|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внутренняя согласованностьСтр 1 из 4Следующая ⇒
Т. Ю. Юдеева, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жукова АПРОБАЦИЯ ОПРОСНИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С. LAY1 Ж.: Психологическая диагностика 2011, № 2, с 84-94. Статья посвящена апробации Шкалы студенческой прокрастинации С. Lay (ProcrastinationScale - ForstudentpopulationsC. Lay) на выборке из 80 испытуемых - 40 юношей и 40 девушек в возрасте от 17 до 28 лет. Опросник состоит из 20 утверждений, описывающих избегающее поведение в ситуациях, типичных для учебной деятельности. Оценены психометрические свойства опросника, получены результаты, свидетельствующие о независимости опросника от гендерного и возрастного факторов. Ключевые слова: прокрастинация, студенческая прокрастинация, Шкала студенческой прокрастинации С. Lay, валидность, надежность. Прокрастинация (англ. procrastination, от лат. procrastinatus: pro — вместо, впереди и crastinus—завтрашний) — понятие, обозначающее склонность человека к постоянному откладыванию «на потом» различных дел. Этот феномен проявляется в исполнении обязательств в самый последний момент, а зачастую и тогда, когда все сроки уже миновали. Прокрастинацию часто определяют как механизм борьбы с тревогой, связанной с начинанием или завершением каких-то дел, принятием решений. Авторами также выделяются три основных критерия, на основании которых поведение человека определяется как прокрастинация: контрпродуктивность, бесполезность, отсрочка [11]. Ведущий специалист в области изучения прокрастинации — канадский ученый P. Steel — определяет прокрастинацию как умышленное откладывание запланированного действия, несмотря на то, что в результате ситуация может ухудшиться [10]. В большом психологическом словаре Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко можно найти следующее определение: «Прокрастинаторы — этоличности, склонные медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать выполнение различных работ “на потом" » [4]. С начала 1990-х гг. появляется значительное количество исследований, посвященных поиску причин прокрастинации, ее коррелятов, способов совладания с ней. В зависимости от предмета исследования среди этих работ выделяются три основных направления: 1) анализ ситуативных факторов; 2) выявление роли индивидуальных различий: 3) изучение демографических показателей.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно- исследовательского проекта РГ НФ «Психологические факторы и методы диагностики эмоциональной дезадаптации у студентов и школьников» (проект №08-06- 00767а). Отдельное направление в исследованиях прокрастинации посвящено изучению откладывания выполнения учебных заданий — так называемаяакадемическая прокрастинация. Считается, что именно учебный процесс характеризуется условиями, в которых чаще всего возникает прокрастинация, приводящая к негативным последствиям. Согласно имеющимся данным, прокрастинация является одним из наиболее существенных факторов, порождающих трудности в обучении. От 46 до 95 % учащихся средних и высших учебных заведений считают себя прокрастинаторами. Большинство из них отмечают, что нуждаются в профессиональной помощи по преодолению прокрастинации. В этой связи многие зарубежные колледжи и университеты обеспечивают учащимся возможность посещения специальных занятий для борьбы с прокрастинацией и приобретения навыков адекватного планирования учебной деятельности, а также расстановки приоритетов и распределения своего времени [5, 10]. Интерес к прокрастинации за последние 20—30 лет значительно возрос, проводятся различные исследования, разрабатываются новые инструменты для изучения и измерения данного феномена. Насегодняшнийденьвлитературныхисточникахнамудалосьнайтинесколькоопросниковпрокрастинации (Irrational Procrastination Scale Р. Steel: Decisional Procrastination Scale L. Mann; Tuckman Procrastination Scale; Adult Inventory of Procrastination W. McCown, J. Johnson: General Procrastination Scale; Procrastination Scale for Student Populations C. Lay; Procrastination Assessment Scale-Students L. J. Solomon, E. D. Rothblum; Tel-Aviv Procrastination Inventory N. Mil- gram, B. Sroloff, M. Rosenbaum; Aitken Procrastination Inventory), триизкоторыхизмеряютнепосредственноакадемическуюпрокрастинацию. Цель настоящей публикации заключается в изложении результатов апробации русскоязычной версии Шкалы студенческой прокрастинации С. Lay [8], в ходе которой оценивались ее психометрические показатели. Перевод опросника на русский язык осуществлен сотрудниками лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГУ «МНИИ психиатрии М3 РФ» под руководством Н. Г. Гаранян. Структура опросника Шкала студенческой прокрастинации С. Lay состоит из 20 утверждений (десяти прямых и десяти «обратных»), описывающих избегающее поведение в ситуациях, типичных для учебной деятельности. Например: «Я не выполняю заданий до тех пор, пока их не нужно сдавать», «Когда близится срок завершения работы, я часто впустую трачу время на другие вещи», «Я часто выполняю задания раньше, чем это необходимо» и т. п. Испытуемых просят оценить по пятибалльной шкале, насколько характерно для них то или иное поведение: —1 балл — в высшей степени не характерно: —2 балла — в умеренной степени не характерно; —3 балла — нейтрально; —4 балла — в умеренной степени характерно; —5 баллов — в высшей степени характерно. Подсчитывается общий показатель (сумма баллов), отражающийуровень прокрастинации. В процедуре валидизации опросника участвовали 80 испытуемых (студенты различных московских вузов), из них 40 юношей и 40 девушек. Возрастные показатели варьировали от 17 до 28 лет, средний возраст испытуемых составил 20, 8 лет. Большинство респондентов на момент исследования обучались на четвертом (28, 7 %) и пятом (30 %) курсах, не состояли в браке (91, 2 %) и не работали (44 %). Студенты обучались на факультетах, имеющих как гуманитарный (45 человек — 56, 2 %), так и технический уклон (35 человек — 43, 7 %). Данные об испытуемых представлены в табл. 1. При повторном тестировании (ретест), проведенном через два месяца после первого среза, было обследовано 60 испытуемых из 80, прошедших первое тестирование.
Испытуемые были проинформированы о том, что вся полученная информация конфиденциальна, индивидуальные результаты не получат публичной огласки. Каждый испытуемый имел возможность получить обратную связь по результатам. Методики были оформлены в виде пакета, удобного для заполнения, и рассылались респондентам по электронной почте. Результаты Внутренняя согласованность Для определения внутреннейконсистентности опросника использовался коэффициент альфа Кронбаха. Его значение для Шкалы прокрастинации для студентов С. Lay в нашем исследовании оказалось равным 0, 858, что позволяет говорить о высокой согласованности пунктов опросника, его внутренней целостности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|