Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. И. Крыжановская 1 страница



ГЛАВА 1.

На поросшем лесном холме, в уединенной долине Южно­го берега, стояла большая, нарядная и окутанная садом вил­ла. Была она вдали от соседних населенных мест, полная тишина стояла в ней, и ее обитатели, надо полагать, были большие домоседы, так как весьма редко показывались за пределы своего словно заколдованного убежища.

И, действительно, вилла вполне заслуживала бы название «заколдованного замка». Построена она была в стиле италь­янского возрождения, а ее портик из белого мрамора, широ­кая лестница, галерея с колоннадой выделяли ее, подобно гигантской жемчужине, на фоне густой зелени. Громадный, голубой и увенчанный золотым крестом купол простирался над зданием. Расположенный террасами сад пестрел велико­лепными цветниками, из древесной кущи выглядывали статуи и множество фонтанов выбрасывало вверх серебристые струи.

В одном из залов этого волшебного замка, длинном и уз­ком, с окнами на обе стороны, стояла удобная и широкая кровать, на ней крепко спал бледный, худощавый и, видимо, глубоко уставший человек.

Окна были открыты настежь: одно выходило в сад, а дру­гое на спуск с холма и видневшееся вдали озеро. Но та и другая картина были одинаково прекрасны и дышали глубо­ким покоем.

Воздух был напоен чудным ароматом тысячи всевозмож­ных оттенков роз, рассаженных в саду большими кустами. На столике у постели стоял большой графин с розовой жидко­стью и корзина с фруктами. Спавший был в белой шерстяной рубашке и прикрыт красным плюшевым одеялом.

Луч солнца, упавший на лицо спавшего, пробудил его. Он открыл глаза и недоумевающе осмотрелся, а потом сел и сжал руками лоб, очевидно стараясь привести в порядок свои мысли. В эту минуту отворилась дверь и вошел высокого ро­ста человек, средних лет, с добрым приветливым лицом. Он был в белом полотняном костюме и держал в руках чашку с каким-то теплым питьем.

— Ну, вот вы и проснулись, друг мой, и, благодаря Богу, много сильнее прежнего. Выпейте-ка это, а потом поболта­ем. Хотя вам еще нельзя говорить много, но я вижу, что вас мучает любопытство, — сказал он, добродушно посмеиваясь.

Больной с жадностью выпил укрепляющее питье, согрев­шее его истощенное тело приятной теплотой, а потом сказал, пристально глядя на собеседника:

— Я не знаю вашего имени, но мое сердце полно благо­дарности за все ваши заботы обо мне, и вы угадали мучаю­щее меня чувство: я буквально не могу отдать себе отчет. В моих воспоминаниях образовался какой-то пробел, а послед­нее яркое сохранившееся впечатление было от полученной, безусловно смертельной, раны. Видите ли, я — врач, и знаю, что пережил ту самую агонию, которую столько раз наблю­дал у своих пациентов, а потому по законам человеческим в настоящее время должен был бы быть мертвым. Черная пропасть, куда я чувствовал, что катился, должна была быть моей могилой. Отсюда начинается неизвестное, непонятное, смутное воспоминание: я видел вас и других, незнакомых лю­дей, тогда как не помню у своей постели тетку, заменившую мне мать. Будьте добры, ответьте на несколько вопросов и положите конец этому странному состоянию. Каким чудом я остался жив? Если я в санатории, то где именно? Кто меня по­местил сюда, а если это сделала моя старушка-родственница, то почему она не показывается сама?

— Желание ваше узнать, наконец, истину — вполне закон­но и естественно. Вы настолько окрепли, что можете услы­шать правду о случившемся без вреда для здоровья. Вставайте и пойдемте в соседнюю комнату, там нам будет удобнее разговаривать.

Больной покорно встал, с помощью незнакомца облачился с теплый шелковый халат и, поддерживаемый своим собесед­ником, медленным шагом направился к двери в конце зала, а когда тот распахнув ее, у больного вырвался восторженный возглас удивления и восхищения.

-Он очутился в довольно большой комнате, освещенной ог­ромными, от пола до потолка, окнами с разноцветными стек­лами. Кому знакомы бесподобные по красоте окна Кельнского собора или других средневековых церквей, тот может представить себе это впечатление. Но здесь преобла­дал синий цвет, и комната тонула в светло-голубом полусве­те. Стены были белые и заднюю занимала большая картина «Воскресение Христа» кисти выдающегося художника. Глава Спасителя, дивная по выражению и подлинно божественной красоты, дышала поразительной жизненностью. Посреди зала находился престол из белого мрамора, а на нем стояла копия знаменитой статуи Христа работы Торвальдсена, но она была из голубоватого прозрачного камня. На цоколе красовалась надпись золотыми буквами: «Придите ко мне все труждающиеся и обремленные, и Я успокою вас». Из передней стенки престола вытекала и падала в бассейн струя прозрачной во­ды.

— Помолимся, брат, чтобы Христос вдохновил, благосло­вил вас и направил на путь спасения, — сказал незнакомец, опускаясь на колени вместе с больным.

Почти в ту же минуту послышалось нежное гармоничное пение, и его могучие звуки приводили в трепет каждый нерв, но в то же время наполняли душу миром и отрадой. Когда замолкли последние звуки, молившиеся поднялись и сели на удобном диване около окна.

— Теперь, брат мой, вы узнаете объяснение всему, что вам кажется темным, — сказал незнакомец, серьезно и вдумчиво глядя на собеседника. — Прежде всего, помните ли вы князя Елецкого?

— Несомненно помню. Разве он здесь? И я увижу его? — радостно и торопливо спросил больной.

— Увидите, но не теперь: пока его здесь нет. Я упомянул о князе потому, что благодаря ему ваша судьба совершенно изменилась. Не знаю, будете ли вы ему признательны за это, но во всяком случае умереть успеете всегда. А теперь слу­шайте и не перебивайте меня.

Вы совершенно правы, тело ваше получило смертельную рану и по законам человеческим вам следовало бы вернуться в невидимый мир. Но наш молодой брат, Елецкий, питал к вам искреннее расположение и ему казалось, что в глубине вашей души, под слоем скопившейся в ней грязи, таятся добрые побуждения и влечение к свету, это вызвало в нем пламен­ное желание спасти ваше тело и душу. Он не ошибся: во вре­мя вашей агонии начала добра взяли верх и внушали вам благое намерение принять на себя двойное убийство, выгоро­див этим барона, а детям сохранив отца и доброе имя. За та­кой великодушный поступок вы получили в награду телесную жизнь и, если хотите, полное возрождение души. Но, доро­гой брат, ваша судьба совершенно изменилась. Доктор Ва­дим Заторский умер и погребен: вы не можете уже появиться под вашим прежним именем — это кончено! Но вы можете жить под именем другого человека, одаренного на­стоящим знанием, которое врачует душу, как и тело, а не прежним слепым медиком, пользовавшимся несовершенным знанием — наукой. Официальная наука все еще бродит в по­темках и ощупью, а своими успехами зачастую бывает обяза­на просто случаю. Вам же представляется возможность стать одним из тех врачей, которые, будучи одарены и оккультным знанием, сумеют доискаться в «невидимом человеке», в его астральном теле, до корней недуга, снедающего его види­мое тело. Если вступите в наше братство, то можете изучить эту науку, будете избавлены от нужд житейских, так как об­щина щедро оплачивает своих членов, и, повторяю, никакая материальная забота не нарушит вашего покоя.

Мертвенно бледный Вадим Викторович молча слушал странные слова своего собеседника, а когда тот на минуту умолк, пробормотал:

— Но вот чего я не понимаю. Если меня похоронили, то как же я очутился здесь? Значит, меня выкопали из могилы?

— Всего лишь вынули из гроба, И вот как это случилось, — с улыбкой ответил собеседник доктора. — Убедившись, что доброе начало восторжествовало в вашей душе над злобой и жаждой мести, князь дал вам лекарство, которое успокоило боль, предотвратило внутреннее, влекущее за собою смерть, кровоизлияние и повергло вас в летаргический сон, придавший вам вид трупа. По получении депеши о вашей смерти, тетушка ваша смертельно заболела, и ее компаньон­ка просила оставить ваше тело в Ревеле до тех пор, пока са­ма больная или кто-либо из близких не распорядится о погребении. По разным причинам, которые теперь было бы слишком долго рассказывать, баронессу спешно схоронили в фамильном склепе Зельденбурга, который вы видели, конеч­но, в конце парка. В тот же склеп поставили, по совету князя, впредь до новых распоряжений и гроб доктора Заторского.

Для ясности рассказа должен прибавить, что генеральша Бармина уехала с детьми и м-ль Мэри в самый день погребе­ния. В замке оставались лишь князь и барон, который соби­рался закончить свои дела и раскрыть нишу в капелле, где, согласно легенде, некогда был замурован ливонский рыцарь. Фон Козен надеялся, если возможно, положить конец появле­ниям этого «горевестника». Останки действительно нашлись и были похоронены согласно церковному обряду, князь же взял на себя окончательную дезинфекцию капеллы, и с этой целью остался в замке лишний день после барона, который горел нетерпением поскорее уехать.

Принадлежавшая нашему братству яхта, случайно находив­шаяся в Либавском порту, получила приказ идти на Ревель, и однажды темной ночью лодка с надежными людьми причали­ла к лестнице у крутого берега. По указаниям князя эти люди вошли в склеп, открыли гроб и вынули тело, заменив его со­ответствующей тяжестью, а затем опять тщательно завинти­ли. Укутанного в плед вас отнесли в лодку и переправили на судно, которое доставило вас сюда все еще в летаргии.

По прибытии в наше убежище все было поручено моему попечению, и потому пользуюсь случаем представиться свое­му больному: мое имя Дахара.

Лечение было продолжительное и трудное вследствие сложности внутреннего поражения-. Тем не менее, как види­те, мы выходили вас и теперь вы на пути к полному выздо­ровлению. Но чтобы душевные волнения не вредили и не мешали природе работать, мы отняли на время у вас память и в продолжение пяти месяцев со дня катастрофы вы вели лишь растительное существование. Ну, а теперь, я полагаю, на сегодня довольно разговаривать.

— Позвольте задать еще один вопрос, — сказал доктор, задыхаясь от волнения. - За несколько дней до катастрофы я сделал предложение, так вот: увижу ли я когда-нибудь мою невесту или же я должен отказаться от нее, как и от всего моего прошлого?

— Это тайна будущего. Существуют некоторые основания предполагать, что над этой молодой особой тяготеет жесто­кая карма, а потому, ей предстоят тяжкие испытания и даже большие опасности. Возможно, что вам выпадет на долю по­мочь ей и, может быть, даже спасти, но для этого вам сле­дует много работать и вооружиться совершенно иным знанием, чем то, которым вы владеете. Но, повторяю, на се­годня довольно. Подумайте над тем, что сказано мной, и ког­да к вам вполне вернется спокойствие, мы возобновим этот разговор. Размышлять о прошлом и будущем, или молиться и сосредоточиваться вы всегда можете в этом зале.

В продолжение нескольких дней Вадим Викторович не смог восстановить утраченное равновесие. Необыкновенная перемена в судьбе глубоко волновала его, а при мысли, что он умер для света, в котором родился и жил, кружилась го­лова. Ему казалось, что он потерял почву под ногами и витает над бездной. Вспоминая о Мэри, он испытывал почти физиче­ские страдания. Какой смысл заключался в словах лечившего его адепта о карме, тяготевшей над нею, тяжких испытаниях и ожидавших ее опасностях? А он, так сказать, «умер», и не может ни помочь ей, ни защитить. Вдруг у него блеснула мысль: нельзя ли было бы каким-нибудь окольным путем по­видать тетку, чтобы та занялась Мэри. Но о ней он знал толь­ко, что она заболела, узнав о трагедии в замке Козенов.

Эти думы, совокупно с лихорадочным возбуждением, вредно отозвались на его все еще ослабленном организме. И вот однажды вечером он уснул, а когда снова проснулся в полном сознании настоящего и прошлого, прошло несколько недель. Физически он чувствовал себя теперь крепче и к не­му вернулась его обычная энергия, а когда к нему пришел Дахара, он попросил разрешения задать ему еще несколько вопросов, на что тот, не колеблясь, согласился. Так Вадим Викторович узнал, что его тетка скончалась и ей наследовал какой-то дальний родственник. Относительно же Мэри адепт ответил уклончиво, что она по-прежнему живет в Петербур­ге, но подверглась разным превратностям судьбы.

— Моя вторая мать умерла из-за меня, и в ее отношении моя вина уже неисправима, — мрачно проговорил Вадим Вик­торович, — а Мэри жива, и ей я могу быть нужен. Так скажи­те же, учитель, что я могу сделать для облегчения насущной нужды и устранения предвидимых вами опасностей в буду­щем? Я так люблю ее, что не отступил бы ни перед какой жертвой, только укажите поскорее, как мне действовать.

Адепт улыбнулся.

— Прежде, чем предпринять что-либо в пользу м-ль Мэри, надо сначала запастись силами, чтобы действовать для ее спа­сения. В том состоянии, в каком вы теперь, самое большее, что можно, это — погибнуть вместе с ней. Сперва сделайтесь последователем нашей науки, а потом очиститесь. Или вы по­лагаете, что ваша прежняя жизнь могла пройти, не оставив на вас следов? Ваше астральное тело, да и аура тоже, отравле­ны плотскими отношениями с гадкой женщиной, одержимой самыми низменными инстинктами. Эта особа пробудила все, что таилось в вашей душе дурного, грязного, развратного, и вы весело барахтались себе в помойной яме, утешаясь удоб­ным для вас софизмом: «я же — не первый и не последний, которые так живут». Поразившая вас пуля была справедли­вым возмездием того, чью честь вы оскорбили, а доверие обманули. Ваша связь оказалась еще тем отвратительнее, что баронесса была замужем и матерью семейства. Не ду­майте, что брак, столь униженное в наше время и развенчан­ное установление, является фантазией отжившей морали. Нет, этот институт олицетворяет собой семью, является ос­новой всякого общества и служит для обуздания людской распущенности. Не без основания первые законодатели, насаждавшие высшие знания, оградили брак строгими и да­же жестокими законами. Им-то ведь известны были флюидические законы, и они твердо знали, что разврат развивает жи­вотные инстинкты и своими заразными токами вызывает флюидические эпидемии. Поэтому они и приговаривали к смерти преступную жену и ее обольстителя. В современном же об­ществе идет полная вакханалия: оно приступом берет все убеждения, все обязанности, которые все-таки поддержива­ют еще некоторое равновесие, а порождаемые им хаотиче­ские течения потрясают континенты, равно как и алтари или троны. Понятно ли вам, что будучи достойным питомцем об­щества, опьяненного развратом и презирающего всякий долг, вы не в состоянии одолеть зло или руководить силами добра?

Даже губы доктора побелели, пока он слушал эту речь, а под строгим взглядом собеседника в нем дрожал каждый нерв: никогда еще он не чувствовал себя столь ничтожным и жалким.

— Истерзанная мучениями душа баронессы блуждает в первой сфере и долго еще будет томиться там, — заговорил адепт после некоторого молчания. — Вам же, брат мой, дана возможность очиститься, не покидая своего земного тела. Работа предстоит трудная и тяжкая, потому что нелегко смыть с себя такую грязь. Но, «имеющий уши да услы­шит! »... Сожалею, что был жесток с вами, зато надеюсь, что вы поняли всю мерзость своей прошлой жизни.

—Да, я сознаю свое нравственное убожество, но не пони­маю способа очищения, о котором вы говорите. Ведь душа — не комната, зараженная миазмами, которую можно провет­рить, открыв окно, — мрачно сказал Вадим Викторович.

— Наоборот, ваше сравнение очень верно. Как в том, гак и в другом случае чистый воздух должен заменить заражен­ный, только вот открытие окна будет несколько сложнее. Для начала проникнитесь мыслью, что вы действительно умерли для того мира соблазнов, в котором раньше жили, и ныне находитесь в чистилище, где приступаете к великой ра­боте: использовать и освободить астральные силы от сковав­шей их плоти. Ваше тело представляет собой нечто вроде глыбы гранита, в котором заключен исполинской силы огонь, а для его освобождения нужно, чтобы удар молота разбил гранит: тогда огонь сожжет камень, растопит его и превра­тит в слиток драгоценного металла.

— А где достать молот? — упавшим голосом прошептал Вадим Викторович.

Адепт нагнулся и приветливо заглянул в затуманившиеся глаза собеседника, а потом крепко пожал ему руку.

— Этот чудодейственный молот каждый носит в себе, брат мой, это — воля, о которой Христос сказал, что она в состоянии сдвинуть горы. Молитва поддерживает ищущего света, а вера в успех и сила воли способствуют выделению внутреннего, все претворяющего огня. А теперь скажите: желаете ли вы стать человеком высшего порядка и разраба­тывать скрытые в вас сокровища. По мере того как из тьмы будет подниматься к свету новое существо — владыка раба — вы все более и более будете изумляться завоеванному могу­ществу. В настоящее же время дело обстоит как раз наобо­рот: раб распоряжается своим хозяином, и только потому, что тот — лентяй.

Темная краска залила лицо Вадима Викторовича, а по ще­кам скатилось несколько горячих слез, но вслед за тем он опустился на колени и прошептал:

—Я хочу света. Будьте моим учителем. Вы, спасший и ис­целивший мое тело, исцелите и спасите мою душу.

Радостно и с любовью поднял его адепт, обнял и убедил, что прежде, чем начать серьезные занятия, он должен при­выкнуть к новому положению, а строгим режимом в пище и вибрациями, а строгим режимом в пище и вибрациями, при­вести в порядок свои флюидические токи, чтобы освободить, по возможности, астральное тело.

—Вы совсем не умеете ни молиться, ни сосредоточивать­ся, а так как и то и другое необходимо, то следует приспосо­бить к этому ваши органы.

Следовавшее за этим время было Вадиму Викторовичу по­истине отдохновением для души и тела. Глубокая тишина вол­шебного приюта, откуда от только издали замечал других обитателей, целебным бальзамом действовала на его избо­левшиеся нервы. Каждое утро он принимал ванну, а потом молился в голубом зале, но всякий раз, как он становился на колени перед изображением Христа-Утешителя, раздавалось удивительное пение, а неведомая мелодия потрясающим об­разом действовала на него, вызывая волнение и никогда не испытанную до того вдумчивость. Его пища состояла исключи­тельно из молока и хлеба, плодов и овощей. Продолжитель­ные прогулки по обширному саду были обязательны, а за ними следовали часы отдохновения. Лежа в гамаке под сенью густых деревьев и убаюкиваемый журчанием фонтана, он ду­мал о прошлом, но уже без горечи, а о будущем с призна­тельностью: неведомое раньше спокойствие мало-помалу сходило на его душу. В такие часы отдохновения к нему часто заходил его руководитель и говорил о неведомых силах, са­мого существования коих доктор даже не подозревал.

Дахара советовал своему ученику специализироваться в той области знания, которая всегда была его призванием, т. е. в медицине, но не оставаться слепым орудием материалисти­ческой науки, ограничивающейся лечением физического тела, а стать врачом просвещенным, который так же хорошо изу­чил и астральное тело человека, чтобы в тысячах разветвле­ний, связывающих его с грубой оболочкой, находить корень большинства болезней, главным образом нервных и мозго­вых.

— Никакое лечение не будет действенным, если врач не сможет исследовать, насколько духовная болезнь действует на телесный недуг и не применит соответствующие оккульт­ные средства, — сказал однажды адепт. — Это все равно, как если бы вас послали в лес с завязанными глазами.: как бы ни были быстры ваши ноги, вы все равно заблудитесь.

— Но как изучить медицину астрального тела? — спросил Заторский.

— Приобрести ясновидение, чтобы, видя больного, вы тот­час могли отличить причины оккультные от внешних. Поначалу довольно трудно читать в астрале, но с терпением и в уеди­нении, когда мысли сосредоточиваются на одном каком-ни­будь предмете, способности развиваются.

Наконец, настал день, когда Дахара объявил ему, что по­ра начать серьезные занятия, и повел его в круглый, без окон, зал на первом этаже. Посередине стояло кресло, а перед ним в нише висели крест и образ Спасителя. На стене, недалеко от ниши, находилось семь электрических кнопок, и наставник объяснил, что каждая из них освещает комнату особым цветом спектра.

— Когда вы будете здесь сосредоточиваться, зажигайте последовательно различные цвета и наблюдайте, который из них всего более способствует развитию ваших мыслей и ви­дений. К правой ручке кресла приспособлен механизм, вызы­вающий нежную и благозвучную музыку. У левой ручки находится столик, а на нем книга с магическими формулами и молитвами к силам добра. Итак, брат мой, принимайтесь за работу. Да поможет вам и да поддержит вас Отец Наш не­бесный.

Доктор начал работать с большим усердием, но первые недели были очень трудны и успеха не принесли.

Физическая усталость, мешающая человеку сосредото­читься и, так сказать, вызывать свою астральную силу, — это страшная усталость плоти, весьма затрудняющая работу мысли и духовных органов. Но мало-помалу воля брала верх над материей: он мог дольше размышлять, без дремоты слу­шать музыку, а потом ему стало казаться, будто с его мозга спадает какая-то тяжесть, и мышление становится свободнее. Он начинал понимать, что человека давит тяжесть материи, когда он хочет работать духовными органами, и что именно эту слабость надо побороть для того, чтобы подчинить себе плоть, которая гнетет и преграждает путь к свету. Когда, на­конец, первые трудности были преодолены и получились же­ланные результаты, Дахара, однажды, сказал доктору с ободряющей улыбкой.

— Ты добросовестно работал, брат мой, и доказал свое усердие: ты преодолел самое трудное и сделал первый шаг. А теперь для того, чтобы ты скорее научился и увидел скры­тое за завесой, я покажу тебе невидимое, о котором ты имеешь пока самое смутное представление. Мы прогуляем­ся по окрестностям, и ты увидишь то, что не замечают обык­новенные люди. Но ты должен всегда видеть это, когда будешь истинным врачом. Ты изумишься, увидев, как мало на свете здоровых людей, но не должен пугаться.

Через несколько дней учитель и ученик в скромных, но изящных летних костюмах вышли из ворот виллы. По доволь­но крутой тропинке они спустились к озеру, нашли у берега привязанную лодку и переехали на другую сторону. Там они взобрались на возвышенность, где за большим камнем в ска­ле находилась обширная пещера. Они прошли в ней и через искусно скрытый выход попали на другую узкую и такую кру­тую тропинку, что для спуска местами в скале были высече­ны ступени. Наконец, они очутились на небольшой площадке, где стоял сельский домик, и какой-то степенный старец ра­душно встретил их, а затем провел в простую, чистенькую комнату, где предложил обед. Доктор проголодался после долгой ходьбы и с удовольствием уничтожал сыр, хлеб и ве­ликолепный мед, но адепт ограничился только хлебом и мо­локом.

— Этот домик зовется гостиницей «Доброго пастыря», а ее владелец, старый Ян, состоит низшим членом нашего братства, как и его жена, Линда, отлучившаяся в данное вре­мя за покупками, — пояснил Дахара. — Здесь наши братья могут останавливаться и отдыхать перед тем, как отправиться к нам на виллу, сюда же приносят нашу корреспонденцию. А теперь, брат Вадим, перед вступлением в лежащий неподале­ку городок я должен подвергнуть твои глаза легкой опера­ции. В большой город я тебя не поведу, так как ты не в состоянии был бы вынести то, что там увидел бы.

Он достал из кармана сафьяновый футляр, вынул флакон синего стекла, и налил из него несколько капель в стакан во­ды. Синие капли окрасили воду в бирюзовый цвет. Дахара на­мочил в ней кусочек полотна, а затем, приказав доктору лечь на спину, наложил ему на глаза этот компресс.

Загорский даже вскрикнул: ему показалось, что ему на веки наложили огонь, который выжег глаза, но в этот миг у него закружилась голова, и он лишился чувств, когда же он очнулся, Дахара сказал, от души смеясь:

—Извини, брат Вадим, что я не предупредил тебя о дейст­вии компресса, но не бойся и полежи спокойно с четверть ча­са. Ничего худого с твоими глазами не приключилось, и ты только будешь видеть больше, чем обыкновенно.

Боль от ожога уже сменилась сильной, но приятной теп­лотой, а затем появилось странное ощущение, будто его гла­за становились все больше и больше.

Когда компресс был снят, Заторский с удовольствием убедился, что видел превосходно, но зато все окружавшее его приняло иной вид. Бесцветная прежде атмосфера теперь казалась голубоватой и как-то странно сверкала, а все пред­меты на этом фоне выступали необычайно выпукло. Стены, мебель, посуда — словом, все было окружено голубоватой каймой, легким, дымчатым сиянием.

— Теперь отправимся в путь и будем наблюдать все, что увидим, — весело сказал адепт, беря за руку Заторского, у которого как будто дрожали ноги.

По узкой тропинке они вышли на хорошую дорогу и вско­ре увидели в долине, пересеченной речкой, маленький горо­док: чистые нарядные домики с красными крышами ярусами разбегались по окружавшим высотам, а среди них высилась остроконечная колокольня церкви.

— Что это горит там, на башне? — спросил Заторский.

— Это крест над церковью. Но теперь ты видишь его ок­руженным флюидическими токами, вообще присущими каж­дому кресту, который в качестве символа веры всегда бывает озарен светом, — ответил адепт. — Везде, где люди собираются для молитвы, мысли верующих выделяют особую субстанцию, движущуюся и способную, подобно ртути, дро­биться на части. Эта субстанция собирается в облака света, невидимого профанам, которые могут только ощущать бла­годетельное веяние ее света и чистоты.

Когда они уже очутились в городе, Дахара свернул в бо­ковую улицу и заметил:

— Раньше чем посетить жилища воплощенных, побываем на кладбище, месте мирного упокоения, по представлению людей.

Хорошо содержимое, обнесенное высокой стеной кладби­ще казалось большим садом: из густой зелени белели памят­ники, богатые и бедные, надгробные камни или просто дере­вянные кресты. На повороте первой аллеи Заторский остано­вился, тяжело дыша.

— Учитель, что такое я вижу?! Вон на той могиле, налево, я вижу словно горит небольшой костер, а та, рядом, как буд­то окутана голубой дымкой. Над большой надгробной плитой сверкает золотой крест, а на той, что позади, ничего нет, кроме черного дыма. Великолепнее всего вот та, маленькая могилка в тени каштана, с простым деревянным крестом: ее осеняет точно серебристый газ, а посередине светится огонь в виде сердца. — Вдруг Заторский вздрогнул и схватил своего спутника за руку: — Учитель, что это за мрачные тени, омер­зительные, черные и безобразные: не то люди, не то звери? Вон они бродят и ползают, точно змеи, между памятниками и присасываются к могилам.

— Благодаря дару твоего ясновидения в данное время пе­ред тобою недостижимый для прочих вид кладбища. Мрачные и внушающие тебе отвращение тени — это страждущие духи, которые после смерти, вопреки законам чистоты и гармонии, не находят покоя и бродят — измученные и несчастные — вблизи мест своего погребения. Свинцовая тяжесть астраль­ного тела и окружающая их плотная, непроницаемая, подобная каменному саркофагу, аура приковывает несчастных к зем­ле. Но здесь также попадаются лярвы и еще более низкие духи, питающиеся разложением. А вот посмотрим лучше на поразившие тебя могилы, например, те, вокруг которых вита­ют голубоватый пар и разнообразные огни. Эта дымка и огонь — видимая сущность любви и слез, принесенных живы­ми на могилу. Нет более бескорыстного чувства, как любовь к усопшему: потому что ведь мертвый ни на что уже не ну­жен, а проливаемые над его прахом слезы служат истинным выражением любви, забвения обид и прощения. Как бы ни был скверен умерший, вознесенные здесь за него молитвы воспламеняются и, подобно вечным лампадам, украшают па­мятник, независимо от того, богатый он или бедный. Такой неугасимый огонь, зажженный благородным и чистым чувст­вом, охраняет могилу и прогоняет лярвов, которые справля­ют оргии вокруг насыщенных еще жизненным флюидом трупов. Взгляни. Вон там, у стены, полуобвалившийся холмик, даже без креста. Это могила самоубийцы: а между тем как она прекрасна, какой ее озаряет свет, а посреди него бле­стит золотой крест, словно осыпанный алмазами. Здесь ско­пились горячие молитвы матери, ручьем текли слезы сердца, не знавшего другого чувства, кроме любви и прощения к за­блудшему сыну. Этот отчаянный призыв достиг Отца Небес­ного, и Его милосердие снизошло на могилу несчастного. Много лет минуло с тех пор, а между тем веяние любви, вы­разившееся в светлом кресте, все еще держится на забро­шенном холмике и охраняет его. Я думаю, что нигде так видимо не материализуется любовь, как на кладбище: его ат­мосфера пропитана особым флюидом, а каждая пролитая на нем слеза — драгоценна, потому что исходит из глубины сердца и возжигает как бы невидимый светоч возле того, кто окон­чил свое земное испытание.

Он умолк и задумчиво оглядывал жилища мертвых, но для него живых. Доктор также был, видимо, взволнован.

—Сколько тайн скрыто в этом мире, и я очень благодарен вам, учитель, за то, что вы так наглядно показывали мне это. У нас, в России, при встрече с похоронной процессией верую­щие обнажают головы, и если не всегда произносят молитвы за покойника, то, по крайней мере, благоговейно осеняют се­бя крестом, усматривая в этом указание на собственную кон­чину.

— Хороший и мудрый обычай, сын мой. Знай, что ни одно крестное знамение, осеняемое с верой, не пропадает даром. Загораясь в воздухе, таинственный и могучий знак несется блуждающим огоньком и, сколько бы их ни было, все они присоединяются к погребальному шествию как очистительная стража. Мир не в состоянии был бы выдержать борьбу со злом, если бы все искренние молитвы, все благоговейно со­вершаемые крестные знамения не собирались воедино, подобно каплям, образующимся в шар. Таким образом, слияние чис­тых излучений образует атмосферические шары целебных веществ, находящихся в распоряжении добрых духов и слу­жащих им материалом для отвращения опасностей и устране­ния или ослабления эпидемий: ибо ничто в природе не пропадает бесследно — ни дурное, ни хорошее — и все ис­полняет свое назначение. Однако теперь пойдем. Я сведу те­бя в больницу, основанную одним из наших братьев при участии кружка верующих. Это совершенно новое учрежде­ние, и лечат там целебными флюидами. Я потому хочу пока­зать тебе его, что, может быть, по возвращении в свет ты устроишь там что-нибудь подобное. Такое лечебное заведе­ние произведет, конечно, большой эффект, так как хотя и были уже попытки в этом роде, но их результат достоин раз­ве только смеха. Христос сказал: «Много званых, но мало из­бранных». Есть много людей, почитающих себя целителями, но они не обладают настоящим знанием, как слепые бродят ощупью в неведомой области, несомненно касаются и разно­сят потом флюидическую заразу, поражающую прежде все-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.