|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обсуждение результатов ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В группе из 80 испытуемых апробировалась русскоязычная версия Шкалы студенческой прокрастинации С. Lay. Зафиксированы высокие показатели внутренней согласованности пунктов опросника, его конструктнойвалидности. Результаты повторного тестирования испытуемых свидетельствуют о высокой тест-ретестовой надежности инструмента. По результатам нашего исследования прокрастинация положительно коррелирует с эмоциональнойдезадаптацией. Можно предположить, что в определенном эмоциональном состоянии бывает тяжело взяться за что-то, люди откладывают дела из-за страха, тревоги, напряженности и т. д. В свою очередь откладывание дел может привести к повышению тревоги, к снижению настроения. Эти данные соотносятся с результатами исследований других авторов [1, 10], в которых показана связь между уровнем депрессии, тревоги и прокрастинацией. Данные по опроснику студенческой прокрастинации С. Lay имеют лишь тенденцию к положительной корреляции с общим показателем перфекционизма по опроснику перфекционизма Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогоровой. Возможно, такой результат обусловлен тем, что Шкала С. Lay измеряет не общую прокрастинацию, а связанную с учебной деятельностью. Студенты в рамках учебной деятельности откладывают выполнение заданий не из-за высокой требовательности к себе и стремления к высоким стандартам. Р. Steel в своем исследовании доказывает, что прокрастинация связана с мотивацией [10]. Можно с уверенностью предположить, что человек будет преследовать те цели и задачи, выполнение которых доставляет ему удовольствие и которые быстрее и с большей вероятностью приведут его к успеху. Следовательно, откладываться будут трудные и неинтересные задачи, успех в которых либо не гарантирован, либо отсрочен. В ходе нашего исследования выявлена значимая положительная связь студенческой прокрастинации с тремя шкалами опросника перфекционизма Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой: «Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания», «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс “самых успешных" », «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках». Можно предположить, что перфекционистам проще не приступать к выполнению задания, откладывать его на потом, чем выполнить работу не идеально, однако в исследовании Р. Steel статистически значимой корреляции между перфекционизмом и прокрастинацией не выявлено [10]. В то же время в исследованиях других зарубежных авторов [9] отмечается связь прокрастинации с социально предписываемым перфекционизмом (по P. Hewitt и G. Flett), много общего с которым имеет фактор «Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания». Такая неоднозначность по вопросу о связи прокрастинации и перфекционизма задает перспективы дальнейших исследований. Проблема, связанная с гендерными различиями, изучается, но Данные на сегодняшний день противоречивы. Согласно одним исследованиям, мужчины и женщины подвержены прокрастинации в равной степени, по другим данным, женщины в большей степени склонны откладывать свои действия и испытывать тревогу из-за этого [6]. Наше исследование не выявило статистически значимых различий в показателях прокрастинации у испытуемых мужского и женского пола. Это свидетельствует в пользу того, что изучаемый феномен проявляется у всех людей, независимо от их гендерной принадлежности. Проведенный статистический анализ зафиксировал также независимость Шкалы студенческой прокрастинации С. Lay от возраста испытуемых — студентов в возрасте от 17 до 28 лет. Литература 1. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. Л., ХломовИ. Д. Перфекционизм как фактор студенческойдезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1, 2. Гаранян Н. Г., Юдеева Т. Ю. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра. Методическое пособие. М.: МНИИ психиатрии, 2008. 3. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 4. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. 2004. 5. Ellis A., Knaus W. Overcoming Procrastination. Institute for Rational Living. N. Y., 1977. 6. FeingoldA. Gender differences in personality: A meta-analysis // Psychol. Bull. 1994. Vol. 116, N3. 7. Ferrari J. Trait procrastination in academic settings: An overview of students who engage in task delays // H. C. Schowuenburg, C. Lay, T. A. Pychyl, J. R. Perrari (eds. ) Counseling the procrastinator in academic settings. Washington, 2004. P. 19 28. 8. Lay C. At last, my research article on procrastination I I J. of Research inPersonality 1986. Vol. 20. P 474 495. ; 9. Saddler C., Sacks L. Multidimensional prefectionism and academic procrastination: Relationships with depression in University students // Psychological Report- 1993. Vol. 73, N6. 10. Steel P. Ilie nature of procrastination: A meta-analytic and theoretic t1 re view of quintessential self-regulatory failure. Psychol. Bull. 2007. Vol. 133, N 1. 11. Wikipedia, free encyclopedia. Procrastination. 2010. [http: //en. wikipedia. org/ wiki/Procrastination].
Приложение Шкалапрокрастинациидлястудентов - Procrastination Scale for Student Population (С. Lay, 1986)
Инструкция. Для описания собственной личности люди могут использовать рашые характеристики. Определите, пожалуйста, насколько характерно или не характерно для Вас каждое из следующих утверждений. Для этого используйте пятибалльную систему ответов. Три балла означает ответ «нейтрально» (утверждение никак Вас не характеризует). В колонке с правой стороны укажите балл, наилучшим образом характеризующий Вас. 1 балл - в высшей степени не характерно; 2 балла в умеренной степени не характерно; 3 балла - нейтрально; 4 балла - в умеренной степени характерно; 5 баллов - в высшей степени характерно.
Обработка результатов Прямые утверждения: 1. 2, 5, 7, 9, 10, 12, 16, 17, 19. «Обратные» утверждения: 3, 4, 6, 8, 11, 13, 14, 15, 18, 20. Подсчитывается общий показатель студенческой академической прокрастинации, при этом баллы, проставленные респондентом в ответ на «обратные» утверждения, инвертируются, т. е. 5 баллов заменяются на 1 балл, 4 балла - на 2 балла и т. п. В качестве нормативных показателей можно использовать данные, приведенные в табл. 3.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|