Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





|/\|, и двойная цезура, разделяющая стих на три части



/\/\|. В первом полустишии 8 долей, из них 7 долей занимают 7 слогов и одну долю — однодольная цезурная пауза; во втором полустишии — тоже 8 долей, из них первые 6 долей занимают 6 слогов, а на две концевые доли приходится двудольная пауза. Стихи виршевиков нужно читать речитативом.              | Уме недо|зрелый, плод /\ | недолгой на|уки! /\ /\ |            | Покойся, не | понуждай /\ | к перу мои | руки: /\ /\ |            | He писав, ле|тящи дни, /\ | века прово|дити /\ /\ |            | Можно и сла|ву достать, /\ | хоть творцом не |слыти. /\ /\ |              | Ведут к ней нетрудные /\ | в наш век пути | многи. /\ /\ |            | На которых | смелые /\ | не запнутся | ноги. /\ /\ | (А. Кантемир)   Перед нами классический пример 13-сложного силлабического стиха, в котором представлены и константные, и инверсированные строки, и цезура мужская (первые четыре стиха), и цезура «дактилическая» (два последних стиха). При сочинении своих стихов виршевики отсчитывали слоги по два на один удар. У Симеона Полоцкого стих тяжелее, чем у Кантемира, он допускал некоторые неправильности в строении стиха, например: женскую цезуру посредине стиха (вторая строка):              | Чин купецкий | без греха /\ | едва может | быти, /\ /\ |            | На многи бо | я злобы /\ | враг обыче | лстити. /\ /\ |   Стихотворение Симеона Полоцкого «Клевета» заканчивается строками, ясными по мысли и по метрической конструкции четырехдольника с константным ритмом:              | Паче нетер|пимую /\ | смерть себе из|брати, /\ /\ |            | Неже осквер|ненную /\ | плоть свою пре|дати. /\ /\ |   Белым тринадцатисложником написал Кантемир стихотворение «Екатерине Первой». Вот начало:              | Тебе ж, само|держице, /\ | посвятить труд | новый /\ /\ |            | И должность со|ветует /\ | и самое | дело. /\ /\ |            | Извинят о|ни ж мою /\ | смелость пред то|бою. /\ /\ |   «Выпрямленный» Тредиаковским тринадцатисложник с постоянным ритмом вошел в арсенал русских поэтов наравне с другими стиховыми размерами. Им пользовались многие поэты:              | Раз в крещенский | вечерок /\ | девушки га|дали: /\ /\ |            | За ворота | башмачок, /\ | сняв с ноги, бро|сали. /\ /\ |                (В. Жуковский)              | Дайте в руки | мне гармонь, /\ | золотые | планки. /\ /\ |            | Парень девуш|ку домой /\ | провожал с гу|лянки. /\ /\ |                (М. Исаковский)   Таким образом, можно сказать, что тринадцатисложник, выйдя из недр народной поэзии, в течение двух веков служил нашим виршевикам верой и правдой, чтобы затем уже в реформированном виде работать в русской поэзии еще два столетия.   Объективно говоря, никто уже не пишет одиннадцатисложниками и тринадцатисложниками, потому что поэзия совершенствуется, и силлабические стихотворения уходят в Лету. Не рекомендую и вам. Но знать, что такое старорусская поэзия, никому не вредно.   2. 4. Античное стихосложение.   ВНИМАНИЕ! ЭТУ ГЛАВУ ЧИТАТЬ СОВСЕМ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО! Она представляет собой нечто вроде экскурса в историю, потому что 90% описываемых здесь размеров и строф неупотребимы в русскоязычной поэзии никоим образом. Античному стихосложению, а точнее, античным размерам я решил посвятить целый раздел по нескольким причинам. Во-первых, эллины и римляне изобрели большое количество своеобразных поэтических размеров, малоупотребимых в современной поэзии, но достойных упоминания. Во-вторых, не будь стихосложения античного, неизвестно, что бы было с нашим, родным и близким. Но отмечу: не рекомендую использовать все нижеописанные размеры часто. В настоящее время методы античного стихосложения являются не более чем упражнением либо источником подражаний и пародий. Греки создали несколько своеобразных разновидностей стихов, которые перемежали в строфах, получая сложные, составные размеры, требовавшие выского искусства чтеца. Гекзаметр — античный стихотворный размер, шестистопный дактиль с женским окончанием. Античный гекзаметр считается совершенной формой стихового ритма: самая емкая по своему ритмическому объему четырехдольная дактилическая стопа, заменяемая четырехдольным же спондеем (последний не употребляется только в первой и шестой стопах), дает 32 комбинации. Наиболее употребительные цезуры в гекзаметре: цезура после третьей стопы, разделяющая стих на два равных полустишия

|/\|, и двойная цезура, разделяющая стих на три части



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.