Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Внутренняя согласованность



 

Т. Ю. Юдеева, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жукова

АПРОБАЦИЯ ОПРОСНИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С. LAY1

Ж.: Психологическая диагностика 2011, № 2, с 84-94.

Статья посвящена апробации Шкалы студенческой прокрастинации С. Lay (ProcrastinationScale - ForstudentpopulationsC. Lay) на вы­борке из 80 испытуемых - 40 юношей и 40 девушек в возрасте от 17 до 28 лет. Опросник состоит из 20 утверждений, описывающих избегающее поведение в ситуациях, типичных для учебной деятельности. Оценены психометрические свойства опросника, получены результаты, свиде­тельствующие о независимости опросника от гендерного и возрастного факторов.

Ключевые слова: прокрастинация, студенческая прокрастинация, Шкала студенческой прокрастинации С. Lay, валидность, надежность.

Прокрастинация (англ. procrastination, от лат. procrastinatus: pro — вместо, впереди и crastinus—завтрашний) — понятие, обозначающее склонность человека к постоянному откладыванию «на потом» раз­личных дел. Этот феномен проявляется в исполнении обязательств в самый последний момент, а зачастую и тогда, когда все сроки уже миновали.

Прокрастинацию часто определяют как механизм борьбы с трево­гой, связанной с начинанием или завершением каких-то дел, приняти­ем решений. Авторами также выделяются три основных критерия, на основании которых поведение человека определяется как прокрасти­нация: контрпродуктивность, бесполезность, отсрочка [11].

Ведущий специалист в области изучения прокрастинации — ка­надский ученый P. Steel — определяет прокрастинацию как умышлен­ное откладывание запланированного действия, несмотря на то, что в результате ситуация может ухудшиться [10].

В большом психологическом словаре Б. Г. Мещерякова и В. П. Зин­ченко можно найти следующее определение: «Прокрастинаторы — этоличности, склонные медлить в принятии решений, оттягивать и откла­дывать выполнение различных работ “на потом" » [4].

С начала 1990-х гг. появляется значительное количество исследо­ваний, посвященных поиску причин прокрастинации, ее коррелятов, способов совладания с ней. В зависимости от предмета исследования среди этих работ выделяются три основных направления:

1) анализ ситуативных факторов;

2) выявление роли индивидуальных различий:

3) изучение демографических показателей.

 

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно- исследовательского проекта РГ НФ «Психологические факторы и методы диагно­стики эмоциональной дезадаптации у студентов и школьников» (проект №08-06- 00767а).

Отдельное направление в исследованиях прокрастинации по­священо изучению откладывания выполнения учебных заданий — так называемаяакадемическая прокрастинация. Считается, что именно учебный процесс характеризуется условиями, в которых чаще всего возникает прокрастинация, приводящая к негативным послед­ствиям.

Согласно имеющимся данным, прокрастинация является одним из наиболее существенных факторов, порождающих трудности в обу­чении. От 46 до 95 % учащихся средних и высших учебных заведений считают себя прокрастинаторами. Большинство из них отмечают, что нуждаются в профессиональной помощи по преодолению прокра­стинации. В этой связи многие зарубежные колледжи и университеты обеспечивают учащимся возможность посещения специальных за­нятий для борьбы с прокрастинацией и приобретения навыков адек­ватного планирования учебной деятельности, а также расстановки приоритетов и распределения своего времени [5, 10].

Интерес к прокрастинации за последние 20—30 лет значитель­но возрос, проводятся различные исследования, разрабатываются новые инструменты для изучения и измерения данного феномена. Насегодняшнийденьвлитературныхисточникахнамудалосьнайтинесколькоопросниковпрокрастинации (Irrational Procrastina­tion Scale Р. Steel: Decisional Procrastination Scale L. Mann; Tuckman Procrastination Scale; Adult Inventory of Procrastination W. McCown, J. Johnson: General Procrastination Scale; Procrastination Scale for Student Populations C. Lay; Procrastination Assessment Scale-Students L. J. Solomon, E. D. Rothblum; Tel-Aviv Procrastination Inventory N. Mil- gram, B. Sroloff, M. Rosenbaum; Aitken Procrastination Inventory), триизкоторыхизмеряютнепосредственноакадемическуюпрокрастинацию.

Цель настоящей публикации заключается в изложении ре­зультатов апробации русскоязычной версии Шкалы студенческой прокрастинации С. Lay [8], в ходе которой оценивались ее психо­метрические показатели. Перевод опросника на русский язык осу­ществлен сотрудниками лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГУ «МНИИ психиатрии М3 РФ» под руководством

Н. Г. Гаранян.

Структура опросника

Шкала студенческой прокрастинации С. Lay состоит из 20 ут­верждений (десяти прямых и десяти «обратных»), описывающих избе­гающее поведение в ситуациях, типичных для учебной деятельности. Например: «Я не выполняю заданий до тех пор, пока их не нужно сдавать», «Когда близится срок завершения работы, я часто впустую трачу время на другие вещи», «Я часто выполняю задания раньше, чем это необходимо» и т. п.

Испытуемых просят оценить по пятибалльной шкале, насколько характерно для них то или иное поведение:

—1 балл — в высшей степени не характерно:

—2 балла — в умеренной степени не характерно;

—3 балла — нейтрально;

—4 балла — в умеренной степени характерно;

—5 баллов — в высшей степени характерно.

Подсчитывается общий показатель (сумма баллов), отражающийуровень прокрастинации.

В процедуре валидизации опросника участвовали 80 испытуемых (студенты различных московских вузов), из них 40 юношей и 40 де­вушек. Возрастные показатели варьировали от 17 до 28 лет, средний возраст испытуемых составил 20, 8 лет.

Большинство респондентов на момент исследования обучались на четвертом (28, 7 %) и пятом (30 %) курсах, не состояли в браке (91, 2 %) и не работали (44 %). Студенты обучались на факультетах, имеющих как гуманитарный (45 человек — 56, 2 %), так и технический уклон (35 человек — 43, 7 %). Данные об испытуемых представлены в табл. 1.

При повторном тестировании (ретест), проведенном через два месяца после первого среза, было обследовано 60 испытуемых из 80, прошедших первое тестирование.

Таблица 1

Социодемографические характеристики испытуемых

Анкетные данные

Количество испытуемых Соотношение, %

Пол

Юноши 50, 0
Девушки 50, 0

Семейное

положение

Не состоят в браке 91, 2
Состоят в браке 8, 8

 

 

Курс

15, 0
13, 8
11, 2
28, 8
30, 0
1, 2

Образование

Техническое 43, 8
Гуманитарное 56, 2

 

Испытуемые были проинформированы о том, что вся получен­ная информация конфиденциальна, индивидуальные результаты не получат публичной огласки. Каждый испытуемый имел возможность получить обратную связь по результатам. Методики были оформлены в виде пакета, удобного для заполнения, и рассылались респондентам по электронной почте.

Результаты

Внутренняя согласованность

Для определения внутреннейконсистентности опросника ис­пользовался коэффициент альфа Кронбаха. Его значение для Шкалы прокрастинации для студентов С. Lay в нашем исследовании оказа­лось равным 0, 858, что позволяет говорить о высокой согласованности пунктов опросника, его внутренней целостности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.