|
|||
Чувашский танец
Чуваши действительно любят музыку, к тому же они и плясуны. Чуваши преимущественно пляшут на свадьбах, увеселительных вечерах (сурaх-ури тытнa-каc, кeшерни-каc, хeр-сaрире) и прочих гуляньях. На эти торжества всегда приглашают музыкантов: скрипачей, гусляров, пузырщиков (волынщиков) и др., которые играют на своеобразных инструментах чисто национальные мотивы, приятные для чуваш.
Чувашские гусли (Кесле) Чувашская скрипка
Под аккомпанемент скрипок, гуслей, пузырей чуваши исполняют свои национальные пляски, не похожи ни на какие другие. Национальная одежда не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента. Он символичен: рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту.
Истоки народной хореографии – в обрядности. Хоровод вă йă – символическое коллективное поклонение собравшихся божеству Турă, а танец-пляска ташă – неторопливое отражение человеческих будней или стремительное движение воина–охотника. Для далеких предков все это имело практическое значение. На протяжении всей многовековой истории чувашского народа вă йă (уяв) карти (хоровод) водили весной и летом, как правило, на открытом воздухе, на природе, на дневных и вечерних гуляниях в облюбованном традиционном месте, в обстановке праздничности, красочности и приподнятости, большим количеством участников, доходившим до нескольких сот человек. Однако менялись условия жизни, смысловое значение танцев терялось, хоровод и танец-пляска, оставаясь частью обычая, продолжали развиваться и совершенствоваться как виды народного хореографического искусства.
Внутри двух жанров существуют свои разновидности. В хороводах: - юрă карти — песенный хоровод (это органический сплав текста, мелодии и хореографического действия); - вă йă картисем — игровые хороводы (это вид хоровода, содержание которого раскрывается в единстве трех компонентов: поэзии, музыки и хореографии. Для них характерны диалогическое изложение сюжета, повествовательный тон, более быстрый ритм напева); - ташă карти — танцевальный хоровод (основан на ведущей роли пластики танца с сохранением прежнего триединства, но связь хореографического действия с текстом и напевом проявляется в значительно меньшей степени. Здесь наблюдается более сложная и более развитая хореография. Встречаются самые различные комбинации движущихся фигур: шуй «улитка», ç ырма «ручеек», хапха «ворота» и т. д.; от быстрых плясовых движений солистов до стремительного движения участников); - карта вă ййисем — хороводные игры (их исполняют для общего веселья с использованием кругового построения лишь как основы. Движения участников соответствуют содержанию песни или напева, без строго установленного порядка. Многое зависит от желания исполнителей, настроения, куража и т. д. ). В танцах-плясках: - сольные, парные, женские, массовые, переплясы, кадрили и другие виды. Танец-пляска является составной частью традиционных обрядов и празднеств (свадебного, гостевого, поминального). Жанр танца сформировался значительно позднее хоровода. Представляет интерес пляска под названием «хeр-арaм ташши», в переводе на русский язык «женская пляска». Эту пляску женщины исполняют иногда вместе с мужчинами, но большей частью женщины с женщинами или девицы с девицами.
В чувашской национальной хореографии девичий танец завораживает зрителя не сложностью танцевальной лексики, а изяществом – словно белая лебедь, плывет девушка, очаровательны и грациозны движения ее нежных рук, полон внутренней красоты изгиб ее корпуса и головы. Пластический рисунок рук вообще играет важную роль в чувашском женском танце, является основным средством выражения души, характера, образа и содержания танца. Ничего лишнего в движениях девушки быть не может. Голова приподнята, при этом глаза слегка опущены. Ноги во время танца почти не отрывались от пола, руки не должны были подниматься выше груди, хотя допускались движения, имитирующие сбор хмеля. Мужской же танец чувашей, напротив, достаточно темпераментен, быстр, напорист, виртуозен. Пластика чувашского мужского танца определяется, прежде всего, характером чувашской ментальности, культурой этикета. В мужском танце проявляется активное начало (юноша приглашает девушку), уважение к женщине (девушка завершает танец), уважительное отношение к окружающим. Недопустимо, чтобы мужчина открыто выражал свои эмоции в танце, движения его могут быть экспрессивными, но экспрессия должна читаться не на его лице, а в подчеркнутом благородстве движений, строгой пластике, не допускающей излишней раскованности. В танце юноша имел возможность своей статью, своим выходом или подступом выразить уважение к партнерше, очаровать ее, сделать так, чтобы понравиться окружающим и утвердиться в обществе как человек, умеющий красиво танцевать.
Чувашский народный танец отличается подчеркнутой церемонностью и ритуализированностью. Основой пластической выразительности в чувашских танцах являются плавные скользящие движения ног, которые сочетаются с традиционными положениями рук. Во всех танцах чувашей нашли отражение четыре самых ярких пластических элемента, выражающие материально-мифологическое освоение окружающей природы: 1) плавные скользящие движения ног шуç са, 2) удары ногой по полу таптам, 3) удары в ладони ç упă и 4) вращения ç аврă ну. Происхождение плавных скользящих движение ног шуç са связано, скорее всего, с имитацией движений некоторых представителей животного мира, прежде всего – змей, которыми изобиловали места обитания древних предков чувашей. Головной убор и нагрудные украшения, напоминающие змеиную чешую, носятся при выпрямленной, горделивой осанке головы и выражает идею защитной позы змеи. Удар ногой по полу (или по земле) таптам, также является одним из основных древнейших действий, он отмечен еще в мире животных и птиц (глагол тап в значении «пинать», «толкать», «дать пинка» ассоциируется с боевыми движениями хищных птиц). Третий пластический элемент чувашского танца – это удары в ладони ç упă – хлопок имитирующие хлопанье крыльев. Ал ç уппи (хлопок в ладони) обладает магической охранительной функцией, т. е. хлопок в ладони используется как магическое средство изгнания злых духов. Четвертым основным пластическим элементом в чувашских танцах являются вращения ç аврă ну. Основу всех чувашских танцев-плясок составляют вращения всем корпусом на месте с использованием различных положений рук, синхронные вращения, а также – парные вращения под руки и т. п. Практически в каждом чувашском танце женщина начинает движения с вращения и завершает тем же. Вращательные движения придают танцу-пляске динамичность, легкость. Элемент вращательного движения в пространстве символизирует порывистое круговое движение ветра. На современном этапе роль традиционного народного танца существенно изменилась. Утратив философско-эстетический, мифологический, обрядовый и ритуальный характер, он стал атрибутом национальной культуры, т. е. чувашский народный танец, из сферы обрядовой ритуальности перешел в духовно-символическую.
. Образцы чувашского танца заняли почетное место и в современном профессиональном искусстве, широко используются в театральных и концертных постановках, фольклорных фестивалях и демонстрируют богатство культурных традиций чувашского народа.
|
|||
|