Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос. Ответы агрессивных детей. Ответы неагрессивных детей



Вопрос


Ответы агрессивных детей


Ответы неагрессивных детей


 


1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

2. Как бы ты поступил, если бы
встретился с агрессивным
взрослым?

3. Как бы ты поступил, если бы
встретился с агрессивным
мальчиком (девочкой)?

4. Считаешь ли ты себя
агрессивным?


Маму и палу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опро­шенных детей)

«Начал(а) драться», «Ударил(а) бы» (83% мальчиков, 27% девочек), «Обрызгала, испачкала бы» (36% девочек)

«Стал(а) бы драться» (92% маль­чиков, 54% девочек), «Убежала бы» (36% девочек)

«Нет» - 88% мальчиков, 54% девочек. «Да» - 12% мальчиков, 46% девочек


Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных (63% мальчиков, 80% девочек)

«Просто прошел(ла) мимо, отвернулся(ась)» (83% мальчиков, 40% девочек), «Позвала бы на помощь знакомых» (50% девочек) «Ушел(ла) бы, убежал(а)» (83% мальчиков, 50% девочек)

«Нет» - 92% мальчиков, 100% девочек. «Да» - 8% мальчиков


4 2                                                                                              Шпаргалка для родителей

КАК ВЫЯВИТЬ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посиль­ной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда опре­делить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных слу­чаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, ко­торые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности (Схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия
окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем шесть месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество при­знаков агрессивности, необходима помощь специалиста — психолога или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе дет­ского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разра­ботанную для воспитателей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка (Анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.


Г лава 2. А грессивные дети                                                                                            4 3

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отпла­
тить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбива­
ет, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют тер­
пение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

 

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шоки­
рующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти
виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оцени­вается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Средняя агрессивность —7—14 баллов. Низкая агрессивность — 1—6 баллов.

Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или учи­тель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском кол­лективе.

КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЕНКУ

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?


_44____________________________________ Шпаргалка для родителей

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступа­ют именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием от­кликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эф­фективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учи­телей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым спо­
собам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению вла­
деть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию,
сопереживанию и т. д.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровож­дается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре при­нято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в дет­ском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдер­живать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобраз­ной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «ко­пилка», пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Причем не обязательно это за­вершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматичес­ким проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям. К. Изард (1999) публикует клинические данные, полу­ченные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических рас­стройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псо­риаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.


Глава 2. Агрессивные дети                                                                                              4 5

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразру­шительными способами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограни­чения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не при­ветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребе­нок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, по­добная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зре­ния соперника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует В. Окленд ер. В своей книге «Окна в мир ребенка» (М., 1997) она описывает собствен­ный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6—7 лет) обычно испытывают облегчение.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое «вольное» обще­ние, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присут­ствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что нако­пилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему «врагу», провоцируя его на ответ­ную брань и привлекая все новых и новых «зрителей». В результате конф­ликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое проти­водействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое по­ведение работает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорит­ся групповой конфликт, только он будет дольше «зреть» и охватит боль­шее количество участников. Метод, предложенный В. Оклендер, может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разре­шению конфликтной ситуации.

ПРИМЕР_______________________________________________________________________________

Подготовительную группу детского сада посещали две подружки — две Алены: Алена С. и Алена Е. Они были неразлучны еще с ясельной группы но тем не менее без конца ругались и даже дрались. Однажды, когда психолог зашел в


4 6                                                                                               Шпаргалка для родителей

группу, он увидел, что Алена С., не слушая пытавшегося утихомирить ее воспита­теля, швыряет все, что подвернется ей под руку, и кричит, что всех ненавидит. Приход психолога оказался как нельзя более кстати. Алена С., которая очень лю­била заходить в психологический кабинет, «дала себя увести».

В кабинете психолога ей предоставили возможность самой выбрать себе за­нятие. Сначала она взяла огромный надувной молоток и изо всех сил стала бить им по стенам и по полу, потом вытащила из коробки с игрушками две погремуш­ки и с восторгом стала греметь ими. На вопросы психолога о том, что же про­изошло и на кого она рассердилась, Алена не отвечала, но на предложение пори­совать вместе с удовольствием согласилась. Психолог нарисовал большой дом, и девочка воскликнула: «Я знаю, это наш детский сад! »

Дальнейшая помощь взрослого не понадобилась: Алена стала рисовать и по­яснять свои рисунки. Сначала появилась песочница, в которой расположились маленькие фигурки — дети группы. Рядом возникла клумба с цветами, домик, беседка. Девочка рисовала все новые и новые мелкие детали, как будто оттягивая тот момент, когда надо будет нарисовать что-то важное для нее. Через какое-то время она нарисовала качели и сказала: «Все. Больше рисовать не хочу». Однако, послонявшись по кабинету, она снова подошла к листу и подрисовала на качелях маленькую-премаленькую девочку. На вопрос психолога, кто же это, Алена сна­чала ответила, что не знает сама, но потом добавила, подумав: «Это Алена Е. Пусть покатается. Я ей разрешаю». Затем она долго раскрашивала платье своей сопер­ницы, нарисовала ей сначала бант в волосах, а потом даже корону на голове, объяс­няя при этом, какая Алена Е. хорошая и добрая. Но потом художница внезапно остановилась и ахнула: «Ах!!! Алена упала с качелей! Что же теперь будет? Платье-то как испачкала! (платье закрашивается черным карандашом с таким нажимом, что даже бумага не выдерживает, рвется). Мама и папа будут ее ругать сегодня, а может быть, даже побьют ремнем и поставят в угол. Корона свалилась, укатилась в кусты (нарисованную золотую корону постигает та же участь, что и платье). Фу, лицо грязное, нос разбит (красным карандашом закрашивается все лицо), волосы растрепались (вместо аккуратной косички с бантиком на рисунке появляется оре­ол из черных каракулей). Вот дурила, кто же с ней, с такой, играть теперь будет? Так ей и надо! Нечего командовать! Раскомандовалась тут! Подумаешь, воображала! Я тоже умею командовать. Пусть вот теперь идет мыться, а мы не такие грязные, как она, мы играть будем все вместе, без нее». Алена, вполне удовлетворенная, рисует рядом с поверженным врагом группу детей, окруживших качели, на кото­рых сидит она, Алена С. Затем вдруг пририсовывает рядом еще одну фигурку. «Это Алена Е. Она уже вымылась, — объясняет она и спрашивает: — «Можно, я уже пойду в группу? » Вернувшись в игровую, Алена С. как ни в чем не бывало присое­диняется к играющим ребятам.

Что же произошло на самом деле? Вероятно, во время прогулки две не­разлучные Алены, как всегда, вели борьбу за лидерство. На сей раз сим­патии «зрителей» были на стороне Алены Е. Выразив свой гнев на бумаге, ее соперница успокоилась и смирилась с происходящим.

Безусловно, в данной ситуации можно было воспользоваться и другим приемом, главное, чтобы ребенок получил возможность приемлемым способом освободиться от переполняющего его гнева.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрес­сию — поиграть с ними в игру «Обзывалки» (см. с. 61). Опыт показывает,


 

Глава 2. Агрессивные дети                                                                                              4 7

что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педа­гога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — бес­препятственно провести занятие может так называемый «Мешочекдая кри­ков» (в других случаях — «Стаканчик для криков», «Волшебная труба " Крик" » и др. ). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети мо­гут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка» учителю на память.

В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множество способов ра­боты с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, кото­рые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не все­гда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж по­том придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Воспитатель или учитель, видя, что дети «распетушились» и уже гото­вы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конф­ликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообраз­но. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, ко­торыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада и каждый класс. Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; ре­зиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все это предметы могут способствовать снижению эмоцио­нального мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Понятно, что в классе во время урока ребенок не может пинать кон­сервную банку, если его толкнул сосед по парте. Но каждый ученик мо­жет завести, например, «Лист гнева» (рис. 2). Обычно он представляет со­бой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное



Шпаргалка для родителей


 



 


 


. -4

< \


Рис. 2. «Листок гнева»

чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоцио­нального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подой­дет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока.

Однако чаще всего конфликтные ситуации возникают на переменах. Тогда с детьми можно проводить групповые игры (некоторые из них опи­саны в разделе «Как играть с агрессивными детьми»). Ну а в группе детс­кого сада желательно иметь примерно такой арсенал игрушек: надувные куклы, резиновые молотки, игрушечное оружие.

Правда, многие взрослые не хотят, чтобы их дети играли с пистоле­тами, ружьями и саблями, даже игрушечными. Некоторые мамы не по­купают сыновьям оружия вовсе, а воспитатели запрещают приносить его в группу. Взрослым кажется, что игры с оружием провоцируют детей на агрессивное поведение, способствуют появлению и проявлению жестоко­сти. Однако ни для кого не секрет, что, даже если у мальчиков нет писто­летов и автоматов, большинство из них все равно будет играть в войну, используя вместо игрушечного оружия линейки, палки, клюшки, теннис­ные ракетки. Образ воина-мужчины, живущий в воображении каждого маль­чишки, невозможен без украшающего его оружия. Поэтому из века в век, из года в год, наши дети (и не всегда это только мальчики) играют в вой­ну. И кто знает, может быть, это и есть безобидный способ выплеснуть свой гнев. Кроме того, всем известно, что именно запретный плод осо­бенно сладок. Настойчиво запрещая игры с оружием, мы тем самым спо­собствуем возбуждению интереса к этому виду игры. Ну а тем родите-


Глава 2. Агрессивные дети                                                                                               49

лям, которые все-таки выступают против пистолетов, автоматов, шты­ков, можно посоветовать: пусть попробуют предложить ребенку достой­ную альтернативу. Вдруг получится! Тем более что существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребен­ка. Например, игры с песком, водой, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавли­вать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассер­дившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизиру­ющую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют ма­ленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или пригла­шает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, со­всем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.

Небольшие бассейны с водой, размещенные в группе детского сада, — настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько приме­ров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие
на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды
легкая пластмассовая фигурка.

4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для
этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполнен­
ные водой).

Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными деть­ми, которое условно можно назвать «работа с гневом». Хотелось бы от­метить, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребе­нок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.



Шпаргалка дяяродителей


Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмо­ций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агресси­вен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оце­нить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основ­ных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их от­тенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом слу­чае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды М. И. Чистяковой (1990), упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой (1997), а также боль­шие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных со­стояний (рис. 3).

В группе или классе, где находится такой плакат, дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно об­ратить внимание взрослого на себя.

Можно научить детей проводить обратную процедуру: самим приду­мывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человеч­ки. Пример такого плаката приводится на рис. 4.

Еще один способ научить ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем — рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. С этой целью разместите на моль­берте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисо­ванных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нуж­ный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка пони­мать себя, и прежде всего — ощущения своего тела. Сначала можно по­тренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у


Глава 2. Агрессивные дети



 


 






Радость


Грусть


 


Ярость


Разочарование


Неуверенность


 




Злость


Вина


Удивление Рис. 3. «Такие разные чувства»


Удовольствие


него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринима­ют сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ре­бенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце ко-



Шпаргалка для родителей


 



 


С 1

Рис. 4. «Какое настроение у этих человечков»


Глава 2. Агрессивные дети                                                                                               5 3

лотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т. д. ».

Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состоя­ние и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Режиссер фильма «Денис-угроза» Дейв Роджерс много раз на протяже­нии всего действия обращает внимание зрителей на скрытый сигнал, который подает главный герой фильма — шестилетний Денис. Всякий раз, перед тем как мальчишка созорничает, мы видим его беспокойные бегающие пальцы, которые оператор показывает крупным планом. За­тем мы видим «горящие» глаза ребенка, и только после этого следует очередная шалость.

Таким образом, ребенок, если он верно «расшифрует» послание свое­го тела, сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.

Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если оно станет проводиться систематически, изо дня в день, в течение до­вольно длительного времени.

Кроме уже описанных способов работы педагог может использовать и другие: проводить беседы с ребенком, рисовать и, конечно же, играть. В разделе «Как играть с агрессивными детьми» описаны игры, рекомен­дуемые в подобных ситуациях, но об одной из них хотелось бы расска­зать подробнее.

Впервые мы познакомились с этой игрой, прочитав книгу К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (М., 1998). Она называется «Каму­шек в ботинке». Сначала игра показалась нам довольно сложной для дошкольников, и мы предложили ее учителям I—2-х классов для прове­дения во время внеклассных занятий. Однако, почувствовав интерес ре­бят и серьезное отношение к игре, мы попробовали поиграть в нее в дет­ском саду. Игра понравилась. Причем очень скоро она перешла из разряда игр в разряд ежедневных ритуалов, проведение которых стало совершенно необходимым для успешного течения жизни в группе.

В эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, рас­строен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься де­лом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет воз­можность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего кон-


5 4                                                                                               Шпаргалка для родителей

фликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию. Игра проходит в два этапа.

I этап(подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре. Воспитатель
спрашивает: «Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал каму­
шек? » Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практи­
чески каждый ребенок 6—7 лет имеет подобный жизненный опыт. По
кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило.
Как правило, ответы сводятся к следующему: «Сначала камушек не очень
мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для
ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появить­
ся ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам прихо­
дится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем
крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог
причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огром­
ный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями».

Далее воспитатель спрашивает детей: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя домой, просто снимали ботинки? » Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль причем более сильная, чем накануне, обида, злость — вот такие чувства испытывают обычно дети. Так малень­кая проблема становится большой неприятностью.

II этап. Воспитатель говорит детям: «Когда мы сердимся, чем-то оза­
бочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький каму­
шек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его
оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на мес­
те, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем
людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своих проблемах
сразу, как только они их заметят.

Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем пого­ворить об этом.

Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, на­пример: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в бо­тинке».


Глава 2. Агрессивные дети                                                                                               5 5

Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, опи­сывают свои ощущения. Отдельные «камушки», о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, спо­соб, при помощи которого можно избавиться от «камушка».

Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помога­ет педагогу беспрепятственно проводить учебный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это «что-то» не даст им спокойно сидеть на заня­тиях и воспринимать информацию. Если же дети получат возможность выговориться, «выпустить пар», то можно спокойно приступать к заня­тиям. Игра «Камушек в ботинке» особенно полезна для тревожных де­тей. Во-первых, если ежедневно играть в нее, даже очень стеснитель­ный ребенок привыкнет и постепенно начнет рассказывать о своих трудностях (поскольку это не новая и не опасная, а знакомая и повторя­ющаяся деятельность). Во-вторых, тревожный ребенок, слушая расска­зы о проблемах сверстников, поймет, что не только он страдает от стра­хов, неуверенности, обид. Оказывается, и у других детей такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же, как все, не хуже всех. Не надо замыкаться в себе, ведь любую, даже самую трудную ситуацию, можно разрешить совместными усилиями. А дети, которые окружают его, — совсем не злые и всегда готовы прийти на помощь.

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и гово­рить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что, если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ре­бенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произош-


5 6                                                                                               Шпаргалка для родителей

ла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, кото­рая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети пред­лагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ре­бят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию дру­гого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение про­блемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установ­лению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуа­ции, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реаги­ровать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целе­устремленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребен­ку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина по­ссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо сцен­ку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Бурати­но, когда Мальвина посадила его в чулан? », «Что чувствовала Мальви­на, когда ей пришлось наказать Буратино? » и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на мес­те соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрес­сивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительно­сти, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессо­ру», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие — научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных гре­хах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конеч-


Глава 2. Агрессивные дети                                                                                               5 7

но, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда ме­шаешь всем детям играть! » Но вряд ли такое заявление снизит эмоцио­нальное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обо­злится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Напри­мер, вместо «Ты почему не убрал игрушки? » можно сказать: «Я расстра­иваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощу­щениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ре­бенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Работая с агрессивными детьми, воспитатель или учитель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать реко­мендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратить­ся за помощью к психологам.

Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В этих случаях мы рекомендуем использовать наглядную инфор­мацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Приведен­ная ниже таблица 5 может послужить примером такой информации.

Подобная таблица или другая наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о при­чинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями и с учителем.

Плавная цель подобной информации — показать родителям, что од­ной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближай­шем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.



Шпаргалка для родите лей


 


Таблица 5. Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

 

Стратегия воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает
Резкое подавление «Прекрати! » Агрессивный. Ребенок копирует
агрессивного поведения «Не смей так говорить». (Ребенок может прекратить родителей и учится у них
рбОбНКЭ Родители наказывают сейчас, но выплеснет свои агрессивным формам
  ребенка отрицательные эмоции поведения
    в другое время и в другом  
    месте)  
Игнорирование агрессив- Родители делают вид, что Агрессивный. Ребенок думает, что делает
ных вспышек ребенка не замечают агрессии (Ребенок продолжает все правильно, и агрес-
  ребенка, или считают, что действовать агрессивно) сивные формы поведения
  ребенок еще мал   закрепляются в черту
      характера
Родители дают возмож- Если родители видят, что Скорее всего, ребенок Ребенок учится анализи-
ность ребенку ребенок разгневан, они научится управлять своим ровать различные ситуации
выплеснуть агрессию могут вовлечь его в игру, гневом и берет пример со своих
приемлемым способом и которая снимет его гнев.   тактичных родителей
в тактичной форме Родители объясняют    
запрещает вести себя ребенку, как надо вести    
агрессивно по себя в определенных    
отношению к другим ситуациях    

1:


Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка» (М., 1997). Советуем прочитать эту книгу и педагогам, и родителям. Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способам от­носятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, мож­но отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д. ).

Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предпо­лагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна ис­пользоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам кон­тролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подав­лять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-аг­рессивных черт. Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может при­чинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально


Глава 2. Агрессивные дети                                                                                               5 9

плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы пове­дения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каж­дой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воз­действия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время


 







Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ре­
бенка.!                                            ;    I а -!

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведе­
ния. ,                                          ;   ! _ 1

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, \
наказывать за конкретные поступки.

••--.,:........ •-.   ••       ................................ г                                                          •                                     -4_. _^,

4. Наказания не должны унижать ребенка.  ;    .

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев не­
посредственно после фрустрирующего события. .

7. Обучать распознаванию собственного эмоцио­
нального состояния и состояния окружающих
людей.                                                           

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

 

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных
ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.      




Шпаргалка для родителей


эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким об­разом они или их дети могут выражать свой гнев, рекомендуем размес­тить на стенде в классе или в группе следующую наглядную информа­цию (табл. 6).

Таблица 6. Позитивные и негативные способы выражения гнева (рекомендации доктора Р. Кэмпбелла)

 

Способы выражения гнева

Позитивные Вежливость Стремление найти решение Выражение основной жалобы без утонения в сторону Негативные Выражение гнева в громкой и невежливой форме Использование ругательств и угроз Использование словесных оскорблений

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положи­тельным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследова­тельность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что по­может родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Терпения вам и удачи, дорогие родители!


 


КАК ИГРАТЬ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как по­казывает наш многолетний опыт проведения игровой терапии, на пер­вых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом), но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов ле-


Глава 2. Агрессивные дети                                                                                               61

гального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка Яров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».

Психолог Я. А. Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель дол­жен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребя­там разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести груп­повое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая свер­стников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репер­туар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеж­дает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к фи­зической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно ис­пользовать такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и другие.

Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать игры, способствующие релаксации, описание которых дается в главе «Как играть с тревожными детьми».

Подвижные игры

«ОБЗЫВАЛКИ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель          Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть

гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными и словами (заранее обговаривается условие, какими обзывал-ками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: " А ты... морковка! " Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заклю­чительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты... солнышко! " »

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обид­чивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, пре­дупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.


6 2                                                                                               Шпаргалка для родителей

«ДВА БАРАНА» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель          Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку

возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение напра­вить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участни­ки игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — проти­востоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно доль­ше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внима-
                              тельно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

            ----------------------------------------------------------------------------------------

          «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ» (Н. А. Кряжева, 1997)

             ----------------------------------------------------------------------------------------

Цель           Способствовать сплочению детского коллектива, научить

детей понимать чувства других, оказывать поддержку и со­переживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встань­
те, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно боль-
                                 шое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!

А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на

                              выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага впе-
                             ред, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед.
                            Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное,
так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце.
Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем
дыхание и стук сердца этого животного себе».
__________________________________ У_____________________________

«ТУХ-ТИБИ-ДУХ» (К. Фопель, 1998) 

Цель  Снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное

                                  заклинание против плохого настроения, против обид и ра-

зочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не­обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочет-


Глава 2. Агрессивные дети                                                                                               6 3

ся поговорить, остановитесь напротив одного из участни­ков, посмотрите ему в глаза и трижды, серди-то-пресерди-то произнесите волшебное слово: " Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останав­ливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито про­износите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо го­ворить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети долж­ны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через неко­торое время они не могут не смеяться.

«ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - ВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель          Обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участ­ник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) дол­жен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные сло­ва, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

(Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель          Обучение детей эффективным способам общения. Уп-

ражнение выполняется аналогично предыдущему, но с ис­пользованием только невербальных средств общения (ми­мики, жестов, дистанции и т. д. ).

После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на во­просы: «Когда было легче просить игрушку (или другой пред-



Шпаргалка для родите лей


мет)? », «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Ка­кие нужно было произносить слова? » Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверст­никами, так как в процессе выполнения упражнения они при­обретают навыки эффективного взаимодействия.

«ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ» (Е. В. Коротаееа, 1997)

Цель           Формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впере­ди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завя­зывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и на­зад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, из­бегая препятствий — других туристов с компасами.

После окончания игры дети могут описать, что они чув­ствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

«ЗАЙЧИКИ» (Г. Л. Бардиер и др., 1993)

Цель          Дать ребенку возможность испытать разнообразные мы-

шечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зай­чиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осозна­ние и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики сту­чат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лап­ки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаб­лен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще


Глава 2. Агрессивные дети                                                                                               6 5

расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже мед­леннее, чтобы уловить все ощущения».

Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно опи­саны в разделе «Как играть с тревожными детьми».

«Я ВИЖУ... » (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель           Установить доверительные отношения между взрослым

и ребенком, развивать память и внимание малыша.

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предме­ты, которые находятся в комнате, начиная каждое выска­зывание словами: «Я вижу... »

Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ» (И. В. Шевцова)

Цель            Снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессив-

ность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым. Описание игры см. на с. 28, 29

«ТОЛКАЛКИ» (К. Фопель, 1998)

Цель          Научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на Расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего парт­нера. По сигналу ведущего начните толкать своего напар­ника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто ус­танет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«ЖУЖА» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель          Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать

им уникальную возможность посмотреть на себя глазами



Шпаргалка для родителей


окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижа­ют, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все осталь­ные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагива­ются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

«РУБКА ДРОВ» (К. Фопель, 1998)

Цель          Помочь детям переключиться на активную деятельность

после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопив­шуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры. Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно дер­жать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свобод­ного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: " Ха! " »

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«ГОЛОВОМЯЧ» (К. Фопель, 1998)

Цель          Развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, на-

учить детей доверять друг другу.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на ко­лени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».

Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в ис­ходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.


Глава 2. Агрессивные дети



 


«АЭРОБУС» (К. Фопель, 1998)

1ель           Научить детей согласованно действовать в небольшой

группе, показать, что взаимное доброжелательное отно­шение товарищей по «команде» дает уверенность и спо­койствие.

«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, ка­кие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут по­могать Аэробусу " летать" ». Один из детей (по желанию) ло­жится животом вниз на и разводит руки в стороны, как кры­лья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля...

Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверен­но, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер.

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать
его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бе-
              режное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус

**             самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы уви-

дите, что удетей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

«БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ» (К. Фопель, 1998)

Цель          Дать детям возможность вернуть бодрость и активность

после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плот­ный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каж­дая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние меж­ду командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону против-



Шпаргалка для родителей


ника. Команда будет такой: " Приготовились! Внимание! Начали! "

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону про­тивника. Услышав команду " Стоп! ", вам надо будет прекра­тить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей сто­роне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неод­нократно.

«ДРАКОН» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель           Помочь детям, испытывающим затруднения в общении,

обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продол­жается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игры за партами

Для агрессивных детей можно порекомендовать следующие игры за партами: «Драка», «Дудочка» (упражнение описано в разделе «Как играть с тревожными детьми»), «Ловим комаров», «Пальчиковые игры» и др.

«ГЛАЗА В ГЛАЗА» (Н. А. Кряжева, 1997)

Цель          Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокой-

ный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попро­буйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу» ни с кем раз­говаривать» и т. д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния переда­вались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.


Глава 2. Агрессивные дети


69


 


«МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель           Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопив-

шийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произно­сить страшным голосом звук " У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить " У", если я буду громко хло­пать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молод­цы! Пошутили — и достаточно. Давайте снова станем детьми! »



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.