Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жизнь четвертая 13 страница



— Так рано, в январе, сборная еще никогда не собиралась...

— Да, это так. Однако напомню: в советские времена сборная СССР практически ежегодно собиралась в декабре-январе. И даже отправлялась в длительные турне. Специфика работы в главной команде страны требует от ее наставников круглогодичного наблюдения за состоянием кандидатов на место в основном составе.

— Пожалуй, именно поэтому вы и вызвали в Кончу-Заспу лучших футболистов страны?

— Сейчас их нельзя назвать лучшими. Вместе с моими помощниками Леонидом Буряком, Владимиром Веремеевым, Олегом Базилевичем мы внимательно отслеживаем список кандидатов в национальную команду. Тренеры сборной практически в каждом туре чемпионата страны просматривают приглянувшихся нам игроков, получают о них всестороннюю информацию из уст их наставников. Однако визуального знакомства явно недостаточно: необходимо, если хотите, «прощупать» кандидата собственными руками — протестировать, ознакомиться с его потенциалом в контрольных матчах, где ему ставится конкретная задача, прочувствовать его психологическую ауру На основе этих и других данных определяем, можно ли данному игроку примерять майку сборной страны.

— Исходя из ваших слов, результаты контрольных матчей и, в частности, поражение от «Оболони» не стоит рассматривать как трагедию...

— Давайте, как говорится, вернемся к нашим «баранам». За время десятидневного сбора в Конче-Заспе мы не ставили себе обязательную цель забить как можно больше мячей в ворота соперников. Необходимо было ближе познакомиться с ребятами, за которыми велось длительное наблюдение. К тому же, все десять дней мы работали только с киевскими динамовцами. Футболисты «Шахтера», новороссийского «Черноморца», санкт-петербургского «Зенита» провели в тренировочном лагере всего пару дней. Что до контрольных поединков, то в некоторых из них с нашей стороны принимало участие до двух с половиной десятков игроков. Скажем, в первом тайме против «Таврии» на поле вышел донецкий «Шахтер», чьи футболисты еще не подошли к интенсивной игровой практике. Во втором тайме сборная была окрашена, если можно так сказать, в тона киевского «Динамо».

— Кстати, о «Шахтере». Руководство этого клуба не скрывает своих амбиций. Дебют горняков в Лиге чемпионов говорит о том, что во втором круге чемпионата страны подопечные Виктора Прокопенко не уступят без борьбы столичному «Динамо» украинское «скудетто».

— И прекрасно. Нам необходим достойный конкурент. Жаль, что сегодня «Шахтер» — наш единственный соперник. Если бы их число увеличилось, то от этого выиграл бы чемпионат страны. Большой спорт немыслим без острой конкуренции. Коллективное и индивидуальное мастерство оттачивается лишь в поединках высокого накала. Как можно требовать от футболиста полной отдачи в матчах Лиги чемпионов или в сборной страны, если он не научился этому в поединках внутреннего чемпионата?

— Вы не приглашали на сбор своих «преторианцев» — Шевченко, Реброва, Нужного...

— В этом не было необходимости. У нас есть о них полное представление. Андрей, Сергей и Олег горят желанием выступать за сборную Украины. Лишь бы их обходили травмы...

— Вы не сказали, появились ли новые кандидаты на места в основном составе сборной?

— Январь — не лучший месяц для окончательных выводов. Мы обратили внимание на нескольких игроков, но гарантировать им место в стартовом составе национальной команды, как, кстати, и признанным лидерам, было бы преждевременно. Наши отношения с кандидатами находятся в состоянии перманентного наблюдения. 14 февраля сборная Украины сыграет товарищеский матч в Тбилиси со сборной Грузии. Затем кандидаты в национальную команду разъедутся по своим клубам. Примерно в середине марта круг соискателей на участие в поединках с белорусами и валлийцами будет очерчен вполне четко. Мы должны начать сезон на высокой ноте. Предугадываю непростой матч с Кардиффе против сборной Уэльса. Дело в том, что атлетичные валлийцы традиционно сильно играют в родных стенах. В эти сроки они будут пребывать на пике формы, учитывая выступления их игроков в различных дивизионах английской лиги. Мы же только набираем обороты.

— Это предостережение?

— Увы, реалии тренерского бытия. Никому не интересно, сколько труда положено на подготовку к ответственным встречам. С нас будут спрашивать результат. Поэтому в своей работе исходим из того, чтобы выступления главной команды страны доставили радость ее почитателям. Заверяю вас, что главным приоритетом в нынешнем сезоне будет работа в сборной Украины под девизом «Наша цель — 2002! ».

— А как же «Динамо»?

— Как обычно: чемпионат страны, летнее отборочное сито на пути к Лиге чемпионов — привычный ритм жизни тренера, желающего видеть возглавляемые им команды в элите европейского и мирового футбола».

К сожалению, процесс утверждения главного тренера и его ассистентов затянулся до конца марта. Наконец в прессе появились сообщения о том, что тренерский штаб сборной Украины в полном составе подписал контракты с ФФУ. Спустя несколько дней впору было публиковать опровержения: Лобановский свою подпись под контрактом не поставил! Когда его попросили прокомментировать случившееся, он был лаконичен:

— Я согласился возглавить национальную команду вместе с Йожефом Сабо и Леонидом Буряком, проработавшими несколько отборочных циклов. Они — освобожденные тренеры, и свою зарплату получают в соответствии с контрактом в Федерации футбола Украины. У меня — контракт с киевским «Динамо». Этого достаточно. Но джентльменское соглашение с Федерацией не снимает с меня ответственности как с главного тренера сборной Украины.

Подготовка к отборочному циклу чемпионата мира проходила не так, как хотел Лобановский. Время было упущено. Наши главные конкуренты — поляки и норвежцы — исколесили всю Европу, проводя в гостях и дома контрольные поединки: наигрывали оптимальный состав, укрепляли тактические связи, шлифовали всевозможные заготовки.

Украинцы оказались по сравнению с их соперниками в худшем положении: календарь товарищеских матчей национальных команд «расписывается» за несколько лет загодя. Игры проводятся в установленные сроки и — хоть умри, — если национальная федерация заблаговременно не втиснулась в этот график, то найти спарринг-партнера за несколько недель и даже месяцев весьма проблематично. Кругом — аншлаг.

В конце апреля сборная Украины провела запланированный контрольный поединок в Болгарии и победила — 1: 0. Больше в плане-календаре серьезных спарринг-партнеров не предвиделось. Неожиданно пришло приглашение из Лондона. Англичане пригласили украинцев провести 30 мая товарищеский матч на «Уэмбли». От таких приглашений не отказываются.

Матч с англичанами вскрыл множество проблем в игре гостей. Увы, не только хозяевами поля, но и стороной, контролирующей на нем положение дел, были не украинцы. Они заметно уступали британцам в ритме и плотности игры, интенсивности и точности выполнения индивидуальных и коллективных технико-тактических действий, мотивации и прочих факторах, формирующих психологию победителя.

Кое-что, принимая во внимание богатейший опыт Лобановского, можно было до первого официального матча с поляками подправить. Однако кардинально перестроить игру «желто-синей» команды, привлечь свежих исполнителей не представлялось возможным даже для столь масштабной личности, какой был Валерий Васильевич Лобановский: за все лето, с июля по август, сборная Украины не сыграла ни одного контрольного матча на должном уровне. Вероятность положительного исхода в стартовом поединке с натасканной в подготовительный период командой Польши практически сводилась к нулю.

В 1974 году поляки вернулись с чемпионата мира в Германии в ранге бронзового призера. Никогда — ни до, ни после — польский футбол не взбирался на столь высокое место в мировой табели о рангах. Две недели страна праздновала успех своей сборной. Ее ведущие игроки — Лято, Гадоха, Дейна, Томашевский, Шармах — были удостоены высших государственных наград. Завтрашний день польского футбола виделся безоблачным. Его наилучшие представители были нарасхват в зажиточных клубах Европы. Однако по окончании профессиональной карьеры прославленных ветеранов в «кадре» обозначились кадровые проблемы. Замены Шолтысику, Любанскому, Ослизло, Шармаху, Томашевскому, Дейне, Бонеку не было. Из уважаемой на континенте команды сборная Польши скатилась до уровня безликого середнячка. Болельщики бомбардировали национальную федерацию футбола, редакции газет и телевидения гневными письмами с требованием вернуть стране утраченное уважение в мировом футболе. Наконец-то в Польше нашелся человек, пообещавший вымостить дорогу к чемпионату мира в Японии-Корее. Звали его Ежи Энгель. Энергичному специалисту в сжатые сроки удалось слепить сбалансированную команду. В ней дебютировал натурализованный поляк с африканскими корнями Олисадебе, ставший «злым гением» сборной Украины. Из четырех мячей, проведенных подопечными Энгеля в ворота Шовковского, три записал на свой счет темнокожий форвард.

Другой колоритной фигурой в составе команды, приехавшей в Киев для открытия отборочного цикла чемпионата мира-2002, был голкипер «кадры» Ежи Дудек — достойный представитель польской вратарской школы. Дудек и Олисадебе исполнили на поле НСК «Олимпийский» роль коварных «джокеров», повергших в уныние десятки тысяч украинских болельщиков, пришедших на главную спортивную арену страны с надеждой на победу своих соотечественников.

Хозяева в этом матче не выглядели спаянным ансамблем. Их действия носили разрозненный, сумбурный характер. Партнеры очень плохо понимали друг друга, если понимали вообще. Сказывалось отсутствие сыгранности из-за недостатка контрольных игр. Девяносто минут украинцы неустанно доказывали, что пословица «кто в лес, а кто — по дрова» вполне применима к их игре. Угрозу воротам Дудека представлял разве что Шевченко, однажды заставивший поляка вынуть ^ мяч из сетки собственных ворот. Гости ответили тремя мячами — 1: 3.

Поражение на старте турнира болезненно ударило по самолюбию Лобановского. И хотя его возможности подготовки и комплектования сборной были ограничены, он, по привычке, взялся за устранение причин, приведших к досадному поражению. Рассчитывать на расширение списка кандидатов, появление новых умелых исполнителей не приходилось: главными поставщиками товара в первую команду страны оставались «Динамо» и «Шахтер». Опыт подсказывал: резервы для улучшения игры необходимо искать в сфере психологии.

Спустя пять недель после неудачной встречи с поляками главный «психолог» сборной Украины Лобановский убедил многих пессимистов в том, что процесс игровой и психологической реабилитации набирает силу. Пропустив в Ереване два мяча в первом тайме, гости вырвали победу только на волевых качествах — 3: 2. Это была очень важная веха в становлении команды. Во-первых, в случае неудачи в Армении сборная Украины выпадала из обоймы претендентов на позиции лидеров в группе. Во-вторых, спустя всего четыре дня после матча с армянами Лобановского и его команду ожидал в Осло противник совсем иной квалификации — сборная Норвегии.

 

* * *

 

... Сдержанные и вежливые норвежцы поддерживали свою команду с жарким пылом южан. Каждый удачный маневр «своих» отзывался на трибунах эхом благодушия. Потомки суровых викингов полагались в первую очередь на атлетизм своих высокорослых игроков и голевое чутье любимца местной публики Сульшера.

Гости выдержали стартовый натиск норвежцев. В середине первого тайма они перевели игру в свое излюбленное русло: надежно контролировали мяч в центре поля, неожиданно «взрывались» на флангах, умело усыпляли неспешным розыгрышем мяча оборону хозяев. Как гром среди ясного неба, следовала кинжальная передача из глубины поля на выход Шевченко или Реброву. В итоге такой маневр и позволил обыграть норвежцев в их собственных владениях. Украинец из «Милана» принес своей команде победу — 1: 0. Матч в Осло был несомненно лучшим из всех, проведенных украинцами в групповом турнире. В нем Лобановскому удалось тактически переиграть достойного соперника и подтвердить свое преимущество забитым мячом.

К сожалению, надежда, связанная с улучшением игры сборной, в последующих поединках угасала, словно огарок свечи. Затяжная серия из четырех невыразительных ничьих с белорусами, норвежцами и дважды — с валлийцами откровенно разочаровала. Сборная Украины на глазах теряла свою самобытность. Маневры ее игроков легко предугадывались соперниками, и даже яркий талант Шевченко лишь изредка расцвечивал в целом блеклую, с налетом апатии игру. С таким уровнем подготовки на чемпионат мира нечего было и соваться, что, впрочем, и подтвердили матчи «плей-офф» с немцами. Игра в Дортмунде ярко высветила узловые проблемы, накопившиеся в отечественном футболе.

Можно ли было вменять в вину Лобановскому очередную неудачу в выступлении сборной страны? Для этого необходимо доказательно утверждать, где, когда и в чем он промахнулся. В комплектовании? Но ведь мэтр использовал только тот материал, который был у него под руками. Выбор был невелик: все те же футболисты «Динамо» и «Шахтера». Молодежная сборная ранее делегировала в национальную Несмачного, Зубова и Воробья. Но и они представляют клубные цвета бело-голубых и оранжевых. К тому же, оба флагмана в последние годы насыщают свои составы преимущественно легионерами. Происходит это не от хорошей жизни. Разрушенная инфраструктура детско-юношеского футбола перестала питать лучшие команды страны талантливыми ребятами. А появление таких игроков, как Шевченко, Ребров, Воробей, Зубов, Шищенко, Несмачный, Белик стало скорее исключением, а не правилом. Тренеры юношеских, молодежных сборных Украины в один голос твердят, что им по крупицам приходится формировать свои команды, что самобытные игроки, которых в Украине каких-то 15-20 лет назад было хоть пруд пруди, — исчезли. Они и не появятся, пока проблема не будет вынесена на государственный уровень. В противном случае самородок таланта будущего Блохина, Буряка, Трошкина, Онищенко, Литовченко, Заварова, Яковенко, Протасова, Раца, Яремчука, Беланова, Демьяненко, Кузнецова, Шевченко, Реброва, Ващука увянет в зародыше. Вот тогда и наступит полный крах. На восстановление загубленного могут понадобиться десятилетия. Не хотелось бы рисовать в своем воображении столь мрачную картину. Уверен: в Украине есть люди, помнящие библейское «не хлебом единым... »

Воскрешение славных футбольных традиций в стране станет лучшим проявлением уважения к памяти великого украинца Валерия Лобановского, посвятившего всю свою жизнь такому, казалось бы, пустячному занятию, как переадресовка мяча с одного конца травяного прямоугольника поля на другой. Но и доселе никто мне не смог толком объяснить, прочему же за столь незамысловатым движением кожаного шара с волнением и трепетом наблюдают миллиарды людей, отложив в сторону дела более значительные?

В 1975 году я спросил у Франца Беккенбауэра, помнит ли он первое детское ощущение от соприкосновения с мячом.

— Конечно, — без раздумий ответил «кайзер» Франц. — С ним будет связан мой последний вздох в этой бренной, скучной жизни. Эго произошло 11 сентября 1949 года, в день моего четырехлетия. Отец подарил на день рождения резиновый мяч. Я установил его между комодом и обеденным столом. Разбежавшись изо всех сил, пнул его носком в стену. Отскочив, мяч радостно устремился ко мне. И меня пронзило: в этом неустанном процессе что-то есть. Вот уже почти 26 лет я пытаюсь найти всеобъемлющий ответ, — улыбнулся элегантный «кайзер».

Во время нашей последней встречи с Лобановским в таверне «TV «Динамо» Home», что приютилась у обуховской трассы, я спросил:

— Могли бы вы одной фразой очертить квинтэссенцию футбола как явления и одновременно спроецировать ваше отношение к нему?

Васильич ответил без заминки. Мне даже показалось, что ответ у него был заготовлен давно:

— В футболе взрослые становятся детьми. Вот Карлу, — он положил руку на плечо своему старому другу, — почти восемьдесят, а он все допытывается у меня: как надо, как не надо...

Леонид Буряк, главный тренер сборной Украины:

— Почему мы так устроены: имеючи не ценим, потерявши — плачем. На примере жизни Васильича мы, его воспитанники, учимся жизни. Для меня он навсегда останется старшим товарищем и духовным наставником.

В бытность игроком что-то воспринимал от него, что-то — нет. Лобановский же всегда был последователен: и когда играл, и когда тренировал. Только сейчас я осознаю, насколько мы, игроки, были ему дороги. Как он умел ненавязчиво, не нажимая на больное, заглянуть вглубь души, помочь, поддержать.

В начале 70-х мне, приехавшему из Одессы мальчишке, обещали дать в Киеве двухкомнатную квартиру. Но постоянно оттягивали с решением вопроса. Вместе с Лобановским мы зашли в «высокий кабинет». Его хозяин наотрез отказался сдержать данное слово; я чуть было не расплакался от досады — ведь обещал же... Васильич попросил меня ехать на тренировку, обещал все уладить. Я и не думал, что ему удастся это сделать. Вечером того же дня он сам зашел ко мне в комнату в старом корпусе в Конче-Заспе и как-то буднично произнес:

— Ну, держи свой ордер на квартиру. На новоселье хоть пригласишь?

С Лобановским я выиграл все, о чем мог только мечтать Звания чемпиона СССР и обладателя Кубка, Кубок кубков, Суперкубок, стал заслуженным мастером спорта. Он слепил из меня профессионала, долгие годы был моим неназойливым поводырем. Когда и я стал тренером, то строил свою работу на его творческих принципах.

По окончании последнего отборочного цикла чемпионата мира Васильич сказал:

— Пришел, Леня, твой черед возглавить сборную. Будет трудно, но идти вперед надо. Сборная — не сладкий кусок пирога. Возникнут проблемы, будешь ошибаться, пробуксовывать, но не останавливайся и двигайся к поставленной цели. Я всегда буду поддерживать тебя.

На слово Васильича можно было положиться, как на каменную глыбу. Сказал — сделает.

Всякий раз, отвечая на звонок по моему мобильному телефону, я подсознательно жду его слов:

— Здравствуй, главный тренер!

Он первым поздравил меня с назначением на этот ответственный пост. Буду делать все от меня зависящее, чтобы выступления национальной команды были достойны памяти выдающегося человека и тренера. Во время тренировочных сборов, товарищеских и официальных поединков я напоминаю ребятам: всего год назад с этой командой работал сам Лобановский. Дважды эту фразу мне повторять не приходится.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.