Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы 2 страница



Очень часто в русских народных волшебных сказках главный герой имеет нескольких братьев и является самым младшим из них. В этом случае сказки так и начинаются: «жил-был мужик, и было у него три сына». Далее сказка обращает внимание слушателя именно на главного персонажа: как правило, он считается самым глупым, самым слабым и самым младшим. Молодой возраст главного персонажа связан прежде всего с самым низшим социальным положением этого героя по сравнению с другими: старшие братья его притесняют и не уважают, герой остаётся без наследства и бывает даже изгнан из дома. [32].

Необычный, чудесный, волшебный способ появления главного героя на свет - это тоже один из важнейших и главнейших мотивов русских волшебных сказок.

Примеры:

•   женщина, будущая мать главного героя, съела горошину и выпила колодезную водицу, и таким образом зачала и родила сына, то есть главного героя сказки;

•   в другой сказке главный персонаж появился на свет благодаря связи обычного человека и медведя, унаследовав человеческий облик от матери и недюжинную силу от отца-медведя;

•   необычная рыба, съеденная женщиной, также развилась в её утробе, и в итоге трансформировалась в человеческого детеныша с необычными, сверхъестественными способностями, и именно таким рождается на свет главный герой сказки. [34].

Все вышеперечисленные элементы повествования, которые легко проследить в самом его начале, призваны не только подготовить слушателя к восприятию и познакомить его с главными волшебными героями, но и выделить определённых волшебных персонажей, обратить на них внимание.

Ниже будет приведено выделение положительных персонажей сказок.

 

Положительные персонажи

Если проанализировать русские волшебные сказки, можно выделить 2 основных типа положительных персонажей:

1. богатыри, преувеличенно сильные, смелые и всемогущие.

2. персонажи, изначально не имевшие каких-либо сверх способностей, но награждаемые ими после каких-либо подвигов.

Разумеется, при повествовании и знакомстве слушателя с героями первого и второго типа используются разные лингвистические конструкции и языковые формы. Также представляет интерес ещё одна особенность этого жанра: в волшебных сказках не встретить подробного описания внешнего облика героев, которое широко используется в других произведениях, таких как рассказ, повесть, роман и т. д. [27, с. 129].

В следующем подразделе будет рассмотрена категория отрицательных сказочных персонажей.

 

Отрицательные персонажи

Антагонисты в сказках постоянно преследуют главного персонажа: создают герою проблемы и устраивают ему испытания. Негативные персонажи в сказках всегда в конце сюжета претерпевают поражение. [22].

Мачеха

Очень часто можно встретить в сказках истории о кроткой и несчастной падчерице и злобной, ненавидящей её, мачехе. Мачеха пытается сжить со свету падчерицу постоянной и тяжелой работой, и в итоге выгоняет её из дома. Падчерице в сказках часто помогают волшебные существа, умеющие говорить звери и даже предметы, которые оберегают её на протяжении всей сказки и избавляют ее от всяческих бед. В некоторых русских произведениях данного жанра падчерице помогает её родная, уже умершая мать, своим благословлением (старейшины Рода, покинувшие этот мир, как считалось, оберегали своих потомков и помогали им).

Падчерица на протяжении всего сюжета в своих поступках и в своих словах проявляет ум и смекалку, а также кротость, терпеливость, доброту и смелость. За хорошие поступки ей помогают разные существа, и в итоге падчерица в конце сказки всегда выходит замуж за красавца и повышает свой статус. Кстати, мачеха по итогам сказки всегда наказывается и получает по заслугам [37].

 

Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный в русских народных волшебных сказках имеет антропоморфный образ. Кощей Бессмертный несёт в себе все функции дракона (завуалированный мотив драконоборства), но при этом он содержит в себе ещё и многие другие функции. В некоторых источниках, в частности в «Народных русских сказках» Афанасьева Александра Николаевича имя данного персонажа имеет свой первоначальный вид: Кош бессмертный. Позже данного героя сказок стали именовать Кощеем или Кащеем (от слова «кость») [24]. Его внешний облик очень похож на человеческий за одним исключением: у него абсолютно иссохшее тело, состоящее только из костей и кожи. Кощей Бессмертный - это сочетание антропоморфной наружности с драконьими признаками и сверхъестественными способностями. По сути, это - дракон в обличии человека. Кощей Бессмертный - это очень могущественный персонаж, который может превращаться в кого захочет. Кощей Бессмертный является чрезвычайно сложным образом и одним из самых многогранных и противоречивых персонажей в русских народных сказках [6].

 

Баба-яга

Этот персонаж волшебных сказок имеет двоякий смысл; её нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам однозначно. Изначально, в самые древние времена, Баба-яга, как и дракон, о котором речь пойдет в следующей главе, являлась положительным персонажем. Сейчас же этот персонаж является одним из самых противоречивых героев сказок.

Баба-яга является проводником между обычным сказочным миром и потусторонним миром в волшебных сказках. Когда главный персонаж сказки заходит в избушку на курьих ножках, он попадает в потусторонний мир. Избушка тоже имеет крайне противоречивое двойственное значение, поскольку она поворачивается то к лесу задом, а к главному персонажу передом; то к главному персонажу задом, а к лесу передом. Это постоянное колебание означает постоянный поиск между миром живых и миром мертвых. Избушка на курьих ножках в сказках имеет очень страшное описание; она практически полностью состоит из человеческих костей: зубов, черепов, ног, рук. Всё это, безусловно, добавляет жути и образу избушки, и образу самой Бабы Яги [5, с. 85].

В процессе проведенного исследования жанров народного русского фольклора стало понятно, что оно было бы неполным без рассмотрения мотивов сказок. Нужно также понять то, какие сюжеты легли в их основу, разобрать происхождение этих мотивов. Соответственно, в следующем подразделе речь пойдет именно о мотивах русских народных волшебных сказок.

 

1. 3 Исторические мотивы волшебных сказок

 

Сказка интересна своей потрясающей поэтикой, лингвистическими и лингвистическими особенностями и мотивами, а также иллюстрируемыми в ней этническими ценностями и бытом. Сказка содержит вымышленный сюжет, который и создаёт всю уникальность жанровой окраски. Во время исследования мне также было важно проследить истоки создания этой сказки, этимологию её мотивов. Все эти подходы к изучению сказок не исключают, а дополняют друг друга, делая моё исследование более комплексным и полным. Мотив в сказочном жанре, который был выбран для изучения, представляет собой вовсе не сам сюжет, а действия главных персонажей. Применяются устойчивые формулы, с помощью которых читатель может понять эмоции главного героя, его характер и внутренние переживания [8].

Понять эмоциональную окраску, а также положительность или отрицательность героя очень легко – достаточно изучить его сказочные диалоги с другими героями и, конечно же, его поступки. При ознакомлении с трудами Владимира Яковлевича Проппа было найдено множество ценной информации. Следующий подраздел посвящен его работам по исследованию мотивов волшебных сказок.

 

Мотивы волшебных сказок по Проппу

В трудах Проппа имеется чрезвычайно интересная теория о мотиве сказок этого жанра. Он утверждал, что при огромном многообразии сюжетов и сказочных героев, которые встречаются в волшебных сказках; стилистические, конструкционные, функциональные особенности все же однообразны. Изучая сказки, мы ступаем на территорию чудесного, и это чудесное прорастает своими корнями в нашу историю, в нашу архаику, и каждый элемент этого исследования несёт очень важную информацию. По этим причинам к каждой составляющей сказок нужно относиться очень серьёзно [41], [26].

Наиболее интересным путеводителем по сказкам служат фундаментальные исследования Владимира Яковлевича Проппа - фольклориста и филолога, чьему перу принадлежат наиболее заметные работы об интересующем меня жанре, например, «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Владимир Яковлевич Пропп считает, что все сказки в мире построены по одному принципу; изменяются только определенные элементы и части этих сказок. Герои сказок, по его мнению, взаимозаменяемы, но последовательность включения элементов в повествование неизменна. В некоторых разновидностях волшебных сказок эти элементы не включаются в повествование, а в некоторых сказках этих элементов присутствует чуть больше, однако по своему строению все сказки практически одинаковы. Персонажи многих сказок взаимозаменяемы [26, с. 23].

Пропп рассматривает данный феномен волшебной сказки с точки зрения проведения аналогии к мировому шаманизму, поскольку сюжеты волшебных сказок очень похожи на обряды шаманских инициаций и переживаний шаманов не только в Древней Руси, но и на всех континентах земного шара. Сказки народов, живущих в разных частях света, содержат одинаковые мотивы и хронологические сюжетные функции [39]. Об этом также писал в своих ученых трудах Владимир Яковлевич Пропп. Народные слои передавали их на протяжении множества веков из поколения в поколение, и сказки в разные времена претерпевали некие модификации, однако основной мотив и сюжет оставался неизменным.

 

По теории исследователя:

•   в сказках есть константы – это деятельность главных персонажей.

•   количество ролей и функций в волшебной сказке ограничено;

•   постоянство логического ряда этих функций неизменно;

•   все русские народные волшебные сказки имеют одну и ту же структуру [30].

По своей конструкции все волшебные сказки, которые сохранились на сегодняшний день в русском народном фольклоре, представляют собой единое произведение, претерпевающее трансформацию персонажей и чередование либо удаление каких-либо элементов повествования, однако общая последовательность функций сохраняется. В «Морфологии волшебной сказки» Владимира Яковлевича Проппа содержится информация о том, что какие бы волшебные сказки мы ни читали, в итоге знакомимся с одной и той же волшебной сказкой. В соответствии с его концепцией была изучена последовательность событий в сюжете волшебных сказок [41].

Ниже представлена стандартная последовательность сказочных событий.

•   В самом начале повествования персонаж утрачивает что-либо: главный вредитель сказки похищает его жену, невесту, сестру либо мать. Антагонист обманывает жертву и завладевает её имуществом, реже – похищает самого персонажа и главный персонаж отправляется на поиски, чтобы найти и спасти свою любимую женщину либо сокровище от вредителя или чудовища.

•   Богатыря просят о помощи, и он не отказывает. Таким образом, слушатель знакомится с ним.

•   Богатырь отправляется в путь-дорогу, где его ждет множество испытаний, после успешного прохождения которых ему предоставляется помощник или какой-то волшебный предмет.

•   Богатырь чудесным образом перемещается к месту, где должен быть враг.

•   Происходит битва, богатырь побеждает.

•   Богатырь возвращается домой вместе со спасенной им жертвой (если имело место похищение девушки) и женится на ней.

Выше мной был показан пример множества сказок, но далеко не всех, поскольку сюжетов волшебных сказок великое множество. [35], [19]. Сюжет сказки – это цепь происходящих действий, обстоятельств и явлений, развивающихся по ходу повествования в пространственно-временном континууме сказочного мира. Далее будут изучены и рассмотрены особенности и характерные черты мотивов в волшебных сказках.

 

Характерные особенности мотивов в сказках

При изучении сборника «Народные русские сказки» удалось отследить некоторые тенденции мотивов.

• В волшебных сказках русского народа всегда охраняется граница между миром живых и миром мертвых.

• Мотивы дома и дороги и мотив потустороннего мира всегда имеют переход с препятствиями и сложностями, которые герою устраивает охраняющий границу персонаж). Таким образом читателю доносится мысль: в потустороннем мире может быть только тот, кто, по мнению сверхъестественных сил, должен там быть [4].

Волшебные сказки, содержащие мотивы дороги и дома – это «прозрачные» сказки – подгруппа этого поджанра. «Прозрачные» сказки своим существованием обязаны мифам, поскольку они наиболее близки к ним по сюжету и персонажам. [26]. Фольклор (не только сказки, но и другие жанры) имеют в своей основе два элемента повествования:

1. мифические, сакральные мотивы и сюжеты.

2. события, которые происходили в отсутствие лица, рассказывающего сказку [6].

Далее рассмотрены основные мотивы фольклора и их происхождение, а также интересные гипотезы ученых, связанных с ним.

 

Драконоборство

В русских народных волшебных сказках очень часто главному герою приходится сражаться со своим главным врагом, и чаще всего это -трехглавый змей или даже дракон. Змей в сказках являет собой всё негативное. Это - силы, с которыми человек борется, несмотря на то, что они вполне способны его уничтожить. Образ трехглавого дракона, как правило, в сказках описывается как «огненный», «красный», «золотой». Дракон символизирует всемирный хаос. Мотив борьбы главного персонажа с драконом часто связывается со смертью и перерождением, чем немного напоминает мотив инициации: в некоторых сказках змей проглатывает главного героя и выплевывает его. После этого главный персонаж вовсе не умирает, а превращается в нового, ещё более красивого, смелого, сильного и умного героя [9, с. 79].

Нередко в русских волшебных сказках имеет место трансформация. Например, если главного героя проглатывает какое-то страшное чудовище, то благодаря перевариванию в его желудке главный герой трансформируется, и таким образом от мотива змееборства сказка переходит к мотиву превращения. Одновременно с этим от дракона к главному герою переходит способность излечивать живых существ и разговаривать на языке любого животного. Нередко, находясь в утробе чудища, главный герой находит там какое-то сокровище: золото, драгоценные камни, и получает их в награду от этого дракона. Дракон отдаёт всё добровольно, борьбы может и не быть [2, с. 239], [10].

Неотъемлемой чертой русских народных волшебных сказок является мотив и феномен драконоборства. Основным антагонистом и врагом главного положительного персонажа в русских волшебных сказках считается змей или дракон. Дракон на протяжении всего сказочного повествования пытается уничтожить главного персонажа, вредит его близким, а также представляет глобальную опасность для целого народа, частью которого является главный персонаж. Отрицательный персонаж (дракон) также может похитить какое-то сокровище или какую-либо ценную вещь, после чего главный персонаж опять же отправляется в путь-дорогу, чтобы победить чудище и вернуть то, что ему принадлежит по праву. Дракон может уничтожать целые деревни, города и даже государства. Как уже описано выше, дракон в сказках также часто похищает что-то, что очень дорого главному персонажу; в этом и состоит и главное столкновение интересов этих важнейших для повествования персонажей, и мотивировка отправления главного персонажа в путь [10].

Наиболее архаические славянские мотивы в волшебной сказке говорят о том, что дракон имеет не отрицательную, а положительную природу. Трансформации символизма дракона в русских народных сказках различных слоёв архаики претерпевают три стадии, каждая из которых приведена ниже.

1. Наиболее архаические слои мифологических представлений содержат представления о том, что дракон вовсе не является главным антагонистом героя, которого ему нужно уничтожить, а по сути своей он - носитель и даритель всяческих благ. Дракон в самых древних источниках представляется в сказках как даритель и обладатель всевозможных благ. Благодаря дракону в сюжете самых древних главный персонаж часто получает сверхъестественные качества. Сокровище является частью дракона, а во многих сказках сокровищем является и сама кровь дракона. В волшебных сказках русского народа встречается такой сюжет: главный персонаж попадает в утробу к дракону, находит там какие-либо драгоценности, огонь, пшеницу и какие-то признаки зарождения цивилизации, затем змей ему всё это дарит добровольно, после чего главный персонаж остается живым и невредимым, вылезает из пасти дракона и приносит эти ценности другим людям. Впоследствии этот сюжет видоизменяется, и его плоды заменяются тем, что дракон похищает сокровище, которое затем охраняет. Именно это сокровище главный персонаж ищет и пытается у дракона отнять, и в итоге убивает его. Этот момент в наиболее архаичных русских волшебных сказках является моментом сотрудничества, коммуникации и даже инициации, поскольку дракон инициирует героя, передавая ему некие сверхъестественные способности и какие-либо материальные ценности.

Этот же феномен прослеживается и в шаманизме, и в волшебных сказках самых разных народов, однако именно русская волшебная сказка является определенным эталоном. До сих пор сохранились этнографические записи, которые позволяют вычленять из этих элементов главные мотивы. Древнейшие мотивы сказок свидетельствуют о сотрудничестве главного персонажа с драконом и ни в коей мере не имеют намерения убить его. Во многих шаманских поверьях речь идет о кристалле, который во время инициации помещается внутрь шамана, и являет собой средоточие некого высшего знания. Этот кристалл также находится внутри дракона, и об этом свидетельствуют элементы русских волшебных сказок, о чём до наших дней тоже сохранилось множество записей. Вышеупомянутый кристалл связывает главного персонажа с миром духов, и это еще раз подтверждает, что сказка если и не основана на мотивах шаманских посвящений, то уж точно связана с ними.

2. Дракон-антагонист. Это – «новейшая» трансформация дракона в волшебных сказках, если можно её таковой считать в разрезе многовековой истории русского фольклора. Здесь дракон уже рассматривается как супротивник главного героя, которого ему необходимо уничтожить в целях своей безопасности и безопасности своих близких. Трехглавый Змей Горыныч - это типичный герой русских народных волшебных сказок, который считается противником главного персонажа и по сути сюжета является «вредителем» - отрицательным персонажем и антагонистом.

3. Во время анализа волшебных сказок Владимир Яковлевич Пропп выдвигает третью теорию, которая объединяет в себе обе вышеописанные точки зрения. По его мнению, главный герой в волшебных сказках, где лейтмотивом является драконоборство, а сам положительный персонаж, соответственно, является драконоборцем, не кто иной, как родной сын этого самого дракона. Этот мотив в волшебных сказках несколько завуалирован и по своей сути означает то, что никто кроме самого главного героя не может победить это конкретное чудовище, потому что главный персонаж несет в себе его генетическую информацию. Завуалированный мотив драконоборства в русских волшебных сказках подразумевает то, что дракон когда-то похитил мать главного героя, и вследствие их связи был зачат и появился на свет главный персонаж. Дракон прекрасно знает о том, что главный персонаж может его убить, и знает, от чьей руки он должен пасть. Именно это является мотивировкой: дракон пытается уничтожить главного персонажа и всячески вредит ему [2, с. 336], [9].

 

Нарушение запретов

Ещё один интересный мотив – нарушение запретов. Персонажи традиционной русской народной волшебной сказки транслируют пример поведения, осуждаемого в древнем обществе. Например, Емеля, который лежит на печи, осуждается автором сказки, хоть и не открыто. Главный персонаж волшебных сказок по ходу всего повествования нарушает запреты, принятые в обществе. Еще одна важная особенность волшебных сказок - сказки связаны с древнейшими народными приметами и поверьями. Например: когда какой-либо второстепенный персонаж спрашивает главного героя: «куда ты идешь, и что ты ищешь», главный герой всегда отвечает ему, и с этого момента у героя сказки начинаются разнообразные проблемы. Это очень легко объяснить. На Руси было поверье о том, что ни в коем случае нельзя рассказывать кому бы то ни было о своих планах, поскольку как только человек о них рассказал, он может быть уверенным, что его планы не сбудутся. Рассказывая второстепенному персонажу о своих планах, главный персонаж сказки демонстрирует свою линию антиповедения. Главный персонаж на протяжении всей сказки вообще очень часто совершает анти поведенческие поступки по отношению ко всему социуму. Благодаря этой модели поведения герой добивается успеха [10].

Герой волшебной сказки демонстрирует асоциальную модель поведения, единственно верную для реализации своих планов. Таким образом авторами производилась попытка легитимизировать поведенческую модель, которая не вписывалась в общепринятые нормы социума, и даже иногда противоречила им [31].

Любой социум, ограниченный жесткими правилами, рано или поздно останавливается в своем развитии, и чтобы происходила циркуляция правильных энергий, существует главный персонаж, который может выйти за границы общепринятых правил, соприкоснуться с этими опасными энергиями и внести новую энергию в социум – вот в этом и состоит главная суть не всегда логичного и правильного поведения главного персонажа. Свободный неконтролируемый выход энергий из потустороннего мира чреват разрушениями, поэтому для сотрудничества этих двух миров в сказке всегда имеется определенный, так называемый «избранный» человек – то есть главный персонаж [25].

Задача главного героя очень сложна и таит в себе множество угроз – он должен соприкоснуться с таинственным миром чудовищ, чтобы что-то хорошее привнести в общество и дать своему народу какие-то блага. При этом социум его жестко осуждает [28]. Также в сказках очень часто главный герой, который, конечно же, в русском фольклоре всегда положительный, отправляется очень далеко: в «тридевятое царство тридесятое государство» искать себе супругу, и этим нарушает самый главный запрет – вето на брак с женщиной из другого племени, и тем более из другого государства [9].

 

Мир живых и потусторонний мир

Сказочная реальность делится на мир живых и мир мертвых. В мир мертвых живому человеку попасть очень сложно, оставаясь при этом невредимым, однако в сказках главному персонажу это всегда удаётся. Но не всё так просто: чтобы попасть в потусторонний мир, персонажу всегда необходимо пересечь страшный жуткий лес, переплыть огненную реку или отправиться в путешествие за тридцать три моря. Отличие потустороннего мира от обычного в сказке также присутствует: даже если все предметы точно такие же, как и в обычном мире сказки, царства там особенные, и в их названиях используются уже не числительные («тридевятое, тридесятое»), а прилагательные: «серебряное», «золотое» и т. д. [3].

В сказках напрямую не говорится ни о загробной жизни, ни о встрече главного героя со старейшинами рода, покинувшими этот мир. Но некоторые персонажи, включённые в повествование, свидетельствуют о том, что это - именно потусторонний мир, мир мертвых, поскольку Баба Яга и Кощей Бессмертный - жители потустороннего мира в сказках [2].

Владимир Яковлевич Пропп в своих трудах отмечает, что тридевятое царство тридесятое государство, в которое попадает главный персонаж сказки, принимает золотую окраску. Главный герой русской волшебной сказки часто чудесным образом оказывается потерянным царем этого тридевятого царства тридесятого государства, и в итоге в конце сказки воцаряется и восседает на трон. Главный персонаж в этом потустороннем мире по мере прохождения серьезнейших испытаний не только заслуживает уважение и сочувствие слушателя, но и получает самую главную награду: он встречает свою любовь и вскоре играет свадьбу [23, c. 66].

Обычный мир в сказках, так называемый мир живых, тоже очень сложно назвать обычным в прямом смысле слова: уж слишком большое место создатели сказок отвели выдумке. Однако по некоторым особенностям мы все же можем отследить, что герой находится именно в своём мире, мире живых - это элементы быта людей в Древней Руси [24, с. 94]. Далее будет исследован ещё один интересный мотив волшебных сказок – волшебное превращение персонажа.

 

Волшебное превращение

Часто герои изначально некрасивы внешне, однако после серьезных испытаний, например, купания в горячем молоке, либо благодаря помощи другого волшебного персонажа получают прекрасный облик, часто вместе с ещё каким-либо подарком (например, в сказке об Иване-Дураке главный персонаж Иван не только становится красавцем, но и получает богатырского коня Сивку-бурку) [17, с. 130].

Волшебное превращение персонажей сказки из самых тривиальных некрасивых и даже порой не очень умных людей в красавцев, богатырей и всемогущих принцев – это глубочайшая контрастность, которая в сказках богато сопровождена красивым поэтическим слогом. Это – попытка дать каждому человеку веру в то, что даже самое невозможное чудо возможно лишь при усердии и труде, но самое главное – при доброте и хороших, добрых деяниях [32].

 

Закупоривание главного персонажа в бочку

Представляет глубочайший интерес и еще один мотив волшебных сказок: мотив закупоривания главного персонажа в бочку и спуск этой бочки на воду. Таким образом недоброжелатели и вредители пытаются извести героя [29]. Однако исследование, безусловно, было бы неполным без главнейшего события, которым чаще всего заканчиваются волшебные сказки.

 

Свадьба

Волшебная сказка включает в себя тоже очень интересные и даже фантастичные обряды: речь идет о свадьбе самого обычного человека и мифического, сверхъестественного существа, которое ненадолго приняло обличие человека. Иногда сказка строится на мотивах брака обычного человека мужчины и необычной, волшебной жены. Пример такого мотива мы можем встретить в сказке «Царевна-Лягушка». А в сказке «Финист - Ясный Сокол», наоборот, рассказывается о чудесном будущем муже и самой обычной девушке. Основы мотивов в обеих выше приведённых сказках мифологические. Свадьбой сказка чаще всего заканчивается, и считается самым положительным завершением истории [30].

 

Инициация

Ещё одним древнейшим обрядовым мотивом, наиболее часто встречающимся в сказках, является посвящение мальчика или молодого юноши в мужчины. Эти элементы в сказках имеют исторический подтекст: в древности молодой человек после инициации считался достигшим зрелости мужчиной и имел право заключать брак. В этих мотивах можно также проследить связь с представлениями древних людей о смерти: инициация всегда сопровождалась опаснейшими испытаниями – в сказках инициационный момент символизирует смерть и возрождение [32].

Инициационные мотивы - это не какой-то мимолетный элемент сказок. Они составляют основу всего сказочного повествования, на которую и крепятся мельчайшие элементы, составляющие полную картину сказочного сюжета.

«Тридевятое царство, тридесятое государство», которое тоже очень часто встречается в волшебных сказках, является местом, где происходят самые важные события всего волшебного повествования: главный персонаж очень долго пытается добраться до этого царства, и на протяжении всей дороги к нему сталкивается со множеством самых разных испытаний. Когда персонаж попадает в это царство, он видит невероятно красивый, светлый и солнечный город. Нередко в описании этого места используются прилагательные, обозначающие цвета: «золотой», «огненный».

Главный персонаж во время инициации демонстрирует свой героизм, свою смекалку и недюжинную физическую силу. Герой должен быть добрым и смелым. По нравственному облику героя можно судить о представлениях людей, слогавших эти сказки, о настоящем мужчине. В древности чтобы стать мужчиной, недостаточно было им родиться: требовалось доказать это право. Еще одной функцией этой инициации была реализация желания главного героя жениться на прекрасной и красивой девушке. Невеста доставалась как награда за хорошие, смелые и добрые дела, которые персонаж совершал на протяжении всего повествования сказки [25, с. 61].

Выше были описаны и проанализированы наиболее интересные мотивы волшебных сказок, однако изучены были далеко не все.

Иные мотивы

В сюжете волшебных сказок также встречаются линии:

· необычного рождения ребёнка,

· смерти и оживления, (воскрешения) главного персонажа,

· нарушения жесткого табу и наказания за это,

· бегства из заточения,

· подмена девушки, с которой должен был быть заключен брак,

· удивительный мотив похищения невесты,

· необычная смерть антагониста, который на протяжении всей сказки пытался убить главного героя либо как-то навредить ему.

Итак, исследование основных вопросов данного подраздела показало, что мотивы русского народного фольклорного творчества были очень разнообразны: это были архаические шаманские, мифологические элементы. Их этимология порой очень интересна и даже неожиданна [26].

На этом исследование сказок по их мотивам и этимологии окончено. Дальше будет рассматриваться и исследоваться цель сказок – её предназначение и высокий смысл.

 

Мораль и нравственность в русских народных сказках

Понятия о нравственности, семейных ценностях, добре и зле, социальных и общественных устоях, существующих на Руси, веками передавались из поколения в поколение крестьянами, которые и создавали эти сказки. Все эти моральные традиционные установки соответствовали представлениям крестьян о том, что правильно, а что – нет; что хорошо, а что – плохо; какие поступки правильные, а какие - неправильные. Волшебная сказка всегда происходит в реальном времени. Сказка в своей основе сохраняет древнейшие и актуальные по сей день знания и связана с окружающей нас реальностью [13].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.