Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Танцы народов Поволжья». Содержание.



 

Комитет образования города Курск                                                                                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                 «Прогимназия «Радуга»

 

                  РЕФЕРАТ

«Танцы народов Поволжья»

 

Выполнили:

1. Ученица 2 «Б» класса                                                                                                                                                                                  Казначеева Таисия                                                                                                                                  2. Родитель – О. Н. Колядина

Преподаватель:                                                                                                             О. А. Очеретова

 

 

                                           

 

 

                                              г. Курск, 2020г.

 

Содержание.

1. Введение.

2. Татарские танцы.

3. Мордовские танцы.

4. Башкирские танцы.

5. Калмыцкие танцы.

6. Чувашские танцы.

7. Заключение.

 

 

                                     Введение.

 

Поволжье - один из крупнейших географических объектов Российской Федерации. Географически он расположен вдоль берегов реки Волга.

Это - многонациональный регион. История формирования современного населения началась много веков назад. Коренными жителями изначально были марийцы, чуваши и мордва. Со временем сюда перекочевали и другие народы.

Сейчас структуру населения Поволжья составляют в основном русские и татары. Наряду с ними проживают калмыки, чуваши, мордва, башкиры, казахи и другие малочисленные народы. Одни из самых заселенных городов - Волгоград, Саратов, Самара и Казань.

 

 

Поволжский экономический район на карте России

 

 

Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети все вместе учатся в школе, ходят в детский сад, взрослые вместе работают. Это гостеприимные и трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники: ярмарки, сабантуи (народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир), наврузы (праздник прихода весны), чюклеме (древний праздник урожая), где весело поют свои национальные песни и исполняют национальные танцы. В них отражены характер труда, быта, культуры, истории народа, выражены его чувства и настроения. Не было ни одного сколько-нибудь радостного события в быту людей, куда вместе с музыкой не вкрапливались бы хореографические элементы. В далеком прошлом танцы исполнялись не только при веселых праздниках, но и при обрядах, ритуалах. Их проводили пожилые люди.

Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик, в танцах поволжских народов много общего, интернационального. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества. Танец каждого народа отражает его культуру, мировоззрение, традиции и обычаи. В танце воплощаются народные верования, а, по большому счету, даже менталитет народа.

Делая вывод, мы можем сказать, что сегодня наблюдается интерес к национальным танцам; многие хотят научиться их танцевать, причем, не только дети, но и взрослые. Издревле танец являлся неотъемлемой частью культуры. Несмотря на то, что раньше он запрещался религией, он стал очень популярен, особенно в ХХ веке. В танце проявлялся характер народа. С помощью танца передавали чувства и эмоции. Танец развивал эстетически, служил средством общения, воспитывал понимание красоты и развивал вкус. Сохранение народного танцевального искусства оказывает благотворное влияние на общекультурное развитие человека.

 

                       Татарские танцы.

 

    Народные танцы Татарстана имеют большую многовековую историю. Возникнув в далекой древности, они приобрели потрясающие своей красотой и грацией движения. Элементы татарских танцев поражают изысканностью и утонченностью с одновременной решительностью и богатством разнообразных элементов.  В танце подчеркивается гордость и смелость людей Татарстана, их деятельность - причем, как трудовая, так и военная. Старинные татарские танцы не были массовыми. Естественно, пляску с большим количеством участников можно было заметить, а это могло повлечь за собой тяжелые для танцоров последствия.   Издревле, народные танцы танцевали только молоденькие девушки и не при посторонних мужчинах. Они показывали картины народного быта, маленьких повседневных радостей и забот.  В большинстве своем, для татарских танцев характерны светлые и добрые замыслы. Это связано с тем, что танец создавался, прежде всего, для разнообразных празднований, например, для свадеб, для приезда гостей, даже для покупки нового коня или постройки жилища. Многие танцы Татарстана являются небольшими театральными зарисовками значимых исторических событий, которых было очень немало в истории народа Татарстана.    Существует разделение танцев на хороводные, парные, сольные, а также на женские, мужские и совместные. Женским татарским народным танцам характерна утонченность, изысканность и изящество, яркие танцевальные костюмы и радужная атмосфера представления. В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Для каждого танца мастерицы шили особые костюмы и искусно украшали сапожки. На руки надевали массивные кольца и яркие узорные браслеты: они привлекали внимание к изящным движениям. Многие мужские танцы носят более серьезный характер. Парни во всю демонстрировали мужество, быстроту и силу, целеустремленность. «Мужской танец — активный и мужественный. Движения танцоров чеканные, изобилуют лёгкими подскоками и акцентированными притопами». Татарские танцы танцуют под звуки скрипки, мандолины, тальянки, венской однорядки.   Мандолина Гармонь " Тальянка"   В костюмах отдается предпочтение композициям из зелёного, жёлтого, фиолетового, синего, бордового и красного цветов.         Самые известные татарские танцы - " Сабантуй", " Джигиты", " Татарский лирический танец" (сольный), " Лирический танец с платками", " Татарский молодежный танец", " Шома бас", татарский степ " Апипа", " Танец уфимских татар". Излюбленный танец «Пляска двух друзей», который исполняют два парня. Всем нравится характерный танец «Джигиты», в котором юноши выступают в шапках с лисьими хвостами. Народные танцы Татарстана вобрали в себя все лучшее, что создано в области театральных танцевальных постановок народом этого государства. Они никого не оставляют равнодушными.

                                       Мордовские танцы

Мордовский народ с древнейших времён через танец выражал разнообразие чувств, своё отношение к предкам и природе, поклоняясь своим многочисленным богам, выражая искренние уважение и почтение через обряды. Мордовский танец ведет свою историю от охотничьих религиозных ритуалов. Кроме этого, этнические танцы мордвы были связаны с мифологией, поверьями, с ритуалами земледельческого календарно-обрядового цикла. С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы, образные и сюжетные танцы, а также пантомимы. Из музыкальных инструментов, сопровождающих танцы,  издревле использовались тростниковая дудка «нюди» и скрипка («карьга»).  

                                                                                                                             " Нюди"

 

Мордовский танец ярок и эмоционален. По-разному танцуют два субэтноса мордвы - мокша и эрзя - с особым положением корпуса, рук, ног, специфическим строем его музыкальной основы, сюжетикой, в которой отражаются разные стороны жизни народа:

-   мокшанский этнический танец отличает быстрый плясовой характер, различные позы с наклоном корпуса, мелкая тряска тела, интенсивные движения плеч вперед-назад, вверх-вниз, перевод бедер из стороны в сторону, вращательные движения, колыхание груди, порой нарочитое;

-  эрзянский этнический танец связан со степенными хороводами и лирическими танцами, пластический текст которых во многом отличается от мокшанской хореографии, за исключением отдельных элементов, связанных с подражательной техникой, имитацией поведения птиц и животных. Пластика эрзянского танца основана на статной осанке, пружинистом шаге, плавности хода с переводом бедер из стороны в сторону, вперед-назад, размеренных наклонах и покачивании корпуса, ударах ног, своеобразных положениях рук и головы.

Наряду с этим, имеются и общие танцевальные формы, характерные для двух субэтносов: хороводы-гадания, пляски-заклинания.

 У мордвы есть несколько видов хороводов. В одних разыгрываются сюжеты на производственную тему - исполнители изображают одновременно и работающих людей, и предметы их труда. Содержанием других является свободная фантазия на тему песен, и показ её смысла.

Хоровод «Шунян Анкан казтозо» («Холст Шуниной Анки») исполняется двумя группами. Одна группа танцующих располагалась в две шеренги и изображала ткацкий стан, вторая - представляла орудие труда и самих ткачих. В основу хоровода положена песня.

Между мужчинами и женщинами строились двухлинейные хороводы, самый распространённый «А мы парку парили». В его основе - хороводная песня свадебного репертуара. Мужская группа стремится приобрести нового члена семьи, женская не желает расставаться с ним даже за большой выкуп. Хоровод продолжается до тех пор, пока во второй группе не останется ни одного человека.

Примером кругового хоровода может служить игровая песня «Маковица – головица». Хоровод водится вокруг разукрашенной разноцветными ленточками берёзки. Драматизированная игра происходит внутри круга. При исполнении партии в хороводе большое внимание обращалось на артистические способности участников, их импровизацию.

 В весенних праздничных хороводах импровизировались сюжеты песен бытового, свадебного, мифологического плана, отличающиеся остротой интриги и конфликтными ситуациями. В этих случаях хоровод исполнял описательную часть песен, а певцы и певицы передавали реплики героев. Наиболее артистичные участники игр в середине круга изображали действия персонажей. Подобный приём разыгрывания существует до сих пор.

Мистические представления мордовского народа, вера в магические предсказания судьбы были известны как в древности, так и в настоящее время. Примером прорицательной мистики у мордвы являются хороводы-гадания.

 

Танцевальные движения хороводов-гаданий, исполняемые девушками, несли в себе элементы святости, мистических представлений, веру в добрые предсказания судьбы посредством магии.

Позднее появились анимистические представления, связанные с обожествлением ветра, солнца, дождя, грома, молнии, воды и т. д., на которые стараются воздействовать приемами магии. На этой почве возникли танцы-заклинания, которые были основой религиозного ритуала, изображавшего напряженную битву жизни и смерти в борьбе с эпидемиями. Назначение этих танцев состояло в защите от болезней и опустошительных налетов вредителей сельскохозяйственных культур. С помощью танцев-заклинаний магическое действо приобретало форму зрелищного представления.                                                                                                                                  

Из приведенных примеров видно, что в танцевальных движениях прошлого заключалась магическая функция, как и в шумящих и звенящих украшениях, которые повлияли на пластику танцевальной культуры мордвы и дополнили ее. Множество ожерельев, набедренное украшение «пулай», оформленное раковинами, металлическими пуговицами и монетами у эрзи, набедренные подвески, украшенные бубенчиками и колокольчиками у мокши, создавали неповторимую звучащую среду во время движения.

Поясные украшения мордовского национального костюма («пулай»):

 

 

Нагрудные украшения эрзянок:

 

 

Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ, тем не менее, оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; положение рук, принимающих три или четыре статичных движения; положение головы — гордо поднятая; осанка прямой спины. Если, к примеру, в русском танце есть присядка, любой притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот — существует лишь полуприсядка и прямой корпус.

 

Этнический танец мордвы напрямую связан с женским началом, с акцентировкой не мужской слабости, а женской силы. Эрзянка в танце сдержанна, степенна, скромна и изящна. Танцующую мокшанку можно узнать по звону бубенчиков, колокольчиков, погремушек, «ее сначала услышишь, а потом увидишь». Руки в танце принимают статичное вертикальное или горизонтальное положение. Скромность девушки заключена не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, нет ни тени жеманства либо пустого кокетства, девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно. Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот, сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец наивен и прост, но этим-то по-своему красив.

 

 

 

 

 

 

Среди мордовских танцев наиболее известны такие как: " Мокшанские вихлявицы", национальный танец Вадря, " Кочкурка", " Умарина" (Яблонька) и другие.

 

                                            



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.