Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йога-нидра (статья) 4 страница



Дон Хуан учил Кастанеду сочетать припоминание всех событий его жизни с естественным ритмичным дыханием и мягкими, соответствующими последнему, поворотами головы справа – налево, такое действие он называл “обмахивание события веером”. Что, кстати, поразительно напоминает технологию суфийских зикров, с тем лишь “небольшим” отличием, что маги делают это для того, чтобы все вспомнить, а суфии – чтобы все забыть!
- Маги прошлого, - говорил дон Хуан, - использовали дыхание как магическое средство для выброса отрицательной энергии, оставшейся в тебе в результате перепросмотра негативных событий. Таким образом ты восстанавливаешь потерянную тогда энергию (здесь можно отметить, что во время подобного перепросмотра в состояни глубокой релаксации у некоторых моих пациентов в процессе визуализации “горячих” моментов прошлого опыта возникали серии коротких, судорожных вздохов, и после самой практики появлялось ощущение, что изнутри вытащили нечто мешающее, или с души свалилась тяжесть).
Сновидение в определении магов – процесс, с помощью которого они намеревались найти адекватное положение точки сборки, дающее возможность замечать в состоянии сновидения предметы, порождающие энергию: положительную, иллюзорную или отрицательную. Видение энергии во сне означает, что твое сознание и восприятие путешествуют по реальному миру, пока твое тело погружено в сон.
Такое состояние возникает и посредством практики “нидры”, но без магических ухищрений и подробностей.
Сознание может быть повышено только у тех, кто обладает спокойным умом, - говорил дон Хуан, и это высказывание трудно оспорить.

В четвертых вратах сновидения энергетическое тело мага путешествует в особые и конкретные места в этом мире, за его пределами и те, которые существуют только в намерении других.
- Важнейшее значение для сновидения имееет поза, - утверждал Арендатор, - начинайте сновидеть на правом боку, чуть согнув ноги в коленях. Надо сохранить эту позицию и заснуть в ней. Это делает точку сборки неподвижной, в каком бы положении она не была в момент втрого засыпания.
Цель магов состоит в том, чтобы добиться в сновидении полной материализации наблюдаемого с точки зрения собственных ощущений, что является первым шагом к абсолютному восприятию. В конце концов приходит способность визуализации во сне всего окружающего мира и воссоздания таким путем абсолютно вероятной реальности, в которой маги способны существовать. В таких сновидениях магически исчезали целые народы.
В принципе все это не отличается от виртуальных миров, по которым могут до бесконечности странствовать йоги-созерцатели.

Последние трое врат сновидения Кастанеда не описал, быть может, просто не успел этого сделать. Но и того, что есть достаточно для подведения некоторого итога.
Насколько психорегулировки в даосских техниках Китая проще индийской технологии йоги, настолько же, а на самом деле в гораздо большей степени, технология тольтекских магов изощреннее. Эта немыслимая сложность имеет следствием столь же абстрактное целеполагание, выходящее далеко за пределы как человеческого понимания, так и всякой действительной необходимости, в корне противореча принципу Оккама. Поэтому, несмотря на множество поразительных совпадений, аналогий и параллелей с методами классической йоги, в том числе и с “нидрой”, использование информации, приведенной Кастанедой, не представляется возможным, в силу даже одной только неполноты описания. Не говоря уже о том, что, судя по сказанному учеником чародея, с какого-то момента остановка продвижения по пути мага, а тем более возврат назад, к состоянию обычной неполноты человеческого совершенства, становятся невозможными.

Если большевистская утопия в свое время решила силой усовершенствовать общество и людей, его составляющих так сказать извне, то маги пошли другим, радикально внутренним путем, который на мой взгляд, является столь же бесперспективным по многим причинам, обсуждение которых в данном контексте является излишним.
Возвращаясь же к “нидре”, хотелось бы в завершение заметить, что одна только грамотная и систематическая практика с ее помощью глубокого расслабления (даже без применения санкальпы) позволит каждому избавиться по крайней мере от половины насущных проблем, потому что без душевного покоя и способности расслабиться жизнь со временем просто теряет смысл. Недаром поэт сказал когда-то: “На свете счастья нет, а есть покой и воля”. А другой, почти две сотни лет спустя, написал так:

“… И тишины…
И может даже – сна…
И, может быть, любви твоей, как чуда…
Ты скажешь: - Что за глупая причуда!? –
и осень усмехнется у окна.
И снова дождик
перейдет в туман,
и холодок рассветный
не растает, -
нет тишины,
и чудо не настанет.
И явь – как сон…
И сон – сплошной обман…”

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.