюродном брате, Льве Х. Его понтификат был целиком посвящен политике. Конклав, который привел его на папский престол, был поприщем постыдной борьбы интриганов за власть. Как папа он выказал нерешительность (его неудачная попытка сохранять ложно понятый нейтралитет между императором и Францией); он был «несчастней шим из всех пап» [Ranke и Pastor], хотя именно он, несмотря на свою вечную нужду в деньгах, более последовательно, чем его современники, отказывался от торговли кардинальскими шапками. Но собора, прекрасного средства улучшить ситуацию, «он боялся как привидения».

II. Поворот при Павле III

1. Когда речь идет об участии папства во внутрицерковной реформе в XVI в. или о реформе самого папства, нужно точно придерживаться значения слов: еще долгое время в этой области реформа (кроме как в зародыше) не будет затрагивать собственно религиозную область, особенно в смысле сакральности. Прежде всего речь идет о том, чтобы преодолеть единовластие обмирщенных сил в римской курии и положить начало выстраиванию правильных взаимоотношений между религией и культурой. Сам этот поворот осуществлялся чрезвычайно медленно.

2. Но в конце концов нестабильность церковных обстоятельств, в частности положение дел в курии, в жизни епископов и вообще вся практика администрирования стали настолько широко известны общественности, подспудная титаническая работа над реформой настолько продвинулась вперед, а давление самых различных реформацион ных кругов стало настолько энергичным, что влияние их на ближайшее окружение папы и высшую администрацию проявилось, наконец, самым решительным образом. Это произошло во время понтификата Павла III (Фарнезе) (1534_1549). Этот папа— человек высокой образованности и больших дарований, некогда теснейшим образом связанный с римским окружением Александра VI, имевший к моменту своего восхождения на престол трех сыновей и дочь, известный весьма и весьма светским образом жизни, а также своим порочным непотизмом, начинает поощрять деятельность учрежденных в 30-е годы новых орденов: барнабитов, театинцев, капуцинов, сомасков, урсулинок, позже— иезуитов (§88); в 1536г. и потом еще дважды он производит назначения, роль которых невозможно переоценить: рукополага ет в кардиналы большую часть благороднейших, высокорелигиозных людей. Контарини, Мороне, Поль, Карафа, Садолет, мученик Фишер Рочестерский— все они входят в верховный сенат Церкви при Павле III. (Для дальнейшего развития реформы важное значение имеет та напряженность, которая существовала в отношениях между ригористическим кругом Карафы и группой Контарини, предпочитавшей мирные методы осуществления реформы. )

Эти кардиналы и епископы (Джиберти! ) были включены папой в комиссию по реформе, куда не попал ни один кардинал из курии. Комиссия разработала важные рекомендации, в том числе знаменитый «Консилиум об обновлении Церкви» 1537г., имевшие в конечном счете эпохальное значение. В этих документах с предельной серьезностью вскрывались нестроения в Церкви Господней и, особенно, «в этой римской курии», в среде приходского клира и монашества. Вкачестве путей к реформе предлагалось устранить произвол и стяжательство из деятельности курии; тщательно отбирать епископов, назначаемых в диоцезы, чтобы в принципе сделать возможным руководство диоцезами: сами епископы должны отнестись к своему назначению как к долгу.

Комиссия по реформе объявила борьбу придворной лести и придворному богословию, служившему опорой куриализму. Тексты этих рекомендаций производят потрясающее впечатление и даже в наши дни целительно при испытании совести. Комиссия укоряет это богословие в том, что оно настолько рьяно провозглашает папу владельцем всех бенефициев, что формулирует тезисы вроде нижеследую щих: «Поскольку папа продает только свою собственность, он вообще не имеет отношения к симонии». Или: «Поскольку воля папы, — какова бы она ни была, — есть направляющая нить его намерений и деяний, отсюда, вне всякого сомнения, следует, что ему позволено совершать все, что ему будет угодно».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.