Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕР  



Денис Д. учится в 3-м классе. Он очень много читает, на уроках естествознания и истории любит дополнять рассказ учителя интересными фактами. Правда, при этом бесцеремонно перебивает педагога, вскакивает из-за парты и всегда хочет успеть первым. Однако при написании диктантов и контрольных работ Денис до­пускает пропуски букв и целых слов в предложениях, ошибается в вычислениях. Учитель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилия­ми помочь ему.

В медицинской карте Дениса стоит диагноз «дефицит внимания с син­дромом гиперактивности». Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жес

 



токо и непреклонно. Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать вы­полнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усид­чивым и одновременно сдержанным.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время вни­мательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдержи­вать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был вниматель­ным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.

В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать на­вык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка вы­сока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом

Конечно же, воспитатели детских садов и школьные учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперак­тивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Напри­мер, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо дея­тельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род дея­тельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случай­но» оброненный карандаш и так далее. А если ребенок в состоянии будет продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.

Школьный урок продолжается 40—45 минут, и любой ребенок дол­жен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в со­стоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий можно поиграть с етьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гим­настику для пальцев.

Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален  преподаватель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переклю­чить его внимание на нужный предмет.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за ак­куратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требова­тельность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходи­мо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышать­ся самооценка.

В случае с Дианой воспитателям удалось найти подход к девочке, ис­пользуя тактильный контакт. Можно применять этот метод в работе с ги­перактивными детьми и в школе. С этой целью можно посадить ребенка рядом с учителем (за первую парту). Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать беспо­лезные нотации.

Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность заня­тий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятель­ности 8—10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное зна­чение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельнос­ти на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэто­му взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготав­ливая его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупре­дить: «Осталось 3 минуты».

Помимо этого, в группе детского сада или в классе на специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные детям.

Для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного и понят­ного дела, можно использовать не словесные сигналы, а, к примеру, сиг­нал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо будет сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.

С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраи­вать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на переме­не ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гипер­активному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желатель­но уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.

Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ре­бенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата мож­но еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посо­ветовать для успешного выполнения задания. Если ребенок уже умеет писать, пусть он напишет правило (инструкцию) на листе бумаги и по­местит его на видном месте.

В процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установлен­ных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему на список правил. Свод правил может иметь постоянное название, например, «Советы самому себе». В тех случаях, когда составление такого свода правил невоз­можно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словес­ной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструк­ции, а следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребенку, что, если он «нечаянно» нарушит ка­кое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится. Вы верите в это.

Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенно­сти гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощре­ния должны носить моментальный характер и повторяться примерно че­рез 15—20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Как же придумать, чем можно наградить ребенка?

В детском саду воспитатели могут узнать, что любят дети, во время бесед с ними или, попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен... ». В школе легко узнать о предпо­чтениях ребенка из его сочинений на те же темы.. В дальнейшем это по­может педагогу стимулировать действия ребенка.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожи­данное действие, которое иногда носит даже провокационный харак­тер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В лю­бой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет  хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуа­цию, остановитесь на несколько секунд (например сосчитайте до деся­ти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка который так нуждается в вашей поддержке.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные труд­ности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому Результату. Порой родите­ли просто приходят в отчаяние: «Я не знаю, чт0 мне с ним делать! Сил моих больше нет! » — с отчаянием восклицает Мама такого ребенка при­дя на прием к психологу. Конечно же, можно ее ПОнять и ей посочув­ствовать. Родители гиперактивного ребенка нередко с опасением отно­сятся к детскому саду или школе. Они уже заранее переживают: вот сейчас выйдет воспитатель (или учитель) и начнет «распекать» их чадо. Услышав первые же замечания педагога, мамы и папы либо начинают от­чаянно защищаться, либо стоят с поникшей годовой, будто ругают их самих. После такой «прелюдии», они, как прав! 1ЛО) встречают выбегаю­щего им навстречу ребенка упреками и нотациями. Педагог, присутству­ющий при этой «теплой» встрече, тоже очень Неловко себя чувствует и даже сожалеет о том, что стал причиной ссоры.

Знакомая картина, не правда ли? На самом деле вполне можно на­учиться избегать подобных ситуаций. Для этогО; прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, Какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, что­бы испытывать чувство вины, у них нет.

Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и при­нять сына или дочь. Если учитель или воспитатель встретят родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному со­стоянию придет чувство гордости, радости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой.

Существует многократно проверенный в детском саду и в начальной школе метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улуч­шению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педа­гог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной кар­тонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если ро­дители знают, что, когда читают вслух книгу, Саша с трудом высиживает 3 минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течение 10 минут, то это обязательно надо отметить в карточке:

Сегодня, 18. 11, Саша слушал сказку «Красная шапочка» в течение 10 мину т.

Вечером родители Саши в присутствии всех членов семьи могут от­метить это небольшое достижение ребенка, повысив его самооценку и уровень мотивации к обучению. По своему усмотрению взрослые могут поощрить ребенка прогулкой в парк, совместным просмотром телепе­редачи, любимой игрой.

Если же ребенок спокойно слушал всего лишь 2 минуты, а потом ме­шал остальным, воспитатель пишет:

Саша слушал сказку «Красная шапочка» 2 минуты.

Таким образом, родители получают позитивную информацию и де­лают сразу несколько выводов:

1. Ребенка никто не ругает.

2. В группе читали сказку «Красная шапочка».

3. Ребенок недослушал сказку, значит, необходимо прочитать ее дома.

еребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с карточки,

останется уверен, что ничего плохого он не сделал, а воспитатель по-                                        

прежнему любит и понимает его.                                                                                                   I

Кроме того, родители, помня о необходимости почитать ребенку кни­гу, вечером дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок, в свою очередь, получит необходимую «дозу» родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами, истериками и т. д.

Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также запи­сав, чем ребенок занимался вечером дома, когда лег спать.

18. 11 вечером Саша слушал, как папа читал ему сказку «Красная ша­почка», после чего сделал рисунок к сказке. Во время рисования он вмес­те с папой пересказал услышанное. Смотрел передачу «Спокойной ночи, малыши» 15 минут, играл с братом в конструктор «Лего» 30 минут. Спать лег в 23 часа.

Воспитатель или учитель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже могут сделать определенные выводы:

1. Учебный материал, который давался детям накануне, Сашей
усвоен.

2. Родители проявили внимание к ребенку.

3. Саша, несмотря на высокую двигательную активность и импуль­
сивность, смог играть с братом в течение 30 минут, значит, если
повысить мотивацию ребенка, он способен взаимодействовать с
другими детьми в течение довольно длительного времени.

4. Саша лег спать поздно, в 23 часа, следовательно, можно ожидать
от него сегодня в группе непредсказуемых поступков. Поэтому
педагог должен заранее продумать стратегию своих действий по
отношению к ребенку.

Воспитатель или учитель по своему усмотрению также могут поощ­рить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Пе­речень возможных наград педагог составляет заранее, узнав у ребенка о его предпочтениях (из рисунков и сочинений на тему «Я счастлив», «Я доволен», «Я мечтаю», «Когда я буду взрослым»).

Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимо­действии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокой­нее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как об­мен карточками, способствует установлению взаимопонимания и довери­тельных отношений между педагогом и родителями.

Если же контакт с родителями затруднен, и мама или папа ребенка не хотят или не готовы принять информацию о нем, можно использовать наглядную форму работы. Например, размещение информации в уголке родителей. И в школе, и в детском саду можно сделать переносные аль­бомы-раскладушки, которые с успехом используются на родительских со­браниях. Возможен вариант и стационарно размещенного стенда.

Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внима­ние, материал необходимо подбирать доступный, немногословный. На­пример, если педагога беспокоит поведение гиперактивных детей в груп­пе или классе, он может разместить на стенде отдельные пункты из «Шпаргалки для взрослых» (см. с. 34), которые могут быть интересны и полезны для родителей.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая под­держка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям сле­дует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно долж­но быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно откры­вающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться ря­дом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему но­тации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и на­казаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребенком, что он «не будет пинать кошку» или «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку каж­дого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не пере­ходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения дру­гого конкретного требования.

Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус... » и т. д. Затем определенное количество полученных за правиль­ное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, иг­рушку и т. д. ). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сде­лает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.


                                                               Шпаргалка для взрослых,

или Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие; но более частые пе­
риоды. Использовать физкультминутки,

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

 

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы,
; чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы масса-
{ жа, прикосновения, поглаживания).                                                      ; . '

$. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях | заранее.

^. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
. ^). Использовать гибкую систему поощрений и наказа-
4—ний.   ,                                                                                                         —»

\, Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на буду-.

4_. щее.                                                                                                                       ^

. |. Предоставлять ребенку возможность выбора.                                                    ^

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет пре-;

имущества!                                                                                                                г

 

КАК ИГРАТЬ

С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Пэдбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и вы­полнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомля­емость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интере­сами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, за-


 


тем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чет­кими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способ­ствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направ­ленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в ра­боте может стать использование игр, которые помогут ребенку приоб­рести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таб­лица 2 может стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно приме­нять и при индивидуальной, и при групповой работе.

Таблица 2. Игры на тренировку одной функции

 

Функция, на тренировку которой направлены игры Индивидуальные Групповые
Внимание «Найди отличие», «Запрещенное движение» «Запрещенное движение», «Передай мяч», «Броуновское движение»
Контроль двигательной активности «Разговор с руками» «Море волнуется»
Контроль импульсивности «Говори! » «Съедобное - несъедобное»
  «Съедобное - несъедобное» «Говори! »
    «Сиамские близнецы»
    «Слепой и поводырь»

Все игры, указанные в таблице (за исключением общеизвестных: «Съедобное—несъедобное», «Море волнуется... ») описаны ниже.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив ре­зультаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно во­влекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребен­ка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие фазу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др. ), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

В таблице 3 приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмот­рению может расширить этот перечень, используя указанные игры как


для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от эта­па и целей занятия).

Таблица 3. Игры на тренировку двух и трех функций




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.