Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сновидения



Известно, какое значение придавалось сновидениям в практике целительства у древних египтян и греков, когда страждущему в храме Сераписа или Асклепия после " дарованного" пророческого сновидения предлагалось следовать полученным в нем рецептам (Касаткин, 1972). Огромная роль отводилась сновидениям в шаманских практиках, причем здесь важны два аспекта - переживание увиденного во сне и толкование увиденного в плане предсказания. В глубинной психологии сновидениям также отводится одна из главных ролей - проводника в бессознательный мир человека.

В самом общем виде, независимо от модели генеза феномена сна со сновидениями, это состояние рассматривается психикой как некий ресурс, который может быть полем для различного рода действий. Разные авторы включали в это поле либо исполнение желаний (Фрейд, 1991), либо творческий поиск решений (Ротенберг, 2001), либо компенсацию бодрственной установки (Юнг, 1995), либо проявление тенденций господства или подчинения (Hoffman, 1996), и иные действия. Пользование этим ресурсом может быть " неорганизованным" или " организованным". Бодрственная жизнь архаического человека во многом была направлена на " организацию" этого ресурса. Известно, что наши предки относились к сновидениям гораздо более серьезно, чем мы, существовала развитая система навыков работы со сновидениями (Шеппард, 1995; Фромм, 1992; Лотман, 2000). Структуру этой системы составляли как непосредственные действия с материалом сновидений - разыгрывание сцен сновидений, их истолкование, так и опосредованные, такие как сказки на ночь. А. Дугин в своем интервью журналу " Бронзовый век" говоря о волшебной сказке и стоящей за ней инициацией, отмечал: " В частности, прослушивание сказки может стать либо виртуальной, либо даже реальной инициацией. Или чем-то аналогичным. Поскольку, по большому счёту, передача волшебной сказки это и есть передача инициатического знания. Это инициатическое знание, безусловно, формирует реакции и структуры человеческой психики, вызывает, провоцирует на определённые переносы, трансферты личного субъектного самоотождествления, формирует систему снов (выделено мной, А. С. ), обрабатывает душу. "

По сути дела, инициация представляет собой некое травматическое событие, которое должно изменить внутренний мир посвящаемого в нужную сторону. Как травматическое событие, она обязательно должна быть вплетена в структуру сновидений - известно, например, что в сновидениях часто появляется повторяющийся мотив полученной психологической травмы. Точнее, реальная инициация не вплетается, а формирует сновидения.

В сложных жизненных ситуациях, требующих нестандартного решения, состояние сна со сновидениями может быть использовано для поиска такого решения (здесь вспомним хотя бы сновидение Д. И. Менделеева). Успешная инициация оформляет систему сновидений-помощников. В этом случае, во время сна, человек может расценивать свое состояние как аналог изменяемого в процессе инициации. Отсюда следует, что сновидения человека получившего посвящение отличаются от тех, что видят люди не посвященные. В последнем случае не происходит организации системы сновидений-помощников.

Как может выглядеть инициатический мотив в сновидении? Следуя идее Проппа можно искать выявленные им в волшебных сказках мотивы посвящения в сновидениях. Однако практика показывает, что явные сказочные мотивы в сновидениях крайне редки, например, кто может сказать, что путешествовал во сне в железных сапогах или пользовался живой и мертвой водой? Скорее всего, если эти мотивы присутствуют в сновидении, то проявляют себя в модернизированном виде, аналогично " модернизаторам" в терминологии К. Г. Юнга (Холл, 1996). Работа в этом направлении еще ждет своего исследователя.

Учитывая определенную общность процедуры инициации и психотерапевтической процедуры, можно ожидать, что сновидения людей добровольно обращающихся к психотерапевту будут отличаться от таковых у лиц не испытывающих этой потребности как сновидения лиц прошедших и не прошедших инициатическую процедуру. Причем, черты, в которых различаются сновидения этих двух групп людей, должны быть настолько общими, что должны выявляться в описании любых инициатических ритуалов. Они должны выявляться в любом фольклорном материале и, в частности, в волшебных сказках, поскольку те содержат описания инициатических мистерий. Далее, сновидения людей, ищущих психотерапевтической помощи, должны содержать мотив неуспешной инициации в отличие от сновидений их более " успешных" собратьев, в сновидениях которых напротив, должен выявляться мотив успешной инициации. Для людей, не испытывающих потребности обращаться за психотерапевтической помощью, оказалось достаточно тех инициатических процедур, которые предлагал им социум, для обращающихся этого набора было недостаточно.

Проведенное исследование (Авакумов, Бурковский, 2002) позволило выявить ряд таких черт.

В исследование были включены 150 сновидений от 150 лиц (111 женщин и 39 мужчин). В экспериментальную группу включены сновидения лиц, обращавшихся за психотерапевтической и психологической помощью в кабинет медицинского психолога ГУЗ ВФД №1, к специалистам Учебно-Методического Центра при Восточно-Европейском Институте Психоанализа и к частнопрактикующим психотерапевтам г. Санкт-Петербурга. Все они получали либо поддерживающую (с элементами раскрывающей и суггестивной техник), либо раскрывающую (психоаналитически ориентированную) виды психологической помощи.

В экспериментальную группу из 82 (22 мужских и 60 женских) сновидений вошли: 30 сновидений от лиц, ранее получавших лечение в государственных лечебных учреждениях психиатрического профиля, и, как правило, квалифицировавших себя как невротиков (36%); 41 сновидение от лиц, обратившихся за психотерапевтической помощью по поводу невротической симптоматики (дисфорические жалобы, тревога, страхи) впервые (50%); 11 сновидений от лиц, обратившихся по поводу различного рода межличностных проблем, вызывающих эмоциональные затруднения (14%);

Контрольную группу составили 68 (17 мужских и 51 женских) сновидений лиц, никогда не обращавшихся за психиатрической, психотерапевтической или психологической помощью. При обращении за психотерапевтической помощью, фиксировалось первое, сообщенное пациентом сновидение. Единственным условием, предъявляемым к содержанию сновидения, было наличие в нем хотя бы одного объекта (образа сновидения), который может быть выделен и описан. Каких-либо дополнительных, уточняющих вопросов сновидцу не задавалось и сновидение фиксировалось в виде текста " как есть". Все образы сновидения соотносились экспертами (2 эксперта, минимальный коэффициент согласия составил 78%) с одним из 12 классов, начиная с близких сновидцу людей (родителей, родственников, знакомых) и заканчивая неодушевленными объектами.

В результате проведенного исследования оказалось, что в качестве наиболее общих различий сновидений лиц обращающихся и не обращающихся за психотерапевтической помощью выступают не содержательные аспекты сновидения, а количественные соотношения в появлении тех или иных элементов в сновидении. Исследование показало, что сновидения лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью, отличаются от сновидений не обращающихся за такой помощью в частности числом или кратностью появления определенных образов или ситуаций на протяжении одного сновидения.

Кратность характерна для появления определенных образов в волшебных сказках и фольклоре. Так, последовательное купание в трех котлах - с кипящей водой, студеной водой и молоком (" Конек-горбунок" ) приводят к гибели старого царя (две попытки успешны, третья губительна - неуспешная инициация) и превращению Ивана-дурака в Ивана-царевича (успешная инициация); путешествие в тридевятое царство обычно происходит через последовательное посещение двух других - " первым было медное царство, вторым - серебряное и, наконец, Царевич въезжает в третье царство - золотое". В известной басне Эзопа " Лиса и лев" описывается ситуация встречи лисы и льва: первый раз лиса, увидев льва очень испугалась и убежала, второй раз испугалась, но не побежала, третий раз заговорила со львом. В сказках Герой, как правило, оказывается победителем после преодоления трех препятствий или испытаний, посещения трех царств и т. д. По-видимому, " двойки" и " тройки" представляют собой нечто общее, то, что структурирует приспособительный опыт человека. В качестве ремарки отметим, что граница между успешностью и не успешностью при обучении проходит как раз между оценками 2 и 3. При этом успешное приспособление ассоциируется с тремя попытками (или преодолением трех препятствий), а неудача - с меньшим числом попыток.

В ходе проведенного исследования были выявлены следующие количественные особенности участия ряда образов во сне.

Появление трех элементов городского ландшафта (" Город" ) в сновидении (либо одного, но трижды) положительно связано с не обращением за психотерапевтической помощью (R=0, 20 p=0, 01), а появление " двух городов" - положительно связано с обращением за помощью (R=0, 21 p=0, 008). В качестве примера можно привести следующее сновидение обратившегося за помощью человека: " Я вижу вдали станцию метро " Пионерская" - мне нужно туда, но меня кто-то окликает и я заговариваю с этим человеком и мы с ним куда-то идем, затем я каким-то образом оказываюсь опять у той же станции метро, только с другой стороны". Здесь двукратно упоминается такой элемент городского ландшафта как станция-метро.

Последовательное появление в сновидении двух предметов, которыми можно манипулировать вручную, характерно для лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью (R=0, 19 p=0, 04), а трех для альтернативной группы (R=0, 18 p=0, 05). В следующем сновидении обратившегося за психотерапевтической помощью человека имеют место два предмета ручной манипуляции: " Мне часто снится машина, которая не слушается управления и мне приходится нажимать педаль газа руками и одновременно управлять рулем…". Здесь упоминаются два предмета ручной манипуляции - " педаль газа" и " руль". В тоже время, в сновидении женщины, не обращавшейся за психотерапевтической помощью, появляются уже три предмета: " Я торгую на рынке яблоками, ко мне подходит покупатель-мужчина и я предлагаю ему на выбор три яблока, беру их по очереди и даю ему смотреть…".

Появление трех родственников сновидца (либо одного, но трижды) положительно связано с успешностью достижения своих целей сновидцем в сюжете (R=0, 21 p=0, 009). Были выявлены также и определенные половые различия в формах проявления инициатических мотивов в сновидениях.

Если предположить, что в сновидении Город выступает аналогом Царства в сказке, то тогда трехкратность его появления становится более понятна. Три волшебных предмета весьма распространенный сказочный мотив. Три родственника в сказке самая типичная исходная ситуация: " жили-были старик со старухой и было у них три сына", три невесты для трех сыновей (Царевна-лягушка) и т. д. Эти сказки всегда описывают успешный путь главного героя.

Таким образом, можно видеть, что общей чертой связанной с мотивом инициации в сновидениях и фольклоре, является счет или кратность.

Важным если не важнейшим элементом инициатического ритуала древности выступала символическая (а иногда и реальная) смерть неофита. Если предлагаемая параллель между сновидением и инициатическим ритуалом верна, то можно ожидать появления мотива смерти и в сновидениях. В описанном выше исследовании этот мотив (он фиксировался если в явном содержании сновидения или в пояснениях, которые спонтанно давал их автор появлялись маркеры, указывающие на мотив смерти - либо прямое упоминание слов: " смерть", " гибель", " убит", " свести счеты с жизнью" и прочих, а также контекстное упоминание, например, " упал и разбился" ) имел место в 33, 8% сновидений. То есть, по крайней мере, в трети всех сновидений мотив смерти имеет место. Учитывая то, что мысли о смерти неприятны, можно ожидать, что в ряде сновидений этот мотив присутствует в неявном виде, например, символически (известно символическое значение " типического" в психоаналитической терминологии сновидения об опоздании на поезд как утешения на возникшие мысли о смерти) или в виде намека или метафоры, что делает процент таких сновидений еще выше. Можно видеть, что такой важный мотив инициатического ритуала как символическая смерть проявляет себя и в сновидении. Более того, оказалось, что этот мотив в сновидениях разворачивается на фоне тех же элементов ландшафта, где он имел место в древнейших мистериях: в подземельях (подвалах или метро) и в лесу. Всего наблюдалось 10 таких сновидений (5 в лесу, 4 в метро, 1 в подвале). Мотив смерти проявился в 8 из них (8 из 10, то есть 80%). Достоверность увеличения частоты сновидений с упоминанием смерти в таких сновидениях (метро, лес, подвал) по сравнению с теми, действие которых разворачивается в других местах, по критерию? 2=8, 62 составила p=0, 003.

С практической точки зрения можно сказать следующее. Психотерапевтическая процедура, и психоаналитическая в частности, бессознательно рассматривается пациентом как некое сакральное, инициатическое действо, более того, он неосознанно ищет такой сакральности. Стремление терапевта построить отношения с пациентом на рациональном уровне не устраняют бессознательного запроса пациента на инициацию. Таким образом, психотерапевтическая процедура должна носить характер посвящения, что порождает целый ряд следствий. В частности, внешние атрибуты психотерапии, такие как оформление кабинета, одежда и поведение самого терапевта должны строиться из этой предпосылки. Особую роль приобретает " закрытость" личности терапевта для пациента, переходящая в, своего рода, " выделенность" из окружающего мира.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.