Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПАНТЕОН И КУЛЬТ



КОЛА САННИЯ — ПОКРОВИТЕЛЬ ЭПИЛЕПТИКОВ Приобщение добуддийских богов и демонов к буддийскому пантеону в каждой стране имело свои особенности. Вот как, например, выглядел на Шри-Ланке ритуал введения в буддийский пантеон очередного небуддийского сверхъестественного существа — демона по имени Кола Санния, который в народных представлениях считался вызывающим эпилепсию. Шаман в маске демона вступает на ритуальную арену. Считается, что он только прибыл на Шри-Ланку из соседней Индии. Путь ему преграждают два бога — охранителя острова. Они отказываются пропустить Кола Саннию через «городские ворота», ведущие в страну. Демон пытается подкупить их. Однако боги-охранители остаются непреклонны. Тогда Кола Санния достаёт грамоту, которую он якобы получил от Будды, и, положив её на ногу, протягивает божествам. Боги возмущены такой бесцеремонностью, оскорбляющей, по их мнению, Будду. Они признают грамоту поддельной и продолжают охранять «городские ворота». Тогда Кола Санния уходит и приносит «подлинное» разрешение от Будды. На этот раз он держит его на голове — знак почтительности и подчинения. Он громко зачитывает грамоту, которая гласит, что Будда повелел ему перестать убивать людей, а вместо этого дал разрешение принимать подношения от тех из них, кто поражён болезнью и ищет спасения от неё. На этот раз боги-охранители открывают «ворота» и впускают Кола Саннию.

Тхеравада — это не особая форма буддизма. Она не создаёт ни новых будд и бодхисаттв, ни новых ритуалов. В основе тхеравады лежит вера её последователей в то, что они наиболее точно передают сущность учения Будды. Поэтому пантеон будд и бодхисаттв, чтимых в тхераваде, возглавляет, конечно, Будда.

Но тхеравадины поклоняются и божествам, относящимся к индуистскому или даже брахманистскому пантеону. Правда, эти божества лишены всех традиционно присущих им атрибутов, а система мифов, разработанных в тхераваде, связывает их с Буддой. Сталкиваясь с местными верованиями, буддизм часто вбирал их в себя, но при этом никогда не забывал отвести местным божествам и культам строго определённое место.

Тхеравадины внимательно относятся к действию различных сверхъестественных сил в мире. По их мнению, поведение людей во многом зависит от этих сил. Когда в жизни человека происходит некое неприятное событие, монах-тхеравадин прежде всего проверяет, не является ли это событие следствием неблагоприятного расположения звёзд. Если звёзды оказываются ни при чём, значит это дело рук демонов, и следует исполнить процедуру их изгнания. Если и это не помогает, следовательно, человек навлёк на себя гнев богов, нарушив какой-нибудь из запретов. Если же и отношения человека с богом, на взгляд тхеравадина, строятся правильным образом, остаётся одно объяснение: человек страдает из-за своей плохой кармы, проступка, совершённого им в прошлой жизни.

Ступа в Тхераваде. Для тхеравады ступа (на пали — «тхупа») — хранилище реликвий Будды.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.