Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йога-нидра (статья) 3 страница



При долгой и верной практике “нидры” и объединении с ее помощью всех трех уровней осознания в нас пробуждается интуиция, которая позволяет наилучшим образом действовать в любой ситуации. Эта способность безошибочности, приобретаемая при освоении релаксации, называется “внутренним гуру”.
Итак, “нидра” показана при: внутренних блуждающих и фантомных болях, меланхолии, депрессии, в качестве реабилитации после тяжелых операций (что широко применяется в Японии), катастроф тела и сознания, вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни в начальной и средней стадии, головных болях, бессоннице, язве, неврозах.
В калифорнийском институте Лэнгли Портера установили, что эфффект от практики “нидры” сохраняется в течение года после ее прекращения. Степень психофизиологической релаксации определялась с помощью измерения электрического сопротивления кожи на ладонях рук, в результате чего выяснилось, что при подлинно глубоком расслаблении это сопротивление увеличивается, и дыхание идет с частотой около пяти циклов в минуту.
Вообще традиционная практика йоги обеспечивает высокую восприимчивость церебрального кортекса, и низкую – лимбической системы! Иными словами, при высочайшем уровне восприимчивости и осознания эмоциональная реакция снижается

В 1980 - 82 году австралийский центр ашрама Сатьянанды в Перте (Австралия) провел цикл работ с “йога-нидрой” и обратной связью. Выяснилось, что подавляющее количество людей, по типу реакции своей вегетативной нервной системы на окружающее, подразделяются на пять типов.
1). Сверхвозбудимый. Имееет очень низкое сопротивление кожи. Ему свойствена постоянная, даже агрессивная, внешне направленная, активность. Претензии к окружающим завышены. Самые заметные черты характера – раздражительность и беспокойство. Налицо постоянное преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС). Исключительно привязан ко внешним факторам, своим желаниям, и зависим от них. Есть склонность к сердечно-сосудистым заболеваниям. Из арсенала йоги наиболее подходящими воздействиями для людей подобного склада будут: “нидра”, “Нади шодхана пранаяма”, Уджайи, Паванамуктасана.
2) Фиксированный тип. Изменения сопротивления кожи небольшие, либо вообще отсутствуют. Как выяснилось, такие люди не могут адекватно реагировать на изменения в окружающем, но одновременно и не способны расслабиться, хотя бы на время выбросив из головы свои проблемы. Это, как правило, унылые и бесцветные личности, с достаточно высоким мнением о себе. Они стремятся создать удобный, фиксированный объем существования, некую экологическую нишу, чтобы не испытывать ни ощутимых воздействий извне, ни импульсов изнутри. Такой человеческий тип почти не реагирует как на стимуляцию, так и на расслабление, и при занятиях йогой нужно начинать с тела: Сурья намаскар, “стоячие асаны”. Когда пробудятся нормальные, выраженные реакции, можно применять “нидру” и другие медитативные техники.
3). Тип “колеблющийся” - сильные колебания сопротивления кожи. Подобные люди легко возбудимы, что называется могут завестись с полоборота, но так же легко могут и впасть в депрессию, быстро загораются, и столь же быстро гаснут. Как правило, такие субъекты сильно зависимы от того, кто находится рядом с ними, кто более уравновешен и в ком они видят опору, а также от своего окружения. В этом случае подходит практика “нидры”, асаны, Тратака, Джапа, Нади шодхана.
4). Подавленный тип - очень высокое сопротивление кожи. Это личность, всецело погруженная в себя и собою поглощенная. Часто конфликтуют с окружающим потому, что оно не соответствует их представлениям. Постоянное преобладание парасимпатики. Очень легко рассслабляются, но никогда не могут верно оценить окружающую ситуацию. Таким субъектам лучше начинать йогу с Сурья намаскар, Бхастрики, Агнисара крийи, практики бандх.
5). Сбалансированный тип: уравновешенные, нормальные реакции. Отсутствие зашкаливания при возбуждении и быстрое возвращение к равновесию. Способность к глубокому расслаблению развивается достаточно быстро, и для таких людей равно подходящими будут все практики йоги.

Согласно классическому определению йога есть “читта вритти ниродхах”, - приостановка, торможение мысленных флуктуаций, временная блокировка этого процессса, но не подавление, а возможность освободить на какое-то время поток сознания, и “течь” вместе с ним. Такая способность развивается вместе с освоением практики “йога-нидры”. Если и в норме, и в состоянии глубокого стресса человек может расслабиться, и затем вернуться к оптимальному, рабочему состоянию – это психофизиологически зрелый человек! Он способен контролировать без ущерба себя, и овладеть любой жизненной ситуацией, что, как напоминает Свами Сатьянанда, и есть цель йоги, сформулированная Гитой.

Часть ВНС, называемая симпатической, в йоге символизируется образом активного, сухого и горячего тока, имеющего красноватый оттенок, его называют Пингалой, это также “епархия” бога Шивы.
Парасимпатический отдел ВНС – пассивный, прохладный, влажный лунный ток Ида, символизируемый образом бога Вишну.
Считается, что все виды расстройств и нарушений происходят от разбалансировки равновесности между активностью Иды и Пингалы – парасимпатического и симпатического отделов ВНС (или между жизненной энергией – Прана-шакти, и ментальной – Манас-шакти). Абсолютная же, стабильная равновесность между Идой и Пингалой, удерживаемая искуственно, ведет к пробуждению Кундалини, а стойкий дисбаланс, - то есть постоянное преобладание одного из двух, – к ментальным нарушениям и общим расстройствам психосоматики. На самом деле такое преобладание имееет колеблющийся характер, и в норме является попеременным, обладая у каждого своими особенностями.
Как вся йога в целом, так и все ее отдельные практики имеют целью создание равновесия влияний Иды и Пингалы при изменяющемся их преобладании, поэтому не все практики йоги подходят любому.
В реальности изложенное выше деление людей по группам реакций на окружающее по электросопротивлению кожи является достаточно условным, четкой границы между описанными базовыми типами не существует – и это необходимо хорошо помнить тем, кто занимается терапией с помощью йоги.

Как правило, способность глубокого расслабления в “нидре” приходит каждому человеку только после того, как он преодолеет личный и главный индивидуальный блок, тормоз, препятствие, который непременно проявится на какой-то из стадий расслабления. Как правило, он проявляется не сразу, связан, прежде всего, с вытесненными проблемами психики и всегда локализуется в одном и том же месте и в одном и том же виде, что помогает уловить это явление и воздеействовать на него. Например, человек вдруг говорит: - О! Как только я отпускаю правое надбровье, как сознание тут же начинает гаснуть, но я никогда раньше не знал, что именно это место до такой степени мешает!
Я не даю здесь сами тексты “нидры” лишь потому, что не могу нести ответственность за ее бесконтрольное применение, однако скажу что имеется несколько их разновидностей.

Первая – движение внимания исключительно по телу, самая общедоступная и безопасная модификация глубокого расслабления, которая в принципе подходит любому, хотя, конечно, индивидуальные особенности должны быть учтены как можно тщательней.
Вторая – для тех, кто хорошо видит образы, она включает как движение внимания по телу, так и визуализацию.
Третья и четвертая – присоединение санкальпы к каждому из первых двух вариантов, для чего абсолютно необходим личный контакт с человеком, который намерен использовать эту модификацию “нидры”.
И, наконец, пятая разновидность для тех, кто уже научился глубоко расслабляться, но остаются проблемы, неразрешимые на обычных уровнях интеллекта и сознания. Этот тип “нидры” позволяет обращаться напрямую к бессознательной части психики субьекта, и получать ее действенную поддержку, что зачастую приносит удивительные результаты.

В пределах каждой из этих основных типов “нидры” возможны варианты.
В завершающей части данного эссе я попытаюсь хотя бы примерно сравнить некоторые ее узловые моменты или отдельные детали с регулировкой снов, которая описана Кастанедой в его знаменитом цикле об ученичестве у дона Хуана Матуса. Для этого следует перечислить вкратце основные детали магической концепции тольтеков.
Как объяснял Матус своему подопечному, если маги древности искали конкретные способы влияния на окружающих людей, то современные – посвящают себя не ограниченному какими-либо привязанностями поиску свободы воспприятия во всем, доступном человеческим существам, диапазоне, а затем – и к выходу за его пределы.
Важнейшим достижением древних магов было то, что они научились воспринимать, не только телесную форму окружающих людей и живых существ, но и форму их энергетической сущности (хотя что в данном случае подразумевается под понятием энергии – остается абсолютно не ясным), а также проявление энергетической коммуникации. Эту способность они назвали видением (ударение на первом слоге), хотя зрение не имеет к данному способу восприятия никакого отношения. Чтобы обрести способность магического видения мира, необходимо отбросить ту часть восприятия, которая основана на социальных интерпретациях воспринимаемого (то, что называется договорной реальностью и может быть описано с помощью речи).

Все, что маги воспринимают с помощью своего “видения”, есть игра энергии (можно вспомнить по аналогии космический танец Шивы). Любая существующая физическая форма живого или неживого – это лишь с виду обособленная, короткоживущая во времени структура, относительно устойчивая часть всеобщего, переливающегося трансформациями, вселенского многомерного энергетического “узора” (что совпадает в целом с концепцией модели динамического вакуума, не так давно предложенного в ядерной физике).
Если человек собрался стать магом, ему следует обрести физическую уверенность в том, что не существует ничего, кроме энергии, и совершить достаточно мощное усилие для того, чтобы изменить русло восприятия, воспринимая энергию как энергию. И войти ученику в новое, восприятие помогает своей личной энергией нагваль.
В энергетической картине реальности человек выглядит как светящийся яйцеобразный кокон, составленный переплетением таких же светящихся нитей, и отличительной чертой его энергетической формы является круглое пятно выраженной светимости, размером с теннисный мяч, располагающееся вровень с поверхностью этой формы, примерно в 70 см позади правой лопаточной кости физического тела (следовательно, по фронтальному сечению диаметр этой оболочки составляет примерно 1, 4 метра).
Увидев, какую роль играет это пятно, маги назвали его “точкой сборки”, которая значительно усиливает свечение проходящих через нее светящихся энергетических нитей. В заисимости от состояния человека, эта точка способна менять свое положение относительно самого кокона. Когда точка сборки находится в изначально присущем человеку состоянии, его осознание и восприятие нормальны. При ее смещении как поведение людей, так и восприятие их становятся необычными, и чем больше такое смещение, тем сильней изменения.
С помощью видения маги когда-то начали изучать влияние смещения точки сборки на энергетическое восприятие. Есть два вида такого смещения: сдвиг вдоль поверхности светового кокона, и перпендикулярно к ней. В первом случае какими бы странными не оказались открывшиеся восприятию миры, они принадлежат к сфере хомо сапиенс (а также к разряду живых существ). Во втором – сборка вызывает к жизни (в восприятии мага) непостижимые и немыслимые миры, в которых нет ничего человеческого.

Научиться “видеть” не так уж и сложно, самая трудно преодолимая проблема в том, чтобы разрушить стереотипы восприятия, существующие в уме каждого человека, и для этого нужно накопить энергию. В магическом мире избыточная энергия превращается в мерило силы. Без веры в нагваля, лидера, не может быть освобождения (от традиционного способа восприятия).
Точка сборки имеет отношение к физическому телу, но впрямую она ему не принадлежит. Перемещать точку сборки можно только силой намерения. Те из магов, кто смещал точку сборки перпендикулярно поверхности кокона наружу, деформируя свое энергетическое пространство, становились не совсем людьми, и нормальные человеческие цели, склонности, побуждения и мотивы для них ровным счетом ничего не значили. Их внешность и поведение становились совершенно невообразимыми.
Но вся проблема была в том, что, смещая точку сборки как угодно, маги древности не умели фиксировать ее в новом положении, т. е. обычное состояние восприятия со временем самропроизвольно восстанавливалось.

И здесь в романтической и довольно стройной концепции Хуана Матуса появляется зияющая брешь, поскольку в игру вступает некая мифическая фигура бессмертного, пришедшая из глубины веков, именуемая Арендатором, видимо за то, что он пользуется чужими телами, бесконечно передвигаясь таким образом во времени. Принцип Оккама делает все дальнейшие магические построения избыточными, в лучшем случае превращая их во флуктуацию, дикую, редчайшую случайность, которую никогда и никому больше не удастся воспроизвести в обозримом будущем, и последствия проявления которой обречены на угасание.
Говоря о работе с различными стадиями внимания, Кастанеда упоминает так называемый перепросмотр, т. е. полное восстановление содержимого памяти, что йога реализует в глубоких стадиях сосредоточения. Но в то же время магам, судя по всему, не была известна работа в промежуточном состоянии, характерная для “йога-нидры”, что могло бы снять множество негативных моментов, связанных лично для Кастанеды с резкими сменами восприятия, спровоцированными как доном Хуаном, так и организованными по собственной инициативе (работа с галлюциногенами – не в счет, хотя, повидимому, именно обьем мескалинового и прочих наркотических воздействий, примененных доном Хуаном для “сбивания” ученика с жестких позиций здравого смысла и обычного восприятия, в итоге и способствовал хронической перегрузке печени, от рака которой Кастанеда впоследствии и ушел в магическую “нирвану”).

Особое внимание тольтекские маги уделяли разработке практики управления снами, поскольку увидели, что точка сборки легко смещается, когда человек находится в обычном видовом сне, причем смещение это происходит вдоль или внутрь поверхности энергетического кокона, но не наружу. Маги рассматривали сновидение как исключительно сложное искусство намеренного смещения точки сборки из ее привычного положения для расширения диапазона восприятия и углубления его интенсивности. Они увидели, что посредством соответствующей дисциплины во время обычного сна и созерцания обычных сновидений можно выработать и систематически практиковать целенаправленное смещение точки сборки.
Итак, мы имеем две концепции сновидения, и происходящих в нем событий. Первая, в йоге, утверждает, что можно как созерцать сны, находясь при этом в состоянии частичного бодрствования, так и управлять ими по желанию, что ведет к освобождению (самадхи). Иными словами, если в присутствии частично сохраненного бодрствующего “Я”-сознания позволить сновидению развиваться спонтанно – то происходит то же самое, что и при реализации высших ступеней йоги: сознание и бессознательное по своему разумению, исходя из обоюдных интересов, налаживают необходимую и возможную коммуникацию, и, как прямо говорит Свами Сатьянанда, при этом запускаются процессы психосоматической регенерации. В результате их завершения человек становится свободным, т. е. достигает полного внутреннего уравновешения.

Что может получиться в результате сознательной регулировки сновидения при нахождении в нем – йога не конкретизирует, но, очевидно, мы можем проследить это на результате, который, практикуя медитацию, в свое время получил Будда. Он прошел все восемь уровней развертывания сознания, в том числе и четыре последних, называемых мирами “не форм” (это некая виртуальная реальность, не имеющая ничего общего с тем, что известно человеку, что, похоже, аналогично магическому миру неорганических существ), затем вернулся обратно, и ушел в нирвану с четвертого уровня мира форм, отвергнув бесконечные хаотические флуктуации спонтанной психической игры из за ее практической бесплодности.
Известно, что по крайней мере в прошлом (и это довольно часто упоминается в текстах) всегда случались сбои, т. е. практикующие высшие ступени йоги не возвращались из созерцательной медитации в ее предельных формах, трактуемых окружающими как самадхи. В таких случаях сохранялось тело, но личность не восстанавливалась, и тогда говорили, что адепта йоги постигло священное безумие, он затерялся в мирах созерцания. Подобный срыв не следует путать с психосоматической катастрофой, когда необычную нагрузку просто не выдерживает физиология (скажем, лопается сосуд), а также с Махасамадхи, когда торможение деятельности коры распространяется на участки мозга, отвечающие за регуляцию функций, что вызывает гибель организма в целом.

Полную аналогию йогическим “проколам” созерцателей мы находим у Кастанеды, когда маги долгие месяцы выхаживали своих собратьев, полностью утративших адекватность при неудачном обращении с точкой сборки.
Но сама концепция работы со сновидениями у Кастанеды получает совершенно иное развитие, и не доведена до логического завершения.
В магическом варианте смещение точки сборки означает вход во “второе внимание”, которое не может развиться само по себе, но формируется под влиянием намерения. Смысл в том, - говорит Кастанеда, - чтобы сознательно задействовать внимание в сновидении, что является непостижимой гранью осознания (Аналогичной “йога-нидре”, когда внимание может быть, одновременно с созерцанием сна, направлено наружу, воспринимая то, что там происходит. Однако, мне не удалось найти описаний того, каким именно образом наблюдатель сна в “нидре” влияет на него, неясно, можно ли это назвать волевым актом, или он по сути полностью аналогичен тому, что у магов называется намерением).
Кастанеда говорит о семи вратах сновидения, описывая из них не все. Первые врата – это осознание ощущения, появляющегося перед тем, как человек проваливается в глубокий сон, осознание того, что ты засыпаешь. Для этого должно быть намерение - полностью безэмоциональное и безотносительное формирование в уме представления о том, что может случиться в случае, когда ты предпримешь к этому определенные, незаинтересованные и равнодушные действия. Хотения, желания, ожидания результата в таком действии, во время его выполнения, нет. Это просто действие, все исчерпывается им, но ты уже заранее знаешь, что должно получиться, примерно так же, как известно, что если ты поднимешь руку вверх, то она поднимется, в этом не может быть сомнений.

У магов намерение, в “нидре” – решение. Решение – это также просто констатация факта, который должен произойти, в котором нет обычной, эмоциональной силы желания. Намереваться - значит хотеть не желая, делать не делая (поразительное созвучие действию недействием, который является краеугольным камнем традиционной практики йоги! ), нужно просто поверить в то, что у тебя это получится – осознавать момент засыпания. Вознамериться – значит твердо поверить в то, что ты – сновидящий. Намерение, это знание, принадлежащее телу.
В отличие от “нидры” тольтекские маги не фиксировали внимание на создании условий для естественного увеличения времени перехода от бодрствования ко сну, а пользовались установкой (намерением) на простое осознание моментального “проскакивания” точки засыпания, а во сне (т. е. уже после выключения сознания) - какого-либо хорошо знакомого образа, например – собственных рук.
Если “второе внимание” у магов – это процесс спонтанного “монтажа” (очевидно, в сознании) новых миров при смещении точки сборки, то внимание сновидения – состояние осознания отдельных объектов сна.
Маги утверждают, что после того, как человек полностью освоит внимание сновидения, то становится заметным, что среди множества объектов сна есть такие, образы которых являются результатом энергетического вмешательства извне (именно в нахождении и отслеживании этих лазутчиков заключается искусство магов), что вообще сон – это дверь в иные миры.
Итак, достижение первых врат сновидения – осознание момента перехода в сон. Затем надо научиться разглядывать и четко видеть все, что происходит во сне. Маги считают, что при достижении первых врат адепт постигает свое энергетическое тело, которое есть двойник физического, не имеющий массы. Это также отчасти пересекается с тем, что утверждает касательно природы сна Свами Сатьянанда.

У магов работа со сновидением – искусство закалки энергетического тела, его уплотнение, до тех пор, пока оно не начнет обладать собственным восприятием. То есть – энергетическое тело будет воспринимать окружающую энергию, что значит – видеть так, как видят маги, не зрением. Кроме того, энергетическое тело, по Кастанеде, в этом случае может пользоваться для перемещения энергетическими потоками Вселенной.
Дон Хуан утверждал: - Каждый человек обладает определенным количеством присущей ему изначально энергии. Вся она уходит на жизнь в обычном мире. Больше взять неоткуда, она полностью задействована. А сновидение – экстраординарное восприятие, для которого нужна как раз избыточная энергия, которой нет у обычного человека.. Магу остается стать скрягой в добыче и сохранении энергии. Маги разумно перераспределяют свою энергию, сокращая ее расход за счет устранения из своей жизни всего, что они считают лишним. Такой подход – путь мага.
Отсюда следуют определенные выводы.

Первый: если йога позволяет накапливать энергию, достаточную для освоения этого искусства, и остается, кроме того, такое ее количество когда, невзирая на ее любое расходование, человек в обычных обстоятельствах вообще не подвержен усталости, то у магов все не так. Если подлинная йога во много раз увеличивает избыточную энергию субъекта, придавая ему дополнительную активность любого свойства, включая аспект социальный, то магия на это не способна. Следовательно, магическое совершенствование остается за пределами любых человеческих интересов, не оставляя выбора: если ты маг, то, человеком, как элементом социума, быть уже нельзя.
Второй: маги считают “разумно излишними” все ценности людского мира, этот факт многократно просвечивает во всех сочинениях Кастанеды, написанных с талантливой, иногда даже вышибающей скупую слезу, романтической симпатией к нелегкой тольтекской доле.
Третий: то, что создается без непринужденности, не совсем истинно, поскольку одним из признаков истинности является легкость.

Говоря выше о слишком хорошо знакомом мотиве компьютерных мечтаний Смирнова по усовершенствованию человечества, мы с удивлением сталкиваемся с тем же самым у Кастанеды: “То, что выбирают маги, всегда разумней того, чему учили нас в этом мире родители и все прочие. Выбор мага призван исправить наш образ жизни, изменяя основу отношения к жизни обычных людей”.
Когда в подобном контексте мне встречается слово “исправить”, тут же возникает образ дыма, валящего из труб Освенцима, где арийцы радикально “исправляли” отсталое человечество. Но Матус выражался и еще более конкректно: “Великая задача магов состоит в том, чтобы распространить идею, согласно которой для эволюции человечества вначале необходимо освободить свое сознание от привязанности к общественным условностям. Как только сознание освободится, намерение отправляет нас по новому пути развития” (Можно сравнить с известным изречением: “Солдаты, я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью! ”).
Итак, высвобождение энергии, необходимой для концентрации внимания в сновидении освобождается за счет жесткой ее экономии и последующего перераспределения, в котором залогом успеха является утрата чувства собственной важности. Хуан Матус считал, что большая часть энергии, расходуемой впустую, тратится именно на удовлетворение этого чувства. И вторые врата сновидения со временем могут быть достигнуты в том случае, когда из одного сна ты “просыпаешься” в другом сне. Тогда можно иметь столько параллельных сновидений, сколько захочешь. - Главное, - говорил дон Хуан, - все их контролировать, и проснуться в одном из них, а не в нашем мире, как обычно. – А может ли быть так, что я никогда не проснусь в этом мире? - Такое тоже возможно!
Матус имел в виду что, странствуя таким образом по бесконечному количеству вложенных матрешек миров, энергетическое тело может заблудиться и не найти выхода из этой виртуальной пучины (подобно человеку, который смог бы реально попасть в сеть Интернета). Поэтому после прохождения вторых врат нужно упорно работать над тем, чтобы обрести еще более жесткий и трезвый контроль над вниманием сновидения, поскольку истинной целью всей этой работы является совершенствование энергетического тела. Как только появляется ощущение опасности, внимание сновидящего должно автоматически выбросить его “на поверхность” в нашем мире.

Есть два способа преодолеть вторые врата сновидения:
проснуться в другом сне, то есть увидеть в нем, что ты, видя этот сон, в нем же и просыпаешься, но выходишь после просыпания не в этот мир;
использовать объекты сновидения для переключения на другой сон. Смотришь на объект сна, и он изменяет форму, втягивая тебя, тем самым, в другой сон.
Когда устаешь при этом, то либо просыпаешься, либо проваливаешься в сон без сновидений. Осознанное сновидение означает произвольную фиксацию точки сборки там, куда она сдвинулась во сне, а его искусство состоиит в том, чтобы управлять точкой сборки.
Сновидящие автоматически стремятся (!? ) отыскать группы неорганических существ, которые могут переносить их в неописуемые миры, маги используют эти существа как транспортные средства.

Что нас ждет в потустороннем? Нечто абсолютно безличностное.
Пройдя первые и вторые врата, сновидящий достигает такого энергетического уровня, когда начинаются определенные видения или когда он начинает слышать голоса. Точнее – это начнет появляться так называемый эмиссар, подстрекающий мага выполнять никчемные желания Эго, и следовать этим советам нельзя.
Дон Хуан объяснял Кастанеде, что давал ему галлюциногены для того чтобы расшатать, дестабилизировать жесткость существующего положения точки сборки, и высокая устойчивость последней – свидетельство того, что человек имеет о себе слишком высокое мнение. И вообще, обычное положение точки сборки не присуще ей от природы, а вырабатывается у людей как привычка (кстати – вообще сама личность является в некотором роде привычкой, возникающей с помощью обучения ребенка языку, способности говорить, что, собственно, и делает его человеком разумным).
Иные миры существуют для магов в иных, нежели обычная, положениях точки сборки (Наркоман также меняет восприятие и в его сознании появляется то, чему нет аналогов в нашей действительности, но если он попытается физически действовать согласно тому, что переживает в уме, то наступает рассогласование, поскольку физическое тело наркомана находится в этом мире, и он “разбивается” об него, повреждая и себя, и окружающее. Отсюда вопрос: действовали ли маги в нашем физическом мире, или все же в своем виртуальном? Если вчитаться в кастанедовскую эпопею, то можно увидеть, что реально они умели перемещаться в пространстве так, как нашему миру не присуще. И, пожалуй, все. Прочие их магические сиддхи работали только в их собственном мире, даже специальный доктор следил за их здоровьем, невзирая на весь сверчеловеческий потенциал накапливаемой энергии.

Матус пояснял, что душевнобольные рождают хаос из хаоса, втягиваясь в иную реальность без заранее поставленной цели).
- Мы, - говорил дон Хуан, - в отличие от магов древности предпочитаем практиковать не сдвиг точки сборки в плоскости энергетической поверхности, а перпендикулярное ее перемещение наружу, что есть обретение свободы от всего человеческого. И вообще свобода – это приключение, которому нет конца. Поиск свободы – единственная побуждающая сила, которую я знаю, свободы умереть и исчезнуть навсегда. Улететь внезапно в бесконечность, которая где-то там (Можно вспомнить слова поэта: “Все то, что Бог напишет на роду, как роза детства в брошенном саду благоухает вечностью и раем, Он создал нас, благословил и спас, но мысль одна томит и мучит нас, - что смерти мы себе не выбираем”. Похоже, что магов тоже сильно волновал этот вопрос).
Условием совершенного овладения сновидением является, прежде всего, прекращение внутреннего диалога (что полностью совпадает с технологией йогического изменения сознания, поскольку такое состояние способствует устранению левополушарного преобладания).
- Чтобы идеально войти в сновидение, - говорил дон Хуан, - необходимо заснуть в состоянии полного спокойствия.

Это условие также полностю идентично технологии “нидры”. Требование наличия кинестезических ощущений для гарантии возвращения в наш мир - удерживание между пальцами трех каменных либо металлических стержней, тугое золотое кольцо на пальце, ожерелье или сжимающая голову повязка, – все это в “нидре не применяется.
По словам дона Хуана, его эмиссар однажды сказал ему, что живость и точность внимания в сновидении следует черпать во рту, непосредственно за небом, прижимая к нему кончик языка, и что это даже более сложная задача, нежели нахождение во сне своих рук. Одним словом – источником внимания сновидения является небо.
Здесь мы видим буквальное совпадение с общей технологией управления энергией внимания в йогических техниках Тантры, прием, именуемый Кхечари мудрой.
Итак, вторые врата сновидения маги проходят только в том случае, если научатся находить и использовать энергию лазутчиков, накопления своей – недостаточно.
Третьи врата сновидения достигаются только в том случае, когда обнаруживаешь себя во сне смотрящим на другого спящего, который оказывается тобой. Иными словами, у третьих врат сновидения маг начинает преднамеренно совмещать в одно целое реальность сна и обыденного мира.
Матус утверждал, что люди не способны управлять своими снами потому что никогда не совершали перепросмотр своей жизни, и потому их сновидения переполнены эмоциями.
Это, в принципе, совпадает с положениями “нидры” – пока внутреннее уравновешение, полное психоэмоциональное освобождение от накопленного за всю жизнь напряжения не состоялось, сознание не получает возможность быть сохраненным после засыпания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.