Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обсуждение результатов



В группе из 80 испытуемых апробировалась русскоязычная версия Шкалы студенческой прокрастинации С. Lay.

Зафиксированы высокие показатели внутренней согласованности пунктов опросника, его конструктнойвалидности. Результаты по­вторного тестирования испытуемых свидетельствуют о высокой тест-ретестовой надежности инструмента.

По результатам нашего исследования прокрастинация положи­тельно коррелирует с эмоциональнойдезадаптацией. Можно предпо­ложить, что в определенном эмоциональном состоянии бывает тяжело взяться за что-то, люди откладывают дела из-за страха, тревоги, напря­женности и т. д. В свою очередь откладывание дел может привести к по­вышению тревоги, к снижению настроения. Эти данные соотносятся с результатами исследований других авторов [1, 10], в которых показана связь между уровнем депрессии, тревоги и прокрастинацией.

Данные по опроснику студенческой прокрастинации С. Lay имеют лишь тенденцию к положительной корреляции с общим показателем перфекционизма по опроснику перфекционизма Н. Г. Гаранян, А. Б. Хол­могоровой. Возможно, такой результат обусловлен тем, что Шкала С. Lay измеряет не общую прокрастинацию, а связанную с учебной деятельностью. Студенты в рамках учебной деятельности отклады­вают выполнение заданий не из-за высокой требовательности к себе и стремления к высоким стандартам. Р. Steel в своем исследовании доказывает, что прокрастинация связана с мотивацией [10]. Можно с уверенностью предположить, что человек будет преследовать те цели и задачи, выполнение которых доставляет ему удовольствие и которые быстрее и с большей вероятностью приведут его к успеху. Следова­тельно, откладываться будут трудные и неинтересные задачи, успех в которых либо не гарантирован, либо отсрочен.

В ходе нашего исследования выявлена значимая положительная связь студенческой прокрастинации с тремя шкалами опросника перфекционизма Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой: «Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания», «Высокие стан­дарты деятельности при ориентации на полюс “самых успешных" », «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках». Можно предположить, что перфекционистам проще не приступать к выполнению задания, откладывать его на потом, чем выполнить работу не идеально, однако в исследовании Р. Steel статистически значимой корреляции между перфекционизмом и прокрастинацией не выявлено [10].

В то же время в исследованиях других зарубежных авторов [9] отмечается связь прокрастинации с социально предписываемым перфекционизмом (по P. Hewitt и G. Flett), много общего с которым имеет фактор «Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания». Такая неоднозначность по вопросу о связи прокрасти­нации и перфекционизма задает перспективы дальнейших иссле­дований.

Проблема, связанная с гендерными различиями, изучается, но Данные на сегодняшний день противоречивы. Согласно одним ис­следованиям, мужчины и женщины подвержены прокрастинации в равной степени, по другим данным, женщины в большей степени склонны откладывать свои действия и испытывать тревогу из-за этого [6].

Наше исследование не выявило статистически значимых различий в показателях прокрастинации у испытуемых мужского и женского пола. Это свидетельствует в пользу того, что изучаемый феномен проявляется у всех людей, независимо от их гендерной при­надлежности.

Проведенный статистический анализ зафиксировал также неза­висимость Шкалы студенческой прокрастинации С. Lay от возраста испытуемых — студентов в возрасте от 17 до 28 лет.

Литература

1. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. Л., ХломовИ. Д. Перфекционизм как фак­тор студенческойдезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1,

2. Гаранян Н. Г., Юдеева Т. Ю. Диагностика перфекционизма при рас­стройствах аффективного спектра. Методическое пособие. М.: МНИИ пси­хиатрии, 2008.

3. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.

4. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. 2004.

5. Ellis A., Knaus W. Overcoming Procrastination. Institute for Rational Living. N. Y., 1977.

6. FeingoldA. Gender differences in personality: A meta-analysis // Psychol. Bull. 1994. Vol. 116, N3.

7. Ferrari J. Trait procrastination in academic settings: An overview of students who engage in task delays // H. C. Schowuenburg, C. Lay, T. A. Pychyl, J. R. Perrari (eds. ) Counseling the procrastinator in academic settings. Washington, 2004. P. 19 28.

8. Lay C. At last, my research article on procrastination I I J. of Research inPersonality 1986. Vol. 20. P 474 495.  ;

9. Saddler C., Sacks L. Multidimensional prefectionism and academic procrastination: Relationships with depression in University students // Psychological Report- 1993. Vol. 73, N6.

10. Steel P. Ilie nature of procrastination: A meta-analytic and theoretic t1 re view of quintessential self-regulatory failure. Psychol. Bull. 2007. Vol. 133, N 1.

11. Wikipedia, free encyclopedia. Procrastination. 2010. [http: //en. wikipedia. org/ wiki/Procrastination].

 

Приложение

Шкалапрокрастинациидлястудентов - Procrastination Scale for Student Population (С. Lay, 1986)

 

 

Инструкция. Для описания собственной личности люди могут использо­вать рашые характеристики. Определите, пожалуйста, насколько характерно или не характерно для Вас каждое из следующих утверждений. Для этого ис­пользуйте пятибалльную систему ответов.

Три балла означает ответ «нейтрально» (утверждение никак Вас не харак­теризует).

В колонке с правой стороны укажите балл, наилучшим образом характе­ризующий Вас.

1 балл - в высшей степени не характерно;

2 балла в умеренной степени не характерно;

3 балла - нейтрально;

4 балла - в умеренной степени характерно;

5 баллов - в высшей степени характерно.

 

Утверждение Ответ
Я часто берусь за выполнение заданий, которые планировал выполнить несколько дней назад  
Я не выполняю заданий до тех пор, пока их не нужно сдавать  
Когда я заканчиваю читать книгу, взятую в библиотеке, я сразу же возвращаюеё, независимо от указанной даты возврата  
Когда наступает время утреннего пробуждения, я чаще всего сразу же встаю из постели  
Написанное мною письмо может лежать несколько дней, пока я его отправлю  
Как правило, я своевременно делаю ответные телефонные звонки  
Я редко выполняю вовремя даже те виды работ, которые требуют незначительных усилий, - просто сесть и сделать их  
Я, как правило, принимаю решения как можно скорее  
Я, как правило, откладываю начало работы, которую нужно выполнять  
Мне обычно приходится спешить, чтобы выполнить задание к нужному сроку  
Когда я готовлюсь к выходу из дома, я редко спохватываюсь что-нибудь доделывать в последнюю минуту  
Когда близится срок завершения работы, я часто впустую трачу время на другие вещи  
Я предпочитаю заранее выходить на деловую встречу  
Обычно я берусь за выполнение задания сразу после того, как оно было дано  
Я часто выполняю задания раньше, чем это необходимо  
Я часто завершаю покупку подарков к дню рождения или Новому году в последнюю минуту  
Даже важные вещи я часто покупаю в последнюю минуту  
Я, как правило, выполняю все запланированные на день дела  
Я постоянно говорю: «Я сделаю это завтра»  
Я обычно проверяю, все ли необходимое я сделал, до того, как вечером устроюсь отдохнуть  

 

Обработка результатов

Прямые утверждения: 1. 2, 5, 7, 9, 10, 12, 16, 17, 19.

«Обратные» утверждения: 3, 4, 6, 8, 11, 13, 14, 15, 18, 20.

Подсчитывается общий показатель студенческой академической прокрастинации, при этом баллы, проставленные респондентом в ответ на «обратные» утверждения, инвертируются, т. е. 5 баллов заменяются на 1 балл, 4 балла - на 2 балла и т. п.

В качестве нормативных показателей можно использовать данные, при­веденные в табл. 3.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.