Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йога-нидра (статья) 2 страница



Свами Сатьянанда справедливо отмечает, что человек западного склада личности всегда неосознанно накапливает напряжения, и практически не умеет их сбрасывать такими способами, которые бы одновременно не разрушали здоровье тела. Предлагая йогу людям Запада, в том числе и России, необходимо в первую очередь учитывать именно этот момент. Религиозные системы оказались не в состоянии дать мир человеческой душе. Не могут также обеспечить этого законы, армии и правительства. Душевный мир (как говорится в православном христианстве – царство Божие) может быть только внутри нас. Об этом же говорит и традиционная йога, но в отличие от религий она располагает конкретными и общедоступными способами достижения такого покоя, уравновешения психики человека, которые отработаны тысячелетиями.
Можно выдеелить три базовых типа напряжений: мышечное, эмоциональное, умственное, которые могут накапливаться и создавать в итоге непреодолимые барьеры для развития личности, ее целостности и самого человеческого существования. Рассмотрим их поочередно.
Мышечные: порождаются интенсивной работой тела и свойственным каждой личности уровнем эмоций, а также масштабом интеллектуального ресурса (можно вспомнить соответствующую пословицу из собрания Даля: “Отчего мужик дешев? Оттого, что глуп”). Этот класс проблем может быть устранен (за исключением, конечно, глупости) грамотной практикой “Шавасаны” и “йога-нидры.

Эмоциональные: возникают от более или менее выраженного рассогласования, противоречия между животной природой и социальным статусом человека, от адаптационных возможностей и широты кругозора, отношения к бытию. Здесь могут с успехом использоваться регулярная практика асан, пранаям и “нидра”
Умственные (ментальные): являются следствием слишком высокой умственной активности, не компенсированной соответствующим уровнем физической работы тела. Проблема здесь заключена в отыскании способа, с помощью которого можно затормозить и затем понизить патологически высокую бессознательную активность ума. Здесь может помочь мощная физическая нагрузка, которые обеспечивают силовые асаны в сочетании с последующей “нидрой”.

Считается, что час качественной “йога-нидры” эквивалентен четырем часам хорошего сна. Сатьянанда утверждает, что получаемая после освоения “нидры” способность спать, видеть сновидения, и в то же время сохранять сознание – уникальная способность, присущая пока что лишь немногим неординарным людям.
Предпочтительнее выполнять данную процедуру лежа потому, что уже одно только пребывание в этом положении активизирует парасимпатику.
После того, как с помощью “нидры” человек устраняет из своего тела и психики накопленное за многие годы перенапряжение различного вида, становятся в корне иными и он сам, и вся его жизнь. По меткому выражению одного из моих учеников, научившегося великолепно расслабляться, прежнее состояние бытия, лишенное необходимого внутреннего покоя, ассоциируется почему-то больше всего с сумасшедшим домом.

Символом “йога-нидры” в индийской мифологии является отдыхающий на молочном океане бог Нараяна. Каждый “сеанс” успешной практики “сжигает”, растворяет, рассеивает определенную часть накопленных напряжений – самскар – выводя их за пределы личности. И когда субъект приходит к состоянию полного психосоматического очищения, когда этих напряжений больше нет, а возникающие не кумулируются, он становится, наконец, самим собой, каким ему предназначено быть от природы.
Древние утверждали: “Только свободный человек не делает ошибок”. Способность к познанию и понимание истины, – к чему бы это не относилось, – возникает только в том случае, когда человек не зависит от давления прошлого. Пребывание в постоянном напряжении, это род застывшей судороги души, сознания и тела, непреходящая зависимость от того, что ее вызвало, своеобразная “фантомная боль” всей психосоматики, патологически самовоспроизводящаяся (Наталья Бехтерева отмечает в своих работах отрицательную роль структур долговременной памяти, которые как бы сохраняют и длят нейрофизиологические “замыкания”, воспроизводящие хронические расстройства).
При достаточно длительной практике “йога-нидры” человек (конечно, уже освободившийся от напряжений и достигнувший внутреннего равновесия) приобретает способность достаточно четко осознавать все нюансы пребывания в интервале между сном и бодрствованием. “Остаток” сознания, наблюдающий сам себя и окружающее внутри- психическое пространство приобретает способность самосохранения и самоосознанности, даже приближаясь непосредственно к грани засыпания, а затем – и после ее пересечения!

Если я объясняю на словах способ действий, с помощью которого можно достичь какой-либо цели, вы можете согласиться со мной, или нет. Но, даже будучи согласен и понимая умом сказанное, человек весьма часто оказывается не в состоянии воплотить это свое понимание практически, и причины подобного рассогласования до конца не понятны. Практикуя “нидру” мы, посредством устранения хронической перегрузки, состыковываем внешние побуждения, определяемые через рассуждения ума, со своей истинной природой – бессознательным, тем самым снимая неосознаное сопротивление необходимому ходу вещей, или отдавая себе отчет в том, почему этого делать не надо.
Человек есть нечто большее, чем только его сознательная личность, говорящая о себе “я”. Понятие психики определяет некую целостность, лишь малой частью которой, верхушкой айсберга, является сознание. В песне Высоцкого про “Як-истребитель” можно найти великолепный образ “того, который во мне сидит, и опять - заставляет в штопор…”. Это нечто, существующее в каждом из нас, пытается определить наука, ему дают названия и ярлыки, толкуют так и эдак, пытаются вычислить и потрогать. Но мы знаем, что есть такие явления, как интуиция, перцептуальная защита (опережающая блокировка бессознательным текущего осознанного восприятия), вещие сны, удивительные явления и многое другое, на что не способно ограниченное Я-сознание, - все это существует и действует. “Тот, который во мне сидит”, знает про меня намного больше того, что знаю я сам, поскольку помнит каждую секунду прожитой мною жизни и воспринимает все то, что остается за пределами сознания. Зачастую он пытается подсказать мне, что и как можно сделать лучше, но я не понимаю сидящего во мне, боюсь его и не знаю его языка.

И постепенно он замолкает, - что толку говорить, если тебя не могут и не хотят слышать?! – осуществляя необходимый минимум своего вклада в процесс нашего совместного бытия. Но когда я начинаю исправлять ошибки и разгружаться, допустим, с помощью практики “нидры”, то бессознательное заново оценивает изменившуюся коммуникационную ситуацию и, в случае верной постановки решения, воспринимает его, присоединяя к существующему конгломерату стереотипов. И тогда все, что бы я в жизни ни делал, будет неосознанно ориентироваться таким образом, чтобы проблемы разрешились. При этом необходимую коррекцию во множество повседневных действий и в их отдельные компоненты вносит бесссознательное, что является гораздо более выгодным в силу своей безошибочности. Если решение (установка) противоречит действительным интересам личности, то бессознательное ее просто “не заметит”, хотя, в принципе, “того, который во мне сидит” возможно в буквальном смысле изнасиловать установкой, что происходит, например, в случае фанатичной религиозной веры. При этом бессознательное способно “подтвердить” фанатическое ожидание и религиозные представления ума созданием соответствующих фантомных реальностей, которые переживаются личностью как действительные. Что, кстати, сопровождается ярко выраженными соответствующими соматическими проявлениями. Но данный класс ситуаций настолько экстремален (Иисусова молитва, экстазы Бхакти-йоги, громкий суфийский зикр и т. п. ), что с практикой “нидры” никак не пересекается.

Повторюсь: чтобы от применения санкальпы не возникало обратного действия (установка на то, чтобы бросить курить – правильная и выгодная, бессознательное принимает ее как родную, но после ее реализации, – исчезновения желания курить, - возникает физиологическая “цена” прямолинейности данного решения: бессонница, головная боль, экзема, скачки кровяного давления и т. д. ), необходимо знать сущность того, кто собирается применять “нидру” для решения своих проблем, и глубоко в них разбираться. Врожденную природу человека изменить невозможно, мы можем лишь дать каждому методы йоги вообще и “нидры” в частности, с помощью которых он сумееет скорректировать свою жизнь, устранить накопленную перегрузку и жить дальше без ее кумуляции. Для того же, чтобы понять человеческую природу, надо достаточно долго отслеживать ее самопроизвольные проявления, а не то, что делается от головы и привычек. Санкальпа срабатывает безошибочно и помогает только в том случае, если желание человека, сформулированное сознательно, отражает какой-либо аспект его действительных, не выдуманных потребностей. Мы можем в каких-то пределах сознательно менять свое поведение, а в каких-то – уже нет, поскольку каждая личность имеет вполне определенные границы потребностей, представлений, способностей, возможностей, привычек. При силовых попытках выйти за эти границы возникают, как правило, большие неприятности.

Но обычно если даже человек и пытается поступать по-разному, он никогда не может выйти за границы действий (и их результатов), ограниченных самой его сущностью, не затрагивая основы бытия, - какими бы они не были. Каждый имеет в своем восприятии и поведении множество “мертвых зон”, слепых пятен, которые скрывают от нас истинное положение вещей. А самая большая, порой фатальная ошибка человека всегда состоит в том, что он не отдает себе отчета в своем действительном положении и состоянии.
Лао-Цзы говорил об этом так: “Весь мир ярко освещен, только я один погружен во мрак”. Регулярная и грамотная практика “йога-нидры” способна этот сумрак в значительной мере рассеять.
Не секрет, что в последнее время все большее количество людей страдает в результате обращения к экстрасенсам, магам самой разной “окраски”, колдунам и так называемым целителям-эзотерикам, применяющим приемы из культов вуду, шаманов различных культур и еще Бог знает чего.
Поскольку люди всегда заранее верят в позитивный эффект производимых манипуляций, то, как правило, на короткое время наступает облегчение, после которого все имеющиеся проблемы стремительно обостряются, либо начинается развитие чего-то новоприобретенного. В ряде медицинских дисциплин не случайно изучается ятрогения, то есть - психосоматические расстройства, возникающие как реакция на слова и поведение врачей.
Ятрогении возникают также в том случае, когда дилетанты начинают комментировать медицинскую литературу, специальные тексты, результаты исследований, данные анализов, рентгеновские снимки или применять какие-либо приемы, - примерно так сказано в “Медицинской энциклопедии”. То есть слово может быть как фактором выздоровления, так и причиной болезни, и это следует всегда помнить тем, кто целенаправленно воздействует на человека с помощью речи, как это имеет место в “йога-нидре”, не только в ней.

Все помнят знаменитые телесеансы Анатолия Кашпировского, но далеко не всем известны их действительные последствия. Первый такой сеанс состоялся восьмого октября 1989 года, и поскольку любому мало-мальски здравому человеку было ясно, что нет лекарства, от которого полегчает всем одновременно, то идея гипнотического “сериала” заранее включала в себя тот момент, что кому-то станет хорошо, а кому-то плохо. Минздрав заранее подготовился к подобному повороту событий: была взята под контроль тридцать пятая подстанция “Скорой помощи”, обслуживающая шестьсот пятьдесят тысяч москвичей, двадцать третья поликлиника, обслуживающая три с половиной тысячи человек в сутки и девяятнадцатый психоневрологический диспансер. Во время самого сеанса и в теечение последующих двух часов вызовов не было. Но потом, вместо обычного спада к полуночи, число вызовов по “скорой” начало стремительно возрастать, - пошли больные с нарушениями сердечного ритма, гирпетоническими кризами, отеком легких и т. п. В первые сутки после первого выступления Кашпировского средний показатель смертности был перекрыт втрое. В последующие три дня вроачи “скорой” зарегистрировали у сердечно-сосудистых больных повальные обострения. Такой же необычный всплеск был отмечен и в “психушке”, более того, за помощью обратилось большое количество людей до того никогда не имевших дела с этим учреждением.
Согласно статистике самой уязвимой группой оказались школьники, во время сеансов у детей появлялись навязчивые движения, истерические припадки, около сорока пяти процентов впадали в гипнотический сон. По мере продолжения сеансов четко выявилась тенденция к повышению внушаемости детей, некоторые из них засыпали при виде одной только фотографии “мага и волшебника”. У семи процентов были выявлены после сеансов различные формы психической дезадаптации – головная боль, повышенная импульсивность, сонливость, навязчивые двигательные автоматизмы.
Для определенной части психосоматических больных воздействие Кашпировского оказалось полезным, но всем прочим было только хуже. Кроме того, громадный косвенный вред возникал вследствие того, что многие люди после сеансов достаточно долгое время оставались в состоянии частичного торможения – повышенной внушаемости. И тогда любое, случайно сказанное рядом слово, могло вызвать непредсказуемые изменения в психосоматике и самочувствии даже здоровых людей. Вред, причиненный многим людям с помощью словесных внушений “доктором Кашпировским”, не может быть учтен даже приблизительно.

В средине девяностых годов в московском Институте компьютерных технологий работал коллектив под руководством Игоря Смирнова (см. статью “Компьютер сделает безработным Кашпировского”, ЛГ, один из номеров за январь, 1996), который разработал методику психокоррекции, по сути имитирующую “йога-нидру”, но все это - с помощью компьютерного обеспечения.
Суть психосоматической модели, предложенной Смирновым, состоит в том, что большая часть общих расстройств является следствием нестыковки между информационным блоком, формирующимися у человека в процессе сознательной жизни и тем, который был запечатлен в раннем детстве (есть такой специальный термин – импринтинг). Смирнов считает, что именно ранняя запечатленная информация есть ядро личности, ее собственное “я”, формирующее наше дальнейшее отношение с миром. Между моделью детства и требованиями социума возникают внутренние противоречия, итог этой внутренней борьбы выливается в неосознанную конкуренцию мотивов и поступков на сознательном уровне. Если побеждает модель детства, субъект вступает в неосознаную конфронтацию с окружающей средой, что рано или поздно ведет к срыву работы механизмов адаптации. Если побеждает текущее, то человек может успешно приспособиться к окружающему, но потерять смысл существования, что лишает смысла и саму жизнь, какой бы успешной она не была.
Бывает и так, что модель детства совпадает с требованиями времени и окружения, тогда человек вписывается в мир безболезеннно.

Каким же образом пытается Смирнов разрешить эти интерперсональные конфликты? Сначала проводится процедура, весьма напоминающая ассоциативный метод Юнга: компьютер последовательно предьявляет пациенту тематические подборки примерно из тридцати слов каждая, с такой скоростью, что человек их воспринимает, но не в состоянии сознательно оценить. На актуальные, ключевые слова реагирует бессознательное, что хорошо видно на снимаемой в это же время энцефалограмме.
Подборки слов варьируются, и после обработки компьютер выдает диаграммы, где выстроены пучки кривых, соответствующих каждой словесной подборке. По их соотношению судят о значимости для данного субъекта тем и отдельных понятий, состояний, с ними связанных и путях их коррекции. Затем компетентный психолог (?! ) составляет так называемую словесную фабулу (в технике “нидры” это санкальпа), которая предназначена к прослушиванию пациентом с целью лишить значимости (аннигилировать) порочную привычку, например – тягу к алкоголю.
Эта словесная фабула-установка записывается на аудиокассету в специальном режиме, как шум, который пациент прослушивает по несколько раз в день(! ), постепенно усваивая заложенную информацию в виде собственных мыслей и побуждений, неосознанно изменяющихся (надо понимать – к лучшему). Смирнов утверждает, что неоспоримым достоинством этого метода является постепенность личностной тренсформации. А контроль за эффективностью лечения помимо простого наблюдения за больным производится опять-таки с помощью компьютера, который определяет смещение характеристик на повторных диаграммах “ущербного” кластера (пучка кривых) на позиции меньшей значимости (как сказали бы юнгианские аналитики – ослабление энергетического заряда автономного комплекса).
Далее в статье находим буквально следующеее: “Вся процедура обследования длится в среднем не более двадцати минут, А терапевтический сеанс подчас не нарушает привычного распорядка дня: слушай себе кассету, вот и все. Уди рыбку на берегу речки или тащи рюкзак за плечами – как знаешь”.

Интересно также признание господина Смирнова о жесткой ограниченности приема пациентов именно в силу того, что львиная длоя времени уходит на составление суггестивных (внушаемых) фабул (то есть – решений, с помощью новой аудиотехнологии “продавливаемых” в бессознательное), работу над которыми его специалисты вынуждены проводить даже по ночам..
Утверждается, что новый метод положительно воздействует на такие заболевания, как алкоголизм, шизофрения, рак, демиелинизирующие и дегенеративные заболевания (т. е. поражения ЦНС) с помощью правильно подобранных слов или формулировок.
В тогдашнем интервью Смирнов поведал о том, что мечтает создать семантический резонатор – инструментально-аппаратный комплекс, который с помощью обратной связи типа “человек-компьютер” позволит увеличить человеку количество степеней свободы, которых пока достаточно мало, примерно шесть и они нам хорошо известны, поскольку даже рифмуются хорошо – “спать - жрать”, “пить – любить”, и т. д. “По своей сути мы – зверолюди, несущие в себе два начала: плотское и духовное. И хочу, чтобы мы стали чуть лучше, чем сейчас. Такой шанс у нас появился с созданием компьютера. С его помощью, как бы смотрясь в зеркало (не правда ли, забавная параллель с приемом “психического зеркала в “йога-нидре”?! ), мы можем видеть свои недостатки и исправлять их”.

Можно констатировать, что в методе Смирнова даже с первого взгляда просматиривается множество сомнительных моментов, которые можно перечислить навскидку:
отсутствие позитивной статистики, убеждающаей в эффективности метода;
уровень квалификации составляющих санкальпу психологов;
человеческие качества тех, кто разрабатывал метод и воплощает его;
последствия постоянной “долбежки” бессознательного санкальпой, записанной в невербальной форме;
изолирование личности от самого процесса исцеляющего воздействия;
целенаправленное влияние на психику пациента без его ведома, - ему не сообщают содержание фабулы, и не может ее узнать, поскольку она записана в виде шума;
возможные негативные эффекты нестандартного влияния на психику (прослушивание аудиовнушения) в обычных условиях (турпоход, ужение рыбки и т. п. );
отсутствие предварительного освобождения психики от предшествующих перегрузок;
Кроме того, в желании улучшить человечество звучат необыкновенно знакомые мотивы, свойственные утопистам всех времен и народов, алхимикам, мечтавшим о создании в пробирке совершенного человека, гомункулуса, без присущих противоречий, тело которого и есть дух, а также большевикам-ленинцам с их карающим мечом – “Чекисты решили переделать природу, а заодно переделать и людей” (цитата из детской книжки “Страна победителей”, 1935 год).
Тема же зверолюдей вообще заставляет вспомнить остров доктора Моро.

В традиционной “нидре” мы имеем полное отстутствие каких-либо искусственных устройств, которые участвуют в процессе определения содержания и формы санкальпы, нет лишних передаточных звеньев (магнитофон не в счет, он только воспроизводит один к одному проговариваемый текст и, если запись качеественная, то из произносимого ничего не теряется), нет субъектов-посредников (в виде бригады психологов, работа которых опирается на данные компьютера, программы для которого писал кто-то еще, и т. д. ) между сознанием и бессознательным, что сводит к минимуму возможность дополнительных искажений.
Налицо только пасссивное участие сознания в процессе разгрузки психики и решения ее общих проблем, личности известно содержание санкальпы, что обеспечивает немаловажное ощущение безопасности.
Вмешательство в естественные коммуникационные процессы осуществляется в оптимальных условиях, главным из которых является достижение тотальной релаксации.
И так далее. Иными словами, “нидра” намного надежней и безопаснее предлагаемого компьютерного суррогата.
Возвращаясь к теме связи “нидры” со сном, отметим результаты направленных исследований, которые показали, что во время ее практики общий фон бета и тэта-ритмов перемежается короткими периодами преобладания альфа-волн (бета-ритм - активность бодрствующего сознания при внимании, направленном вовне; тэта-ритм свидетельствует о состоянии сна со сновидениями; альфа-ритм характеризует состояние бодрствования при расслаблении с закрытыми глазами). При обычном засыпании у человека бета-ритм сменяется тэта-волнами, с периодическим возникновением дельта-активности, а в “йога-нидре” волны с частотой бета сменяются непосредственно альфа-ритмом. Даже в состояни глубокого сна полная релаксация не достигается.

Поэтому последовательность смены состояний сознания в практике “йоги психического сна” можно охарактеризовать как пульсирующее колебание возле некоторых средних значений торможения коры, возвратный переход от экстравертивного к интравертивному восприятию, что субъективно воспринимается как некий повторяющийся пунктир: сознание есть – сознания нет.
Итак, глубокая релаксация, это пребывание в состоянии преимущественной активности альфа-ритма. При обычном развитии событий в момент засыпания сознание у человека теряется, уходит. Регулярная и грамотная практика “йога-нидры” формирует навыки растягивания во времени момента перехода от бодрствования ко сну, который обычно не воспринимается сознанием. Более того, появляется способность удерживать нить сознания даже после момента перехода ко сну. То есть, сознание сохраняется в состоянии сна! Поэтому успешная прапктика “нидры” дает возможность связать воедино три режима функционирования психики: бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений. Таким образом мы получаем так называемое “четвертое состояние”, которое в текстах йоги именуется сверсознанием – турийя. Поскольку в таком состояниие адепт йоги приобретает возможность формировать по своему желанию содержание снов, то иногда “нидру” называют техникой “самонаведения сновидений”.
Сатьянанда утверждает, что сны – не что иное, как энергетические модели, “слепки”, в какой-то мере автономные ситуационные копии состояний бодрствования (хотя, скажем, Ротенберг и Аршавский еще два десятка лет назад выдвинули гипотезу о компенсаторной природе сна). И как только вы приобретаете определенные навыки в “нидре”, то становится возможным не только наблюдать сновидения, но и создавать их по своему желанию Способность наблюдать свой сон является динамической формой пратьяхары.

Есть только одна возможность наблюдать сны, полностью осознавая их, а затем и управлять этим процессом – когда сознание остается спокойным и неподвижным наблюдателем. Излишне говорить, что если накопленные психикой напряжения не вычищены, то о подобном развитии практики “нидры” не может быть и речи, просто ниичего не выйдет.
Опять же, исследования показали, что если субъект получает возможность, оставаясь в сознании, наблюдать собственные сновидения, то в его ЦНС начинаются эволюционные изменения. Это, как утверждает Свами Сатьянанда, соавтор древних риши в развитии “нидры”, и есть тонкое восприятие во сне, пребывание на так называемом астральном плане, психическом причинном уровне существования в сочетании с обычным состоянием сознания.
Подобное состояние соответствует уменьшению возбудимости лимбической структуры, образования, которое иногда называют эмоциональным мозгом человека.

В 1977 году фонд Меннингера в Канзасе организовал интереснейшие исследования. Под руководством доктора Элмера Грина проводили эксперименты с известным йогом, индусом по происхождению, Свами Рамой, который в совершенстве владел расслаблением, освоив его через практику “йога-нидры”. Сначала йог входил в промежуточное состояние, затем – засыпал, каждая фаза длилась по пять минут. Он описывал пребывание во сне как “неприятный шум”, когда из бессознательного с тихим шорохом всплывали внутренние желания, обрывки воспоминаний и проблем в виде образов. Затем Свами Рама погружался в состояние сна без сновидений, она что указывала текущая запись энцефалограммы, из него он “видел”, слышал и запоминал все, что происходило вокруг, в том числе и вопросы, обращенные к нему.
Свами Сатьянанда говорит, что способность осознанно контролировать состояние глубокого сна, а из него – окружающее, это и есть состояние сверхсознания, турийя. В нем устанавливается оптимальная естественная коммуникация между индивидуальным сознанием, а также личной и коллективной частями бессознательного. В результате сознание, объединившее все эти три уровня в четвертом, становится гармоничным и просветленным. Тому, кто реализовал это, сон больше не нужен, поскольку данное интегративное состояние является также и физиологической реальностью. Процесс приобретения таких возможностей в разных философских и религиозных школах носит название просветления, освобождения, самореализации, его называют также кайвалья, мокша, самадхи, нирвана, сатори и т. д.
Опыт показал, что “йога-нидра” – эффективное средство обучения, когда знания предоставленные во время сна, восстанавливаются в памяти в состоянии бодрствования.

Георгий Лозанов, о котором упоминалось в началее статьи, был в свое время директором софийского Института суггестопедии, и по его данным в процессе “нидры” полностью исчезает доминирование какого-либо одного из полушарий мозга. Также с увеличением глубины общей релаксации возрастает объем и качество восприятия, как обычного, так и экстрасенсорного.
Кстати, нашумевший метод обучения иностраным языкам Илоны Давыдовой был основан именно на принципах суггестивного внушения, применяемого извне. Но то ли безграмотное исполнение вызывало негативный побочный эффект, то ли в основные тексты были втиснуты инструкции для бессознательного, в результате чего занимающиеся теряли критичное отношение к методу и его создательнице, - но довольно быстро реклама метода исчезла безвозвратно.
Дети видят на умственном экране почти все, что им хочется, причем практически без усилий. Согласно постулатам йогической психофизиологии это можно объяснить тем, что у каждого ребенка пробуждена Аджна-чакра (“аджна” в переводе с санскрита – “команда”), которой анатомически соответствует в физическом теле шишковидная железа, место “контакта” интуиции и сознания. До возраста восьми лет эта железа играет в эндокринной системе организма решающую роль, контролируя деятельность гипофиза, который получает главенство при достижении совершеннолетия. Вообще же, когда ребенок растет в окружении мира искусственных образов, которые создают TV, видео, печать и т. п., зачастую способность воображения создавать образы дегенерирует. Практика “йога-нидры” идеально восстанавливает это природное качество.

Теперь вернемся к теме стресса, основоположником теории которого считается канадский врач Ганс Селье. Затяжные состояния раздраженности, подавленности, непроходящего гнева, ненависти, возбуждения, заторможенности и т. д. сопровождаются физическими реакциями, среди которых наиболее распространены чрезмерная потливость, диарея, тахикардия, несварение желудка, головная боль, бессонница и слабость. Данные реакции - результат сложных процессов, с помощью которых организм пытается приспособиться к стрессу. Иногда хроническое заболевание – тоже своеобразная форма такого приспособления, в том случае, когда стресс носит длительный характер (например – неврозы, экзема, вегетососудистая дистония). Через длительное время пребывания в стрессе функциональные изменения настолько нарушают работу систем организма, что сами в свою очередь становятся необратимыми, переходя в изменения органические.
Иногда стресс ведет к заболеваниям психики, иногда – к таким вещам как ВСС (внезапная сердечная смерть), причем патология при этом не определяется. Кроме того стрессу сопутствует повышенный тонус мышц скелетной мускулатуры, повышение кровяного давления, увеличение содержания в крови кортизона и норадреналина. Поскольку при длительных и сильных стрессах ВНС постоянно перегружена, то нервная симптоматика, обычная для такого состояния, зачастую переходит в невроз. Если данный судорожный, “перекошенный” режим функционирования чересчур затягивается, возникают стойкие психосоматические расстройства, узнаваемые как конкретныеболезни – язва желудка, астма, гипертония и т. д.

В основном заболевания стрессового происхождения проходят четыре фазы развития:
1). Психологические изменения, - это постоянное беспокойство, напряженность, бессонница, раздражительность, – как следствие длительного перевозбуждения вегетатики;
2). Отчетливые физиологические изменения - нарушение давления, пищеварения, сердечной деятельности;
3). Данные изменения приобретают клинические очертания;
4). Нарушения настолько отчетливы и необратимы, что требуется хирургическое вмешательство либо длительное фармакологическое лечение.

На перывх трех стадиях патологического развития практика “йога-нидры” крайне эффективна.
Эволюционно род “хомо сапиенс” развивался в условиях сверхактивности гипоталамуса и эндокринной системы, которые рефлекторно подготавливали организм к противодействию многочисленным опасностям, исходящим от внешнего мира. Это являлось необходимым при борьбе за выживание и было сопряжено с громадной и вынужденной (при охоте за добычей) двигательной активностью, которая с одной стороны требовала мощного гормонального обеспечения, с другой – вырабатывала его до конца, не оставляя “излишков”. Сегодня же человек, по сравнению с первобытными эволюционными нагрузками, совершенно обездвижен, и в то же время подвергается запредельным нервным воздействиям, что автоматически включает древние адаптационные реакции типа “страх-бегство”, или “ярость-нападение”. При этом происходит выброс адреналина в кровь, повышение артериального давления, учащение дыхания и т. д. Обеспечение напряженнейшего действия, активного движения есть, но фактически и то, и другое отсутствует, обеспечение не расходуется, что провоцирует еще большее напряжение и разбалансировку.
Эффект “нидры” нейтрализует следствия стресса, поскольку в ее процессе сознание, все органы и системы достигают полного физиологического спокойствия, и начинают действовать внутренние процесссы регенерации. Йога считает, что глубокое уравновешение нормализует циркуляцию праны в теле. Когда человек овладел “нидрой”, те обстоятельства, которые приводят других к болезням и саморазрушению, становятся условиями для самосовершенствования, поскольку тело и психика, уравновесившись и оздоровившись, начинают “держать удар” гораздо большей силы успешно приспосабливаясь, накапливая ресурсы всех разновидностей, а не проматывая их в бессмысленном многолетнем “пережигании” нервных клеток.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.