Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





САМООБМАН



Четвертая яркая характерная черта Lycopodium, самообман, естественным образом возникает из его высокого мнения о себе, его жизнеспособности и отстраненности. Для сохранения этих трех качеств индивидуум Lycopodium прибегает к самообману. Мало кто из представителей других типов настолько сведущ в том, как пропустить нежелательные явления и скрыть от себя то, что они не хотят признать. («Никто другой не слеп в большей мере, чем тот, кто не хочет видеть! »). Arsenicum album и Nux vomica, встав перед проблемой, спрашивают себя: «Вот проблема. Ну, как же мне её решить? », а Lycopodium в этом случае говорит: «Вот проблема. Ну как же мне её избежать? » Таким образом, дело не в том, что он не ощущает необходимости, а скорее в том, что он отказывается видеть то, что ему неприятно и неприемлемо.

Это отношение преднамеренной слепоты нашло отражение в поведении лорда Горацио Нельсона, который, будучи капитаном в Балтийской кампании, получил сигнал с флагманского адмиральского корабля не вступать в бой с противником. Нельсон приставил подзорную трубу к своему слепому глазу и заявил: «Я не вижу приказа». Он начал бой и выиграл его.

Путем игнорирования фактов, которые мешают замыслам, Lycopodium старается забыть, что есть на самом деле и чего нет. В этом участвует его плохая память, поскольку у него хорошая память на то, что укрепляет его настоящую политику, но, кажется, упускает все то, что не служит этому. Эта черта признавания только такого количества реальности, какое он может воспринять без ущерба для своей отстраненности и желаний, помогает ему оставаться безмятежным и жизнеспособным.

Изъян этого качества, однако, вполне очевиден. Мы уже упоминали раньше, как Lycopodium подправляет трудные ситуации, вместо того, чтобы найти их решение на более глубоком конструктивном уровне, точно так же он проявляет меньше желания, чем, возможно, любой другой конституциональный тип, признавать неприемлемую правду о своём характере, стиле жизни или отношении. Он соглашается прислушиваться к советам домашних или психотерапевтов, но только до того момента, когда он начинает понимать, что появилось нечто неприятное для его самовосприятия и, следовательно, отрицается его моральная, эмоциональная или интеллектуальная адекватность, тогда он уходит сразу в сторону. «Мне не нужны советы. Возможно, они требуются моей жене, но не мне. И я больше не хочу обсуждать наши проблемы», — протестует он, отказываясь углубляться в вопрос. В этом отношении с ним нужно обращаться с чрезвычайной деликатностью и тактом, или он больше не вернется к продолжению курса лечения.

Иногда пациенты обращаются к врачу-гомеопату, умоляя спасти её или его семейную жизнь, а их спутник жизни Lycopodium проявляет настоящее или поддельное удивление, что существуют какие-то трудности: «Какие проблемы? У меня нет проблем. Мы никогда не ссоримся. У нас вполне благополучный брак». Однако его жена говорила, что он уже в течение месяцев является импотентом, хронически неверен, чрезвычайно замкнут и постоянно критикует её; или муж жалуется, что жена ведет себя как диктатор или высмеивает его исподтишка, командует всем в доме.

Lycopodium не любит признавать правду, даже когда он явно не прав. Или его желания повысить самооценку слишком сильны, чтобы он мог быть правдивым, и он вынужден преувеличивать свои заслуги. Недовольный тем, что он недостаточно сведущ в своей области, он отказывается признать существование пределов его возможностей или слушать советы других. Типичным примером может служить то, как интеллигент гордится умением починить автомобиль, как механик, а в действительности, когда бы он ни пытался подтвердить это починкой собственного автомобиля, после этого его нужно было везти в гараж к профессиональным механикам на починку. Удивительно, но он часто больше гордится этим мелким и в значительной степени несовершенным умением, чем тем, в котором его настоящие способности находят яркое подтверждение. Зачастую трудно различить Sulphur и Lycopodium в этой тенденции скрыть или найти сверхкомпенсацию для своих неадекватных проявлений. Возможно, Lycopodium более осторожен, чем шумный и явно хвастливый Sulphur, но зато, стремясь произвести впечатление на других, он обманывает себя. Это особенно относится к мужчинам. Женщины Lycopodium обычно имеют слишком много достоинства, чтобы преувеличивать достижения (как это делает Phosphorus или Lachesis) или открыто хвастаться (как Arsenicum album).

Его самообман проявляется ещё и другим образом. В то время, как он считает себя образцом уравновешенности и умеренности во всех отношениях, сам он в этом не слишком-то преуспевает. В делах, которые задевают его лично, он может быть настолько же субъективным и неразумным («капризный», Геринг), как и любой другой. Например, он может слепо защищать кого-то, кто ему нравится, даже когда проступки и некомпетентность этого человека явно видны. В действительности его преданность тем, кому он взялся помогать, часто бывает более похвальной, чем его суждения.

Родитель-Lycopodium будет защищать плохое поведение своего любимого ребенка, самым явным образом обманывая себя (Sulphur). Например, мать ребенка, которого исключили из четвертой частной школы, у которого уже в государственной школе начались неприятности, заявила: «Что плохо в этом городе, так это то, что здесь нет школ, где бы понимали маленьких мальчиков. Они просто не знают, как с ними обращаться». Она даже и не подумала, что причиной мог быть её сын. Эта женщина принимала профилактический курс лечения от образования камней в почках: один камень уже был удален, и она ожидала, что могут начаться боли в области почек. Благодаря тому, что у неё ещё было ожирение при незначительном потреблении пищи, наряду с другими пищеварительными симптомами Lycopodium, врач решил прописать ей это средство в потенции 10 M в качестве её конституционального лекарства (чередуя его с курсом Berberis 30 X при специфических почечных симптомах).

Во время этого лечения гомеопатическое средство вновь продемонстрировало свой благотворный «побочный эффект». По мере улучшения здоровья исправлялось и её понимание. Пригласив своего мужа, с которым до тех пор она не советовалась, чтобы он помог, она впервые предприняла новый рациональный курс в отношении своего сына. А до того времени, пока она не продемонстрировала свою тенденцию к самообману, она выглядела вполне уравновешенной и в значительной степени разумной во всех отношениях.

Когда лечение направлено на психические аспекты или назначается конституциональное лекарство, тогда, как правило, используются высокие дозы; но одновременно с ними чередуются более слабые дозы родственных средств или средств для лечения каких-либо специфических физических симптомов. Было установлено, что этот метод использования более слабых доз, но чаще в дополнение к требуемому конституциональному средству, является очень эффективным в некоторых неподдающихся лечению случаях и при упорно повторяющихся симптомах. Прекрасную трактовку выбора и использования нужных доз в гомеопатических прописях можно встретить у Блэки («Пациент, не лечение», стр. 97-101).

Это типично для данного лекарства. Самообман Phosphorus или Sulphur вполне очевиден для каждого, кто занимается изучением человеческой природы, но самообман Lycopodium спрятан глубоко под слоями сдержанности и уравновешенности поведения и всплывает на поверхность только при определенных условиях. Таким образом, несмотря на некоторые значительные пробелы в восприятии Lycopodium, для постороннего человека он может казаться вполне прекрасно разбирающимся в обстановке, исключительно трезвым и делающим справедливые заключения. Он наиболее сведущ в том, как представить свои мысли и поступки в самом благоприятном свете независимо от истинных его побуждений, и создаёт впечатление, что прекрасно отдает себе отчет в том, о чем говорит, когда на самом деле это не так.

Расскажем о таком типичном самообмане Lycopodium в случае, который произошел однажды на обеде у друзей (на встречах с друзьями, где он старается произвести впечатление на других, он часто обнаруживает свои истинные намерения, и врач может наблюдать черты характера, которые невозможно разглядеть в условиях офиса, в которых Lycopodium может ввести в заблуждение своим видом незыблемой честности и привлекательным сдержанным поведением). Один из гостей скромно объяснил восторженно внимающей группе слушателей, как он, стремясь к духовному самосовершенствованию, проделывает различные дисциплинирующие упражнения, необходимые ежедневные медитации, полностью бросил курение и значительно умерил потребление спиртного и мяса. «Например, я совсем не ем никакого тяжелого мяса, которое тянет вниз высокие устремления», — сказал он в заключение.

Хозяйка, случайно услышавшая последнее замечание, воскликнула: «Как жаль! Сегодня я приготовила особый, вкусный ростбиф. Если бы я только знала, я бы вместо этого…»

«Пожалуйста, — поспешил её успокоить Lycopodium, — когда я обедаю не дома, я ем все, что мне подают. Последняя вещь, чего я бы не хотел, так это причинять неудобство хозяйке или налагать свои диетические ограничения на кого-нибудь ещё». Это было сказано с таким тактом и чувством, что каждый инстинктивно ощутил: «Да, это истинная забота о других. Этот человек — настоящий джентльмен».

Когда Lycopodium сказал, что ест все, что ему подадут, он действительно имел в виду все, поскольку он несколько раз подкладывал себе ростбиф и поглощал его с видимым удовольствием. Можно было только предположить после всего этого, что он только что объявил о том, что он скромно жертвует своим духовным совершенством ради того, чтобы не причинять затруднений хозяйке. Единственное, что мешало трактовать его слова таким образом (что выяснилось позднее), был тот факт, что он повторял свои выступления на других званых обедах: тот же разговор о самодисциплине и «тяжелых мясных блюдах» и те же несколько порций свинины, баранины или говядины. Возможно, под «тяжелыми мясными блюдами» данный представитель типа Lycopodium имел в виду мясо слона, жирафа или гиппопотама!

Однако самой удивительной была реакция его друзей. Нимало не сомневаясь, что он и на самом деле весьма воздержан, как он им заявил, они продолжали верить его словам вместо того, чтобы верить его поступкам, и продолжали с восторгом говорить о его строгих диетических правилах. И когда им напоминали, что он все-таки ест тяжелые мясные блюда, даже по несколько порций, они оправдывали его, расценивая все как скромность и вежливость. Временами вдохновенный Lycopodium настолько искусен в создании и демонстрировании образа, что люди даже не замечают, что король голый. Этот вид самообмана более сложен, чем простая ложь или лицемерие. Так как он удовлетворяет у Lycopodium некоторую глубоко лежащую эмоциональную необходимость и поддерживает его жизнеспособность, то он искренне верит, что то, что даёт ему преимущество, что бы это ни было, хорошо и правильно, в то время как все, что для него отталкивающе и некрасиво, должно считаться неправильным и неистинным.

Он зачастую держится за свой самообман по той простой причине, что он не хочет измениться или, может быть, нет необходимости в изменении. Он доволен сам собой, преуспевает по всем человеческим стандартам и хочет оставаться таким, какой он есть: самообманывающимся по некоторым вопросам, в чем можно не сомневаться, но продуктивным и жизнеспособным членом общества. В конечном счете, приятный самообман может доставлять гораздо меньше страданий, чем иногда приносит опустошающее самосознание Lachesis или Natrum muriaticum. По сути, неразрушимость Lycopodium отражает целостность его натуры, которая прекрасно вооружает его для осуществления жизненных задач. Как и для пучков мха, которому для выживания не требуются модификации.

Временами, однако, он проявляет искреннее желание углубить своё понимание окружающего мира. Это особенно заметно в средние года его жизни, когда его природная целостность начинает ослабевать. Тогда он начинает терять уверенность в своей силе и энергии или начинает чувствовать расхождение между общественным собственным образом и тем, что он есть на самом деле, и постоянно погружается в сомнения. «Я ощущаю, что коврик, на котором я стоял всю свою жизнь, кто-то вытягивает у меня из-под ног», «Очевидно, основание, на котором я построил свою репутацию, никогда не было прочным», «Все построение моей жизни внезапно рушится», «Я не знаю, что случилось, но внезапно вся моя уверенность полностью рассеялась», «Неужели моя профессия — это все, что у меня есть? », «Мне интересно, я что — «пустой» внутри человек? Я слишком придаю значение внешнему виду и не наполняю его эмоциональным содержанием» — все эти высказывания характерны для Lycopodium. Этим пациентам можно помочь гомеопатическими средствами, так как они обладают большой положительно направленной волей. Но что трудно, так это заставить его признать расхождение его представлений с действительностью. Как только Lycopodium признал слабость, он сознательно и интеллигентно начинает её исправлять.

Самообман Lycopodium не следует путать, хотя он и осложняется этим его специфическим пониманием, что есть «правда». Он именно такой индивидуум, который вместе с Понтием Пилатом мог бы спросить: «Что такое Истина? », предполагая, что на вопрос этот не существует ответа. Он скептик и релятивист: для него истина — величина переменная, а сегодняшняя правда — это завтрашняя ошибка.

Однако из этого не следует автоматически, что он циник или занимается самообслуживанием своих собственных интересов. Просто это значит, что у него есть понимание истины, присущее дипломатам, политикам или юристам. Он ощущает, что истина может существовать только для данной ситуации, для данной личности и в данный момент. В противоречивых, спорных вопросах он может легко переключать свою точку зрения на противоположную, служа адвокатом дьяволу и полностью противореча той позиции, которую занимал неделю тому назад, всего ради сохранения интеллектуального равновесия. Он инстинктивно понимает, что ни одна из сторон не права ни в одной из своих крайностей, но истина проходит где-то посередине, и что продвижение и понимание возможны только в том случае, если придерживаться какого-то среднего курса.

Следовательно, Lycopodium не доверяет крайностям любого рода — интеллектуальным, идеологическим, эмоциональным или тем, которые связаны с эстетическими оценками или качествами личности. Сам он сдержан и собран и ожидает, что и другие будут вести себя подобным же образом. Его смущает эксцентричность Calcarea carbonica, раздражает беспорядочное поведение Lachesis, беспокоит несдержанность эмоций у Phosphorus, он нетерпим к разнообразным особенностям Natrum muriaticum. Ему нравится, когда окружающие ведут себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и частной жизни. Талейран провозгласил инстинктивную нелюбовь Lycopodium к отклоняющемуся от норм поведению, когда инструктировал своих коллег перед дипломатическими переговорами на Конгрессе в Вене: «Прежде всего, не слишком много рвения! »

Lycopodium считает также, что правда должна быть гибкой, чтобы оставаться жизнеспособной. Для того, чтобы быть влиятельным, человек должен принять его идею об истине и придерживаться средней линии во все времена. Каждый должен в некоторой степени поступиться правдой ради конечной цели. Поэтому Lycopodium не всегда стремится говорить «объективную правду». Он предпочитает говорить людям то, что они хотят услышать, что они готовы слышать, или то, что, как он полагает, они обязаны услышать; и спрашивать его о том, говорит ли он правду, это значит задавать ненужный вопрос. Он говорит и не говорит. Он честно полагает, что цель оправдывает средства. Если ему бросают упрек, то он открыто признает изменчивость своих суждений, объясняя, что времена и условия меняются и что, следовательно, он вынужден видоизменять свои мнения. Любой, кто занимает положение начальника в обществе, действует по этому принципу в какой-то степени, но у Lycopodium эта позиция инстинктивна и отражает в целом все его побуждения, поступки и взаимоотношения как личные, так и профессиональные.

И временами то, что кажется обманом, на самом деле является крайней степенью осторожности и осмотрительности. Он не лжив, просто, говоря о чем-либо, он не выдает информации больше, чем необходимо в данной ситуации.

ПАЦИЕНТ

Наконец-то мы подошли к предмету, который должен особенно интересовать врача-гомеопата: отношение к болезни и поведение во время неё у Lycopodium.

Хотя отношение, описанное здесь, гораздо ярче выражено у мужчин, чем у женщин, но у них оно тоже проявляется.

Как правило, он проявляет «мало доверия к врачам и их лекарствам» (Геринг) и предпочитает игнорировать физические слабости. Болезнь принижает его высокую самооценку и вторгается в его отстраненность. Его раздражают собственные слабости и даже слабости членов его семьи, он не терпит плохого здоровья. Он может отказаться признать существование симптомов или болезней просто потому, что его нельзя тревожить. Он не может найти на это время и уделить этому внимание. Он думает, что его тело будет служить ему хорошо всегда, как это и было раньше. Для него типично представление, что ему не понадобится медицинская помощь и что сильная личность может превозмочь болезнь усилием воли. Обычно он произносит фразы такого плана: «Это все в сознании… Позабудь про это и оно пройдет… Я не верю в докторов, я вполне здоров без их помощи… Мой собственный организм позаботится об этом».

Он также представляет собой такого пациента, из которого трудно извлечь описание симптомов. За исключением его основной жалобы, у него больше нет никаких. Это энергичный молодой человек, который не может помнить, когда он в последний раз был болен, но у него хронический катар с постоянно появляющейся слизью; или это энергичный пожилой человек, выглядящий и действующий гораздо моложе, чем соответствует его возрасту, но со случайно появляющейся бурситной болью в правой лопатке. Или это сильный и здоровый ребенок, который по какой-то причине плачет перед тем, как помочиться. Или это исключительно здоровая женщина с варикозным расширением вен, особенно на правой ноге, или с большой кистой на правом яичнике (правосторонность большинства жалоб Lycopodium или возможные симптомы, распространяющиеся с правой стороны тела на левую, являются важной отличительной чертой данного типа, подобно тому, как левосторонность присуща Sepia и Lachesis). Однако ничто больше не беспокоит Lycopodium, ничто совершенно! Этот индивидуум не имеет представления о зависимостях и не может ответить на вопрос о том, когда у него бывают ухудшения и улучшения, что ему нравится и что не нравится. Он ест любую пищу и пьет любые напитки. Его не беспокоит смена погоды или времени года, ему нравятся в равной степени жаркое лето и холодная зима. Он не чувствителен к перемене настроений у самого себя и у окружающих, и мало что может его рассердить или встревожить (по крайней мере, он так говорит). Единственная зависимость, которую он осознает (типичная для Lycopodium) — это упадок сил в конце дня: с 4 до 8 часов дня — ухудшение симптомов, понижение жизнеспособности или непреодолимая сонливость. Иногда это единственный физический показатель, который удается извлечь врачу, за исключением основной жалобы, с которой пациент пришел. Во всех других отношениях, как и мох, из которого происходит это лекарство, мало что в окружающей среде способно потревожить этого индивидуума.

В результате этого, он может чувствовать своё превосходство по отношению к правилам обычной жизни. И действительно, он может пренебрегать основными предосторожностями в отношении диеты и здоровья, но все равно оставаться бодрым и здоровым. Примером тому может послужить один престарелый холостяк-Lycopodium, который из соображений экономии существовал в течение двадцати лет на полуфабрикатах кухонных смесей и концентратов, но вызывал врача только раз в несколько лет от изредка подхватываемого гриппа, во всем остальном оставаясь вполне здоровым. Бывают и случаи, когда в противоположность этому, слишком перенапрягая свой организм, Lycopodium ломается физически и психологически в среднем возрасте. Тогда сравнительно рано он может потерять свои сексуальные и интеллектуальные способности (не может прочесть то, что написал; делает ошибки при письме; пропускает слова, буквы или слоги; теряет мысли и не способен ухватить мысль; не способен найти необходимое слово и использует неправильные слова для правильной мысли — говорит «слива», имея в виду «грушу» («ослабление памяти», Ганеман, Геринг), или в то время как всем кажется, что его здоровье находится в «прекрасном состоянии», без каких бы то ни было угроз с этой стороны, он может умереть от сердечного приступа или другого внезапного и захватывающего большую часть организма состояния. Причиной может быть какой-то миазматический изъян — врожденный дефект, который всплывает на поверхность с возрастом, но зачастую он неосмотрительно проживает и истощает тот запас здоровья, которым отличается этот конституциональный тип.

Sulphur, особенно мужчина, тоже может продемонстрировать такое малое количество симптомов, которое может быть ему присущим или может просто отражать его неспособность наблюдать за собой. Эти оба трудных типа иногда, как кажется, едва ли знают, что значит болеть, даже что значит испытывать боль; проживая жизнь, они не испытывают никогда даже хотя бы головную боль. Один Lycopodium, пациент лет семидесяти, уверял, что ощущал боль только один раз в своей жизни — это когда его выстрелом ранило в руку во время Второй мировой войны. Однако именно эта характеристика, т. е. отсутствие симптомов, если она установлена, может послужить руководством для назначения лекарства.

Мужчина около 45 лет обратился за помощью к гомеопату по поводу необычного онемения или пареза в нижней части тела. Это началось за год до того с онемения большого пальца правой ноги. Онемение поднималось вверх по ногам до паха, а в момент обращения к врачу дошло до пояса. Он мог двигать конечностями, но ходьба требовала усилий, поскольку он был вынужден концентрировать внимание на том, как произвести каждый следующий шаг. Кроме того, его сексуальная деятельность была разлажена. Сначала ему был прописан Phosphorus, затем — Conium (из-за восходящей системы симптомов), но безрезультатно. Тщетными оказались поиски других симптомов. Онемение не ухудшалось ни от ходьбы, ни от сидения, ни тогда, когда пациент ложился, а также ни утром, ни вечером. Состояние не улучшалось ни от жары, ни от холода, ни от сильного давления, ни от мягкого поглаживания. И у него не было никаких других жалоб. «Во всем остальном я чувствую себя просто хорошо», — настаивал он. Это послужило ключом, и ему была назначена высокопотенцированная доза Lycopodium, заставившая онемение отступить вниз по телу до большого пальца правой ноги, откуда оно и возникло. Ещё одна доза спустя три месяца устранила это ощущение и в пальце, и на этом было закончено лечение.

Ещё один удивительный случай «отсутствия симптомов» у Lycopodium. Посещение кабинета врача началось с заявления пациента о том, что он абсолютно здоров.

«Тогда зачем же вы пришли? » — возник справедливый вопрос.

«Это из-за моей жены. Она сказала, чтобы я пошел к врачу».

«Ну, значит вам посчастливилось иметь удачную конституцию» (пациент согласно наклоняет голову, скромно признавая неоспоримость этого факта). «Однако давайте посмотрим, может быть нам удастся обнаружить некоторые симптомы или слабости…»

«Но у меня нет симптомов, уверяю вас, я абсолютно здоров».

«Согласен. У вас может не быть никаких симптомов, но у каждого, по крайней мере, существуют некоторые физические особенности, которые являются неотъемлемой частью его конституции. Давайте просто попытаемся сосредоточить внимание на некоторых из них…»

При таком успокаивающем расспросе Lycopodium расслабляется и начинает отвечать, признавая: «Да, у меня в течение нескольких лет трескается кожа между пальцами ног, но это потому, что я это получил в армии. У меня никогда этого не было раньше». Также у него был постоянный кашель зимой, «но он никогда не бывает сильным, не обессиливает и ничего такого. Это может быть от того, что я в детстве как-то болел пневмонией». У него также метеоризм, который начинается через час после еды, «но я это унаследовал от отца, у которого это было ещё хуже, чем у меня». И хотя его жена заявляет, что он по утрам раздражителен и не в духе, «это вполне нормально, если учесть тот факт, что я просыпаюсь в 4 часа утра и после этого мне трудно заснуть снова». Или у него могут появляться случайные незначительные боли внизу спины или между лопатками. «Однако ничего серьезного, они даже нерегулярно появляются, так что я бы не назвал это симптомом».

Расспрос продолжается в таком же духе с добавлением алиби или оправдания на каждый симптом, и пациент все время убеждает себя в том, что его симптомы — некоторым образом не его собственные симптомы и что, в конечном счете, он не виноват в какой-то слабости своего телосложения.

Откуда эта несознательность или отрицание симптомов? Почему для Lycopodium необходима уверенность в безупречности своего телосложения и физической непобедимости? Конечно, имеется и определенный страх перед болезнью, но такие факторы, как угроза его достоинству, его высокой самооценке или желание эмоциональной отстраненности, также играют свою роль.

Каждый, кому довелось иметь дело с Lycopodium во время его болезни, знает, насколько это необщительный пациент («упрямый и заносчивый, когда болен», Берике). Он забывает принимать лекарство, которое ему назначено, и не может сообщить о новых симптомах или хотя бы в общих чертах рассказать о произошедших изменениях. «Не надо меня все время спрашивать о том, как я себя чувствую, доктор. Это Ваше дело знать как. В конце концов, это же Вы — врач! » Если настаивать на том, чтобы он рассказал о симптомах, он раздражается: «Знаете, я никогда не замечаю такие вещи. Я не интересуюсь своими симптомами».

«Ну, начните интересоваться. Замечайте! » — побуждает врач.

«Для меня уже поздно начинать сейчас. Вы замечайте», — таков его джентльменский ответ.

Даже если он в конце концов принимает помощь гомеопата, он может решительно отказаться сделать малейшую уступку в помощь действию лекарства. Один из пациентов страдал хронической бессонницей в ранние утренние часы. Для лечения этих и других симптомов ему была прописана доза Lycopodium и было рекомендовано воздержаться от потребления кофе. В течение недели он спал лучше, но затем возобновил прием кофе, его бессонница возвратилась, и он попросил, чтобы ему прописали больше лекарств. Было предложено, чтобы он снова прекратил пить кофе, что было бы лучше, чем снова принимать конституциональное лекарство, на что он ответил:

«Что за ерунда! Вы должны дать мне лекарство, которое позволит мне пить кофе вечером и несмотря на это ночью спать, в противном случае, что за смысл принимать ваши лекарства? Если бы я захотел, я бы и сам бросил пить кофе, для этого мне не нужен врач! »

«Тем не менее, вы должны дать нам время, и если это разрушает ваше здоровье, то возможно…»

«Кофе того стоит. Я отказываюсь прекращать его пить! » — был несокрушимый ответ.

Этот конституциональный тип даже приравнивает физическую слабость к моральным недостаткам. Он чувствует, что человек, который живет «правильно», не должен болеть. «Посмотрите на меня, — думает он инстинктивно, когда слышит о болезнях других. — Я живу правильно и чувствую себя вполне хорошо. Если бы другие были больше похожи на меня, то они, может быть, были бы в добром здравии». Все это может не быть сказано вслух, может быть на уровне подсознания, но высокомерная мысль: «Я здоров, потому что я веду добродетельную жизнь» является определенной формой утверждения собственной правоты, присущей Lycopodium.

Наступают, однако, времена, когда он больше не в состоянии закрыть глаза на неприятные факты своего физического и психического здоровья, когда ему необходимо отказаться от этого страусового отношения. Выплывают на свет неприятные предостережения и опасности, описанные в книгах. Если уж поверхностная оболочка его физической непобедимости дала трещину, Lycopodium может впасть в панику и довести свою болезнь до кризиса.

Теперь он будет обострять любое незначительное недомогание до состояния, угрожающего жизни. Если у него во рту появляется небольшая ранка, то это должна быть ранняя стадия рака; если появились симптомы заболевания респираторной системы, то это должен быть кашель, сопутствующий органическому заболеванию сердца; неподвижность шеи с незначительными головными болями должна быть «хроническим менингитом» (как определил это один из пациентов); головокружение, вызванное гриппом, и тошнота превращаются в гиперемию сердца. Большинство из его панических страхов отражают его представление о болезни как о «кризисе», требующем (как он думает) радикальных лечебных мер.

Попутно следует отметить, что пациент Lycopodium (за исключением тех, которые работают в медицине, или тех, кто долго болел) может быть исключительно невежествен в отношении анатомии и физиологии. В отличие от Arsenicum album, Natrum muriaticum или Sulphur, информированных в области медицины, Lycopodium обычно не имеет представления, где у него находится печень (он указывает на желудок), или желудок (указывает на брюшную полость), или даже где находятся почки (которые, как он полагает, находятся недалеко от мочевого пузыря).

Эта тенденция преувеличивать свою болезнь, если уж она появилась, имеет и другие корни в психологии Lycopodium. Ему не нравится терять достоинство, подвергаясь унижению мелких заболеваний, которые помещают его в ту же плоскость безвестности, что и других, терпящих страдание, смертных. Ему хочется иметь болезнь, достойную вызвать его самоуважение. Он знает, что иногда даже такие личности несомненной правоты, как Иов, подвергаются испытаниям, причиняемым разрушительными болезнями.

Исходя из этого, он иногда подсознательно, а иногда вполне сознательно, идёт на удаление органа («Давайте избавимся от него и покончим раз и навсегда! ») или на некоторые другие способы энергичного вмешательства скорее, чем поинтересуется профилактическими мерами или другими, более медленными процессами излечения и постепенного укрепления тела. Конституциональное лечение Lycopodium может изменить отношение пациента к этому, несмотря на его натуру, но ещё до такого превращения он создаёт для гомеопата непреодолимую ситуацию. Если излечение требует длительного времени, то он настаивает на том, что лекарство не оказывает действия, и уклоняется от продолжения лечения; если гомеопатическое средство срабатывает быстро, то он решает, что, по сути, ему не требуется лекарство и что в конце концов его сильная конституция сама о себе позаботится. Если продолжительность курса лечения не очень длительная и не короткая, а где-то между этим, то он яростно хочет, чтобы лекарства «уже решили как-то, либо им работать, либо не работать».

Такое личное недоверие к медицине забавно проявляется у самого врача-гомеопата Lycopodium Он глубоко уважает лекарства сами по себе. Он знает ценность установленных конституциональных делений и выписывает соответствующие средства, добиваясь хороших результатов для своих пациентов. Но для себя он не может ничего сделать в этом направлении. Он откладывает прием средства на потом, на завтра… Тем самым он выдает своё потаенное нежелание, удобно для себя забывая недавнее намерение. Одного из таких врачей, печально известного пренебрежительным отношением к своему здоровью, спросили, почему он не хочет, чтобы ему сделал назначение хотя бы его товарищ по работе. «Лекарства — это для слабых и со слабым сознанием, — был его ответ, — и таких множество вокруг. А сильная личность, такая как у меня, не нуждается в конституциональных лекарствах». Такой ответ был типичным для Lycopodium с его комической политикой избегания решения серьезных проблем. Его легкомысленный и высокомерный ответ содержал гораздо больше, чем крупицу его истинных ощущений.

Это не удивительно с точки зрения его общего недоверия к медицине, но здесь принимают участие и другие факторы. Гомеопатия, как мало какая другая наука, требует от пациента отказа от его отстраненности, сознательного отношения к собственному физическому и эмоциональному состоянию, своей доли участия в наблюдении и сообщения о симптомах. В то время как Arsenicum album в восторге от того, что работает рука об руку с врачом, и при своём властном характере он даже пытается сам вести лечение. Властность Lycopodium срабатывает в обратном отношении. Он возмущается тем, что его как пациента заставляют упорно трудиться, как того требует гомеопатическое лечение. Он ни в малейшей степени не желает пристального внимания врача и готов полностью соглашаться с его выводами. Он платит хорошие деньги за специализированные врачебные знания и ждёт, что врач решит сам, точно так же, как если врач придет к нему за его профессиональной помощью или советом в его области, он примет на себя полную ответственность и не потребует, чтобы клиент ему помогал. И не для него сегодняшняя медицинская философия «сделай все сам», когда каждый по-дилетантски занимается лечением, этой своего рода холистической стряпней.

И, наконец, при его консерватизме неортодоксальность гомеопатии заставляет его нервничать. «Почему ты хочешь, чтобы я пошел к гомеопату? » — подозрительно пытает он свою жену. «Почему я не должен посещать моего обычного врача? И, что такое гомеопатия, в конечном счете? » (последний вопрос задается уже после того, как это ему объясняли дюжину раз). Как и у мха, для которого требуется несколько лет для развития спор и десятилетие с половиной для достижения полного созревания, для Lycopodium требуется долгое время для восприятия действительно новой идеи. Он упрям, «не поддается лечению» (Геринг) и непроницаем для предложений: большинство из очевидных фактов им не воспринимается. Однако рано или поздно, когда приходит его время, этот медленно изменяющийся индивидуум начинает соглашаться. И когда он созрел, чтобы воспринять новую идею, он становится таким же несгибаемым на новом пути.

Незабываемо поведение одного пациента типа Lycopodium, проходившего курс гомеопатического лечения от серьезного заболевания, и может служить наглядным примером, при помощи которого можно кратко перечислить снова некоторые характерные черты личности типа Lycopodium. Почувствовав сжимающую боль возле печени, он поспешил к специалисту и вернулся с полным сознанием собственной значимости. «Врач по внутренним заболеваниям говорит, что у меня камни в мочевом пузыре и что весь желчный пузырь должен быть вырезан и чем скорее, тем лучше. И, возможно, поджелудочная железа тоже, так как она явно в плохом состоянии». Его поведение ясно показывало, что сама идея о таких радикальных мерах произвела на него огромное впечатление и что он считает её подходящей для сильного человека, которого посетила сильная болезнь.

Он договорился об операции, а тем временем последовала вспышка инфекционного заболевания, и его врач колебался, продолжать ли лечение такого ослабленного и температурящего пациента. В этот момент его жена решила обратиться за помощью к гомеопатам, и пациент (несмотря на его «никогда не доверял тем маленьким белым пилюлькам») получил классическое назначение Chelidonium 200 X для симптомов в острой форме вместе с тинктурой Chelidonium и Hydrastis для приема с водой через определенные промежутки времени.

Через 24 часа температура спала и плохие ощущения ослабли, хотя сам пациент настаивал, что лекарство «не работает». Для Lycopodium, однако, это часто означает, что он не полностью излечился.

«Потерпите ещё 24 часа, и мы изменим назначенное лекарство», — предложил врач.

«Ну, гомеопатия, может быть, действует на других, но не действует на меня». (Ещё один типичный для Lycopodium вывод). «Не стоит ли мне вернуться к моему обычному врачу? И как долго я должен принимать эти отвратительные пилюли? Вкус у них просто ужасный! » (значит: слегка горький).

На следующий день боль и признаки инфекционного заболевания практически исчезли, и пациент торжествующе заявил при посещении гомеопата: «Ну, теперь я готов для удаления желчного пузыря».

«Ну, зачем же его удалять, если вы чувствуете себя хорошо? »

«Когда-то мне придется его оперировать. Не предлагаете же вы мне снова испытать такой же приступ, не так ли? В любом случае, от чего я отказываюсь, так это принимать вашу мерзкую смесь и дальше».

Его натуре Lycopodium просто не терпелось подвергнуться операции, так чтобы ему не приходилось беспокоиться или когда-нибудь думать снова о его желчном пузыре. При содействии его преданной жены этот кризис был как-то преодолен, и он хорошо восстановил здоровье. Но если бы была малейшая возможность возвращения старой болезни, его бы не удержали от ножа хирурга.

После нормально прошедшего выздоровления он прокомментировал события у врача: «Я вам благодарен за вашу работу, но я ненавижу эти побочные эффекты ваших лекарств».

«О каких побочных эффектах вы говорите? » — удивился врач.

«Ваши лекарства изменили мой характер и вынудили меня изменить мой стиль жизни задолго до того, как я к этому был готов. Когда я устаю, они заставляют меня хотеть отдохнуть, в то время как я привык продолжать работу и не спать. Когда я голоден, я вынужден есть, вместо моего обычного проглатывания какого-нибудь напитка, как это было раньше. Я люблю кофе и мог выпить до десяти чашек в день, а теперь мне достаточно одной. Я привык утверждать себя в доме, а теперь обнаруживаю, что я — уважающий себя человек — иду на соглашения с моей женой и дочерью, как обычный ягненок. Что вы сделали с моей в прошлом такой сильной конституцией и характером? »

Гомеопатические лекарства дают тройной эффект, воздействуя на прошлое, настоящее и будущее пациента. Lycopodium может достичь тех времен в прошлом, когда пациент ещё не потерял силу и уверенность в себе, и может помочь ему вернуть их; он может придать ему смелости противостоять и преодолеть опасности и несоответствия в настоящем, наполнить смыслом то, что уже стало просто фасадом силы и способности; и, наконец, действуя на будущее, лекарство может предохранить хороший ум и психические способности от ухудшения, наступающего с возрастом. Вот таким образом сильнодействующее средство из пучков мха даёт возможность пациенту конституционального типа Lycopodium, производящему впечатление человека необычайной силы, высокоинтеллектуального, уверенного и спокойного, проявить эти качества в реальной жизни.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.