|
|||
КОММЕНТАРИИ 4 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
" операционные группы", которые и речи быть не может истолковать исчерпывающим образом, если, наконец, признать, что мы нигде не в состоянии ни подвести объективный итог, ни помыслить объективный прогресс и что вся человеческая история в определенном смысле стоит на месте, - что же, скажет рассудок, подобно Ламьели39, и только-то? Все одинаково тщетно? Может быть, высшее, на что способен разум, состоит всего лишь в констатации этой зыбкости почвы у нас под ногами, в высокопарном именовании " вопрошанием" состояния непрерывного изумления, " исследованием" хождения по кругу, " Бытием" того, что никогда не завершено? Однако это разочарование вызвано ложным ожиданием. Это сожаление о том, что нельзя быть всем. Сожаление, которое к тому же не вполне обосновано, потому что, если ни в живописи, ни даже в истории науки мы не можем ни установить иерархию цивилизаций, ни говорить о прогрессе, дело не в том, что какой-то рок тянет нас вспять. Скорее, уже первый живописец в определенном смысле достигал самой глубины будущего. Если ни одна форма живописи не может исчерпать и завершить живопись в целом, если, более того, ни одну картину нельзя считать абсолютно законченной, это означает только, что каждое произведение изменяет, преображает, проясняет, углубляет, подтверждает, предвосхищает, воссоздает или предсоздает все прочие творения. И если художественные произведения не становятся неким вечным обретением, то не потому только, что, как и все на свете, они преходящи, но и потому, что почти вся их жизнь еще им предстоит.
Толоне, июль - август I960. Морис Мерло-Понти
КОММЕНТАРИИ
Эссе " Око и дух" впервые было опубликовано в январе 1961 года в первом номере журнала " Art de France", после чего многократно переиздавалось в журналах, сборниках и отдельной книжкой. На русском языке публикуется впервые.
1Artificalisme (от латин. artificialis - искусный, умелый) - то же, что и техницизм, то есть явная или неявная установка на замену естественного искусственным, основанная на уверенности в широких возможностях техники. 2Культурализм - совокупность идей американской антропологической школы " Культура и личность", полагавшей, что каждая отдельная культура моделирует индивидуальную личность, ее психологическую структуру, поведение, идеи, особый менталитет. Наиболее известные представители школы: Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Линтон. 3Manipulandum - манипулируемое, легко подчиняющееся ручному управлению. 4Ласко (Lascaux) - пещера во Франции около г. Монтиньяк с гравированными и живописными настенными изображениями (бизонов, оленей, диких быков, лошадей) позднепалеотического времени. 5Джиакометти, Альберто - швейцарский художник (1901 - 1966). Живописная манера развивалась под влиянием примитивизма и кубизма в направлении поиска упрощенных форм. 6Беренсон, Бернард - американский историк искусства, эксперт и эстетик, литовец по происхождению (1865-1959). Посвятил себя изучению итальянской живописи XIII - конца XVI в., заново описав и исследовав ее характерные свойства. Наиболее известная работа: " Итальянские художники эпохи Возрождения" (1932). 7Мальбранш, Никола - французский философ-идеалист (1638-1715). Главный представитель окказионализма; стремился сочетать картезианство с августиновской традицией христиан-
ской философии. Основное сочинение - " Разыскание истины" (1674-1675). 8idios cosmos - индивидуальный, частный космос (др. -греч. ). 9coinos cosmos - общий, принадлежащий всем космос (др. -греч. ). 10Ночной дозор - традиционное название одного из наиболее известных шедевров Рембрандта (1642, Амстердам, Гос. музей). По своему жанру представляет собой групповой портрет, выполненный по заказу Гильдии аркебузьеров Амстердама и изображающий " Выход капитана Франца Баннинга Кокка и его лейтенанта Виллема Ван Рюйтенбуха". На переднем плане картины изображен лейтенант, протягивающий руку в направлении зрителя. 11Эрнст, Макс - немецкий художник, большую часть времени работавший во Франции (1891-1978). Один из основных представителей дадаизма и сюрреализма. В картинах 20-х годов впервые применил ставшие хрестоматийными для сюрреализма художественные приемы (Слон Целебес, Старик, Женщина и цветок, Памятник птицам). 12Клее, Пауль - швейцарский художник (1879-1940). Для изобразительной манеры Клее, сформировавшейся под влиянием Сезанна и В. Кандинского, характерно свободное экспериментирование с цветом, формой, исследование техники живописи. Стремление к пластической экономии приводит его к лаконичным графическим изображениям, доходящим почти до идеограммы. Живопись и графика Клее отличаются лиризмом, насыщены поэтическими и метафизическими аллюзиями. Кроме художественных работ оставил также Дневник и др. сочинения. 13Маршан, Андре - французский художник (1907-1983). Первые работы посвящены реалистическому изображению провинциальной жизни, позже эволюционировал к живописи и графике, напоминающей японские эстампы и рисунки на некоторых древнегреческих вазах. Автор множества пейзажей Прованса, Бургони, Италии. 14Шильдер, Пауль Фердинанд - австрийский медик и психоаналитик (1886- 1940). Особенно интересовался построением образа тела, пытаясь интегрировать нейрологические и психоаналитические данные. 15Тошнота - роман Ж. -П. Сартра, опубликованный в 1938 г.
16Гора Сент-Виктуар - имеется в виду изображение горы Сент-Виктуар на картине Сезанна (Гора Сент-Виктуар, 1886). 17Бревиарий (от латин. breviarium - краткий, сжатый) - в католической церкви - краткий сборник молитв, псалмов, гимнов, выдержек из Библии и сочинений " отцов церкви", используемый при богослужении. 18Partes extra partes - букв, " части вне частей" (латин. ), внеположенность частей. 19Панофски, Эрвин - американский историк искусства, немецкого происхождения (1892-1968). Разработал так называемый " иконологический" метод, предполагающий " чтение" произведения искусства в его цивилизованном контексте и согласно различным " уровням значения". 20Рerspectiva naturalis (communis) - естественная (общая) перспектива (латин. ); perspective artificalis - искусственная перспектива (латин. ). 21Hochraum, Nahraum, Schrаgraum - высокое пространство, близлежащее пространство, наклонное пространство (нем. ). 22Siflmoment; Vermoment - момент стиля; момент личности. 23" i1 у а" - безличный оборот, буквально переводимый с французского как " имеется". Согласно Мерло-Понти, видение всегда содержит в себе полагание бытия, " нечто есть", или " нечто имеется", задача же феноменологии - прояснить это полагание, показать, " почему есть нечто, а не ничто". 24Принцесса Елизавета - просвещенная пфальцская принцесса, жившая в голландском изгнании, из писем к которой сложился трактат Р. Декарта Страсти души (1649). 25ti to on - что это есть (др. -греч. ). 26Делоне, Робер - французский художник (1885-1941). Сначала работал театральным декоратором, затем, после знакомства с А. Руссо и первыми кубистами, занялся живописью и графикой. Пришел к доводу, что для сохранения непрерывности форм картина должна иметь ритмическую организацию, основанную на подборе окрашенных планов. Автор живописных полотен, многоцветных барельефов, литографий. 27Мишо, Анри - французский поэт и художник, бельгийского происхождения (1899-1954).
28Гермес Трисмегист (Триждывеличайший) - один из эпитетов древнегреческого бога Гермеса, легендарного основателя оккультизма, от имени которого в III в. до н. э. - Ш в. н. э. было написано большое число сочинений по астрологии, алхимии, магии и трактаты религиозно-философского содержания, составляющие литературу герметизма. 29Равессон-Мольен (наст, имя - Жан Гаспар Феликс Лаше) - французский философ-спиритуалист, ученик Шеллинга, археолог и художник (1813-1900). Главное сочинение " Обзор французской философии XIX в. " (1868). В эстетике Равессона высшим авторитетом является Леонардо да Винчи. 30Мур, Генри - английский скульптор (1898-1986). Скульптурам Мура (Мать и дитя, Лежащая фигура. Семейная группа) присущи мощная пластика и монументальность форм, постоянный поиск объема, пространства, равновесия пустоты и наполненности, сложный ритм линий и силуэтов. 31Марей, Этьен Жюль - французский медик и физиолог (1830-1904). Исследовал движения животных и человека, изобрел и разработал способ их изображения (хронографию), считающийся непосредственным предшественником кинематографии. Автор многочисленных работ, посвященных изображению движения (напр.. Etude de la Locomotion animal par la chronophotografie, 1887). 32Дюшан, Марсель - французский живописец (1887-1968). Примыкал к дадаизму, затем к сюрреализму. Один из основоположников так называемого " антиискусства". Применял технику разложения формы (Обнаженная, спускающаяся по лестнице, 1912). Новобрачная... (1915-1923, Филадельфия, Музей искусства) - выполненная на стекле с использованием свинцовых листов и проволоки абстрактная композиция, отличающаяся крайней сложностью символического ряда и пластической структуры. Другое название: " Большой Бокал". 33Жерико, Теодор - знаменитый французский живописец и график (1791-1824). Известен, в частности, изображениями анатомии и движений лошадей (напр., Дерби в Эпсоме, 1821, Лувр). 34quale - качество, состояние (латин. ). 35Руо, Жорж - французский живописец и график (1871-
1958). Один из основателей фовизма, был близок к экспрессионизму. Использовал резкий контурный рисунок, контрасты сияющих и сумрачных цветовых пятен. Работал как офортист. 36Лембур, Жорж - французский писатель (1900-1970). Автор, наряду с романами, поэмами, пьесами, рассказами, серии эссе, посвященных живописи и динамике художественного творчества. 37Дюбюффе, Жан - французский художник-абстракционист (1901-1985), тяготевший к фактурной выразительности живописной массы. В ряде работ примыкал к так называемому " грубому искусству" (" art brut" ). 38Ришье, Жермен - французский скульптор (1904-1959). 39Ламьель - героиня последнего, незавершенного романа Стендаля.
|
|||
|