Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 62 с.



Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 62 с.

                                             Предисловие

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

    И. М. Сеченов писал, что «… всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешива­ется мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

     Взаимосвязь между развитием речи и формирова­нием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

     Развитие двигательного аппарата является факто­ром, стимулирующим развитие речи, и ему принадле­жит ведущая роль в формировании нервно-психиче­ских процессов у детей.

     Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцеби­ению.

Логоритмические упражнения способствуют разви­тию темпа и ритма речевого дыхания, развитию арти­куляционной моторики, укреплению мимической мус­кулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять еди­ному ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после заня­тий. А также во время утренней гимнастики, на музы­кальных занятиях, на занятиях по физической куль­туре.

Все упражнения просты для выполнения. Упражне­ния направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ла­дошками:

Например, ребенок читает хорошо знакомое стихо­творение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:

У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ

О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ...

Или шагает на месте, скандируя:

НЕТ. -НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ

ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ...

Или плавно дирижирует одной или двумя руками:

И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, -КА-ЧА-ЕТ-СЯ

ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ...

Ребенку можно предложить представить себя ар­тистом, который читает стихи на сцене в детском теат­ре, и его внимательно слушают маленькие дети. Благо­даря этому речь станет более выразительной и гром­кой, а занятие превратится в интересную игру.

 

                                                       Занятия и упражнения



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.