Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Калмыцкий танец



Калмыцкий народ издавна имеет самобытную культуру. Танец, подобно другим видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Массовой формы калмыцкий танец в далеком прошлом не имел. Это объясняется тем, что калмыки танцевали круглый год, а в холодное время года веселье проходило в тесной юрте (переносное, конусообразной формы жилище).

 

    

 

Вот поэтому одной из основных форм калмыцкого танцевального искусства был сольный танец-импровизация, также было распространены парные танцы и танец вчетвером. Конечно, калмыцкий танец имеет монгольские корни. В отличие от монголов, у которых в танце двигалась только верхняя часть тела – плечи, руки (некоторые танцы исполнялись даже сидя), то калмыки, кочуя по России, смогли значительно расширить диапазон своего танца, добавив, в том числе движения ногами. При множестве " вливаний" элементов танцевального искусства народов Сибири, Башкирии, Татарстана, Кавказа, калмыцкий танец, тем не менее, обрел и сохранил свое лицо, уникальный рисунок. Калмыцкое танцевальное искусство отличает яркая самобытность, оно не похоже ни на какое другое.

Танцы всегда сопровождались игрой на калмыцкой домбре и похлопыванием окружающих.

Обычно танец выливался в соревнование солистов, которых подбадривали восклицаниями «хадрис, овад од» (быстрей, энергичней). Во время танца танцующий мог подойти до одного из присутствующих и коснуться правой рукой левого плеча, так образом приглашая разделить веселье. Танцевали всегда лицом к лицу, повернуться спиной означало оскорбление.

      Калмыцкие танцы подразделяются на обрядовые и необрядовые.

Обрядовые танцы исполнялись во время религиозных праздников буддийскими священнослужителями. К этой же группе можно отнести шаманские пляски.

В ряду обрядовых танцев важное место занимает свадебные, исполнявшиеся в период продолжительного свадебного цикла, состоявшего из сложных, последовательно осуществляемых действий, начиная с многоэтапного сватовства и кончая самой свадьбой. О достоинствах и недостатках жениха судили по его товарищам, поэтому последние старались максимально продемонстрировать свои знания и умения. Этой цели служило исполнение танцев, таких как Хавчур (танцевали двое юношей: они демонстрировали сложные акробатические фигуры и забирались на плечи друг другу в «пирамиду»).

В традиционной хореографии калмыков преобладают необрядовые танцы, хотя некоторые из них в прошлом были связаны с тем или иным обрядом.

Подражательные танцы чаще всего исполняются мужчинами, сольно. Существуют шуточные подражательные танцы, как «Туула би» – танец зайца, во время исполнения которого танцор складывал перед грудью обе руки в виде заячьих лапок, втягивал в себя щеки, демонстрируя острую заячью мордочку. «Тек би» – танец козла, отличали высокие прыжки во всех направлениях и громкое блеяние.

 

Для «тогруна би» – танца журавля, и «шовуна би» – танца цапли, характерны взмахи руками, как крыльями, передача состояния полета, осторожная птичья походка на высоких полупальцах.

 

 

Народный юмор нашел свое яркое проявление в этнографическом танце «чикиндян дельдинг». Как правило, танец исполнялся мужчиной, который в шуточной форме демонстрировал трудовой день женщины.

Отголоском богатого военного прошлого калмыков является их воинственные или военные танцы. Мелодии в них быстрые, подвижные. В этих танцах прославляется сила, меткость, острый ум, ровный характер, красивая одежда, верный конь, надежное оружие и доспехи богатыря. К военным танцам относятся «Танец богатырей», «1812 года».

 

Трудовые танцы отражали трудовые процессы кочевников-скотоводов, нелегкий труд рыбаков. Первоначально в основе танцевальных движений лежали конкретные трудовые жесты и телодвижения. И если в начальный период исполнение трудовых танцев было тесно связано с природным календарным циклом, то позднее эта зависимость ослабла, и танец мог исполняться в любое время года.

Бытовые танцы исполняются во время общественных и семейных праздников и служат для удовлетворения психофизиологической потребности человека в движении. Бытовые танцы составляют значительную часть сохранившегося хореографического наследия калмыков.

Обширная степь вырастила трудолюбивый калмыцкий народ, а так же даровала им дерзновенный темперамент, подобный диким лошадям и мужественным беркутам. Калмыки всю свою жизнь проводят с песнями и пляской. Стоит калмыку услышать звуки домбры, как ноги сами пускаются в пляс.

 

 

Танцы калмыков наглядно демонстрируют своеобразие кочевников, богатство их внутреннего мира. Танцам, которые выражают насыщенный аромат их культуры, присущи быстрота, легкость, жизнерадостность, сила и твердость. Трогательные мелодии и очаровательные позы танца так захватывают людей, что, кажется, сам находишься в танце. В танцах часто применяются такие приемы, как " движение плеч", " конный шаг" и другие сильно ритмические движения, которые проявляют дерзновенную удаль танца.

Калмыцкие танцы иногда получали название от названия основного движения, а иногда от музыки. Лирический танец шарка-барка был назван по мелодии, которая его сопровождала.

Одним из популярных калмыцких танцев является танец «Ишкимдк» (от слова шагать). Его основное движение состоит из скользящего движения носка одной ноги вперед и переступания.

 

 

Танцор стремительно движется по площадке. В комбинациях с другими движениями этот ход исполняется на протяжении всего танца. Исполнение ишкимдга отличается большой легкостью и динамикой. Ишкимдг всегда исполняется только мужчинами. Положение ног во время исполнения основного движения этого танца очень похоже на положение ног в стременах. Это естественно, так как калмыки большую часть жизни проводили в седле.

 

Танцам, бытующим в центральных районах Калмыкии, свойственны спокойные, плавные движения рук и бисерно-дробные движения ног. Наиболее интересным является танец дорвдэ би. Он единственный из калмыцких танцев, который отличается очень сдержанной манерой исполнения. Основное движение танца – быстрые переступания ног в такт музыкального инструмента.

Калмыцкие танцы характеризуются многообразием танцевальных фигур, получивших в народной практике специальные наименования: тошна, сюбеган, тушне, доро орнэ, эмен, ценна, иргимэ. Движения танцующего мужчины энергичны, стремительны. В женском, более спокойном танце, преобладают плавные движения и мелкий шаг; руки парят в воздухе, выражая жестами разнообразное содержание.

 

 

Калмыцкие танцы завораживают своей пластикой, ритмом движений, энергетикой.

Этнографы отмечают, что во всех районах Калмыкии существовали танцы с платком. Возможно, что эта особенность заимствована у русских и татар. В последнее время чаще танцуют с хадаками (шарфик или платок в форме длинного узкого прямоугольника), нежели с платком.

 

Хадак

Калмыцкий танец – это история, дух народа, пронизанный степным воздухом, дуновением ветра, это традиция народа, передаваемая из поколения в поколение. Это полет души, победный клекот орла, стремительный бег скакуна, сиянье глаз любящей и любимой женщины, смех ребенка и колыханье тюльпанов на весеннем ветру – это то, что в любой дали сжимает сердце от щемящей гордости от того, что ты – частичка народа, создавшего это чудо.

Калмыцкий танец интересен  зрителям во всем мире. И задача современников, обогащая его, сохранить национальные корни и донести до будущих поколей.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.