Йога-нидра (статья) 1 страница
Подавляющее большинство людей западного склада не умеют продуктивно отдыхать и восстанавливаться. В такой стране, как Россия, где в настоящий момент происходит ползучая экономическая революция, грозящая стать перманентной, большинству населения приходится развивать непривычную ранее социальную активность, выживая порой откровенно любыми способами, что перенапрягает до последних пределов. Даже для тех, кто тем либо иным образом добивается успеха, его цена бывает зачастую до безобразия высокой. Иметь семейного психотерапевта – дело хорошее, но подавляющей части русского народа, который, как справедливо отметил Задорнов, живет мало, но плохо, это не по карману, как и качественная медицина. Отсюда возникает насущнейшая необходимость предоставить в распоряжение людей не искушенных простые и в то же время эффективные средства восстановления, не являющиеся традиционно до боли знакомыми, - как, например, водка, - и не содержащими в себе новомодную и разнообразнейшую дурь, от наркотиков до информационного эзотерического загрязнения, количество разновидностей которого не поддается учету и описанию. Данная статья посвящена достаточно простой технике глубокого расслабления, и написана на основе материалов Бихарской школы йоги, данных периодики и семилетнего личного опыта автора по применению данного метода, поскольку еще в 1993 году сотрудник нашего Центра в лице Романа Ивановича Амелина получил разрешение применять “йогу психического сна” непосредственно от теперешнего руководителя “Ганга-даршана ашрама” Свами Ниранджанананды. Систематический метод глубокого физического, ментального и эмоционального расслабления, названный “Йога-нидрой” и возникший благодаря Свами Сатьянанде Сарасвати, на самом деле далеко не нов по своей сути, и берет начало из Тантры, от так называемых “шести доктрин Наропы”, которые известны как “тум-мо” – йога психического тепла или жара; “гу-лу” – йога иллюзорного тела; “ми-лам” – йога сновидений; “од-сал” – йога ясного света; “бар-до” – йога промежуточного состояния и “пхо-ва” – йога перенесения сознания. Если рассмотреть одну из древних линий ведического развития йоги (а именно – ее интерпретацию в русле “Ригведы”), то в огромном корпусе йогических и культовых практик, именуемый “Ригвидхана”, обсуждается пуджа (вид жертвоприношения) Вишну, при которой необходимо сначала “установить мантры” в представляемом образе божества, и затем воспроизвести данную операцию в своем собственном теле. Перечисляются конкретные органы, в которых надо “разместить” шестнадцать стихов “Ригведы”, ее знаменитого девяностого гимна “Пурушасукты” (см. данный материал в книге Мирча Элиаде: “Йога: бессмертие и свобода”, с. 194 и далее). Данная процедура есть не что иное, как ритуальное проецирование, которое называется ньяса (буквальный перевод слова “ньяса” - “помещать ум в точку”), и представляет собой идентификацию личности адепта йоги с божеством. Данная практика осуществлялась в сидячем положении, и была весьма сложным средством освящения физического тела. Например Ангуштади-шаданга-ньяса налагала мантры на руку практикующего в следующем порядке:
большой палец - “храм ангуштабхьям намаха”; указательный - “хрим тарьянибхьам сваха”; средний - “хрум мадхья мабхьям вашат”; безымянный - “храйм анамикабхьям вашат”; мизинец - “храум каништхабхьям вашат” и так далее.
Позднее надо было, кроме того, визуализировать буквы санскритского алфавита, священные символы и проецировать все это в уме, звуке и цвете на части своего тела, после чего оно уподобляется телу божества и приобретает его свойства, называемые сиддхами. Впоследствии ньяса стала одним из весьма популярных ритуалов тантризма, в том числе и его йоги, что можно видеть хотя бы в медитационной технике “Таттва-шуддхи”, которой Свами Сатьянанда посвятил отдельную работу. Упоминания о “йога-нидре” также встречаются, например, в средневековых тантрических источниках, таких, как “Гхеранда-самхита”. С течением времени ритуалы все больше отдалялись от своего первоначального значения. “Йога-нидра” Сатьянанды является, собственно говоря, модификацией той же самой ньясы, только вместо наложения мантр на различные части тела посредством сложной визуализации сохранилось одно только перемещение внимания, движение луча внимания-сознания по телу в определенной последовательности и темпе. И здесь уже технология модифицированной ньясы пришла в непосредственное соприкосновение с доктриной “йоги психического сна”, поскольку вращение внимания по телу приводило сознание практикующего именно в промежуточное между сном и бодрствованием состояние, которое является весьма важным с точки зрения возникающих при этом удивительных эффектов. Но прежде чем перейти непосредственно к технологи “нидры”, будет не лишним узнать настоящую историю ее возникновения. В начале пятидесятых годов, когда молодой саньясин Сатьянанда последовательно проходил в ашраме своего учителя в Ришикеше все мыслимые стадии “карма-йоги”, он был назначен однажды на какое-то время сторожем в школу санскрита. Будущие брахманы, по существу еще дети, жили там постоянно, и день их начинался с разучивания ведических гимнов. Сатьянанда охранял школу в течение ночи, и мог спать только с трех до шести утра, после чего он возвращался в свой ашрам, находящийся неподалеку. Ученики же школы побуждались в четыре утра, умывались, и приступали к пению молитв в помещении, к которому примыкала комната где отсыпался Сатьянанда. Пели дети в течение часа, и он никогда их не слышал, поскольку, как он сам говорит, спал, как убитый. Через какое-то время мальчики из этой школы санскрита были приглашены в ашрам Шивананды на какой-то из религиозных праздников. Когда во время торжественного собрания они начали петь свои гимны, Сатьянанда был озадачен, поскольку понял, что знает их, и в то же время совершенно четко осознавал, что никогда ранее не слышал этого и не читал. Он задал вопрос учителю школы санскрита, и тот ответил в том смысле, что “хотя ты и спал, когда мои ученики пели Веды, но их воспринимало твое тонкое тело”. Этот ответ заставил Сатьянанду глубоко задуматься, после чего он обратился к изучению тантрических текстов и понял, что сон является состоянием не полной бессознательности, а напротив – своеобразной восприимчивости. Короткая справка. Известно, что словесные гипнотические внушения возможны именно потому, что во время их восприятия мозг пребывает в состоянии частичного торможения. При переходе от бодрствования ко сну активность коры мозга претерпевает ряд изменяющихся фазовых состояний (что установил еще И. П. Павлов), в которых наблюдается совершенно определенная реакция нервных клеток на воспринимаемые раздражители, зависящая от соотношения степеней возбуждения и торможения. Градация их следующая:
- бодрствующее сознание: тонус в норме, привычное возбуждение клеток коры пропорционально соответствует торможению;
- уравнительная фаза: слабые и сильные раздражители вызывают одинаковые реакции;
- переходная фаза: она является парадоксальной, - слабые раздражители вызывают сильную реакцию и наоборот, либо реакция от сильных раздражителей не возникает вовсе;
- ультрапарадоксальная фаза: положительные условные раздражители вообще не вызывают отклика, а отрицательные - вызывают отклик положительный; наркотическая фаза: одинаково ослабленная реакция на все раздражения;
- полное торможение - глубокий сон.
Модификация “йога-нидры”, скомбинированная Свами Сатьянандой на основе двух разновременных традиций, – ведийской ньясы и тантрической “йоги сновидений”, - оказалась техникой весьма неординарной по своим последствиям и эффектам. Свамиджи описывает свои первые ее испытания примерно так: - Один из самых интересных экспериментов состоялся с маленьким мальчиком, которого родители отдали в ашрам для обучения саньясе. Он вел себя совершенно безобразно, и стал для всех таким наказанием, что я решил попробовать “нидру” на нем. Я начал с трехминутного чтения ему пятнадцатой части Гиты, после того, как он засыпал. Через неделю такой практики он мог рассказать всю эту часть наизусть. Когда это было усвоено, я взял другие тексты. Таким же способом я обучил его Шримад Бхагаватам, Упанишадам, Библии, Корану, английскому, хинди, санскриту и всему, что я знал сам. Все это он усвоил непроизвольно во время глубокого сна. Сейчас этот мальчик говорит на одиннадцати языках, а лекции пишет на английском, причем великолепном, хотя никогда не ходил в школу. Все его обучение состоялось в двухлетний срок на основе метода “йога-нидры”. Как это получается? Дело в том, что при наличии полной релаксации тела и сознания (когда последнее находится в одной из перечисленных стадий торможения коры мозга) восприимчивость становится максимальной. Когда же тело человека перемещается в пространстве и бодрствующее сознание максимально контролирует органы чувств, “привязываясь” к ним, восприятие минимально. Особое состояние и условия для восприятия – единственный секрет “йога-нидры”. Ясно что, говоря об обучении в глубоком сне, Сатьянанда просто не детализирует нейрофизиологическую подоплеку происходящего. Интересно, что знаменитый метод суггестопедии, - скоростного обучения языкам и трансформации личности, - был предложен в шестидесятых годах болгарским профессором Лозановым, и был основан на восприятии информации в измененных состояниях сознания, базой которых была глубокая релаксация. Это не удивительно, если вспомнить, что в то же самое время болгары весьма тесным образом контактировали с различными индийскими школами и учителями, а в софийском Центре геронтологии, под руководством индийцев и болгарских специалистов, обученных непосредственно в Индии, постоянно проводились занятия по Хатха-йоге. По сути дела той же самой технологией, – внедрением в бессознательное определенного сорта информации через воздействие на измененное сознание, - пользуются по сию пору практически все тоталитарные секты. Вопрос в том, каким образом подобное состояние достигается, каковы его цели и не является ли воздействие данного метода прямым (а иногда и умышленным) повреждением психики.
Итак, “йога-нидра” является мощной вербальной технологией, с помощью которой человек обучается глубоко расслабляться, сохраняя при этом хотя и значительно измененное, но бодрствующее сознание, причем последнее в процессе практики не остается непрерывным. С точки зрения “нидры” сон по определению не есть полная релаксация, поскольку во сне отдыхает и восстанавливается лишь тело, но не психика, “перегретая” текущими либо бессознательными проблемами. Обычно люди также частично расслабляются отвлекаясь, но для достижения практически абсолютной всеобщей релаксации тела и сознания необходимо: а). - сохранять бодрствующее сознание, которое в этом процессе претерпевает определенные изменения; б). - полную вовлеченность сознания в процесс расслабления. Удерживание состояния полной релаксации ума, тела и всего сознания называется “йога-нидрой”. Во время такой практики кажется, что человек спит, но на самом деле глубина и уровень осознания значительно меняются. “Нидра” - “сон”, “йога-нидра” – это короткие отключения сознания после (и во время) спонтанного выброса, специфической разрядки напряжений, накопленных на сознательном и бессознательном уровнях психики. Когда сознание отделено от материи мысли, когда бодрствование, сон и глубокий сон проходят, как облака, а сознание остается – это означает опыт полной релаксации. Йога-нидра является дверью, открывающей путь к самадхи.
Итак, вербальная (словесная) информация, надлежащим образом поданная сознанию в состоянии между сном и бодрствованием, усваивается во много раз быстрее и эффективней. Подобное состояние на Западе называют гипнотическим. В это время снята внутренняя интеллектуальная цензура, и ум становится исключительно восприимчивым. В это время в бессознательное могут быть заложены самые разные установки, что и является, по мнению Свами Сатьянанды, главным секретом экстраординарных способностей великих йогов всех времен. Что представляет собой процедура выполнения “йога-нидры”, и в чем заключается ее суть? Ведущий читает текст, тот же, кто слушает “нидру” лежа в положении “Шавасаны” (это наилучшая поза для глубокого расслабления, впрочем те, кто по каким-либо причинам не в состоянии находиться в “Шавасане”, могут удобно сидеть, например, в глубоком кресле, весьма невротичные личности, порой вообще не способные сохранять физическую неподвижность, могут слушать “нидру” даже расхаживая по комнате), передвигает внимание по телу, согласно воспринимаемым инструкциям. Если, допустим, вам мешает простуженная носоглотка, кашель и т. п., можно выполнять “нидру” лежа на правом боку, с подогнутыми в коленях ногами и подложенной под голову небольшой подушкой, подкладкой, двумя-тремя книжками – короче говоря следует обеспечить удобство пребывания в позе зародыша.
Текст инструкций может быть различным, в идеале он должен соответствовать ведущей репрезентативной системе человека, который выполняет релаксацию. Иными словами – для того, кто вообще не видит образов, бесполезными будут такие модификации текста “нидры”, в которых представлена визуализация цвета, конкретных вещей, архетипических символов. Текст следует “оформлять” каждый раз заново, имея дело с конкретным человеком и особенностями его восприятия. Если речь идет о группе, с которой проводится данная психотехника, то здесь в тексте “нидры”, напротив, должны быть в равномощной пропорции представлены части вербального ряда, дающие материал, который задействует и визуализацию и кинестезию – телесные ощущения. Монотонное, без каких-либо внутренних усилий, перемещение внимания по телу, что задействует принципы последовательности и симметрии, простое движение, без какого-либо обдумывания выполняемого, отношения к нему, старания, ожидания результата, тщательности, контроля и т. п., приводит к тому, что сознание начинает деактивироваться, терять привычный уровень “мощности”, возникает упомянутое выше, постоянно изменяющееся по глубине торможение коры.
Есть три варианта реакции человека на впервые проводимую с ним “нидру”. После того, как ему будет подробно объяснено что и как, он может: 1) полностью “выключиться” во время практики, откровенно заснуть; 2) слышать все, произносимое инструктором от начала до конца, без изъятия; 3) воспринимать произносимые инструкции “пунктирно” – голос читающего то слышится, то исчезает.
Третий вариант является наилучшим, он свидетельствует о том, что проблемы существуют, но тонус психики удовлетворителен. Причиной засыпания может быть просто общее переутомление, но то, что сознание быстро отключается – хороший признак, поскольку тенденция к восстановлению доступна без труда. Второй же случай говорит зачастую о крайнем перенапряжении психосоматики в целом и наличии серьезных внутренних проблем с адаптацией. Большое значение для эффективности воздействия “нидры” имеет соблюдение ряда факторов.
Первое: части, области, участки, зоны и органы, а также визуальные представления и ощущения в теле инструктор должен называть, синхронизируя это с дыхательным процессом того, кто слушает “нидру”, причем лучше всего – с фазой выдоха. Должна также непременно учитываться естественная скорость восприятия данной личности. Второе: голос читающего текст инструктора должен быть не громким, но четким, если текст не привязывается к дыханию пациента, следует организовать собственный, внутренний ритм произносимого, создавая определенную размеренность и монотонность. Желательно чтобы тон голоса отличался от повседневного, оставаясь достаточно бесстрастным, но без мертвенного равнодушия и безжизненности, негативно влияющих на личности артистического склада. Третье: никогда не следует слушать “нидру”, записанную собственным голосом. Пояснять эту рекомендацию вследствие выхода ее за рамки данной статьи я не буду, но тому, кто знаком со встречным или зеркальным вариантами наведения гипнотического транса это будет более понятным. Четвертое: важное значение имеет ритмичное повышение и понижение тона произносимых инструкций, особенно при попеременной переброске внимания с одной половины тела на другую. Пятое: тот, кто читает “нидру” должен располагаться симметрично относительно пациента, находясь либо за его головой, либо у ног, на расстоянии полутора-двух метров. Если вы проводите данную практику в группе, то необходимо располагать людей на полу веером от себя и головами к себе, сидящему в точке схода, которую образуют линии, образованные телами лежащих в “Шавасане”. При этом говорящему не рекомендуется сидеть на полу, предпочтительнее, чтобы его голос доносился до слушателей немного сверху, для этого достаточно высоты стула. Людей следует располагать на расстоянии примерно полуметра друг от друга, чтобы они лежали свободно, но, в то же время, если кто-то заснет - чтобы у кого-то из находящихся рядом с соней слушателей “нидры” была бы возможность потрогать сопящего соседа, дабы последний пробудился и не мешал ему и остальным. Шестое: инструктор может, произнося формулировки, касающиеся симметричной переброски внимания по телу, и при индивидуальной работе, и с группой, поворачивать голову попеременно из стороны в сторону, вследствие чего меняется характер доносящейся до слушателей речи, что создает дополнительный релаксирующий эффект.
Одежда у тех, кто выполняет “нидру” должна быть не стесняющей, желудок – относительно пустым, на глазах повязка, утепление – согласно окружающему микроклимату, хотя сразу отмечу, что мерзнуть во время практики запрещено. На время проведения “нидры” вокруг должна быть обеспечена полная гарантированная тишина. После завершения релаксации люди, склонные к гипотонии, могут ощутить легкий озноб, чтобы снять его, следует энергично подвигаться. Во время практики “нидры” не следует пугаться того, что с вами происходит, - что бы это ни было! Дело в том, что после достижения определенной глубины релаксации внутренние напряжения у человека могут проявляться (сбрасываться) самым различным и непредсказуемым образом. У кого-то это случается в виде пугающего потока видений, у кого-то – спонтанными подергиваниями отдельных частей, либо всего тела целиком. Возникает то, что называется аутогенными разрядами: непривычные ощущения, двигательные “прострелы”, иллюзия изменения телесного масштаба, полета или падения, вращения и т. д. Все, что вы испытываете в практике “нидры” является правильным и полезным, и этого ни в коем случае не следует пугаться. Не должно быть только двух вещей: тошноты, и ощущения опрокидывания назад, обратного кувырка через голову, в случае таких проявлений с человеком следует разбираться отдельно, поскольку упомянутые реакции свидетельствуют о том, что существуют церебральные (связанные с головным мозгом) проблемы. Итак, со временем, после определенного привыкания к процессу “йоги психического сна”, сознание практикующего приходит к “пунктирному” режиму функционирования. Это значит, что степень его активности и, соответственно, фазы торможения коры меняются достаточно ритмично и волнообразно. С какого-то момента вы еще не спите, но уже и не находитесь в обычном состоянии сознания, попадая в промежуток между сном и бодрствованием, просоночное состояние, “окрестности” промежуточных фаз торможения, от уравнительной, до наркотической. Начинается раскачка сознания, в интервале от достаточно четкого восприятия себя самого и голоса инструктора, до грани сна, исчезновения и этого голоса, и сознания.
На каких-то уровнях “погружения”, при определенной степени заторможенности сознания, вытесненные в бессознательное и накопившиеся психоэмоциональные “судороги” начинают высвобождаться и “простреливать”, например, в двигательные структуры мозга, происходит спонтанный сброс патологической активности того, что Юнг называл “автономными комплексами”. Дело в том, что при стандартном уровне напряженности сознания, к тому же постоянно занятого текущим обеспечением процесса жизнедеятельности, в его “пространство” не могут войти, “поместиться”, совмещаясь с обычным восприятием, энергетические “субъекты”, копии, дубли хронически не решаемых, тупиковых проблем, а также “отпечатки” экстремальных воздействий. Когда же сознание лишено содержания, полностью “обесточено”, так же, как и тело, тем самым создается возможность спонтанного “оживления” этих перенапряжений в психосоматике, в виде, свойственном для конструкции данной личности. Вся штука в том, что ни наяву, ни во сне подобные условия не могут быть созданы, в повседневности – по состоянию тела и сознания, из за их полной вовлеченности во внешнее, во сне – из-за того, что сознание просто отключено. “Включение” и “выключение” сброса накопленных напряжений во время “нидры” и сопутствующие этому соматические проявления говорят о том, что они “отрабатываются” через тело и сознание наиболее эффективным и безопасным образом. Этот процесс сродни автоматической работе антивирусной программы, только в случае “нидры” сканирующим и очищающим фактором для всего объема психики становится пустой и пульсирующий объем бодрствующего сознания, “сквозь”, который, равно как и через тело, самым оптимальным образом “стравливаются” все, собранные ранее в течение жизни, виды перегрузок. Потенциальный ресурс освобождения психики от “мусора”, “выпрямления” стратегии и тактики жизни у человека есть всегда, но зачастую к нему нет доступа, который может дать именно глубокое расслабление. Согласно закону сохранения, энергия психики каждого взрослого человека всегда равна единице, это есть величина сугубо индивидуальная, но жестко постоянная. Большая часть этой энергии обычно потребляется бодрствующим сознанием, оставшаяся часть – бессознательным. Но в “нидре”, при расслаблении и опустошении сознания, его энергия отчасти освобождается и, по закону сообщающихся сосудов, все так же оставаясь суммарной константой, передается бессознательному, активизируя его проявления, что позволяет напряжению, избирая удобные формы, “отыгрываться” по наиболее предпочтительным для данного склада личности каналам восприятия, которые теперь начинают работать в режиме сброса. Когда вы начинаете в “нидре” периодически терять себя и голос инструктора, не надо впадать по этому поводу в озабоченность. Просто, вновь осознав себя и услышав ведущий голос, приступайте к выполнению того, что слышите, не пытаясь сообразить что было до того, сколько пропущено, действуя по принципу чукчи из анекдота: “Что вижу – то пою”. Если во время “нидры” сознание отключается – это не сон, просто бессознательное начинает свою автономную, восстанавливающую деятельность, скрываясь за ширмой сна. “Йога-нидра” – это способ научить человека обращаться с собственной психикой, поскольку большая часть сознательного опыта человека относится не к действительной, но к договорной, человеческой реальности.
Таким образом, через три-четыре месяца систематической практики телесно ориентированной “нидры”, очистившись от нажитых за годы психосоматитческих перегрузок и “перекосов”, вы постигнете глубокое расслабление и устойчивый баланс внутреннего покоя. Но это только первая, и самая простая роль “нидры” из спектра ее возможных воздействий, при тексте, ориентированном исключительно на релаксацию. В то же время направленность “йоги психического сна” может быть и другой. Бихарская школа в лице Свами Сатьянанды предлагает усредненную структуру данной психотехники, в которую помимо глубокой релаксации входят и другие компоненты. Она насчитывает примерно восемь этапов:
- общие инструкции, успокоение, отвлечение внимания от внешнего, обращение его на тело; - стадия осознания так называемого решения (программы) – называемого “санкальпа” – которое пациент или ученик йоги принимает в начале прослушивания “нидры”; - работа с ощущениями - тяжесть, легкость, холод, жар; проведение сознания через ощущения, связанные с внутренними органами и физиологическим устройством организма; - самая разноплановая визуализация, тем не менее тяготеющая к образам и символам, характерным для культуры человека, воспринимающего “нидру”; - “психическое зеркало”; - вторичное повторение санкальпы; - завершение практики и постепенный выход из нее.
Собственно говоря, на фоне достижения глубокой релаксации решаются еще две задачи: самопрограммирование и демонстрация человеку его истинной сущности посредством приема “психическое зеркало”, который, кстати говоря, имеет актуальность только для тех, кто достаточно хорошо видит образы, для прочих этот элемент может быть свободно опущен. Для тех, кто видит образы: ваше бессознательное может показать вам в “психическом зеркале” самих себя порой в очень странном виде, иногда символичном, который, тем не менее, всегда имеет глубокий смысл. Увиденного также не надо пугаться, пусть это даже будет нечто вроде двуликого Януса, с лицом, симметрично разделенным вертикально на белую и черную половины. Главной темой обсуждения является санкальпа. В отдельной работе, выпущенной ашрамом Бихарской школы (“Yoga nidra”, Golden Jubilee Publications. Swami Satyananda Tyang Javanty and Vishva Yoga Sammelan, Ganga Darshan, Munger, Bihar, 1993, p. 284), говорится, что санкальпа – короткое, только позитивное ментальное утверждение (но ни в коем случае не отрицание! ), сформулированное в настоящем времени (Дело в том, что отрицание - всегда самое главное препятствие к любого вида коммуникации. Оно существует не в переживаниях, которые всегда истинны, будь они положительные либо отрицательные, но только в языке. Поэтому в любое общение будет успешным, если вам удастся сформулировать то, что вы хотите, а не от чего отказываетесь). В отличие от НЛП, гипноза и любых других методов психического перепрограммирования решение, принимаемое относительно себя самого конкретным человеком, остается вообще неизвестным тому, кто читает текст “нидры”. Вообще голос инструктора в данном случае – это сугубо внешний фактор, создающий условия для монотонной циркуляции по телу сознания (внимания), что вызывает затем релаксацию последнего, “обесточивание”, которое имеет место как раз потому, что внимание двигается хотя и собственной волей, но без актуализации, без наличия памятования, куда и как надо переходить дальше. Иными словами в “нидре” сознание практикующего опирается исключительно на слуховое восприятие извне, все остальные порты поступления информации блокируются, что позволяет идеально войти в просоночное состояние, где не работает обычная цензура стереотипов, система привычных оценок. В просоночном состоянии человеку, слушающему “нидру”(и ее проводящему) не приходится бороться с собственным опытом и системой ценностей, а также стереотипами поведения. Сознание всегда вырабатывает предварительные суждения о том, что возможно, а что – нет, в то время, как иногда надежнее определять это с помощью простых действий, например – обучения глубокой релаксации. При оптимальных условиях установки, как предлагаемые извне, так и сформулированные наличным “остатком” сознания, после определенного количества повторений проникают в бессознательное в качестве императивов, становясь частью структуры уже существующих стереотипов поведения. Первое повторение санкальпы сравнивается с посадкой семени в подготовленную почву, второе – с его поливкой. Менять санкальпу запрещено, решение должно оставаться тем же самым, неизменным, вплоть до мельчайших деталей, пока оно не исполнится в вашей жизни. И это также понятно, поскольку еще Отцы христианской церкви, программирующие свое сознание посредством “умной молитвы”, знали, что “многократно пересаживаемое дерево не приживается”. Но возникает основной для данного варианта “нидры” вопрос: каким должно быть решение? В состоянии ли человек доподлинно знать, что ему нужно в жизни, и если да, то при каких условиях это возможно? Ведь на самом деле получается парадоксальная ситуация: если я практикую “нидру”, значит у меня уже есть проблемы. Если все мои усилия, в том числе и умственные, до сих пор не возымели по жизни должного результата либо содержали погрешности, в результате накопления которых и я угодил в ситуацию, требующую нетрадиционных решений, то как я могу правильно сформулировать решение для получения нужной реакции бессознательного, если та же ситуация ранее не была понята и разрешена мною “наяву”? Даже с прозрачными, казалось бы, вещами при аппеляции к бессознательному все обстоит далеко не просто. Допустим, человек хочет бросить курить, казалось бы тут все ясно и понятно, и решение для “нидры” однозначное: “Больше мне курить не хочется”. Все, точка. Проходит два или три месяца практики, и действительно – курить больше не тянет, и человек избавляется от этой вредной привычки. Но вдруг почему-то наступает злокачественная бессонница, которая не берется никакой фармакопеей, либо не поддающиеся воздействию головные боли. И мы начинаем догадываться, что в чем-то опять допущена ошибка. Конечно, если человек много лет курил, то, кроме чисто никотиновой зависимости, данная привычка удолетворяла какую-то психологическую потребность, реализуя необходимую функцию психосоматики. И когда перекос насильно выправили в одной части структуры, он тут же выпятился в каком-то ином, функционально ослабленном месте. Например, женщина с проблемой эндометриоза начинает практиковать “нидру” с простым, ясным и необходимым решением: “Я полностью здорова”. Но почему-то через какие-нибудь пару недель организм отзывается на эту замечательную идею полным полугодичным прекращением месячных, что само по себе не есть хорошо, поскольку болезнь исчезла вместе с самой функцией. Иными словами, грамотно поставленное решение должно быть сформулированным так, чтобы его спонтанная реализация по возможности имела минимальную “стоимость”, нежелательный побочный эффект (кстати, при любых модификациях текстов “нидры” надо быть предельно осторожным с понятием “энергия”). Создавать конфликт внутри себя – большая ошибка, потому что какая бы сторона не выиграла, личность всегда в проигрыше. Недостатки невозможно устранять борьбой, следует рубить корни, но не ветки. Тогда потребность в наличии вредной привычки отпадет сама собой. Приведу английскую средневековую притчу. Некий человек, будучи крайне бедным, набожным и ленивым, денно и нощно молил Господа о ниспослании себе богатства. Наконец он так достал Всевышнего своими стонами, просьбами и причитаниями, что тот явился в гневе, и сказал: - Я исполню три любых твоих желания, но лучше тебе умереть сразу, нежели потревожить меня с этим еще раз! И, как водится, тут же исчез. Вне себя от радости бедняк воскликнул: - Хочу быть богатым! В то же мгновение в его калитку постучал почтальон, и на недоуменный вопрос ответил: - Ваш сын, который воевал с бурами в Африке, геройски погиб. В благодарность за доблесть, им проявленую, и спасение жизни, некие люди передали вам чек на миллион фунтов стерлингов. Человек в ужасе закричал: - Не надо мне богатства, хочу чтобы вернулся сын! Тут же рядом появился призрак юноши. Понятно, каким было вынужденное третье желание, поскольку призракам нечего делать на этой земле. И второй пример на эту же тему. К концу восьмидесятых годов, во время бурного расцвета запрещенной ранее парапсихологической и прочей чертовщины, в Москве сложился черный рынок гипнотических услуг, связанных с изменением судьбы и тому подобного, которые имели немыслимую по тем временам для рядового человека стоимость. Затем вдруг начали загадочно исчезать известные “спецы” подпольного гипноза, да так интенсивно, что всем этим заинтересовались соответствующие органы. В результате расследования выяснились удивительные обстоятельства, связанные с отложенными результатами гипнотического вмешательства, которые легли в основу ряда уголовных дел, впоследствии закрытых, поскольку в рамках существующих законов случившееся просто не могло быть квалифицировано. В одном из этих случаев женщина послебальзаковского возраста (который, как известно, определялся границами от тридцати до сорока лет), кстати, прекрасно сохранившаяся, обратилась к некому магу и целтителю с желанием омолодиться по собственому желанию, и непременно с помощью гипноза. Поскольку предложенная сумма была такой, что за нее “спец” готов был оживить даже покойника, то к делу приступили немедленно. Сеансы продолжались систематически в течение нескольких месяцев, затем их прекратили. Внедряемая в психику пациентки установка была примерно такой: “Время идет вспять и я заново переживаю молодость”. Через полгода пришли первые результаты. Заключались они в следующем: у дамы выпали все ее роскошные волосы, и на их месте появился младенческий пух. Затем на челюстях начали возникать абсцессы, поскольку под натуральными зубами начали расти молочные. Все это дополнилось тяжелейшим стрессом и возникшими эндокринными изменениями, в результате чего дама была помещена в психиатрическую клинику с диагнозом “острое помешательство на фоне экстремальных психосоматическиз проявлений”. Во втором случае второразрядный актер что называется “попал в струю”, - в течение года успешно снялся в нескольких сценариях, разбогател, приобрел роскошную квартиру, стал популярен и затем подался к подобному же “спецу”, требуя осуществления своего непреклонного желания: затормозить время, чтобы этот счастливый год продолжал длиться. Отложенный эффект оказался не менее оглушительным: ряд физиологических процессов в организме охотника за утраченным временем чуть ли не на порядок замедлился, некоторые значительно ускорились. Возник сильнейший, ничем не прекращаемый функциональный десинхроноз, который в короткий срок подорвал блестящее до тех пор здоровье субъекта, а в итоге также привел его в психушку. Естественно, друзья и родственники пострадавших обратили свое недоумение в сторону “спецов”, которые ударились в бега, отчего, собственно, и возникло расследование. На самом деле таких случаев было несколько, и все они с предельной наглядностью демонстрируют реакцию тела и психики на безграмотное вмешательство в существующий ход событий, отношения между различными частями психики и телом. Поэтому, принимая решение для “нидры” даже касательно самого себя, необходимо быть предельно осторожным и тщательно анализировать возможные последствия. Что же касается других людей, то, советовать здесь что-либо, не зная человека как самого себя, это преступление. На самом деле есть второй путь, гораздо болеее грамотный, и намного более безопасный. Смысл его в том, чтобы принять для начала следующую универсальную санкальпу: “Я полностью спокоен и расслаблен”. И когда через какое-то время вы полностью уравновеситесь в душевном плане и приобретете способность к глубокому общему расслаблению, немалая часть проблем отпадет сама собой, и тогда станет ясным, что на самом деле является проблемой в полном смысле этого слова. И уже после появления общего понимания ситуации можно применять “нидру” с полноценным решением, которое, будучи осуществленным, поможет с минимальными издержками перепрофилировать жизненную стратегию и тактику. Иными словами, надо грамотно изменять действия, а не того, кто действует, потому что это гораздо безопаснее, и мы не имеем понятия о той внутренней “кухне”, в которую при этом по недомыслию вмешиваемся. Лучше сначала спросить бессознательное в чем моя (или наша) проблема, и уже когда оно в какой-либо форме ответит – принимать решение по коррекции. Это будет единственно правильным, потому что часть никогда не видит проблем целого. И тем более не способна эффективно разрешать их. Конечно, все эти ужасы и опасности, описанные ранее, являются не более чем экстремальными примерами глупости либо некомпетентности, и не должны пугать читателя или будущего пользователя “йоги психического сна”, поскольку вовсе не обязательно вообще иметь дело с санкальпой, применяя данную технологию без какого-либо программирования. Либо ограничиваясь вещами насущными, простыми и понятными. Обратимся теперь к антистрессовому аспекту применения “йога-нидры”. Не секрет, что сегодняшняя российская действительность, ориентированная на выживание при минимальной поддержке и защите государства, предельно перегружает психику среднего человека. Хроническое нервное перенапряжение приводит к таким расстройствам психосоматики, как мигрень, диабет, астма, язва двенадцатиперстной кишки и желудка, бессонница, заболевания кожи, неврозы, срывы адаптации, пограничные состояния и т. п. Все это последствия хронических стрессов. Врачи лечат болезни тела, но реальные проблемы бытия по большей части вовсе не скрыты в теле! Глобальной интернациональной проблемой сегодня является сверхнапряжение нервной системы, не связанное с теми движениями и нагрузками, на которые изначально рассчитана человеческая природа. Кто знает, как освободиться от наличия этого напряжения, способен успешно решить большинство проблем своей жизни.
|