Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





/\/\| и при трехсложной цезуре ||/\



|:              | Выхожу о|дин я на до|рогу; /\ /\ |            | Сквозь туман крем|нистый путь бле|стит; /\ /\ /\ |            | Ночь тиха. Пус|тыня внемлет | богу, /\ /\ |            | И звезда с звез|дою гово|рит. /\ /\ /\ | (М. Лермонтов)   Трехкратный четырехдольник второй (сюда входит и пятистопный ямб); контрольный ряд

:            Мы | молоды. У | нас чулки со |штопками.            Нам | трудно. Это | молодость ви|ной. /\ /\            Но | пляшет за де|шевенькими | шторками            Бес|платный воздух, | пахнущий вес|ной. /\ /\ (Р. Казакова)     Трехкратный четырехдольник третий (сюда относятся и стихи типа «камаринской»); контрольный ряд | | |:              Холод, | тело тайно | сковываю|щий, /\            Холод, | душу оча|ровываю|щий... /\            От лу|ны лучи про|тягивают|ся, /\            К сердцу | иглами при|трагивают|ся. /\ (В. Брюсов)   Трехкратный четырехдольник четвертый, к которому относится и четырехстопный ямб всех моделей, со всевозможными клаузулами; контрольный ряд | | |:              Ракеты | возникают | рыжие, /\ | /\            И голу|бые и о|ранжевые. | /\            Они цве|тут над всеми | крышами, /\ | /\            Меня, как в | детстве, заво|раживая. | /\ (Е. Евтушенко)   Пятидольник. Потрясающие, весомые, сильные стихи можно создать, пользуясь таким исконно русским размером, как пятидольник. Истоки его — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера, сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: |. Как и пэон, пятидольник имеет несколько (пять) видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы: Пятидольник 1-й

Пятидольник 2-й || Пятидольник 3-й  || Пятидольник 4-й || Пятидольник 5-й || В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены в русском народном стихе. Вот пример трехкратного пятидольника третьего вида:              Жаворо'ночек на прога'линке распева'ет.            Он зовё'т весну, радость кра'сную вызыва'ет. (Н. Цыганов) Или:            Как привя'жется, как приле'пится            К уму-ра'зуму думка пра'здная,            Мысль доку'шная в мозг твой вце'пится            И клюёт его, неотвя'зная. (В. Бенедиктов)   То же с двудольной паузой:              Не слышны' в саду даже шо'рохи,            Все здесь за'мерло до утра'.            Если б зна'ли вы, как мне до'роги            Подмоско'вные вечера'. (М. Матусовский)   Четвертый вид встречается в нашей поэзии довольно часто.            Дымится по'ле, рассвет беле'ет,            В степи тума'нной кричат орлы'.            И дико зво'нок их плач голо'дный            Среди холо'дной плывущей мглы'. (И. Бунин)   Четвертым же пятидольником написана «Песня о Соколе» М. Горького. Наиболее эффектен и необычайно красив, хотя и весьма редок пятидольник второй, в данном примере допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов в 6 и 7-ой строках):              Безво'дные золоти'стые пересы'пчатые барха'ны            Стремя'тся в полусожжё'нную неизве'данную страну',           Где пра'вят в уедине'нии златоли'цые богдыха'ны,            Вдыха'я тяжелоды'мную златоо'пийную волну'.            Где в на'бережных фарфо'ровых импера'торские кана'лы            Поблё'скивают, переплё'скивают кори'чневой чешуе'й,            Где в бе'лых обсервато'риях и библио'теках опаха'лы            Над ру'кописями ве'тхими, точно ве'тер берегово'й.                (Г. Шенгели)   Традиционная теория стиха игнорирует пятидольник как самостоятельную меру метрического стиха. Я считаю пятидольник самостоятельным своеобразным размером и рекомендую иной раз обращаться к нему, как к техническому средству выражения ваших мыслей.     Шестидольник — самая сложная из ритмических групп. Шестидольник состоит из сочетания четырехдольника с двудольником; главный метрический акцент приходится на первую долю четырехдольной части, а побочный акцент — на первую долю двудольной части: ||Имеет шесть видовых форм: Шестидольник 1-й

Шестидольник 2-й || Шестидольник 3-й || Шестидольник 4-й || Шестидольник 5-й | Шестидольник 6-й || Все эти формы образуют собой класс шестидольников. В русской поэзии наиболее разработаны первый, второй и четвертый виды. Пятый часто совмещается с первым. По традиционной теории стиха первый, третий и пятый шестидольники относятся к хореическим размерам, а второй, четвертый и шестой шестидольники к ямбическим. Шестидольник первый:              О'блаком вол|нистым |            | Пы'ль встает вда|ли; /\ |            Ко'нный или | пеший — |            | Не вида'ть в пы|ли! /\ | (А. Фет)   Шестидольник второй, который обычно применяется в шестистопном ямбе:              Люб|лю' твой слабый | све'т в не|бе'сной выши|не':            Он | ду'мы пробуди'л, у|сну'вшие во | мне'. (А. Пушкин)   Шестидольник третий:              | Если б | су'мерками |            | Звёзды | вы'бежали |            | Пере|ми'гиваться |            | У пру|да', /\ /\ /\ |            | Мы фо|на'риками |            | Элек|три'ческими |            | Им под|све'чивали |            | бы тог|да'. /\ /\ /\ | (А. Квятковский)   Отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется, видимо, сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или четырехсложной клаузулой. Шестидольник четвертый:              Си|неет | па'луба — до|рога | ско'льзкая,            Ка|чает | здо'рово на | кораб|ле', /\ /\            Но | юность | лё'гкая и | комсо|мо'льская            И|дёт по | па'лубе как | по зем|ле'. /\ /\ (Б. Корнилов)   Шестидольник пятый (трехкратный):              На пи|рах ве|сёлых,            В дерев|нях и | сёлах            Прово|дили | дни'. /\            Я в ле|су си|де'ла            Да в ок|но гля|де'ла            На кус|ты и | пни'. /\ (И. Бунин)   Шестидольник шестой:              Обыкно|венный | де'нь, обыкно|венный | са'д.            Но поче|му кру|го'м колоко|ла зве|ня'т? (Г. Иванов)   Брахиколон — очень своеобразный экспериментальный размер-односложник, в котором все слоги ударные. Каждая строка брахиколона всегда состоит из одного односложного слова. Является скорее поэтическим упражнением, чем полноценным размером.              Бей            тех,            чей            смех,              вей,            рей            сей            снег! (Н. Асеев)     Следует отметить, что как элемент поэтической системы брахиколон появился в русской поэзии сравнительно недавно, у современных поэтов.   Александрийский стих — это шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Рифмовка парная.              Надменный временщик, || и подлый и коварный,            Монарха хитрый льстец || и друг неблагодарный,            Неистовый тиран || родной страны своей,            Взнесённый в важный сан || пронырствами злодей! (К. Рылеев)   Это, конечно, не самостоятельный размер, но зато получивший собственное название вид ямба. Название он получил ввиду чрезмерной распространённости в конце 18 — начале 19 века.     Холиямб — пришедший из античности размер стиха, где последняя стопа шестистопного ямба заменена хореем. Вот силлабо-тоническая имитация холиямба:              Богатства бог, чье имя Плутос, — зна'ть, сле'п он!            Под кров певца ни разу не заше'л в го'сти.                (Гиппонакт, пер. Вяч. Иванова)   Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов:              В огромном городе моём — ночь.            Из дома сонного иду — прочь.            И люди думают: жена, дочь, —            А я запомнила одно: ночь. (М. Цветаева)   Одиннадцатисложник — одна из наиболее употребительных и устойчивых форм стиха в русской силлабической поэзии 17 и 18 вв. — строка из 11 слогов с паузной цезурой после пятого слога. Ритмическая структура является вариантом двойного шестидольника первого, с контрольным рядом

.              | Ой стоги, сто|ги, /\ || на лугу ши|роком, |            | Вас не пере|честь, /\ || не окинуть | оком! |               | Ой, стоги, сто|ги /\ || в зеленом бо|лоте, |            | Стоя на ча|сах, /\ || что вы стере|жёте? | (А. Толстой)   Четверостишие Толстого служит прекрасной метрической моделью для понимания ритмической структуры одиннадцатисложных русских виршевиков: это паузированный вариант двенадцатидольника, вернее сдвоенного шестидольника первого. Вот беспаузный двенадцатисложник:              | Да благосло|вит тя || господь от Си|она |            | на высоко|честнем || месте царя | фрона. |            | Да благосло|вит же || венчанную | главу |            | на премноги | лета || соблюдати | здраву. |   А вот одиннадцатисложник Симеона Полоцкого с однодольной паузой в конце первого полустишия, ритм инверсирован:                 |По темной но|щи /\ || день светлый бы|вает, |            | солнца луча|ми /\ || всю тьму истреб|ляет. |            | Вся веселят|ся, /\ || егда осве|щенна|            | солнцем быва|ют /\ || преукра|шенна. |   Или у А. Кантемира:              | Тщетную муд|рость /\ || мира вы ос|тавьте, |            | Злы богобор|цы! /\ || обратив кор|мило, |            | Корабль свой | к бре|гу /\ || истины на|правьте, |            | Теченье вы|ше /\ || досель блудно | было. |              | Что дал Гора|ций, /\ || занял у фран|цуза. |            | О, коль собо|ю /\ || бедна моя | муза! |            | Да верна; у|ма /\ || хоть пределы | узки, |            | Что взял по-галь|ски — /\ || заплатил по-|русски. |   Тринадцатисложник — общепринятое название самого популярного и устойчивого стихового размера в поэзии русских виршевиков 16-18 вв. Подавляющее большинство стихотворений силлабистов написано этим размером, который является исконной формой русского народного стиха, встречающейся и теперь в частушках. Метрическая модель тринадцатисложника имеет два варианта: при наличии мужской цезуры ||/\

/\/\| и при трехсложной цезуре ||/\



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.