|
|||
ПАНТЕОН И КУЛЬТ
Тхеравада — это не особая форма буддизма. Она не создаёт ни новых будд и бодхисаттв, ни новых ритуалов. В основе тхеравады лежит вера её последователей в то, что они наиболее точно передают сущность учения Будды. Поэтому пантеон будд и бодхисаттв, чтимых в тхераваде, возглавляет, конечно, Будда. Но тхеравадины поклоняются и божествам, относящимся к индуистскому или даже брахманистскому пантеону. Правда, эти божества лишены всех традиционно присущих им атрибутов, а система мифов, разработанных в тхераваде, связывает их с Буддой. Сталкиваясь с местными верованиями, буддизм часто вбирал их в себя, но при этом никогда не забывал отвести местным божествам и культам строго определённое место. Тхеравадины внимательно относятся к действию различных сверхъестественных сил в мире. По их мнению, поведение людей во многом зависит от этих сил. Когда в жизни человека происходит некое неприятное событие, монах-тхеравадин прежде всего проверяет, не является ли это событие следствием неблагоприятного расположения звёзд. Если звёзды оказываются ни при чём, значит это дело рук демонов, и следует исполнить процедуру их изгнания. Если и это не помогает, следовательно, человек навлёк на себя гнев богов, нарушив какой-нибудь из запретов. Если же и отношения человека с богом, на взгляд тхеравадина, строятся правильным образом, остаётся одно объяснение: человек страдает из-за своей плохой кармы, проступка, совершённого им в прошлой жизни. Ступа в Тхераваде. Для тхеравады ступа (на пали — «тхупа») — хранилище реликвий Будды.
|
|||
|