Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Башкирские танцы



   У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.

История башкирского танца, как и любого другого, уходит вглубь веков. В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе. Среди башкирских народных танцев есть лирические, шуточные, трудовые, бытовые, охотничьи, военные танцы.

Разграничение танцев на мужские (охотничьи, военные, пастушеские танцы) и женские обусловлено существованием мужских и женских праздников.

В женском танце - то плавном, то игривом - главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук.

 

 

Мужской танец более динамичен, движения отличаются силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину. В элементы мужских танцев вводились движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коней, проводились инсценировки охоты или боев с большим количеством участников. Вводились в движения элементы владения оружием башкирского воина: луком со стрелами, мечом и саблей.

 

Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обладают сольные танцы. Тематика таких танцев весьма разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные и т. д. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии. Среди сольных плясок башкир большое место занимают свадебные, которые тоже основаны на круговых перемещениях и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак, а также с шутливым соперничеством брачующихся сторон (" Йыуаса", " Киленсек" и др. ). В свадебных плясках магические мотивы тесно переплетаются с рациональными, игровыми. Во время исполнения танцев " Йыуаса", " Сыбырткылау" очень распространен мотив ритуального " избиения" участников свадьбы различными предметами. Возможно, это делалось с целью изгнания нечистой силы, оберегом от которой служили и шумные пляски, и стук ударных инструментов, и одежда невесты, украшенная яркими кораллами и бусами, серебряными монетами.

Отдавалось предпочтение также дуэтным танцам-соревнованиям, в которых исполнители соперничали друг с другом. До сих пор большой популярностью пользуются танцы-трио, такие как " Ос таган" (" Треножник" ), " Ос мойош" (" Три угла" ) и др..

Интересны танцы-игры, передающие образы птиц - " Черная курица", " Мать - гусыня", " Возьму птенца", " Лебедь". В танцах птицы изображались такими, какими человек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, но они наделены волшебными свойствами, помогают герою побеждать зло, успокаивают (танец Кукушка", " Лебедь" и др. ).

Различные магические способы лечения были связаны с танцами. Магическую отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы больного, громкие " дроби" и т. д.

Коллективные пляски к концу ХIХ- началу ХХ века почти утратили связь с древними верованиями. Как обрядовые пляски они исполнялись только во время женских праздников " Воронья каша", " Кукушкин чай".

Коллективные танцы в виде хороводов, исполняемые во время вечерних игр молодежи, носили игровой характер. В них выделялось несколько типов:

- в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель);

- в центре круга танцует пара;

- в центре круга играет кураист (музыкант, играющий на курае);

- в центре танцуют трое исполнителей.

- поочередная смена солистов внутри круга (наиболее распространенный вид хоровода).

 Именно во время этих хороводов происходили знакомства юношей и девушек.

 Башкирские танцы сопровождаются различными атрибутами (плетью, платками, веревками, шалью, украшением деревьев лоскутками, народными костюмами). Разнообразные одежды и такие атрибуты как платки, полотенца были символами благополучия, плодородия.

 Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов. В качестве декоративных элементов выступали шикарные меха, кожа, интересная вышивками золотыми и серебряными нитями, бусины и даже монеты.

 Основу женского башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой.

 

Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр).

Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет.

Башкирские танцы сопровождаются башкирскими национальными мелодиями, которые обычно исполняются на курае, кубызе, домре либо под стук ударных инструментов, голосовое сопровождение, песню. Дополнительный аккомпанемент создается топотом ног о твердые настилы - деревянные, металлические; звоном серебряных монет и подвесок на руках, пальцах, нагрудниках. Ритм танца также поддерживается хлопками в ладоши, подбадривающими и звукоподражательными возгласами.

 

    Курай                                                Кубыз                                                           Домра

Постановка массовых танцев связана, по-видимому, с пространственными ассоциациями древних башкир. Обычно все праздники, молодежные игрища, свадебные торжества проходили на лоне природы, на ближайшей от аула горе или горной долине. С возвышенного места открывалась величественная панорама богатой природы Поволжья. Движение хороводных танцев, возможно, в  символической форме передает образы извилистых горных рек, холмов. Во всяком случае, подвижность, многообразие башкирского танца объясняется, несомненно, тем, что пляски исполнялись на неограниченных естественных площадках.

 

 

 

В ХХ веке многие башкирские  танцы и пляски утратили связь с древними верованиями и исполняются, в основном, во время праздников.

 

 

Наиболее распространены  такие танцы, как «Хитрый Миклай», «Горные орлы», «Сын Акпарса», «Баик», «Дружба», «Бишбармак», «Семь девушек» и другие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.