|
|||
Гигиенические принципы правильной организации физического воспитания детей и подростков. Гигиенические принципы правильной организации физического воспитания детей и подростков. Надергать из разных билетов. Гигиенические принципы группировки детей и подростков по состоянию здоровья. Группы здоровья. Изучение состояния здоровья детей включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем орг-ма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также «текущей» заболеваемости. 1 гр здоровые с норм развитием и норм уровнем функций; 2 гр здоровые, но имеющие функц и некоторые морф отклонения, а также сниженную сопрот-сть острым и хрон заб-ниям; 3 гр больные хрон заб-ниями в состоянии компенсации со сниж функц возможностями орг-ма; 4 гр больные хрон заб-ниями в состоянии субкомпенсации со сниж функц возможностями; 5 гр больные хрон заб-ниями в состоянии декомпенсации со значительно сниж функц возможностями орг-ма. Дети 5-й группы не посещают детских учреждений. Классификация групп здоровья обращает внимание школьных врачей к детям 2-й группы. Имеющиеся у них незначительные функц откл в состоянии здоровья приводят к ошибкам в постановке диагноза, им не уделяется достаточного внимания Ко 2-й гр здоровья относят детей с общей задержкой физического развития, без эндокринной патологии, значительным дефицитом или избытком массы, часто болеющих (4 раза в год), с функц шумом в сердце, тахикардией, экстрасистол, пониж. АД, увеличением щитовидной железы I—II степени, аллергическими реакциями, миопией в слабой степени, гипертрофией миндалин II степени, плоскостопием I степени. Выделение 3-й и 4-й групп здоровья детей проводят в зависимости от выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей. Разграничит признак 3-й и 4-й групп — системный характер заболевания. При этом снижении функц показателей обосновывают отнесение ребенка к 4-й группе здоровья. Группу здоровья определяют по инструкции «Схема определения группы здоровья при массовых врачебных осмотрах детей и подростков», в которой представлены критерии степени нарушения здоровья детей и подростков. Определение группы: 1. Установить наличие или отсутствие хронич заб-ния. При этом оценка состояния здоровья проводится на момент обследования. Острые заболевания, прошлые болезни, если они не приобрели хроническую форму, стадия реконвалесценции, вероятность возникновения заболевания, обусловленные наследственностью или условиями жизни, не учитываются. Оценка состояния здоровья при нескольких заболеваниях у обследуемого проводится по самому тяжелому из них. 2. Определить АД, ЧСС ЖЕЛ и показатели кистевой динамометрии. 3. Определить биологический возраст и гармоничность развития по региональным стандартам физического развития детей. 4. Сопротивляемость организма оценивают по подверженности заболеваниям. К часто болеющим относят детей, болеюших 4 раза в год и более.. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса. Утомление, определение, физиологическая сущность, стадии. Признаки переутомления. Рациональный режим дня^ В процессе работы – изменение физиол состояния орг-ма – утомление. У – естеств процесс, состоит в ¯ функц возможностей и работосп-ти. –защита, охр от чрезмерного истощения. – стимулятор восстанов. процессов и повышения функц возможностей. У обратимо (с прекращением деятельности). Причина (по Сеченову, Введенскому, Ухтомскому) – измен деятельности ЦНС. Павлов – функциональное истощение нейронов. Предел работос-ти нейрона завис от состояния здоровья, типа нервн деят-ти, перенесенных забол, хар-ра и продолжительности работы. В возрасте 5-7 лет дети могут сохр. активн внимание только 15 мин, в 8-10 лет – 20 мин, в 11-12л – 25, в 12-15л –30. У у детей в 2 стадии: 1. Ослабевает активное внутреннее торможение, возбудимость, появл двигательное беспокойство. 2. Ослабление проц возбуждения, усил торможения, ¯ силы, скорости, точности работы, удлинение латентного периода рефлекторных реакций. ПереУ - более глубокие и стойкие изменения в орг-ме при длительной работе на фоне неполного восстановления работоспособности. Признаки – изменения в поведении, ¯ успеваемости, потеря аппетита, функцион нервно-псих расстройства (плаксивость, раздражительность, тики). М б вегетативные расстройства (серд-сос с-ма). Признаки выраж переУ: резкое и длит ¯ умств и физич работоспособности, нервно-псих расстройства (наруш сна, чувство страха), стойк изменения в регуляц вегетативных функц организма (аритмия, ВСД по гипо или гипертензивному типу), ¯ сопротивляемости воздействию неблагопр факторов и патоген микроорг. Не исчезают после кратковр отдыха или сна. Для восстан-ия – длительн отдых. Þ Надо нормировать деят-ть ребенка с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей. Нормирование: качествен показатель (интенсивность работы), колич показатель (длительность) и ее формы. Работоспособн. имеет фазу врабатывания, оптимального состояния и утомления. Учитывается цикличность физиологич процессов в течен дня, недели. У большинства детей подъемы в первой и во второй полов. дня, либо только в середине. Главное в предупреждении У – соблюддение рациональн. режима дня. Режим дня – распределние времени, отводимого на все виды деят-ти и отдыха в течение суток. Сложн усл рефл. на время приема пищи, сна, включения в работуÞ ровное, бодрое настроение, интерес к учебе, творческость. Учитываются разл виды деят-ти, их регулярность, оптимальн продолжительность, чередов с отдыхом, пребыв на открытом воздухе, полноц питание, сон. Режим дня связан с возрастом. В превые месяцы – бодрствование всего 5-7 час (спит через 1, 5-2ч). Главное – кормление, сон, бодрствование. В превые 3 года режим дня несколько раз меняется. Дет сад – группы по возрасту (младшая 3-4г, средняя 4-5, старш 5-6, подготовит 6-7)Þ разные режимы.
|
|||
|