|
|||
|| Русская имитация тетраметра короче античного на 8 долей (24-16=8 долей). Вот «Призыв к мужеству» древнегреческого поэта Архилоха, написанный тетраметром, в переводе В. Вересаева: Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой.|| Русская имитация тетраметра короче античного на 8 долей (24-16=8 долей). Вот «Призыв к мужеству» древнегреческого поэта Архилоха, написанный тетраметром, в переводе В. Вересаева: Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой. Ободрись и встреть их грудью, и ударом на врагов! Пусть везде кругом засады, — твердо стой, не трепещи! Победишь — своей победы на показ не выставляй. Победят — не огорчайся, запершись в дому не плачь! В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй! Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт. Ионик — в античной метрике шестидольная стопа о четырех слогах, из них два кратких и два долгих. Различаются два типа: восходящий и нисходящий ионик; теоретически возможен третий тип: . Спондей — четырехдольная стопа о двух долгих слогах. Спондей употреблялся в античном гекзаметре, который состоит в основном из дактилических стоп. В применении к русскому силлаботоническому стиху спондеем называется такой ритмический ход в ямбе, когда рядом стоят два или более ударных слога. Например: Куницыну да'нь се'рдца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень. (А. Пушкин) В. Брюсов в последний период своего творчества нередко перенасыщал спондеическими ходами ямбические стихи, что воспринималось современниками как нововведение: Дуй, дуй, Дувун! Стон тьмы по трубам, Стон, плач, о чем? по ком? Здесь, там — По ржавым травам, ах! по трупам Дрем, тминов, мят, по всем цветам. Диспондей — античная сдвоенная (восьмидольная) стопа о четырех долгих слогах. Встречается редко, только в дактилических размерах. Аналогия диспондея в русском стихе, имитирующем диспондеические ходы, где место долгих слогов занимают слоги с ударением, может быть проиллюстрирована стихом, составленным исключительно из односложных слов (брахиколон). Диямб — двойной ямб, шестидольная диподия о четырех слогах: . Дихорей — двойной хорей, шестидольная диподия о четырех слогах: . Дохмий — восьмидольная стопа о пяти слогах. Трибрахий — античная трехдольная стопа о трех кратких слогах. В русской метрике трибрахием называется безударная стопа в трехдольных размерах, например: Слёзы людские, слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой, Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые. (Ф. Тютчев) Пентабрахий — пятисложная стопа, состоящая из пяти неударных слогов. Схема: . В русском стихосложении самостоятельно употребляться не может. Молосс (тримакр) — античная шестидольная стопа о трех долгих слогах. В теории силлабо-тонического стиха некоторые стиховеды называют молоссом такой ритмический ход в трехдольном размере, когда подряд стоят три односложных ударяемых слова, например: Вал есть вал, шкив есть шкив, Бессемер — он всегда бессемер. (Г. Шенгели) Адонический стих — античный дактилический усеченный диметр. Такой стих являлся заключительной строкой в строфе, он встречается в сапфической строфе. Его метрическая схема |/\. Алкеев стих — античный стихотворный размер, десятисложный стих, составленный из двух дактилических и двух хореических стоп. Его схема: . Алкманов стих — античный одиннадцатисложный стих, усеченный четырехстопный дактиль, в котором допускается замена дактиля спондеем, имеющим одинаковое с дактилем количество долей. Аристофанов стих — античный десятидольный стих о семи слогах следующего ритмического строения: ||, то есть соединение одной дактилической и двух хореических стоп. Архилохов стих — античный стих, изобретенный Архилохом. Схема этого стиха такая: малый архилохов стих представляет собой дактилический усеченный триметр ||/\/\; большой — является сочетанием четырех дактилических и трех хореических стоп . Вот вольная имитация архилоховой строфы на русском языке: Снег покидает поля, Зеленеют кудрявые травы, В буйном цвету дерева. Облик меняет земля, Что ни день, то спокойнее в руслах Шумные воды бегут. Грация стала смелей, Повела в хороводе — нагая — Нимф и сестер близнецов. Что нам бессмертия ждать? Похищает летучее время Наши блаженные дни... (Гораций, пер. А. Тарковского) Асклепиадов стих — античный стих, изобретенный древнегреческим поэтом Асклепиадом Самосским. Различают две формы: малый асклепиадов стих с одной цезурой и большой с двумя цезурами. Вот имитация асклепиадова стиха: Крепче меди себе | создал я памятник; Взял над царскими верх | он пирамидами, Дождь не смоет его, | вихрем не сломится, Цельным выдержит он | годы бесчисленны. (А. Востоков) Антибакхий — античная пятидольная стопа о трех слогах:; имеет другое название — палимбакхий. Амфимакр — античная пятидольная стопа, противоположная амфибрахию, о трех слогах, краткий слог находится среди двух долгих:. В общеевропейскую метрику амфимакр не вошел. Однако некоторые стиховеды считают возможным применение этого термина для названия особого ритмического хода в трехсложном размере, когда в стопе содержатся два словесных ударения — на первом и на третьем слогах: | Ленты да | радуги, | ярче и | жарче дня... | | Что ж'.. обер|нись, погля|ди!.. /\ /\ | /\ /\ /\ | |Суженный! | Золото, | серебро!.. Чур меня, | | Чур меня — | сгинь, пропа|ди! /\ /\ | /\ /\ /\ | (А. Фет) Антиспаст — античная шестидольная стопа о четырех слогах, комбинация ямбической и хореической стоп (ямбохорей). Имитированный антиспаст в русской поэзии встречается редко: Верста' сле'ва, | верста' спра'ва, Верста' в бро'ви, | верста' в ты'л. Тому' пе'сня, | тому' сла'ва, Кто дорогу породил. (М. Цветаева) Имитированный антиспаст встречается в русских частушках и в украинской народной поэзии, поскольку их ритмика свободно пользуется ходами ритмической инверсии, которая запрещена теорией силлаботонического стихосложения, канонизирующей лишь постоянные ритмы. Прише'л не'мец, | прише'л па'н, Дай, украинец, жупан! Прода'й, дя'дько, | свою' ха'тку, Купи', дя'дька, | немцу шапку. (пер. с укр. А. Глобы) Эпитрит — семидольная античная стопа, в которой три слога долгие и один краткий. Различаются четыре вида эпитрита в зависимости от местоположения краткого слога среди долгих: первый, второй, третий, четвертый. Алкеева строфа — античная четырехстишная строфа, изобретенная Алкеем; состоит из стихов трех видов: 1) девятисложный ямбический стих |/\/\ 2) десятисложный стих
|
|||
|