Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



На протяжении истории, посвящение сопровождало переход человека в иную, более высокую социальную нишу. В начале жизненного пути это переход в мир взрослых, в период расцвета - посвящение в вожди или жрецы, а для нашего современника, например, в узкий круг профессионалов высокого уровня. Успешность преодоления испытаний посвящения обещает удовлетворительное социальное функционирование, неуспешность равносильна исключению из социума, изгнанию, одиночеству и, в конечном счете, смерти.

Если говорить о психотерапевтической практике, то именно с проблемами, аналогичными проблемам нашего предка, не прошедшего или не выдержавшего процедуры инициации, обращается за помощью большинство современных пациентов - одиночество, страх, ощущение ненужности и прочее. То есть, запрос на инициатическое действие исходит не столько от социума как принудительная мера, а скорее от субъекта в виде бессознательного мотива при обращении за психотерапией. Современный пациент может искать психотерапевтической помощи, неосознанно рассматривая себя как человека, не прошедшего инициацию. Незавершенность, неуспешность инициации отражается как на бодрственной жизни человека, так и на содержании его сновидений. В процессе успешной психотерапии (если инициатические ожидания пациента оправдываются) изменяется его система сновидений в целом. Что соответствует произошедшим внутренним изменениям. Таким образом, сновидения могут рассматриваться в качестве индикатора успешности психотерапии.

Поиск ответа на вопрос - зачем современному человеку архаическая инициация приводит к предположению о том, что сами инициатические ритуалы возникли когда-то из сновидений наших предков как попытки воспроизвести в реальности сновидческие сюжеты в виде разыгрывания соответствующих сцен. Сегодня нечто похожее происходит в таких психотерапевтических практиках как психодрама или гештальт-терапия, в которых имеет место разыгрывание сновидческих сценок с тем, что бы они нашли свое логическое завершение и понимание.

Сновидения и инициатические ритуалы имеют много общего между собой, так и те и другие представляются загадочными и непонятными; и те и другие несут в себе тайну; и те и другие возбуждают атмосферу соприкосновения с сакральностью; и те и другие представляют собой опыт " по ту сторону" обыденного; и те и другие проходят в ситуации измененного сознания, и в тех и в других существенную роль играет мотив смерти неофита. При этом, исторически, сновидения предшествовали появлению культуры посвящения, что позволяет предположить, что они стали источником инициатических действий. Этот вывод выглядит противоречащим выдвинутому выше тезису о том, что сами сновидения формируются под воздействием инициатических (или заменяющих их) ритуалов. Здесь нужно отметить, что исторически более позднее происхождение ритуальных инициаций, которые стали продолжениями того, что люди видели в своих снах и считали реально происходящим, вовсе не исключает влияния ритуалов на их первоисточник. Можно привести аналогию с другим родственным явлением, также берущим свое начало из сновидений - театром и кино. Просмотр театральной постановки или кинофильма часто вызывает сновидение, в котором появляются либо виденные персонажи, либо развивается сюжетная линия кинофильма или пьесы, либо иным образом проявляется связь с просмотренным зрелищем.

Как было сказано выше, сновидения могут рассматриваться с точки зрения индикатора успешности психотерапевтического процесса. Однако, этим безусловно не исчерпываются их возможности, так они, например, могут служить целевым материалом для психотерапии. Что же здесь нового? Сновидения давным-давно используются в психоаналитическом процессе в качестве наиболее прямого поставщика бессознательного материала для анализа. Это так, однако, никто не доказал, что именно анализ сновидений играет психотерапевтическую роль. Очевидность ответа на вопрос, что более терапевтично - рассказ сказки или ее анализ делает в случае оправданности параллели со сновидениями далеко не очевидным ответ на вопрос о целесообразности и методах работы с ними. Вопрос остается открытым. Ответ на него, вероятно, может быть получен лишь после ответа на другой вопрос - о природе и психологическом смысле сновидений в жизни человека.

Литература

1. Абрагам К. (1912) Сон и миф. Очерк народной психологии / Пер. с нем. - М.: Соврем. Пробл. - 41с.

2. Авакумов С. В. (2002) Манифестное содержание сновидений у лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью. Автореф. Дис. … канд. психол. наук - СПб. - 24с.

3. Авакумов С. В., Бурковский Г. В. (2002) Особенности манифестного содержания сновидений у лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью: Сибирский психологический журнал, №16-17, с. 89-97.

4. Гоголь Н. В. (1984) Вий // Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 7 т. Т. - М.: Художественная литература. - С. 139-174.

5. Егунов А. Н. (1964) Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв., М. - Л.

6. Калевала (1979) / Перевод Л. П. Бельского. Иллюстрации В. Курдова. - Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение. - 557 с.

7. Касаткин В. Н. (1972) Теория сновидений. - 2-е изд. - М.: Медицина. Ленингр. Отд-ние. - 327с.

8. Лотман Ю. М. (2000) Семиосфера. - С. -Петербург: " Искусство-СПБ". - 704 с.

9. Мелетинский Е. М. (1994) Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. Бессознательное. Сборник. - Новочеркасск. - с. 159-167.

10. Мифологический словарь. (Под ред. Мелетинского Е. М. ). - М.: БРЭ, ЛАДА-МАКОМ, 1992.

11. Мэнли П. Холл (2003) Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Москва, " Эксмо, Terra Fantastica". - 960 с.

12. Пропп В. Я. (1998) Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа. ) Комментарии Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой. Составление, научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. -- Издательство " Лабиринт", М. -- 512 с.

13. Романчук Л. (2000) Творчество Годвина в контексте романтического демонизма. Днепропетровск: Полиграфист. - 182 с.

14. Ротенберг В. С. (2001) Сновидения, гипноз и деятельность мозга. - М.: ООО " Центр гуманиторной литературы " РОН", В. Секачев. - 256с.

15. Руднев В. П. (2000) Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. - М.: " Аграф". - 432с.

16. Фромм Э. (1992) Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. -М.: Республика. - С. 180-298.

17. Фрейд З. (1991) Толкование сновидений. - Ереван: Камар. - 448с.

18. Фрэзер Д. Д. (1983) Золотая ветвь: Исследование магии и религии /Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Политиздат. - 703с.

19. Хендерсон Дж. Л. (1997) Древние мифы и современный человек. В сб. Человек и его символы. /Под общ. Редакцией С. Н. Сиренко. - М.: Серебряные нити, с. 104-154

20. Франц М. Л. (1997) Процесс индивидуации. В сб. Человек и его символы. /Под общ. Редакцией С. Н. Сиренко. - М.: Серебряные нити, с. 155-226

21. Холл Дж. А. (1996) Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство. Пер. с англ. В. Зеленского. - СПб.: Б. С. К., - 186с.

22. Шепперд Л. (1995) Загляни в свои сны. - М: Аквариум. - 124с.

23. Элиаде Мирча. (1998) Религии Австралии. " СПб.: Университетская книга", С. 239-244.

24. Юнг К. Г. (1995) Аналитическая психология. - М.: Мартис, - 309с.

25. Jung, C. G. CW Volume 11 par. 82, 854

26. Hoffman E. (1996) Alfred Adler: Humanistic Pioneer of Dreamwork //Dream Time, ASD Newsletter. - v. 13, #3. - P. 16.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.