![]()
|
|||||||||||
«Танцы народов Поволжья». Содержание.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Комитет образования города Курск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Радуга»
РЕФЕРАТ «Танцы народов Поволжья»
Выполнили: 1. Ученица 2 «Б» класса Казначеева Таисия 2. Родитель – О. Н. Колядина Преподаватель: О. А. Очеретова
г. Курск, 2020г.
Содержание. 1. Введение. 2. Татарские танцы. 3. Мордовские танцы. 4. Башкирские танцы. 5. Калмыцкие танцы. 6. Чувашские танцы. 7. Заключение.
Введение.
Поволжье - один из крупнейших географических объектов Российской Федерации. Географически он расположен вдоль берегов реки Волга. Это - многонациональный регион. История формирования современного населения началась много веков назад. Коренными жителями изначально были марийцы, чуваши и мордва. Со временем сюда перекочевали и другие народы. Сейчас структуру населения Поволжья составляют в основном русские и татары. Наряду с ними проживают калмыки, чуваши, мордва, башкиры, казахи и другие малочисленные народы. Одни из самых заселенных городов - Волгоград, Саратов, Самара и Казань.
Поволжский экономический район на карте России
Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети все вместе учатся в школе, ходят в детский сад, взрослые вместе работают. Это гостеприимные и трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники: ярмарки, сабантуи (народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир), наврузы (праздник прихода весны), чюклеме (древний праздник урожая), где весело поют свои национальные песни и исполняют национальные танцы. В них отражены характер труда, быта, культуры, истории народа, выражены его чувства и настроения. Не было ни одного сколько-нибудь радостного события в быту людей, куда вместе с музыкой не вкрапливались бы хореографические элементы. В далеком прошлом танцы исполнялись не только при веселых праздниках, но и при обрядах, ритуалах. Их проводили пожилые люди. Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик, в танцах поволжских народов много общего, интернационального. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества. Танец каждого народа отражает его культуру, мировоззрение, традиции и обычаи. В танце воплощаются народные верования, а, по большому счету, даже менталитет народа. Делая вывод, мы можем сказать, что сегодня наблюдается интерес к национальным танцам; многие хотят научиться их танцевать, причем, не только дети, но и взрослые. Издревле танец являлся неотъемлемой частью культуры. Несмотря на то, что раньше он запрещался религией, он стал очень популярен, особенно в ХХ веке. В танце проявлялся характер народа. С помощью танца передавали чувства и эмоции. Танец развивал эстетически, служил средством общения, воспитывал понимание красоты и развивал вкус. Сохранение народного танцевального искусства оказывает благотворное влияние на общекультурное развитие человека.
Мордовские танцы Мордовский народ с древнейших времён через танец выражал разнообразие чувств, своё отношение к предкам и природе, поклоняясь своим многочисленным богам, выражая искренние уважение и почтение через обряды. Мордовский танец ведет свою историю от охотничьих религиозных ритуалов. Кроме этого, этнические танцы мордвы были связаны с мифологией, поверьями, с ритуалами земледельческого календарно-обрядового цикла. С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы, образные и сюжетные танцы, а также пантомимы. Из музыкальных инструментов, сопровождающих танцы, издревле использовались тростниковая дудка «нюди» и скрипка («карьга»). " Нюди"
Мордовский танец ярок и эмоционален. По-разному танцуют два субэтноса мордвы - мокша и эрзя - с особым положением корпуса, рук, ног, специфическим строем его музыкальной основы, сюжетикой, в которой отражаются разные стороны жизни народа: - мокшанский этнический танец отличает быстрый плясовой характер, различные позы с наклоном корпуса, мелкая тряска тела, интенсивные движения плеч вперед-назад, вверх-вниз, перевод бедер из стороны в сторону, вращательные движения, колыхание груди, порой нарочитое; - эрзянский этнический танец связан со степенными хороводами и лирическими танцами, пластический текст которых во многом отличается от мокшанской хореографии, за исключением отдельных элементов, связанных с подражательной техникой, имитацией поведения птиц и животных. Пластика эрзянского танца основана на статной осанке, пружинистом шаге, плавности хода с переводом бедер из стороны в сторону, вперед-назад, размеренных наклонах и покачивании корпуса, ударах ног, своеобразных положениях рук и головы. Наряду с этим, имеются и общие танцевальные формы, характерные для двух субэтносов: хороводы-гадания, пляски-заклинания. У мордвы есть несколько видов хороводов. В одних разыгрываются сюжеты на производственную тему - исполнители изображают одновременно и работающих людей, и предметы их труда. Содержанием других является свободная фантазия на тему песен, и показ её смысла. Хоровод «Шунян Анкан казтозо» («Холст Шуниной Анки») исполняется двумя группами. Одна группа танцующих располагалась в две шеренги и изображала ткацкий стан, вторая - представляла орудие труда и самих ткачих. В основу хоровода положена песня. Между мужчинами и женщинами строились двухлинейные хороводы, самый распространённый «А мы парку парили». В его основе - хороводная песня свадебного репертуара. Мужская группа стремится приобрести нового члена семьи, женская не желает расставаться с ним даже за большой выкуп. Хоровод продолжается до тех пор, пока во второй группе не останется ни одного человека. Примером кругового хоровода может служить игровая песня «Маковица – головица». Хоровод водится вокруг разукрашенной разноцветными ленточками берёзки. Драматизированная игра происходит внутри круга. При исполнении партии в хороводе большое внимание обращалось на артистические способности участников, их импровизацию. В весенних праздничных хороводах импровизировались сюжеты песен бытового, свадебного, мифологического плана, отличающиеся остротой интриги и конфликтными ситуациями. В этих случаях хоровод исполнял описательную часть песен, а певцы и певицы передавали реплики героев. Наиболее артистичные участники игр в середине круга изображали действия персонажей. Подобный приём разыгрывания существует до сих пор. Мистические представления мордовского народа, вера в магические предсказания судьбы были известны как в древности, так и в настоящее время. Примером прорицательной мистики у мордвы являются хороводы-гадания.
Танцевальные движения хороводов-гаданий, исполняемые девушками, несли в себе элементы святости, мистических представлений, веру в добрые предсказания судьбы посредством магии. Позднее появились анимистические представления, связанные с обожествлением ветра, солнца, дождя, грома, молнии, воды и т. д., на которые стараются воздействовать приемами магии. На этой почве возникли танцы-заклинания, которые были основой религиозного ритуала, изображавшего напряженную битву жизни и смерти в борьбе с эпидемиями. Назначение этих танцев состояло в защите от болезней и опустошительных налетов вредителей сельскохозяйственных культур. С помощью танцев-заклинаний магическое действо приобретало форму зрелищного представления. Из приведенных примеров видно, что в танцевальных движениях прошлого заключалась магическая функция, как и в шумящих и звенящих украшениях, которые повлияли на пластику танцевальной культуры мордвы и дополнили ее. Множество ожерельев, набедренное украшение «пулай», оформленное раковинами, металлическими пуговицами и монетами у эрзи, набедренные подвески, украшенные бубенчиками и колокольчиками у мокши, создавали неповторимую звучащую среду во время движения. Поясные украшения мордовского национального костюма («пулай»):
Нагрудные украшения эрзянок:
Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ, тем не менее, оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; положение рук, принимающих три или четыре статичных движения; положение головы — гордо поднятая; осанка прямой спины. Если, к примеру, в русском танце есть присядка, любой притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот — существует лишь полуприсядка и прямой корпус.
Этнический танец мордвы напрямую связан с женским началом, с акцентировкой не мужской слабости, а женской силы. Эрзянка в танце сдержанна, степенна, скромна и изящна. Танцующую мокшанку можно узнать по звону бубенчиков, колокольчиков, погремушек, «ее сначала услышишь, а потом увидишь». Руки в танце принимают статичное вертикальное или горизонтальное положение. Скромность девушки заключена не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, нет ни тени жеманства либо пустого кокетства, девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно. Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот, сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец наивен и прост, но этим-то по-своему красив.
Среди мордовских танцев наиболее известны такие как: " Мокшанские вихлявицы", национальный танец Вадря, " Кочкурка", " Умарина" (Яблонька) и другие.
|
|||||||||||
|